способ управления движением судна по широте и долготе

Классы МПК:B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное бюджетное учреждение науки Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-03-27
публикация патента:

Способ управления движением судна по широте и долготе позволяет управлять движением судна по заданной траектории с корректировкой скорости движения по времени. Корректировка по времени обеспечивает нахождение судна в заданной точке в заданное время. Использование в качестве навигационной информации широт и долгот повышает точность управления движением как в пространстве, так и во времени. Точное управление с использованием текущих и заданных во времени широт и долгот судна реализуется с учетом текущего нахождения путевого угла в одном из четырех секторов в диапазоне от 0° до 360°. При больших угловых изменениях заданной траектории движения обеспечивается автоматический переход на штатное управления движением по заданному путевому углу и заданной скорости хода судна. Достигается минимизация отклонения судна от заданной траектории, повышение экономичности и безопасности управления движением, прохождение судна в узкостях и управление перехода на типовое (штатное) движение судна. 1 ил. способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885

способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885

Формула изобретения

Способ управления движением судна по широте и долготе, основанный на использовании: приемника спутниковой навигационной системы (СНС), задатчика маршрута, регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , рулевого привода, регулятора привода оборотов гребного вала - n, привода оборотов гребного вала; сигналы путевого угла - ПУ (из в приемника СНС) вводят на вход регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , сигнал скорости хода судна - V (из приемника СНС) вводят на вход регулятора привода оборотов гребного вала - n, сигнал заданного угла курса - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд (из задатчика маршрута) вводят на входы регулятора рулевого привод - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , сигнал заданной скорости хода - Vзд (из задатчика маршрута) вводят на вход регулятора привода оборотов гребного вала - n, сигнал заданного угла перекладки руля - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд (из регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ) вводят на вход рулевого привода, сигнал заданных оборотов гребного вала - nзд (из регулятора привода оборотов гребного вала - n) вводят на вход привода оборотов гребного вала, отличающийся тем, что используют блок 4х секторов путевого угла, регулятор оборотов привода подруливающего устройства - nподр, подруливающее устройство, блок сравнения, блок разностей и блок коррекции сигналов управления; сигнал - ПУ (из приемника СНС) и сигнал - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд (из задатчика маршрута) вводят на вход блока сравнения, в котором формируют модуль разности сигналов |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд| и сравнивают с постоянной С1, если |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд|>C1, то сигналы ПУ и способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд отключают от входа блока сравнения, через интервал времени способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t сигналы: ПУ и способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд вводят в блок сравнения, формируют модуль разности сигналов |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд| и сравнивают с постоянной C1, если |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд|>C1, то вновь через интервалы времени способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t в блоке сравнения повторяют операцию сравнения,

если |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд|способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 C1, то производится формирование точного управления: в блоке разностей из сигналов текущей широты судна - Ф (из приемника СНС) и заданной широты судна - Фзд (из задатчика маршрута), текущей долготы судна - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (из приемника СНС) и заданной долготы - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд (из задатчика маршрута) формируют сигналы разности (Ф-Фзд), (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд) и сигналы производных от сигналов широты - dФ/dt и долготы - dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt. Сформированные сигналы: (Ф-Фзд), (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд), dФ/dt и dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt вводят в блок коррекции сигналов управления; в блок 4х секторов путевого угла вводят сигнал - ПУ (из приемника СНС) и по сигналам углов граничных значений четырех секторов (введенных в блок 4х секторов путевого угла), в котором находится - ПУ:

а) (-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4)=+7способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4 <ПУ<+способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4,

б) или +способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4 <ПУ<+3способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4,

в) или +3способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4 <ПУ<+5способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4,

г) или +5способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4 <ПУ<+7способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4=(-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4);

формируют сигнал одного из четырех секторов: а), или б), или в), или г), в котором находится ПУ; в блок коррекции сигналов управления вводят сигнал этого сектора, формируют сигналы законов точного управления: рулевым приводом, приводом подруливающего устройства, приводом гребного вала, когда путевой угол - ПУ находится в секторе: а), или б), или в), или г):

- сигнал закона управления рулевым приводом - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор (при нахождении путевого угла ПУ в секторе а) или в), используя сигналы: (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд), dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt из блока разностей):

при наличии сигнала сектора а) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор=-К1(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд)-К2 dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt,

или при наличии сигнала сектора в) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор=+К1(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд)+К2 dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt,

сигнал способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор вводится на вход регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , а сигналы К1 (ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд)+К2 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд, подключенные к входу регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (из приемника СНС и задатчика маршрута), отключают (сигнал на выходе регулятора управления рулевым приводом принимает вид: способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор, этот сигнал вводится на вход рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ),

- сигнал оборотов привода подруливающего устройства - nподр.зд (при нахождении путевого угла ПУ в секторе а) или в), используя сигнал - (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд) из блока разностей:

при наличии сигнала сектора а) nподр.зд=-К3(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд),

или при наличии сигнала сектора в) nподр.зд=+К3(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд),

сигнал - nподр.зд формируется в регуляторе оборотов привода подруливающего устройства - n подр, сигнал управления приводом оборотов подруливающего устройства при этом принимает вид: nподр=nподр.зд , который вводится на вход приводом оборотов подруливающего устройства;

- сигнал коррекции оборотов гребного вала - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд (при нахождении путевого угла ПУ в секторе а) или в), используя сигнал - (Ф-Фзд) из блока разностей):

при наличии сигнала сектора a) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд=-К4(Ф-Фзд),

или при наличии сигнала сектора в) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд=+К4(Ф-Фзд),

сигнал - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд вводят на вход регулятора оборотов гребного вала - n, сигнал закона управления оборотами гребного вала принимает вид:

nзд=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд1(V-Vзд)+f(n, V),

сформированный в регуляторе оборотов гребного вала - n, сигнал - nзд вводится на вход привода оборотов гребного вала;

- сигнал управления рулевым приводом вида - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор (при нахождении путевого угла ПУ в секторе б) или г), используя сигнал - (Ф-Фзд), dФ/dt из блока разностей):

при наличии сигнала сектора б) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор=+К3(Ф-Фзд)+К6 dФ/dt

или при наличии сигнала сектора г) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор=-К5(Ф-Фзд6 dФ/dt, сигнал - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор вводится на вход регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , а сигналы: К1(ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд)+К2 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , подключенные к входу регулятора рулевого привода (из приемника СНС и задатчика маршрута), отключают, управление рулевым приводом принимает вид: способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор, этот сигнал вводится на вход рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ;

- сигнал оборотов привода подруливающего устройства (при нахождении путевого угла ПУ в секторе б) или г), используя сигнал - (Ф-Фзд) из блока разностей):

при наличии сигнала - сектора б) nподр.зд=-К5 (Ф-Фзд),

или при наличии сигнала - сектора г) nподр зд=+К5(Ф-Фзд),

сигнал - nподр.зд вводится на вход регулятора привода оборотов подруливающего устройства - nподр, который затем вводится на вход подруливающего устройства;

- сигнал коррекции оборотов гребного вала - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд (при нахождении путевого угла ПУ в секторе б) или г), используя сигнал - (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд) из блока разностей):

при наличии сигнала сектора б) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд=-К4(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд),

или при наличии сигнала сектора г) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд=+К4(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд),

сигнал - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд вводят на вход регулятора оборотов гребного вала - n (управление оборотами гребного вала - n принимает вид:

nзд=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд1(V-Vзд)+f(n, V), сформированный в регуляторе оборотов гребного вала - n сигнал - nзд вводится на вход привода оборотов гребного вала;

через интервал времени способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t сигнал путевого угла - ПУ (из приемника СНС) и сигнал заданного угла курса - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд (из задатчика маршрута) вводят в блок сравнения, в котором формируют сигнал модуля разности |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд| и сравнивают с постоянной С1, если модуль разности |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд|способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 C1, то через интервал времени способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t сигналы: ПУ и способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд вновь вводят в блок сравнения, формируют модуль разности сигналов - |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд| и сравнивают с постоянной C1, способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 в момент времени mспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t формируют модуль разности сигналов - |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд| и сравнивают с постоянной C1 и если |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд|>С1, то формируют штатное управление движением судна:

- сигналы - ПУ и способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд (из приемника СНС и задатчика маршрута) подключают к входу регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ,

- сигналы - V и Vзд (из приемника СНС и задатчика маршрута) подключают к входу регулятора оборотов гребного вала - n,

- сигнал угловой скорости - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 формируют в регуляторе рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 и подключают к его входу,

- сигналы с выхода блока коррекции сигналов управления, подключенные к входу регуляторов: рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , оборотов гребного вала - n и оборотов подруливающего устройства - nподр, отключают (таким образом формируется управление рулевым приводом по закону (1) и приводом оборотов гребного вала по закону (2)) через интервал времени способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t в блоке сравнения вновь формируют сигнал |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд|, сравнивают с постоянной C1 и если |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд|>С1, то через интервал времени способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t вновь формируется сигнал модуля |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд|способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (остается штатное управление), в момент времени nспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t при выполнении условия |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд|способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 С1 формируют точное управление:

в блоке разностей из сигналов текущей широты судна - Ф (из приемника СНС) и заданной широты судна - Фзд (из задатчика маршрута), текущей долготы судна - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (из приемника СНС) и заданной долготы - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд (из задатчика маршрута) формируют сигналы разности (Ф-Фзд), (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд) и сигналы производных от сигналов широты - dФ/dt и долготы - dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt. Сформированные сигналы: (Ф-Фзд), (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд), dФ/dt и dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt вводим в блок коррекции сигналов управления; в блок 4х секторов путевого угла вводят сигнал - ПУ (из приемника СНС) и по сигналам углов граничных значений четырех секторов (введенных в блок 4х секторов путевого угла), в котором находится - ПУ:

а) (-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4)=+7способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4 <ПУ<+способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4,

б) или +способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4 <ПУ<+3способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4,

в) или +3способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4 <ПУ<+5способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4,

г) или +5способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4 <ПУ<+7способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4=(-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4);

формируют сигнал одного из четырех секторов: а), или б), или в), или г), в котором находится ПУ; в блок коррекции сигналов управления вводят сигнал этого сектора, формируют сигналы законов точного управления: рулевым приводом, приводом подруливающего устройства, приводом гребного вала, когда путевой угол - ПУ находится в секторе: а), или б), или в), или г):

- сигнал закона управления рулевым приводом - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор (при нахождении путевого угла ПУ в секторе а) или в), используя сигналы: (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд), dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt из блока разностей):

при наличии сигнала сектора а) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор=-К1(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд)-К2 dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt,

или при наличии сигнала сектора в) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор=+К1(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд)+К2 dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt,

сигнал способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор вводится на вход регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , а сигналы К1(ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд)+К2 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд, подключенные к входу регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (из приемника СНС и задатчика маршрута), отключают (сигнал на выходе регулятора управления рулевым приводом принимает вид: способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор, этот сигнал вводится на вход рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ),

- сигнал оборотов привода подруливающего устройства - nподр.зд (при нахождении путевого угла ПУ в секторе а) или в), используя сигнал - (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд) из блока разностей):

при наличии сигнала сектора а) nподр.зд=-К3(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд),

или при наличии сигнала сектора в) nподр.зд=+К3(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд),

сигнал - nподр.зд формируется в регуляторе оборотов привода подруливающего устройства - n подр, сигнал управления приводом оборотов подруливающего устройства при этом принимает вид: nпoдp=nподр.зд , который вводится на вход приводом оборотов подруливающего устройства;

- сигнал коррекции оборотов гребного вала - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд (при нахождении путевого угла ПУ в секторе а) или в), используя сигнал - (Ф-Фзд) из блока разностей):

при наличии сигнала сектора а) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд=-К4(Ф-Фзд),

или при наличии сигнала сектора в) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд=+К4(Ф-Фзд),

сигнал - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд вводят на вход регулятора оборотов гребного вала - n, сигнал закона управления оборотами гребного вала принимает вид:

nзд=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд1(V-Vзд)+f(n, V),

сформированный в регуляторе оборотов гребного вала - n, сигнал - nзд вводится на вход привода оборотов гребного вала;

- сигнал управления рулевым приводом вида - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор (при нахождении путевого угла ПУ в секторе б) или г), используя сигнал - (Ф-Фзд), dФ/dt из блока разностей);

при наличии сигнала сектора б) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор=+К5(Ф-Фзд)+К6 dФ/dt

или при наличии сигнала сектора г) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор=-К5(Ф-Фзд)-К6 dФ/dt,

сигнал - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор вводится на вход регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , а сигналы: К1(ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд)+К2 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , подключенные к входу регулятора рулевого привода (из приемника СНС и задатчика маршрута), отключают, управление рулевым приводом принимает вид: способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор, этот сигнал вводится на вход рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ;

- сигнал оборотов привода подруливающего устройства (при нахождении путевого угла ПУ в секторе б) или г), используя сигнал - (Ф-Фзд) из блока разностей):

при наличии сигнала сектора б) nподр.зд=-К5 (Ф-Фзд),

или при наличии сигнала сектора г) nподр.зд=+К5(Ф-Фзд),

сигнал - nподр.зд вводится на вход регулятора привода оборотов подруливающего устройства - nподр, который затем вводится на вход подруливающего устройства;

- сигнал коррекции оборотов гребного вала - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд (при нахождении путевого угла ПУ в секторе б) или г), используя сигнал - (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд) из блока разностей):

при наличии сигнала сектора б) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд=-К4(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд),

или при наличии сигнала сектора г) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд=+К4(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд),

сигнал - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд вводят на вход регулятора оборотов гребного вала - n (управление оборотами гребного вала - n принимает вид:

nзд=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд1(V-Vзд)/+f(n, V), сформированный в регуляторе оборотов гребного вала - n сигнал - nзд вводится на вход привода оборотов, через интервал времени способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t сигналы: ПУ и способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд вводят в блок сравнения, формируют модуль разности сигналов |ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд| и сравнивают с постоянной С1.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному маршруту.

Известен способ автоматического управления движением судна по заданному путевому углу, реализованный в «Системе автоматического управления судном», (патент RU 2240953 С1, БИ № 33, 27.11.2004 г.). Способ управления движением судна основан на использовании информация от приемника спутниковой навигационной системы (СНС), датчика угловой скорости, блока заданного значения путевого угла и сумматора, в котором по сигналам: текущего путевого угла, заданного путевого угла и угловой скорости судна формируется сигнал для управления рулевым приводом судна.

Известен также способ автоматического управления движением судна (патент RU 2292289 С1, БИ № 3, 27.01.2007 г., принятый нами в качестве прототипа), в котором автоматическое управление движением судна осуществляется аналогично описанному выше, но с корректировкой заданного значения путевого угла в процессе плавания из точки «А» в точку «Б», затем «В»способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 по заданному маршруту.

Известные способы автоматического управления движением по заданной траектории обеспечивают движение судна к заданной точке. Однако недостатками рассмотренных способов управления движением судна по заданной траектории являются:

- отсутствие контроля за нахождением судна в заданной точке траектории в заданное время, т.е. не контролируется совпадение текущего положения судна во времени с заданным местонахождением,

- при появлении поперечных (относительно судна) возмущающих силовых воздействий создается большой угол дрейфа судна, что приводит к уходу с заданной траектории движения, а также к экономическим и временным потерям,

- использование только кормового рулевого привода для управления движением создает дополнительный угол дрейфа в процессе изменения направления движения судна, который приводит также к дополнительным отклонениям от заданной траектории в поперечной плоскости судна,

- затруднен проход судном узкостей из-за появления угла дрейфа и бокового сноса судна относительно заданной траектории движения.

Приведенный ниже способ управления лишен этих недостатков т.к. обеспечивает движение судна практически с нулевым углом дрейфа и обеспечивает точное движение судна в соответствии с заданным временем нахождения в заданных точках траектории движения.

Техническим результатом предлагаемого способа управления движением судна является:

- минимизация отклонения судна от заданных точек программной траектории движения с использованием широт, долгот (благодаря минимизации отклонения судна по широте и долготе текущего состояния судна от заданных в пространстве и во времени),

- повышение экономичности и безопасности управления движением,

- проводка судна в узкостях (т.к. поперечное смещение судна даже при наличии возмущающих сил, действующих на судно в поперечном направлении, сводится к малым значениям),

- переход на типовое (штатное) управление движением судна (с использованием только рулевого привода по заданному углу курса) при существенном отклонении текущего путевого угла от заданного программного угла курса.

Этот технический результат достигается благодаря использованию трех подсистем управления движением судна:

а) в продольном направлении движения судна - это подсистема управления скоростью хода V, в которой путем перестройки регулятора оборотов гребного вала - n корректируется скорость движения судна - V и поддерживается движение судна в продольном направлении в соответствии с заданной временной программой движения судна,

б) в поперечном направлении - это подсистема управления движением судна только по углу дрейфа с использованием подруливающих устройств(или носовых рулей), которая совместно с подсистемой управления кормовым рулевым приводом устраняет угол дрейфа и боковой снос судна относительно заданной траектории;

в) при существенном отклонении текущего путевого угла - ПУ от заданного (программного) угла курса - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , (в основном это наблюдается при переходе судна на новое направление движения при существенном изменении направления движения по заданной траектории) используют типовое (штатное) управление по путевому углу - ПУ=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд и по скорости хода судна - V=Vзд .

Каналы управления: а) и б) корректируют текущее положение судна с использованием текущих широт - Ф и долгот - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , а также заданных (во времени) программных широт - Ф зд=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (tзд) и долгот - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 1((tзд)), обеспечивая более точное управление.

Штатное в) управление осуществляется кормовым рулем - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 по заданному путевому углу - ПУзд и по скорости хода - V регулятором оборотов гребного вала - n.

Рассмотрим, как формируются законы штатного управления.

Типовое - штатное управление по путевому углу - ПУ=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд формируется в подсистеме управления кормовым рулевым приводом.

В регулятор рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 вводят сигналы:

- ПУ - текущего путевого угла,

- способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд - заданного - программного угла курса,

- способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 - угловой скорости судна, которая формируется в регуляторе рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , таким образом формируется закон управления рулем - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 :

способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ;

где: способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд - заданный угол перекладки руля,

ПУ, способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд(t) - путевой угол и заданный (программный) угол курса,

способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 - угловая скорость судна,

K1 ,K2 - коэффициенты регулирования.

Сигнал - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд в соответствии с зависимостью (1) вводится на вход рулевого привода, это обеспечивает вывод судна на путевой угол - ПУ, равный заданному (программному) углу курса - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд.

Типовое - штатное управление скоростью хода судна - V=Vзд.

Для управления скоростью хода судна используют сигналы заданной скорости ходами - Vзд и текущей скорости хода - V, которые вводят в регулятор оборотов гребного вала - n: способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885

способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 .

где:

nзд - заданные обороты гребного вала - n,

f (n, V) - штатный закон управления приводом гребного вала.

Рассмотрим реализацию способа управления движением судна по заданной траектории в двух режимах:

- штатное управление,

- управление с формированием управления в пространстве и во времени в соответствии с предлагаемым способом точного управления движением судна, в качестве основной навигационной информации используются текущие и заданные широты - Ф, Фзд, текущие и заданные долготы - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд.

А. Типовой (штатный) закон управления движением судна

Для формирования штатного управления используют:

- приемник спутниковой навигационной системы (СНС),

- задатчик маршрута,

- регулятор рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ,

- рулевой привод,

- регулятор привода оборотов гребного вала - nзд,

- привод оборотов гребного вала.

В соответствии с зависимостями (1) и (2) судно двигается по заданной траектории с путевым углом - ПУ=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд и скоростью - V, равной заданной скорости - Vзд Для реализации законов (1) и (2) сигналы путевого угла - ПУ и скорости хода судна - V (сформированные в приемнике СНС) вводят, соответственно, на вход регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 и на вход регулятора привода оборотов гребного вала - n. Сигналы заданного угла курса - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд и заданной скорости хода - Vзд (из задатчика маршрута) вводят, соответственно, на входы регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 и регулятора привода оборотов гребного вала - n. Сигналы: заданного угла перекладки руля - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд (из регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ) и заданных оборотов гребного вала - nзд (из регулятора привода оборотов гребного вала - n) вводят, соответственно, на входы: рулевого привода и привода оборотов гребного вала.

Переход со штатного закона управления (1) и (2) на режим точного управления осуществляется с применением:

- блока 4-х секторов путевого угла,

- регулятора привода оборотов подруливающего устройства - nподр ,

- подруливающего устройства,

- блока сравнения,

- блока разностей,

- блока коррекции сигналов управления.

Сигнал путевого угла - ПУ (из приемника СНС) и сигнал заданного угла курса - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд (из задатчика маршрута) вводят на вход блока сравнения, в котором формируют модуль разности сигналов способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 и сравнивают с постоянной C1.

Если способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (это условие соответствует использованию штатного режима управления), то сигналы ПУ и способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд отключают от входа блока сравнения, через интервал времени способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t сигналы: ПУ и способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд вновь вводят в блок сравнения и формируют модуль разности сигналов способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 для сравнения с постоянной С1, если способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , то вновь через интервалы времени способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t в блоке сравнения повторяют операцию сравнения сигнала модуля разностиспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 Рассмотренные циклы повторяют до тех пор пока выполняется неравенство способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 . Если удовлетворяется неравенство способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , то производят формирование точного закона управления.

Б. Формирование точного закона управления.

В соответствии с предложенным способом формируют законы точного управления движением судна в регуляторе рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , в регуляторе оборотов гребного вала - n и в регуляторе привода оборотов подруливающего устройства - nподр (с использованием информации по широте - Ф и долготе - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 судна).

Если в блоке сравнения формируется условие способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , то в блок разностей вводят сигналы текущей широты - Ф, долготы - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 судна (из приемника СНС) и заданной широты - Фзд , заданной долготы - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд (из задатчика маршрута) для формирования сигналов: (Ф-Фзд), (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд) и сигналов, производных от сигналов широты dФ/dt и долготы dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt. Сформированные сигналы: (Ф-Фзд), (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд), dФ/dt и dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt вводим в блок коррекции сигналов управления

В блоке 4-х секторов путевого угла формируем сигнал одного из четырех секторов, в котором находится в данный момент вектор путевого угла - ПУ, используя сигнал путевого угла - ПУ (из приемника СНС) и сигналы углов граничных значений четырех секторов (последние введены в память блока 4-х секторов путевого угла):

а) (-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4)=+7способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4<угол вектора ПУ<+способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4

б) или +способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4<угол вектора ПУ<+3способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4

в) или +3способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4<угол вектора ПУ<+5способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4

г) или +5способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4<угол вектора ПУ<+7способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4=(-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /4).

Сигнал одного из четырех секторов: а), или б), или в), или г), в котором находится в данный момент вектор путевого угла - ПУ, вводим в блок коррекции сигналов управления для формирования точных законов управления движением судна.

А. Формируем в блоке коррекции сигналов управления точные законы управления движением судна, если ПУ находится в секторе: а) или в) (блока 4-х секторов путевого угла).

1а. Сигнал точного закона управления рулевым приводом - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор формируется используя сигналы - (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд), dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt, поступившие из блока разностей:

при наличии сигнала сектора а) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор=+K1(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд)+K2dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt,

или

при наличии сигнала сектора в) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор=-K1(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд)-K2dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt,

где K1 и K2 - постоянные.

Сигнал способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор (с выхода блока коррекции сигналов управления) вводится на вход регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , а сигналы: K1(ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд)+K2способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (из приемника СНС и задатчика маршрута), подключенные к входу регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (используемые в штатном режиме управления), отключают. На выходе регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 таким образом формируется сигнал: способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор.

2а. Сигнал управления оборотами подруливающего устройства - nпод формируется, используя сигнал - (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд) из в блока разностей):

при наличии сигнала сектора а) nподр.зд=-K3 (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд),

или при наличии сигнала сектора в) nподр.зд=+K3(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд).

Сигнал - nподр.зд вводится на вход регулятора оборотов подруливающего устройства - nподр, на выходе регулятора привода оборотов подруливающего устройства - nподр формируется сигнал nподр =nподр.зд, который вводится на вход привода оборотов подруливающего устройства.

3а. Сигнал коррекции оборотов гребного вала - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд формируется, используя сигнал (Ф-Фзд ) из блока разностей):

при наличии сигнала сектора а) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд=-K4(Ф-Фзд),

или при наличии сигнала сектора в) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд=+K4(Ф-Фзд).

Сигнал - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд вводят на вход регулятора оборотов гребного вала - n. На выходе регулятора оборотов гребного вала - n формируется сигнал:

nзд=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд+K1(V-Vзд)+способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (n,V).

Б. Формируем в блоке коррекции сигналов управления точные законы управления движением судна, если ПУ находится в секторе б) или г) (блока 4-х секторов путевого угла).

1б. Сигнал точного закона управления рулевым приводом - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор формируем, используя сигналы (Ф-Фзд ), dФ/dt из блока разностей:

при наличии сигнала сектора - б) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор=-K5(Ф-Фзд)-K2 dФ/dt,

или при наличии сигнала сектора - г) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор=+K5(Ф-Фзд)+K2 dФ/dt.

Сигнал - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор вводится на вход регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , а сигналы K1(ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд)+K2способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , подключенные к входу регулятора рулевого привода (из приемника СНС и задатчика маршрута), отключают. На выходе регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 таким образом формируется сигнал: способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор.

2б. Сигнал оборотов подруливающего устройства - nподр формируем, используя сигнал - (Ф-Ф зд) из блока разностей:

при наличии сигнала сектора - б) nподр.зд=-K5(Ф-Фзд ),

или при наличии сигнала сектора - г) n подр.зд=+K5(Ф-Фзд).

Сигнал - nподр.зд вводится на вход регулятора привода оборотов подруливающего устройства - nпод. Сигнал с выхода регулятора привода оборотов подруливающего устройства - nподр вводится на вход подруливающего устройства: nподр=nподр.зд.

3б. Сигнал коррекции оборотов гребного вала - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд формируем, используя сигнал - (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд) из блока разностей:

при наличии сигнала сектора - б) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд=-K3(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд),

или при наличии сигнала сектора - г) способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд=+K6(способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд),

затем сигнал - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд вводят на вход регулятора оборотов гребного вала - n. Сигнал с выхода регулятора оборотов гребного вала - n вводят на вход привода оборотов гребного вала: nзд =способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд+K1(V-Vзд)+способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (n,V).

Таким образом, сформированы законы точного управления движением судна с использованием регулятора рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , регулятора оборотов гребного вала - n и регулятора привода оборотов подруливающего устройства - nподр. Через интервал времени способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t в блоке сравнения формируется сигнал способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 . Если выполняется условие способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , то через следующий интервал времени способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t в блоке сравнения формируется сигналя способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 Через интервал времени mспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t, при выполнении условия |способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 повторяется цикл установки точного управления с использованием текущих данных по широте, долготе и направлению вектора путевого угла (начиная с раздела см.выше: «Б. Формирование точного закона управления)способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ».

Если через nспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t (где обычно n>m) интервалов времени в блоке сравнения сформируется сигнал способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , то начнется формирование штатного закона управления.

Аа. Формирование штатного закона управления

В случае перехода на новое направление движения судна (при выполнении условия в блоке сравнениям способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ) включается штатное управление (переход на штатное управление по заданному путевому углу и заданной скорости хода судна в соответствии с законами управления (1) и (2)) с точного закона управления по широте и долготе). Переход производится при существенном отклонении путевого угла от заданного угла курса: способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 в следующей последовательности:

- сигналы - ПУ и способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд (из приемника СНС и задатчика маршрута) подключают к входу регулятора: рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ,

- сигналы - V и Vзд (из приемника СНС и задатчика маршрута) подключают к входу регулятора оборотов гребного вала - n,

- сигнал угловой скорости - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 формируют в регуляторе рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 и подключают к его входу,

- сигналы закона точного управления с выхода блока коррекции сигналов управления, подключенные к входу регуляторов: рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , оборотов гребного вала - n и привода оборотов подруливающего устройства - nподр, отключают (формируется управление рулевым приводом по закону (1) и приводом оборотов гребного вала по закону (2) (подруливающее устройство отключается).

Через интервал времени способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t в блоке сравнения вновь формируется сигнал способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 и сравнивается с постоянной C1.

Если способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , то через следующий интервал времени способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 t вновь формируется сигнал способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 и сравнивается с постоянной C1способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (остается штатное управление).

Если способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , то формируются сигналы для формирования точных законов управления, т.е. возвращаемся к разделу, см. выше: «Б. Формирование точного закона управления)способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ».

Система автоматического управления движением судна по заданной траектории (см. фиг.)

Рассмотрим систему автоматического управления движением судна по заданной траектории, структура которой разработана с использованием предлагаемого способа управления движением судна по заданной траектории. К штатному режиму управления движением, при котором в качестве основной информации используются сигналы путевого угла - ПУ и скорости хода V, добавлен режим точного управления с использованием в качестве основной навигационной информации текущей и заданной широты - Ф, Фзд и долготы - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд судна).

Система содержит: приемник спутниковой навигационной системы (СНС) - 1, задатчик маршрута - 2, регулятор рулевого привода способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд - 3, рулевой привод - 4, регулятор привода оборотов гребного вала nзд - 5, привод оборотов гребного вала - 6, регулятор оборотов подруливающего устройства n подр - 7, подруливающее устройство - 8, блок сравнения - 9, блок разностей - 10, блок коррекции сигналов управления - 11, блок 4-х секторов путевого угла - 12, судно - 13 (объект управления). Все связи между блоками системы приведены на фиг. Реализация предлагаемой системы может быть осуществлена с использованием микросхем типа 140-УД 6 и 140 УД-8:

- сумматоры: блоки: 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11,

- интегратор 12.

Задатчик маршрута - 2 - программный блок формирования сигналов: заданного значения угла курса и скорости хода, а также заданных широт и долгот для движения по заданной траектории от точки Д к точке Бспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885

Штатные судовые системы:

- приемник СНС-1 (с возможностью выработки угловой скорости - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 с точностью не ниже 0,05 гр/с, сигнал dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /df может формироваться также в регуляторе рулевого привода способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд - 3).

- рулевой привод - 4,

- привод оборотов гребного вала - 6,

- подруливающее устройство - 8.

Система автоматически обеспечивает движение корабля по заданной траектории в двух режимах: как при штатном режиме управления, так и при законе точного управления.

1а. Штатный режим управления реализуется по путевому углу - ПУ=способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд з

В регулятор рулевого привода 0-3 вводятся сигналы:

- ПУ - текущего путевого угла (с приемника CHC-1),

- способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд - заданного (программного) угла курса (с задатчика маршрута - 2),

- способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 - угловой скорости судна (которая формируется в регуляторе рулевого привода способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 - 3).

Таким образом, формируется закон управления рулевым приводом - 4:

способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 ;

где: способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд - заданный угол перекладки руля,

ПУ, способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд(t) - путевой угол и заданный (программный) угол курса, G) - угловая скорость судна,

K 1 K2 - коэффициенты регулирования;

Сигнал способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд в зависимости (1) (с выхода регулятора рулевого привода - 3) вводится на вход рулевого привода - 4, это обеспечивает вывод судна на путевой угол - ПУ, равный заданному (программному) углу курса - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд.

1б. Типовое (штатное) управление скоростью хода судна - V=Vзд.

Для управления скоростью хода судна используют сигналы заданной скорости хода - Vзд (из задатчика маршрута - 2) и текущей скорости хода - V (из приемника СНС - 1), которые вводят на вход регулятора оборотов гребного вала - 5 (на выходе регулятора - 5 формируется закон управления приводом оборотов гребного вала - 6):

nзд=K1(V-Vзд)+способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (n,V), где:

nзд - заданные обороты гребного вала,

способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 (n, V) - штатный закон управления приводом гребного вала - 6,

(V-Vзд) - сигнал рассогласования по скорости хода судна.

Штатный закон управления (1) и (2) формируется в системе только при величине модуля рассогласования - путевого угла - ПУ (из приемника СНС-1) и заданного угла курса - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд (из задатчика маршрута - 2) больше С 1: способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 . Эта зависимость формируется в блоке сравнения - 9 и только при выполнении этого условия формируется штатный закон управления (1), (2) в регуляторе рулевого привода - 3 и регуляторе привода оборотов гребного вала - 5.

Формирование и использование закона точного управления движением судна производится при удовлетворении зависимости: способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , которая может вырабатываться в блоке сравнения - 9 вместо зависимости способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 . При этом в блок разностей - 10 из приемника СНС - 1 поступит текущая широта - Ф и долгота - 7, а из задатчика маршрута - 2 - заданная широта - Фзд и заданная долгота - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд Для формирования сигналов: (Ф-Фзд ), (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд) и сигналов, производных от сигналов широты - dФ/dt и долготы - dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt, которые вводятся в блок коррекции законов управления - 11, в блок коррекции законов управления - 11 также вводится сигнал одного из четырех секторов, в котором находится вектор путевого угла а), или б), или в), или г) (из блока 4-х секторов путевого угла - 12). Для формирования в блоке - 12 сигнала одного из четырех секторов, в котором находится вектор путевого угла., сигнал путевого угла - ПУ (из приемника СНС) вводится в блок - 12. В блоке коррекции сигналов управления - 11 по сигналу сектора: а), или б) или в) или г) (из блока 12), а также сигналам разностей (Ф-Фзд) и (способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 -способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд) и сигналам производных от сигналов широты - dФ/dt и долготы - dспособ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 /dt из блока разностей 10 формируют законы точного управления в регуляторах:

1. рулевого привода - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 - 3 - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор, которые вводятся в регулятор - 3, а сигналы K1(ПУ-способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд)+K2способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 отключают (раннее подключенные к входу регулятора - 3 при штатном управлении),

2. оборотов подруливающего устройства - nподр - 7. сигнал - nподр.зд - формируется в регуляторе - 7.

3. оборотов гребного вала nзд - 5 сигнал - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд - формируется в регуляторе - 5.

(Формирование сигналов способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 кор, nподр.зд, способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 nзд - подробно рассмотрено в описании изобретения.)

При выработке в блоке сравнения - 9 неравенства способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 :

- сигналы корректировки трех законов точного управления из блоке - 11. отключают от регуляторов: - 3, 5 и 7,

- в блоке 3 сигнал из приемника СНС-1 - ПУ и сигнал из задатчика маршрута - 2 - способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 зд подключают к входу регулятора рулевого привода - 4,

- формируют в блоке 3 сигнал способ управления движением судна по широте и долготе, патент № 2516885 , который вводят на вход регулятора - 4, возвращаясь тем самым к закону штатного управления (1),

- отключают привод подруливающего устройства - 8.

Моделирование рассмотренного выше способа автоматического управления движением судна подтвердило его работоспособность, а следовательно, и высокую эффективность использования предложенного способа управления движением судна по заданной траектории.

Класс B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
система управления подвижными объектами -  патент 2503581 (10.01.2014)
способ автоматического управления движением судна с учетом волнения -  патент 2499727 (27.11.2013)
система автоматического управления -  патент 2494006 (27.09.2013)
способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений -  патент 2492105 (10.09.2013)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2483973 (10.06.2013)
способ управления траекторией движения буксируемого судна -  патент 2470828 (27.12.2012)
способ управления сближением корабля с подвижной целью -  патент 2467917 (27.11.2012)
Наверх