способ производства бесшовных горячекатаных труб диаметром от 245 до 630 мм с толщиной стенки от 8 до 90 мм на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами
Классы МПК: | B21B21/00 Ступенчатая прокатка труб |
Автор(ы): | Сафьянов Анатолий Васильевич (RU), Федоров Александр Анатольевич (RU), Пашнин Владимир Петрович (RU), Осадчий Владимир Яковлевич (RU), Шмаков Евгений Юрьевич (RU), Баричко Владимир Сергеевич (RU), Никитин Кирилл Николаевич (RU), Климов Николай Петрович (RU), Головинов Валерий Александрович (RU), Бубнов Константин Эдуардович (RU), Сафьянов Александр Анатольевич (RU), Матюшин Александр Юрьевич (RU), Еремин Виктор Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-11-06 публикация патента:
10.06.2014 |
Изобретение предназначено для повышения стойкости валков, снижения технологических отходов в виде удаляемых затравочных концов, повышения срока службы полумуфт, шпинделей и шестеренной клети при производстве бесшовных горячекатаных труб диаметром от 245 до 630 мм на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами. Способ включает нагрев слитков и заготовок до температуры пластичности, прошивку слитков и заготовок в стане поперечно-винтовой прокатки в гильзы, прокатку гильз на пилигримовом стане, состоящую из этапов затравки, установившегося процесса прокатки и обкатки-докатки пилигримовой головки, в валках, содержащих по окружности бочки ручей круглого сечения с тангенциальными выпусками, длина которого составлена из последовательно расположенных бойка с центральным углом 90-100°, полирующего участка с центральным углом от 70°, угла продольного выпуска с центральным углом от 40° и холостого участка с центральным углом 150-160°. Снижение динамических ударов при затравке гильз в процессе пилигримовой прокатки обеспечивается за счет того, что скоростной режим вращения валков за один оборот регламентирован математическими зависимостями.
Формула изобретения
Способ производства бесшовных горячекатаных труб диаметром от 245 до 630 мм с толщиной стенки от 8 до 90 мм на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами, включающий нагрев слитков и заготовок до температуры пластичности, прошивку слитков и заготовок в стане поперечно-винтовой прокатки в гильзы, прокатку гильз на пилигримовом стане с изменением скорости вращения валков, включающую этапы затравки гильзы, установившегося процесса прокатки и обкатки-докатки пилигримовой головки, в валках, по окружности бочки которых выполнен ручей круглого сечения с тангенциальными выпусками, образованный по длине последовательно расположенными участками бойка с центральным углом 90-100°, полирующего участка с центральным углом 70°, продольного выпуска с центральным углом 40° и холостого участка с центральным углом 150-160°, с величиной подачи гильз в очаг деформации при установившемся процессе прокатки в зависимости от калибровки валков пилигримового стана, толщины стенки и диаметра труб, отличающийся тем, что скорость вращения валков за один оборот плавно увеличивают от минимальной скорости nmin, соответствующей этапу встречи гильзы с нулевой точкой валков, до номинальной скорости n ном при повороте валков на угол разгона p, а затем плавно снижают до минимальной n min при повороте валков на угол спада c до встречи гильзы с нулевой точкой валков, значения которых определяют из выражений:
,
c=360°- p,
где б - величина центрального угла бойка пилигримового валка, град;
п - величина центрального угла полирующего участка пилигримового валка, град;
пр.вып. - величина центрального угла продольного выпуска пилигримового валка, град;
х - величина центрального угла холостой части пилигримового валка, град, а минимальную скорость валков n min определяют из выражения:
nmin=kn i.ном.,
где k=0,4-0,6 - коэффициент снижения количества оборотов валков пилигримового стана при встрече гильз с нулевой точкой валков, большие значения которого относятся к гильзам и трубам большего диаметра;
ni.ном. - номинальная скорость валков при прокатке труб i-го диаметра, об/мин.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способу производства бесшовных горячекатаных труб и может быть использовано на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами при производстве труб диаметром от 245 до 630 мм с толщинами стенок от 8 до 90 мм из разных марок стали и сплавов.
В трубной промышленности известен способ прокатки труб диаметром 245, 273 и 299 мм в валках с диаметром бочки 980 мм, труб диаметром 325 и 351 мм в валках с диаметром бочки 1025 мм, а труб диаметром 377, 426, 465, 508, 530 и 550 мм в валках с диаметром бочки 1045 мм. Данный способ производства труб на трубопрокатной установке 8-16" с пилигримовыми станами ОАО «ЧТПЗ» будет являться аналогом и прототипом. Процесс прокатки труб от затравки до обкатки пилигримовой головки производят с неизменной скоростью вращения валков, а именно труб диаметром 245, 273 и 299 мм со скоростью вращения валков 42-44 об/мин, труб диаметром 325 и 351 мм со скоростью 40-42 об/мин, труб диаметром 377 мм со скоростью 38-41 об/мин, труб диаметром 426 мм со скоростью 36-39 об/мин, а труб диаметром 465-550 мм со скоростью вращения валков от 35 до 38 об/мин. Величина подачи гильз в очаг деформации при установившемся процессе прокатки регламентируется только толщиной стенки труб и не зависит от их диаметров, а именно для труб с толщиной стенки 8-10 мм величина подачи не должна превышать 18-20 мм, труб с толщиной стенки 11-15 мм - 20-28 мм, труб с толщиной стенки 16-25 мм - 28-30 мм, труб с толщиной стенки 26-40 мм - 30-35 мм, а для труб с толщиной стенки более 40 мм величина подачи установлена в пределах 35-40 мм (ТИ 158-Тр.ТБ1-23-2011 «Подготовка, нагрев, прошивка слитков и заготовок, пилигримовая прокатка и калибровка труб в цехе № 1»).
Недостатком данного способа является то, что процесс затравки при данных скоростях вращения валков и движущихся масс (дорновая головка, дорн и гильза) более 10 тонн приводит к динамическим ударам, которые отрицательно влияют на работоспособность валков, шпинделей, шестеренной клети и привода пилигримового стана. Процесс затравки гильз (12-24 подачи), количество которых зависит от диаметра гильз и прокатываемых труб, особенно в первые подачи приводит к соударению гильзы с валками, а следовательно, к интенсивному износу бойков валков пилигримового стана, усилие которого распространяется на всю приводную линию пилигримового стана (шпинделя, шестеренная клеть, привод пилигримового стана) и отрицательно сказывается на ее работоспособность. Особенно это сказывается при прокатке труб больших диаметров, т.е. больших подвижных масс. В настоящее время на ОАО «ЧТПЗ» производится освоение производства труб диаметром 610 и 630 мм в валках с диаметром бочки 1150 мм.
Задачей предложенного способа является снижение поперечной и продольной разностенности затравочных концов, увеличение срока службы валков, полумуфт, шпинделей и шестеренной клети за счет снижения скоростей вращения валков при затравке, а следовательно, снижения динамических ударов гильз в валки.
Технический результат достигается тем, что в известном способе производства бесшовных горячекатаных труб диаметром от 245 до 630 мм с толщиной стенки от 8 до 90 мм на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами, включающем нагрев слитков и заготовок до температуры пластичности, прошивку слитков и заготовок в стане поперечно-винтовой прокатки в гильзы, прокатку гильз на пилигримовом стане с изменением скорости вращения валков, включающую этапы затравки гильзы, установившегося процесса прокатки и обкатки-докатки пилигримовой головки, в валках по окружности бочки которых выполнен ручей круглого сечения с тангенциальными выпусками, образованный по длине последовательно расположенными участками бойка с центральным углом 90-100°, полирующего участка с центральным углом 70°, продольного выпуска с центральным углом 40° и холостого участка с центральным углом 150-160°, с величиной подачи гильз в очаг деформации при установившемся процессе прокатки в зависимости от калибровки валков пилигримового стана, толщины стенки и диаметра труб, скорость вращения валков за один оборот плавно увеличивают от минимальной скорости n min, соответствующей этапу встречи гильзы с нулевой точкой валков, до номинальной скорости nnom при повороте валков на угол разгона p, а затем плавно снижают до минимальной n min при повороте валков на угол спада c до встречи гильзы с нулевой точкой валков, значения которых определяют из выражений:
c=360°- p,
где б - величина центрального угла бойка пилигримового валка, град; п - величина центрального угла полирующего участка пилигримового валка, град; пр.вып. - величина центрального угла продольного выпуска пилигримового валка, град; х - величина центрального угла холостой части пилигримового валка, град, а минимальную скорость валков n min определяют из выражения:
nmin =kni.ном.,
где k=0,4-0,6 - коэффициент снижения количества оборотов валков пилигримового стана при встрече гильз с нулевой точкой валков, большие значения которого относятся к гильзам и трубам большего диаметра; ni.ном. - номинальная скорость валков при прокатке труб i-го диаметра, об/мин.
Идеальный случай когда скорость вращения валков при встрече с гильзой равна нулю, но в данный момент чтобы начать процесс прокатки нужно приложить усилие значительно большее, чем с определенной скоростью вращения валков, что в свою очередь приведет к увеличению мощности привода пилигримового стана.
Сопоставительный анализ заявляемого решения с аналогом и прототипом показывает, что заявляемый способ отличается от известного тем, что скорость вращения валков за один оборот плавно увеличивают от минимальной скорости nmin, соответствующей этапу встречи гильзы с нулевой точкой валков, до номинальной скорости nnom при повороте валков на угол разгона p, а затем плавно снижают до минимальной n min при повороте валков на угол спада c до встречи гильзы с нулевой точкой валков, значения которых определяют из выражений:
c=360°- p,
где б - величина центрального угла бойка пилигримового валков, град; п - величина центрального угла полирующего участка пилигримового валка, град; пр.вып. - величина центрального угла продольного выпуска пилигримового валка, град; х - величина центрального угла холостой части пилигримового валка, град, а минимальную скорость валков n min определяют из выражения:
nmin =kni.ном.,
где k=0,4-0,6 - коэффициент снижения количества оборотов валков пилигримового стана при встрече гильз с нулевой точкой валков, большие значения которого относятся к гильзам и трубам большего диаметра; ni.ном. - номинальная скорость валков при прокатке труб i-го диаметра, об/мин. Таким образом, заявляемый способ соответствует критерию «изобретательский уровень».
Сравнение заявляемого решения (способа) не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники, не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии условию патентоспособности «изобретательский уровень».
Так как аналогичного способа и оборудования в мировой практике не существует, то пример конкретного выполнения в данный период времени привести не представляется возможным. Вместо примера конкретного выполнения приведена технологическая последовательность операций производства труб размером 530×20 мм стали марки 20 из заготовок размером 630×100×1400 мм. Нагрев заготовок массой 3340 кг до температуры 1280-1300°C. Прошивка заготовок в стане поперечно-винтовой прокатки на оправке диаметром 510 мм в гильзы размером 650×вн.525×3160 мм. Прокатка гильз на пилигримовом стане в валках с диаметром бочки 1045 мм на дорне диаметром 494/495 мм массой 6795 кг в трубы размером 530×20 мм. Масса дорновой головки более 1200 кг. Таким образом, масса подвижных систем более 11 тонн. Скорость движения системы (гильза, дорн, дорновая головка) 2,0 м/сек. С такой скоростью происходит соударение подвижной системы массой более 11 тонн с валками, вращающимися навстречу движения со скоростью 34 об/мин (существующая технология-способ). По предлагаемому способу в момент соударения подвижной системы массой более 11 тонн валки должны вращаться со скоростью 14-15 об/мин. Затем при повороте валков на угол (100+70+40+150/5)=240° скорость валков плавно возрастает с 14-15 до 34 об/мин. При повороте валков на угол 120°-128° (4/5 холостого участка бойка) скорость вращения валков снижается с 34 до 14-15 об/мин. Скорость движения системы (гильза, дорн, дорновая головка) 1,3 м/сек, т.е. ниже в 1,54 раза. В данном случае соударение подвижной системы массой более 11 тонн происходит со скоростью 1,3 м/сек с валками вращающимися навстречу движения со скоростью 14-15 об/мин (предлагаемая технология - способ).
Таким образом, использование предлагаемого способа производства труб на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами позволит снизить энергию удара подвижных масс с валками, повысить стойкость валков пилигримовых станов, снизить длину удаляемых затравочных концов (технологических отходов) и повысить срок службы полумуфт, шпинделей и шестеренной клети за счет снижения динамических ударов при затравке и прокатке гильз.
Класс B21B21/00 Ступенчатая прокатка труб