способ определения места повреждения разветвленной линии электропередачи
Классы МПК: | G01R31/00 Устройства для определения электрических свойств; устройства для определения местоположения электрических повреждений; устройства для электрических испытаний, характеризующихся объектом, подлежащим испытанию, не предусмотренным в других подклассах |
Автор(ы): | Куликов Александр Леонидович (RU), Петрухин Андрей Алексеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Куликов Александр Леонидович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-01-29 публикация патента:
10.07.2014 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и предназначено для реализации в устройствах определения места повреждения разветвленных линий электропередачи. Задача изобретения - повышение точности способа определения места повреждения разветвленной линии электропередачи. Предложен способ определения места повреждения разветвленной линии электропередачи, заключающийся в том, что в начале ЛЭП и в конце каждого ответвления устанавливают устройство контроля напряжения, число которых на единицу больше числа контролируемых ответвлений, фиксируют время прихода переднего фронта импульса, в качестве импульсов используют скачок фазного напряжения, одновременно всеми устройствами регистрируют время прохождения скачка фазного напряжения в единой шкале времени, синхронизированной от спутниковых сигналов глобальной системы позиционирования, передают зарегистрированные времена в диспетчерский центр для их автоматической обработки, где для зафиксированных времен от каждой пары устройств контроля напряжения разностно-дальномерным способом определяют поврежденное ответвление, для зафиксированных времен от каждой пары устройств, одно из которых находится на поврежденном ответвлении, разностно-дальномерным способом определяют оценки расстояния до места повреждения на поврежденном ответвлении, а оценки расстояния уточняют на основе системы уравнений для определения места повреждения. 1 ил.
Формула изобретения
Способ определения места повреждения разветвленной линии электропередачи заключающийся в том, что в начале ЛЭП и в конце каждого ответвления устанавливают устройства контроля напряжения, число которых на единицу больше числа контролируемых ответвлений, фиксируют время прихода переднего фронта импульса, в качестве импульсов используют скачок фазного напряжения, одновременно всеми устройствами регистрируют время прохождения скачка фазного напряжения в единой шкале времени, синхронизированной от спутниковых сигналов глобальной системы позиционирования, передают зарегистрированные времена в диспетчерский центр для их автоматической обработки, где для зафиксированных времен от каждой пары устройств контроля напряжения разностно-дальномерным способом определяют поврежденное ответвление, отличающийся тем, что для зафиксированных времен от каждой пары устройств, одно из которых находится на поврежденном ответвлении, разностно-дальномерным способом определяют оценки расстояния до места повреждения на поврежденном ответвлении, а оценки расстояния уточняют на основе решения системы уравнений для определения места повреждения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и предназначено для реализации в устройствах определения места повреждения разветвленных линий электропередач (ЛЭП).
Известен «Способ определения места повреждения распределительных сетей» [Патент РФ № 2368912, МПК G01R 31/08, опубл. Б.И. № 27 от 27.09.2009], по которому в исследуемую линию генерируют зондирующие импульсы, принимают отраженные сигналы и место повреждения точно и однозначно определяют по отсутствию отраженного импульса с информационным признаком, индивидуализирующим, по крайней мере, конкретное ответвление, в котором согласно предложению в качестве зондирующих импульсов используют дискретно-кодированные сигналы, а в качестве информационного признака, индивидуализирующего конкретное ответвление или фазу ответвления, используют согласованную фильтрацию дискретно-зондированного сигнала на концах линии.
Недостатком способа является большое затухание зондирующих сигналов и соответственно невозможность использования на длинных линиях с многими ответвлениями.
Известны волновые способы определения места повреждения линии электропередач [Например, Г.М.Шалыт Определение мест повреждения в электрических сетях. - М.: Энергоатомиздат, 1982, стр.18-22].
Они основаны на измерении времени между моментами достижения концов линии фронтами электромагнитных волн, возникающих в месте повреждения.
Однако непосредственно использовать эти способы на разветвленной линии электропередачи невозможно. На таких линиях имеет место неоднозначность ответвления, на котором произошло повреждение.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является «Способ определения места однофазного замыкания на землю в разветвленной воздушной линии электропередач, способ определения места междуфазного короткого замыкания в разветвленной воздушной линии электропередач и устройство контроля тока и напряжения для их осуществления» [Патент РФ № 2372624, МПК G01R 31/08, опубл. 10.11.2009]. Способ определения однофазного замыкания на землю в разветвленной воздушной ЛЭП с изолированной нейтралью, заключается в том, что фиксируют время прихода переднего фронта импульса, в начале ЛЭП и в конце каждого ответвления устанавливают на проводах высоковольтной ЛЭП устройства контроля тока и напряжения, число которых на единицу больше числа контролируемых веток, в качестве импульсов используют скачок фазного напряжения в единой шкале времени, синхронизированной от спутниковых сигналов глобальной системы позиционирования, передают зарегистрированные времена в диспетчерский центр для их автоматической обработки, где для зафиксированных времен от каждой пары устройств контроля тока и напряжения разностно-дальномерным способом определяют поврежденную ветку, а для зафиксированных времен от пары устройств контроля тока и напряжения, одно из которых находится на поврежденной ветке, разностно-дальномерным способом определяют место повреждения на этой ветке.
Недостатком способа-прототипа является низкая точность определения места повреждения разветвленной линии электропередачи.
Задача изобретения - повышение точности способа определения места повреждения разветвленной линии электропередачи.
Поставленная задача реализуется способом определения места повреждения разветвленной линии электропередачи, заключающимся в том, что в начале ЛЭП и в конце каждого ответвления устанавливают устройства контроля напряжения, число которых на единицу больше числа контролируемых ответвлений, фиксируют время прихода переднего фронта импульса, в качестве импульсов используют скачок фазного напряжения, одновременно всеми устройствами регистрируют время прохождения скачка фазного напряжения в единой шкале времени, синхронизированной от спутниковых сигналов глобальной системы позиционирования, передают зарегистрированные времена в диспетчерский центр для их автоматической обработки, где для зафиксированных времен от каждой пары устройств контроля напряжения разностно-дальномерным способом определяют поврежденное ответвление. Согласно предложению для зафиксированных времен от каждой пары устройств, одно из которых находится на поврежденном ответвлении, разностно-дальномерным способом определяют оценки расстояния до места повреждения на поврежденном ответвлении, а оценки расстояния уточняют на основе решения системы уравнений для определения места повреждения.
Предлагаемый способ определения места повреждения разветвленной линии электропередачи может быть реализован устройством, реализующим способ-прототип [Патент РФ № 2372624, МПК G01R 31/08, опубл. 10.11.2009].
На фиг.1 представлена структурная схема разветвленной линии электропередачи, поясняющая определение места повреждения согласно предлагаемому способу.
Способ реализуется следующим образом.
При осуществлении способа определения места повреждения разветвленной линии электропередачи используется многосторонняя локация как в начале ЛЭП, так и в конце каждого ответвления. В момент повреждения ЛЭП возникает скачок напряжения и распространяются волны напряжения к концам линии. Эти волны напряжения регистрируются соответствующими устройствами контроля напряжения, в состав которых входят приемники спутниковых сигналов глобальной системы позиционирования. Устройства устанавливают в начале ЛЭП и в конце каждого ответвления. В устройствах осуществляется измерение времени распространения скачка напряжения от повреждения до каждого из концов ЛЭП, причем измерения производятся синхронизировано в единой шкале времени. Параметры зарегистрированных сигналов (скачков) напряжения с использованием режима регистрации радиомодемов передаются в диспетчерский центр для последующей автоматической обработки.
Сначала на диспетчерском центре определяется поврежденное ответвление. Выбор поврежденного ответвления осуществляется разностно-дальномерным способом аналогично способу прототипу. При этом могут учитываться, например, следующие соображения. Из всех пар устройств контроля напряжения выбирается такая, в которой зарегистрированные времена распространения фронта скачка напряжения по ЛЭП являются наименьшими. Используя конструктивные особенности линии (длины ответвлений) и учитывая соотношение времен фиксации фронта напряжения, можно определить поврежденное присоединение.
В дальнейшем реализуется определение места повреждения по уточненным алгоритмам для выбранного ответвления ЛЭП. Для любой пары устройств, местоположение которых известно, имеем зарегистрированные времена прохождения фронта скачка напряжения Ti и Tj, на основе которых составляем уравнения
; ;
где - скорость распространения скачка напряжения по ЛЭП (близка к скорости света); x - расстояние от места повреждения до i-го устройства; Lj - длина j-го ответвления; Li - длина i-го ответвления; Pij - расстояние между началом i-го и j-го ответвления по магистрали ЛЭП.
Подстановка (1) в (2) дает искомое место повреждения, оценка расстояния до которого от i-го устройства контроля напряжения определяется согласно выражению
.
Использование нескольких вариантов выбора устройств i и j позволяет получать несколько оценок расстояния и реализовать более точный алгоритм определения места повреждения за счет привлечения большего объема доступной информации.
Пусть расстояние до повреждения x1 вычислено с ошибкой при использовании пары устройств контроля напряжения i и j
x=x1+ x.
Воспользуемся дополнительным расчетом расстояния до повреждения x2 для комплектования этой ошибки
x=x-x2.
выбрав пару устройств контроля напряжения i и m. Приходим к системе уравнений
Решение системы уравнений определяет выражение для уточненного расчета расстояния до повреждения
Полученная таким образом система уравнений позволяет реализовать более точное определение места повреждения. Очевидно, что неточные измерения разности времени (Ti -Tj) могут быть компенсированы более точностными измерениями разности (Tm-Ti).
При наличии достаточного количества устройств контроля напряжения по аналогии могут быть привлечены дополнительные измерения. В этом случае система уравнений может включать три, четыре и т.д. уравнения.
Приведенные рассуждения обоснуем поясняющим примером (фиг.1). Пусть повреждение произошло на ответвлении к ПС 2, где расположено i-oe устройство контроля напряжения. Предположим, что на ответвлении к ПС 1 имеется неоднородность (обозначена заштрихованным участком на фиг.1), которая приводит к неточным измерениям j-го устройства контроля напряжения. Привлечение дополнительного измерения m-ым устройством контроля (ответвление к ПС 3) позволит компенсировать возникающую ошибку. Возможно дальнейшее повышение точности определения места повреждения ЛЭП за счет использования измерений на ответвлении к ПС 4.
Таким образом, предлагаемый способ определения места повреждения разветвленной линии электропередачи использует больше измерений устройствами контроля напряжения по сравнению со способом-прототипом, обладает поэтому повышенной точностью и может быть реализован в электрических сетях различного класса напряжений.
Класс G01R31/00 Устройства для определения электрических свойств; устройства для определения местоположения электрических повреждений; устройства для электрических испытаний, характеризующихся объектом, подлежащим испытанию, не предусмотренным в других подклассах