способ опорожнения участка нефтепровода
Классы МПК: | F16L55/10 средства для остановки потока из труб или шлангов или в трубы или шланги |
Автор(ы): | Гильмутдинов Наиль Рашитович (RU), Безымянников Тимур Игоревич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева" (ОАО "Уралсибнефтепровод") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-12-19 публикация патента:
10.06.2014 |
Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Способ включает монтаж перемычки, соединяющей опорожняемый участок и параллельный нефтепровод. Затем через камеру пуска средств очистки и диагностики, расположенную до опорожняемого участка по ходу движения нефти, запускают поршень-разделитель и после прохождения им первой задвижки на расстояние 3-10 м нефтепровод останавливают и отключают опорожняемый участок путем закрытия первой и второй задвижек. После чего откачивают нефть в передвижную емкость на участке между первой задвижкой и поршнем-разделителем через вантуз, установленный в начале опорожняемого участка. Далее открывают запорные устройства на перемычке и через вантуз подают инертную газовую смесь в нефтепровод с обеспечением перемещения поршня-разделителя и вытеснения нефти в параллельный нефтепровод. При приближении поршня к перемычке на расстояние 3-10 м запорные устройства перемычки закрывают, отключают подачу инертной газовой смеси и сбрасывают избыточное давление из опорожняемого участка через установленные на нем вантузы. Технический результат: упрощение способа, повышение эффективности и производительности опорожнения участка нефтепровода. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
![способ опорожнения участка нефтепровода, патент № 2518748](/images/img_patents/2/2518/2518748/2518748.jpg)
Формула изобретения
1. Способ опорожнения участка нефтепровода, размещенного между первой и второй линейными задвижками, имеющего установленные на нем вантузы, включающий
монтаж перемычки, соединяющей опорожняемый участок и параллельный нефтепровод, снабженной по меньшей мере одним запорным устройством,
запуск поршня-разделителя через камеру пуска средств очистки и диагностики, расположенную до опорожняемого участка по ходу движения нефти,
остановку нефтепровода после прохождения поршня-разделителя первой задвижки на расстояние 3-10 м, с отключением опорожняемого участка путем закрытия первой и второй задвижек,
откачку нефти в передвижную емкость на участке между первой задвижкой и поршнем-разделителем через вантуз, установленный в начале опорожняемого участка,
открытие запорного устройства на перемычке,
подачу инертной газовой смеси в нефтепровод через вантуз, установленный в начале опорожняемого участка с обеспечением перемещения поршня-разделителя и вытеснения нефти в параллельный нефтепровод,
закрытие запорного устройства перемычки и отключение подачи инертной газовой смеси при приближении поршня к перемычке на расстояние 3-10 м,
сброс избыточного давления из опорожняемого участка через установленные на нем вантузы.
2. Способ по п.1, в котором подачу инертной газовой смеси осуществляют посредством по меньшей мере одной компрессорной азотной установки.
3. Способ по п.1, в котором инертную газовую смесь подают с давлением, обеспечивающим перемещение поршня-разделителя со скоростью не менее 1 км/ч.
4. Способ по п.1, в котором используют инертную газовую смесь, содержащую инертный газ и менее 10% кислорода.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, а именно к способам опорожнения участка нефтепровода путем вытеснения из него нефти в параллельный нефтепровод с использованием инертной газовой смеси (ИГС), и может быть использовано при ремонте дефектных участков нефтепровода.
Из уровня техники известен способ опорожнения участка нефтепровода, включающий пропуск по нему поршня-разделителя, который останавливают посредством клина частично закрытой задвижки, расположенной за дефектным участком. При этом полностью закрывают задвижку и перемещают разделитель в обратном направлении закачиваемыми через отвод инертными газами до частично закрытой задвижки, расположенной перед дефектным участком, с последующим ее полным закрытием (см. патент РФ № 2079766, F16L 55/10, 20.05.1997).
Недостатком известного способа является его сложность.
Задачей заявленного изобретения является создание простого и эффективного способа опорожнения участка трубопровода.
Технический результат заявленного изобретения заключается в упрощении способа, повышении эффективности и производительности опорожнения участка нефтепровода.
Указанный технический результат достигается за счет того, что способ опорожнения участка нефтепровода, размещенного между первой и второй линейными задвижками, имеющего установленные на нем вантузы, включает монтаж перемычки, соединяющей опорожняемый участок и параллельный нефтепровод, снабженной по меньшей мере одним запорным устройством, запуск поршня-разделителя через камеру пуска средств очистки и диагностики, расположенную до опорожняемого участка по ходу движения нефти, остановку нефтепровода после прохождения поршня-разделителя первой задвижки на расстояние 3-10 м, с отключением опорожняемого участка путем закрытия первой и второй задвижек, откачку нефти в передвижную емкость на участке между первой задвижкой и поршнем-разделителем через вантуз, установленный в начале опорожняемого участка, открытие запорного устройства на перемычке, подачу инертной газовой смеси в нефтепровод через вантуз, установленный в начале опорожняемого участка с обеспечением перемещения поршня-разделителя и вытеснения нефти в параллельный нефтепровод закрытие запорного устройства перемычки и отключение подачи инертной газовой смеси при приближении поршня к перемычке на расстояние 3-10 м, сброс избыточного давления из опорожняемого участка через установленные на нем вантузы.
Кроме того, указанный технический результат достигается в частных формах реализации изобретения за счет того, что:
- подачу инертной газовой смеси осуществляют посредством по меньшей мере одной компрессорной азотной установки,
- инертную газовую смесь подают с давлением, обеспечивающим перемещение поршня-разделителя со скоростью не менее 1 км/ч,
- используют инертную газовую смесь, содержащую инертный газ и менее 10% кислорода.
Заявленное изобретение поясняется фиг.1, на которой показана схема опорожнения участка трубопровода.
Согласно заявленному способу осуществляют опорожнение участка 1 трубопровода 2, расположенного между первой 3 и второй 4 (по ходу движения нефти) линейными задвижками и имеющего установленные на нем вантузы 5, 6 и 7 (см. фиг.1а).
Для этого вблизи конца (по ходу движения нефти) участка 1 монтируют перемычку 8, соединяющую опорожняемый участок 1 и параллельный нефтепровод 9. На перемычку 8 устанавливают запорные устройства 10 и 11. При этом в параллельном нефтепроводе 9 освобождают необходимый объем для обеспечения приема нефти (см. фиг.1а).
После этого в трубопровод 2 осуществляют запуск поршня-разделителя 12 через существующую камеру пуска средств очистки и диагностики (СОД) (не показана), расположенную до опорожняемого участка 1 (по ходу движения нефти) (см. фиг.1б).
После прохождения поршня-разделителя 12 первой задвижки на расстояние «а», составляющее 3-10 м, нефтепровод останавливают и отключают опорожняемый участок 1 путем закрытия первой 3 и второй 4 задвижек (см. фиг.1в). При этом производят откачку нефти в передвижную емкость (не показана) на участке между первой задвижкой 3 и поршнем-разделителем 12 через вантуз 5, установленный в начале опорожняемого участка 1.
Затем открывают запорные устройства 10 и 11 на перемычке 8 и осуществляют подачу инертной газовой смеси (ИГС) в нефтепровод 2 через вантуз 5, установленный в начале опорожняемого участка 1. При подаче ИГС поршень-разделитель 12 будет перемещаться к концу участка 1 и вытеснять нефть в параллельный нефтепровод 9 (фиг.1г). В качестве инертной газовой смеси может быть использована смесь инертного газа (например, азота) и кислорода (не более 10%). Подачу инертной газовой смеси предпочтительно осуществляют с давлением, обеспечивающим перемещение поршня-разделителя со скоростью не менее 1 км/ч. Для подачи ИГС может быть использована по меньшей мере одна компрессорная азотная установка 13.
При приближении поршня к перемычке на расстояние «b», составляющее 3-10 м запорные устройства 10 и 11 перемычки 8,перекрывают и отключают подачу инертной газовой смеси в трубопровод 2 (фиг.1д). При этом избыточное давление из опорожняемого участка сбрасывают через вантузы 5 и 6.
Таким образом, заявленный способ позволяет оперативно и эффективно проводить опорожнение участка нефтепровода.
Класс F16L55/10 средства для остановки потока из труб или шлангов или в трубы или шланги