способ получения стыкового сварного соединения арматурных стержней
Классы МПК: | B23K33/00 Придание особого профиля отдельным участкам кромок при изготовлении паяных или сварных изделий; заполнение швов B23K9/025 для прямолинейных швов |
Автор(ы): | Дубровина Галина Александровна (RU), Суруда Виктор Борисович (RU), Малинин Игорь Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР КАЧЕСТВА" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-11-22 публикация патента:
20.06.2014 |
Изобретение относится к стыковым сварным соединениям, в частности к соединениям арматурных стержней, и может быть использовано при строительно-монтажных работах, а также при изготовлении строительных железобетонных конструкций различного назначения, преимущественно сборных и монолитных. Располагают арматурные стержни и накладки с зазором между их торцами. Осуществляют наплавку продольных соединительных сварных швов между накладкой и стержнями. Продольные сварные швы выполняют, по меньшей мере, из двух слоев. Каждый из швов наносят в шахматном порядке, предусматривающем наплавку шва с одной стороны первого арматурного стержня, затем на диагонально расположенной стороне второго стержня. После этого швы последовательно наплавляют на оставшихся сторонах второго и первого стержней. Каждую последующую наплавку осуществляют после остывания предыдущего шва до 100-150°С. В случае горизонтального расположения стержней все наплавки выполняют, начиная от краев накладки к ее центру. В случае вертикального расположения - снизу вверх. В результате достигается получение равнопрочного сварного стыкового соединения арматурных стержней с минимальным разупрочнением металла арматурных стержней в районе околошовных зон. 3 з.п. ф-лы, 2 ил., 4 пр., 1 табл.
Формула изобретения
1. Способ получения стыкового сварного соединения арматурных стержней, включающий расположение с зазором между торцами арматурных стержней и накладки, наплавку продольных соединительных сварных швов между накладкой и стержнями, отличающийся тем, что продольные сварные швы выполняют, по меньшей мере, из двух слоев, каждый из которых наносят в шахматном порядке, при этом сначала выполняют наплавку шва с одной стороны первого арматурного стержня, затем выполняют наплавку шва на диагонально расположенной стороне второго стержня и после этого последовательно наплавляют швы на оставшихся сторонах второго и первого стержней, при этом каждую последующую наплавку шва осуществляют после остывания предыдущего шва до 100-150°С , причем в случае горизонтального расположения стержней наплавки швов выполняют, начиная от краев накладки к ее центру, в случае вертикального расположения - снизу вверх.
2. Способ получения стыкового сварного соединения по п.1, отличающийся тем, что продольные сварные швы выполняют дуговой ручной или механизированной сваркой или полуавтоматической сваркой в среде защитного газа.
3. Способ получения стыкового сварного соединения по п.1, отличающийся тем, что одновременно выполняют, по меньшей мере, 3-5 стыковых соединений.
4. Способ получения стыкового сварного соединения по п.1, отличающийся тем, что при вертикальном расположении арматурных стержней дополнительно проваривают поперечный шов, соединяющий нижний стержень с накладкой изнутри.
Описание изобретения к патенту
Заявляемое изобретение относится к стыковым сварным соединениям, в частности к способам соединениям арматурных стержней, и может быть использовано при строительно-монтажных работах, а также при изготовлении строительных железобетонных конструкций различного назначения, преимущественно сборных и монолитных.
Из уровня техники известно сварное стыковое соединение типа С21, выполняемое с помощью ручной дуговой сварки и содержащее установленные с зазором арматурные стержни, парные накладки из арматуры, диаметр которых совпадает с диаметром свариваемой арматуры. Между накладками и стержнями наложены продольные швы, при этом длина накладок составляет 8-10 dн, зазор между торцами стержней 0,5 dн (см. ГОСТ 14098-91 «Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкции и размеры»).
Недостатки такого соединения обусловлены недостаточной прочностью получаемого стыка при испытании на выносливость, большой металлоемкостью и обязательным выполнением двусторонних швов при прочности арматуры более 90 кг/мм2, а также трудностями при выполнении стыкового соединения в стесненных условиях.
Известны конструкции сварных стыковых соединений, в частности соединения типов С14, С15, С16, С17, С19, в которых используют гнутые скобы-накладки, устанавливаемые в зоне стыка с последующим соединением накладок и арматурных стержней сварными швами. Стержни располагают в одной плоскости и последовательно заплавляют зазор между стержнями и накладкой в горизонтальном и вертикальном положении, а затем с образованием горки с уклоном в сторону, противоположную раскрытию кромок (см. ГОСТ 14098-91 «Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкции и размеры»). «Фланговые» швы по условиям ГОСТ 14098-91 накладываются только для дополнительного усиления прочности соединения. Основную прочность обеспечивает заварка межторцового зазора способом «ванной» сварки. Порядок наложения «фланговых» швов регламентирован РТМ 393-94.
Основными требованиями, которые предъявляются к скобе-накладке, являются требования к ее толщине и высоте. В связи с тем, что нагрузка в месте отсутствия ванной сварки в скобе несет ту же нагрузку, которая передается соединяемым стержням, то расчет площади поперечного сечения скобы-накладки определяется по формуле
, где
- номинальная площадь поперечного сечения скобы-накладки;
- номинальная площадь поперечного сечения соединяемой арматуры;
- нормируемое по стандартам временное сопротивление арматуры;
- нормируемое по стандартам временное сопротивление скобы-накладки.
Недостатки данного типа стыковых соединений связаны с невозможностью использования для их выполнения современных способов сварки, в частности полуавтоматической сварки в среде защитных газов, т.к. данное соединение выполняют для расположенных в горизонтальной плоскости стержней диаметром более 28 мм и только сваркой порошковой проволокой при невысокой скорости и большом расходе материалов.
Несоблюдение технологии сварочного процесса при заполнении межторцового зазора ванной сварки приводит, как правило, к образованию внутренних дефектов, таких как зашлаковка объема «ванны», а также к образованию газовых пор и трещин.
Помимо этого согласно требованиям ГОСТ 10922-90 «Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия» выполняют только визуально-измерительный контроль готовых соединений и механические испытания образцов-свидетелей.
Для выполнения и соблюдения требований РТМ-393-94 «Руководящие технические материалы по сварке и контролю качества соединений арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций» (РТМ-393-94) необходимо проведение контроля сварного соединения с помощью неразрушающих методов, например радиационного или ультразвукового, а это возможно только в специализированных аккредитованных испытательных лабораториях.
Кроме того, для выполнения данного вида соединений требуется высокая квалификация специалиста, в частности сварщика IV-V разряда.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ получения стыкового сварного соединения арматурных стержней, предусматривающий продольное расположение арматурных стержней с зазором между торцами и накладок вдоль стыка, наложение продольных сварных швов между накладками и стержнями, при этом между торцами арматурных стержней и накладками наплавляют поперечный сварной шов с выводом шва на накладки на величину не менее 0,1 dн с заваркой зазора между стержнями, а продольные сварные швы накладывают, начиная от периферии к центру стыка, на расстоянии от конца накладки не менее 1 d н (см. патент РФ на изобретение № 2204465 «Стыковое сварное соединение и способ его получения», дата подачи 18.10.2000 г., опубликовано 20.05.2003 г.).
Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, является увеличение несущей потребности узлового соединения, обеспечение его равнопрочности со стержневым элементом с минимальным разупрочнением металла арматурных стержней в районе околошовных зон, выполненного с использованием высокопроизводительных способов сварки, в том числе в условиях ограниченного пространства.
Указанный технический результат достигается тем, что способ получения стыкового сварного соединения арматурных стержней, включающий расположение с зазором между торцами арматурных стержней и накладки, наплавку продольных соединительных сварных швов между накладкой и стержнями, согласно изобретению продольные сварные швы выполняют, по меньшей мере, из двух слоев, каждый из которых наносят в шахматном порядке, предусматривающем наплавку шва с одной стороны первого арматурного стержня, затем на диагонально расположенной стороне второго стержня и после этого швы последовательно наплавляют на оставшихся сторонах второго и первого стержней, при этом каждую последующую наплавку осуществляют после остывания предыдущей до 100-150°C, причем в случае горизонтального расположения стержней все наплавки выполняют, начиная от краев накладки к ее центру, в случае вертикального расположения - снизу вверх.
Накладка может быть выполнена, например, в виде скобы из гнутой пластины или полутрубы.
При вертикальном расположении арматурных стержней дополнительно проваривают поперечный (лобовой) шов, соединяющий нижний стержень с накладкой изнутри.
Продольные сварные швы могут быть наплавлены с помощью дуговой ручной или механизированной сварки или полуавтоматической сваркой в среде защитного газа.
При осуществлении заявляемого способа одновременно могут быть выполнены, по меньшей мере, 3-5 стыковых соединения.
Заявляемый способ осуществляют при различном расположении арматурных стержней, в том числе вертикальном или горизонтальном, или под любым углом к вертикали - в соответствии с проектным заданием.
В случае выполнения накладки из толстостенного материала или при вертикальном расположении арматурных стержней дополнительно наплавляют лобовой шов, соединяющий конец нижнего стержня со скобой изнутри.
Технических решений, совпадающих с совокупностью существенных признаков заявляемого изобретения, не выявлено, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения такому условию патентоспособности, как «новизна».
Заявляемое существенные признаки, предопределяющие получение указанного технического результата, явным образом не следуют из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения такому условию патентоспособности, как «изобретательский уровень».
Условие патентоспособности «промышленная применимость» подтверждено на примере конкретного осуществления заявляемого изобретения.
Изобретение поясняется чертежами, где:
фиг.1 - стыковое сварное соединение с вертикальным расположением арматурных стержней;
фиг.2 - стыковое сварное соединение с горизонтальным расположением арматурных стержней.
Стыковое сварное соединение арматурных стержней, получаемое заявляемым способом, состоит из соосно расположенных, например, в горизонтальной или вертикальной плоскостях с зазором между торцами арматурных стержней 1, 2 и соединительного элемента - накладки 3 (фиг.1, 2), выполненной из гнутой пластины или полутрубы, которую изготавливают из круглого проката или цельнотянутой бесшовной трубы. В качестве материала для накладки используют низкоуглеродистую сталь, преимущественно марок Ст10, Ст15, Ст20 и т.п. Между накладкой и арматурными стержнями наплавляют продольные соединительные сварные швы 4.1-4.4. Проваривание продольных сварных швов осуществляют, по меньшей мере, в два слоя до получения проектного сечения шва, причем каждый слой выполняют в шахматном порядке, начиная в случае горизонтального расположения стержней от периферии накладки к ее центру и снизу вверх - при вертикальном расположении стержней. В случае расположения арматурных стержней с углом наклона от 0 до 45° сварные швы накладывают, как при горизонтальном расположении стержней, а с углом наклона от 45 до 90° - как при вертикальном. Тем не менее при любом расположении арматурных стержней сначала накладывают шов с одной стороны, например, арматурного стержня 1, затем на диагонально расположенной стороне стержня 2, после чего швы последовательно наплавляют на оставшихся сторонах второго и первого стержней. Благодаря такому выполнению сварных швов происходит минимальный нагрев стыкуемых арматурных стержней в зонах термического влияния сварки, что в свою очередь предотвращает арматуру от перегрева и, соответственно, не ведет к ее разупрочнению. Кроме того, такая очередность выполнения сварных швов необходима для исключения перекоса и деформации конструктивных элементов в зоне сварки.
Перед наплавкой каждого последующего участка предыдущий остужают до температуры 100-150°C.
Осуществление заявляемого изобретения поясняется примерами конкретного выполнения.
Исследования свариваемости были проведены на расположенных вертикально и горизонтально арматурных стержнях диаметром 32-40 мм, изготовленных из стали классов А500С, А600СП и А600С.
Гнутые скобы-накладки были выполнены из листа на прессе с усилием сжатия 100 тс.
Для изготовления накладок использовали трубу с наружным диаметром 90 мм и толщиной стенки 16 мм, при этом для сварки арматурных стержней диаметром 32 и 40 мм труба разрезалась вдоль с вырезом скобы y=120°.
Для наплавки сварных швов применяли следующие виды сварки: дуговую ручную шовную на усиленной скобе-накладке, гнутой из листа (Рс) с горизонтальным расположением стержней; дуговую ручную шовную на усиленной скобе-накладке, гнутой из листа (Рс) с выполненным поперечным (лобовым) швом с вертикальным расположением стержней; дуговую механизированную порошковой проволокой на стальной скобе-накладке (Рсл) с горизонтальным расположением стержней; полуавтоматическую в среде углекислого газа или смеси углекислого газа и аргона на усиленной скобе-накладке, гнутой из листа (Мс) с горизонтальным расположением стержней; полуавтоматическую в среде углекислого газа или смеси углекислого газа и аргона на усиленной скобе-накладке, гнутой из листа (Мл) с лобовым швом и вертикальным расположением стержней.
Известно, что термомеханически упрочненная арматура классов А500С и А600С при перегреве околошовных зон склонна к разупрочнению.
Пример 1.
С помощью ручной дуговой сварки производили стыковку расположенных горизонтально арматурных стержней диаметром 32 мм класса А500С с использованием усиленной гнутой скобы-накладки. Были применены электроды УОНИ 13/55 диаметром 4 мм. Длина скоб-накладок была принята из расчета (6 dн + межторцовый зазор), где dн - номинальный диаметр арматурных стержней. Процесс сварки осуществляли в два прохода с наложением двух слоев сварочного шва с остыванием каждого предыдущего участка до температуры 100-150°C.
Пример 2.
Использовали вертикально расположенные арматурные стержни диаметром 32 мм класса А600С. Сварку проводили в два прохода с использованием усиленной гнутой скобы-накладки с применением электродов УОНИ 13/55 диаметром 4 мм с остыванием каждого предыдущего участка до температуры 100-150°C.
Пример 3.
Сваривали в два прохода горизонтально расположенные арматурные стержни диаметром 40 мм класса А600С электродами УОНИ 13/55 диаметром 4 мм с остыванием каждого предыдущего участка до температуры 100-150°.
Пример 4.
Сваривали в два прохода вертикально расположенные арматурные стержни диаметром 40 мм класса А600С электродами УОНИ 13/55 диаметром 4 мм с остыванием предыдущего участка до температуры 100-150°C.
Во всех случаях в качестве источника питания дуги был использован стандартный сварочный выпрямитель с постоянным током обратной полярности.
При вертикальном расположении стержней дополнительно накладывали поперечный (лобовой) шов, соединяющий нижний стержень с накладкой изнутри, что позволяет снизить длину скобы-накладки, по меньшей мере, до размера (5 dн + зазор).
Для каждого из примеров 1-4 испытаниям подвергалось по три образца.
Контроль выполненных сварных стыковых соединений состоял из внешнего осмотра и испытания на разрыв в соответствии с требованиями ГОСТ 14098-91, ГОСТ 10922-90. В результате проведенных испытаний произошло разрушение металла, из которого изготовлен арматурный стержень, а не разрыв сварного соединения.
Полученные данные испытаний приведены в таблице.
Таблица | |||
№ примера | № образца | Временное сопротивление, в, Н/мм2 | Характер разрушения образцов |
1 | 1 | 682 | по основному металлу |
2 | 682 | по основному металлу | |
3 | 668 | по основному металлу | |
2 | 1 | 826 | по основному металлу |
2 | 844 | по основному металлу | |
3 | 848 | по основному металлу | |
3 | 1 | 784 | по основному металлу |
2 | 784 | по основному металлу | |
3 | 782 | по основному металлу | |
4 | 1 | 788 | по основному металлу |
2 | 784 | по основному металлу | |
3 | 780 | по основному металлу |
В соответствии с нормативными документами образцы-свидетели при испытаниях на растяжение должны иметь минимальную величину временного сопротивления для соединений из арматуры класса А400 (А-Ш)>570 Н/мм 2, класса А500С (А500СП)>600 Н/мм2, класса А600С (Ат600)>700 Н/мм2.
При стыковке термомеханической арматуры необходимо стремиться осуществлять сварку таким образом, чтобы минимизировать нагрев стержней у края накладок. Для этого каждую следующую наплавку или проход в соответствии с заявляемым изобретением выполняют после остывания предыдущей(-его) до температуры 100-150°C.
На практике сварщик одновременно, как правило, сваривает от 3-х до 5 стыков, выполняя сначала первую наплавку на первом стыке, затем первую наплавку на втором стыке и т.д. После наложения первой наплавки на всех стыках переходит к выполнению второй, а затем третьей и четвертой.
Заявляемое изобретение позволяет получать стыковое соединение арматурных стержней повышенной прочности и надежности. При этом выполняют соединение термомеханически упрочненной арматуры с минимальным разупрочнением околошовных зон с применением современных высокопроизводительных способов сварки в среде защитного газа, в том числе в условиях ограниченного пространства при значительном насыщении арматурой сечений железобетонных конструкций.
Класс B23K33/00 Придание особого профиля отдельным участкам кромок при изготовлении паяных или сварных изделий; заполнение швов
Класс B23K9/025 для прямолинейных швов
способ двусторонней дуговой сварки - патент 2500509 (10.12.2013) | |
способ двусторонней дуговой сварки - патент 2442679 (20.02.2012) |