автомат разгерметизации гидросистемы

Классы МПК:F15B20/00 Предохранительные устройства; использование предохранительных устройств
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжский государственный технологический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-05-07
публикация патента:

Автомат разгерметизации гидросистемы предназначен для автоматического отключения систем гидравлического привода рабочего оборудования. Устройство содержит два корпуса с камерами, в которых размещено с зазором два поршня со штоками. В корпусах выполнены входные и выходные отверстия, сообщающие камеры соответственно с напорным трубопроводом, сливом и напорными гидролиниями двуполостных и однополостных гидродвигателей. Автомат разгерметизации гидросистемы дополнительно содержит датчик сливной магистрали, в корпусе которого также установлен поршень со штоком, и узел блокировки штока датчика сливной магистрали, содержащий корпус, в полости которого расположен цилиндрический подпружиненный плунжер с двумя, по меньшей мере, ступенями разного диаметра. Полость корпуса узла блокировки сообщена с линией обратной связи, а ступень большего диаметра указанного плунжера механически взаимодействует с первым штоком третьего подвижного поршня в одном из крайних положений плунжера. Каждый подвижный поршень снабжают двумя коническими и, по крайней мере, одной цилиндрической поверхностями. Технический результат изобретения - расширение технологических возможностей и повышение надежности контроля герметичности всей гидросистемы. 1 ил.

автомат разгерметизации гидросистемы, патент № 2522013

Формула изобретения

Автомат разгерметизации гидросистемы, содержащий первый корпус со смежными камерами, входным и выходным отверстиями, сообщенными с трубопроводами, причем две камеры сообщены между собой, при этом внутри третьей камеры размещен первый подвижный поршень, а вторая смежная камера выполнена в виде сообщенных друг с другом полости и напорного канала, причем напорный канал соединен с напорным трубопроводом, первый подвижный поршень снабжен вторым штоком и установлен с зазором для сообщения надпоршневой и подпоршневой полостей третьей камеры между собой, причем подпоршневая полость третьей камеры сообщена с возвратным каналом, первый подвижный поршень в одном из крайних положений разобщает подпоршневую полость третьей камеры и возвратный канал, в первом корпусе выполнены сливное отверстие и сливной канал, полость второй смежной камеры объединяют с надпоршневой полостью третьей камеры, возвратный канал сообщают с выходным отверстием первого корпуса, в первом штоке первого подвижного поршня выполняют радиальный и осевой каналы, сообщенные между собой, причем осевой канал сообщают с первой смежной камерой первого корпуса, а радиальный канал сообщают со второй смежной камерой указанного корпуса в одном из крайних положений первого подвижного поршня, первую смежную камеру сообщают со сливным каналом и сливным отверстием, причем автомат разгерметизации гидросистемы также снабжен вторым корпусом с входным и выходным отверстиями, входным и выходным каналами, в указанном втором корпусе выполнена камера, разделенная вторым подвижным поршнем на входную и выходную полости, соединенные соответственно с входным и выходным каналами, причем входное отверстие указанного второго корпуса сообщено с указанным входным каналом, выходное отверстие - с выходным каналом, второй подвижный поршень снабжен двумя штоками и установлен с зазором, соединяющим входную и выходную полости камеры второго корпуса, каждый подвижный поршень снабжают двумя коническими и, по крайней мере, одной цилиндрической поверхностями, торцевая поверхность штока второго поршня и второй корпус образуют полость переменного объема, сообщенную с линией обратной связи, при этом автомат разгерметизации гидросистемы также содержит ограничитель обратного перемещения, торцевая поверхность которого сопряжена с регулируемой пружиной, причем указанная пружина сопряжена с посадочной поверхностью регулировочного болта, отличающийся тем, что дополнительно содержит датчик сливной магистрали, в корпусе которого выполнены входное и выходное отверстия, входной и выходной каналы, камера, разделенная третьим подвижным поршнем на входную и выходную полости, соединенные, соответственно, с входным и выходным каналами, причем входное отверстие корпуса датчика сливной магистрали сообщено с указанным входным каналом, выходное отверстие указанного корпуса - с выходным каналом, третий подвижный поршень снабжен двумя штоками и установлен с зазором, соединяющим входную и выходную полости камеры корпуса датчика сливной магистрали, первый, второй и третий подвижные поршни имеют одинаковую форму, ограничитель обратного перемещения установлен на первом штоке третьего подвижного поршня, а регулировочный болт соединен с корпусом датчика сливной магистрали посредством резьбового соединения, вторые штоки первого и третьего подвижных поршней механически соединены между собой, а камера корпуса датчика сливной магистрали выполнена в виде трех цилиндрических и одной конической поверхностей, причем первая цилиндрическая поверхность расположена в выходной полости, а коническая, вторая и третья цилиндрические поверхности - во входной полости указанного корпуса, диаметр второй цилиндрической поверхности камеры корпуса датчика сливной магистрали меньше диаметра первой цилиндрической поверхности указанной камеры, а диаметр третьей цилиндрической поверхности камеры корпуса датчика сливной магистрали больше диаметра первой цилиндрической поверхности указанной камеры, при этом автомат разгерметизации гидросистемы дополнительно снабжен, по меньшей мере, одним узлом блокировки, содержащим корпус, в полости которого расположен цилиндрический подпружиненный плунжер с двумя, по меньшей мере, ступенями разного диаметра, причем полость корпуса узла блокировки сообщена с линией обратной связи, а ступень большего диаметра указанного плунжера механически взаимодействует с первым штоком третьего подвижного поршня в одном из крайних положений плунжера, выходное отверстие первого корпуса сообщено с напорными гидролиниями двуполостных и однополостных гидродвигателей, входное отверстие корпуса датчика сливной магистрали соединено со сливными гидролиниями двуполостных гидродвигателей, выходное отверстие корпуса датчика сливной магистрали сообщено со сливом, входное отверстие второго корпуса соединено с напорной гидролинией однополостного гидродвигателя, выходное отверстие второго корпуса - со входом однополостного гидродвигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для автоматического отключения систем гидравлического привода рабочего оборудования.

Известен отсечной клапан [1], содержащий корпус со смежными камерами, седлом, входным и выходным отверстиями, сообщенными с трубопроводами, имеющими обратную связь, причем две камеры сообщены между собой, седло выполнено в месте сопряжения контролируемого трубопровода с выходным отверстием, первая смежная камера посредством дренажного канала сообщена с третьей камерой и одновременно с импульсным трубопроводом, соединенным с напорным трубопроводом, при этом внутри третьей камеры размещен подвижный поршень с уплотнительной поверхностью, поджимаемый пружиной, причем пружина сопряжена с посадочной поверхностью регулировочного болта, соединенного с корпусом отсечного клапана посредством резьбового соединения, в первой смежной камере расположен запорный орган, выполненный в виде плунжера, соединенного с корпусом отсечного клапана посредством возвратной пружины и ограничителя обратного хода, и в рабочем состоянии системы находящийся со штоком поршня в зацеплении посредством выступа, во второй смежной камере размещен регулятор перепада давления, причем вторая смежная камера выполнена в виде сообщенных друг с другом полости и напорного канала, напорный канал соединен с напорным трубопроводом, подвижный поршень выполнен с отверстиями для сообщения надпоршневой и подпоршневой полостей третьей камеры между собой, импульсный трубопровод и напорный трубопровод выполнены в виде каналов в корпусе отсечного клапана, причем дренажный канал и импульсный трубопровод представляют собой единый канал, соединяющий надпоршневую полость третьей камеры, первую смежную камеру, напорный трубопровод и входное отверстие корпуса отсечного клапана, подвижный поршень снабжен дополнительным штоком, причем торцевая поверхность указанного дополнительного штока и корпус отсечного клапана образуют дополнительную полость переменного объема, сообщаемую последовательно дроссельным каналом и линией обратной связи с датчиком расхода, регулировочный болт с посадочной поверхностью под пружину и пружину располагают в указанной дополнительной полости, причем пружина сопряжена с торцевой поверхностью дополнительного штока подвижного поршня, регулятор перепада давления устанавливают в напорном канале второй смежной камеры, подпоршневую полость третьей камеры сообщают возвратным каналом с напорным каналом второй смежной камеры на участке между регулятором расхода и полостью указанной смежной камеры, датчик расхода устанавливают на конечном участке контролируемого трубопровода, причем давление в линии обратной связи зависит от величины расхода через указанный датчик.

К недостаткам данного устройства относятся:

1. Возникновение гидравлического удара при срабатывании клапана, что может привести к выходу из строя гидросистемы.

2. Повышенное трение в уплотнении подвижного поршня, снижающее чувствительность устройства.

3. Зависимость качества функционирования отсечного клапана от температуры и скорости движения жидкости.

Известен отсечный клапан [2], содержащий корпус со смежными камерами, седлом, входным и выходным отверстиями, сообщенными с трубопроводами, причем две камеры сообщены между собой, седло выполнено в месте сопряжения контролируемого трубопровода с выходным отверстием, первая смежная камера сообщена с третьей камерой посредством дренажного канала и одновременно с импульсным трубопроводом, соединенным с напорным трубопроводом, при этом внутри третьей камеры размещен первый подвижный поршень, в первой смежной камере расположен запорный орган, выполненный в виде плунжера, соединенного с корпусом посредством возвратной пружины и ограничителя обратного хода, и в рабочем состоянии системы находящийся со штоком первого подвижного поршня в зацеплении посредством выступа, а во второй смежной камере размещен регулятор перепада давления, вторая смежная камера выполнена в виде сообщенных друг с другом полости и напорного канала, причем напорный канал соединен с напорным трубопроводом, импульсный трубопровод и напорный трубопровод выполняют в виде каналов в корпусе отсечного клапана, причем дренажный канал и импульсный трубопровод представляют собой единый канал, соединяющий надпоршневую полость третьей камеры, первую смежную камеру, напорный трубопровод и входное отверстие корпуса отсечного клапана, первый подвижный поршень снабжен вторым штоком, причем торцевая поверхность указанного второго штока и корпус отсечного клапана образуют первую контрольную полость переменного объема, регулятор перепада давления установлен в напорном канале второй смежной камеры, при этом первый подвижный поршень выполнен в форме усеченного конуса и установлен с зазором для сообщения надпоршневой и подпоршневой полостей третьей камеры между собой, подпоршневая полость третьей камеры сообщена возвратным каналом с полостью второй смежной камеры, причем первый подвижный поршень в одном из крайних положений разобщает подпоршневую полость третьей камеры и возвратный канал, при этом указанный отсечный клапан снабжен вторым корпусом, в котором выполнены входное и выходное отверстия, напорный, входной и выходной каналы, камера, разделенная вторым подвижным поршнем на входную и выходную полости, соединенные соответственно с входным и выходным каналами, причем входное отверстие указанного второго корпуса сообщено с контролируемым трубопроводом и с указанными входным и напорным каналами, выходное отверстие второго корпуса - с указанными напорным и выходным каналами, в напорном канале второго корпуса установлен переменный дроссель, второй подвижный поршень снабжен двумя штоками и установлен с зазором, соединяющим входную и выходную полости камеры второго корпуса, первый и второй подвижные поршни имеют одинаковые форму и размеры, диаметры штоков второго подвижного поршня равны диаметрам штоков первого подвижного поршня, первый шток второго подвижного поршня выполнен с ограничителем обратного перемещения, торцевая поверхность которого сопряжена с регулируемой пружиной, причем указанная пружина сопряжена с посадочной поверхностью регулировочного болта, соединенного со вторым корпусом отсечного клапана посредством резьбового соединения, торцевая поверхность второго штока второго подвижного поршня и второй корпус отсечного клапана образуют вторую контрольную полость переменного объема, сообщаемую последовательно линией обратной связи и дроссельным каналом с первой контрольной полостью переменного объема, в корпусе отсечного клапана выполнены сливное и дренажное отверстия и сливной канал, причем последний сообщен с участком напорного канала второй смежной камеры между полостью указанной смежной камеры и регулятором перепада давления, плунжер имеет проточку, образующую с корпусом отсечного клапана кольцевую камеру, при этом в одном из крайних положений плунжера указанная кольцевая камера соединена с дренажным отверстием, во втором крайнем положении - со сливным каналом и сливным отверстием корпуса отсечного клапана.

Указанное устройство имеет следующие недостатки:

1. Сложность конструкции и повышенная стоимость изготовления.

2. Низкая надежность из-за повышенного числа движущихся частей.

Наиболее близким к предлагаемому решению является отсечный клапан [3], содержащий корпус со смежными камерами, входным и выходным отверстиями, сообщенными с трубопроводами, причем две камеры сообщены между собой, при этом внутри третьей камеры размещен первый подвижный поршень, а вторая смежная камера выполнена в виде сообщенных друг с другом полости и напорного канала, причем напорный канал соединен с напорным трубопроводом, первый подвижный поршень снабжен вторым штоком, причем торцевая поверхность указанного второго штока и корпус отсечного клапана образуют первую контрольную полость переменного объема, при этом первый подвижный поршень установлен с зазором для сообщения надпоршневой и подпоршневой полостей третьей камеры между собой, причем подпоршневая полость третьей камеры сообщена с возвратным каналом, первый подвижный поршень в одном из крайних положений разобщает подпоршневую полость третьей камеры и возвратный канал, при этом отсечный клапан снабжен вторым корпусом, в котором выполнены входное и выходное отверстия, входной и выходной каналы, камера, разделенная вторым подвижным поршнем на входную и выходную полости, соединенные соответственно с входным и выходным каналами, причем входное отверстие указанного второго корпуса сообщено с контролируемым трубопроводом и с указанными входным каналом, выходное отверстие второго корпуса - с выходным каналом, второй подвижный поршень снабжен двумя штоками и установлен с зазором, соединяющим входную и выходную полости камеры второго корпуса, первый и второй подвижные поршни имеют одинаковые форму и размеры, диаметры штоков второго подвижного поршня равны диаметрам штоков первого подвижного поршня, первый шток второго подвижного поршня выполнен с ограничителем обратного перемещения, торцевая поверхность которого сопряжена с регулируемой пружиной, причем указанная пружина сопряжена с посадочной поверхностью регулировочного болта, соединенного со вторым корпусом отсечного клапана посредством резьбового соединения, торцевая поверхность второго штока второго подвижного поршня и второй корпус отсечного клапана образуют вторую контрольную полость переменного объема, сообщаемую последовательно линией обратной связи и дроссельным каналом с первой контрольной полостью переменного объема, в корпусе отсечного клапана выполнены сливное отверстие и сливной канал, полость второй смежной камеры объединяют с надпоршневой полостью третьей камеры, возвратный канал сообщают с выходным отверстием корпуса отсечного клапана и с контролируемым трубопроводом, каждый подвижный поршень снабжают двумя коническими и, по крайней мере, одной цилиндрической поверхностями, в первом штоке первого подвижного поршня выполняют радиальный и осевой каналы, сообщенные между собой, причем осевой канал сообщают с первой смежной камерой корпуса отсечного клапана, а радиальный канал сообщают со второй смежной камерой корпуса отсечного клапана в одном из крайних положений первого подвижного поршня, первую смежную камеру сообщают со сливным каналом и сливным отверстием.

Указанное решение имеет следующие недостатки:

1. Невозможность контроля герметичности всей гидросистемы в случае использования двуполостных одноштоковых гидродвигателей.

2. Необходимость ограничения длины линии обратной связи во избежание ложных срабатываний отсечного клапана из-за объемной податливости линии.

Перечисленные недостатки устраняются в предлагаемом решении.

Технический результат изобретения - расширение технологических возможностей и повышение надежности контроля герметичности всей гидросистемы в случае использования двуполостных одноштоковых гидродвигателей.

Предлагаемый технический результат достигается тем, что конструкция содержит первый корпус со смежными камерами, входным и выходным отверстиями, сообщенными с трубопроводами, причем две камеры сообщены между собой, при этом внутри третьей камеры размещен первый подвижный поршень, а вторая смежная камера выполнена в виде сообщенных друг с другом полости и напорного канала, причем напорный канал соединен с напорным трубопроводом, первый подвижный поршень снабжен вторым штоком и установлен с зазором для сообщения надпоршневой и подпоршневой полостей третьей камеры между собой, причем подпоршневая полость третьей камеры сообщена с возвратным каналом, первый подвижный поршень в одном из крайних положений разобщает подпоршневую полость третьей камеры и возвратный канал, в первом корпусе выполнены сливное отверстие и сливной канал, полость второй смежной камеры объединяют с надпоршневой полостью третьей камеры, возвратный канал сообщают с выходным отверстием первого корпуса, в первом штоке первого подвижного поршня выполняют радиальный и осевой каналы, сообщенные между собой, причем осевой канал сообщают с первой смежной камерой первого корпуса, а радиальный канал сообщают со второй смежной камерой указанного корпуса в одном из крайних положений первого подвижного поршня, первую смежную камеру сообщают со сливным каналом и сливным отверстием, устройство также снабжено вторым корпусом с входным и выходным отверстиями, входным и выходным каналами, в указанном втором корпусе выполнена камера, разделенная вторым подвижным поршнем на входную и выходную полости, соединенные соответственно с входным и выходным каналами, причем входное отверстие указанного второго корпуса сообщено с указанным входным каналом, выходное отверстие - с выходным каналом, второй подвижный поршень снабжен двумя штоками и установлен с зазором, соединяющим входную и выходную полости камеры второго корпуса, каждый подвижный поршень снабжают двумя коническими и, по крайней мере, одной цилиндрической поверхностями, торцевая поверхность штока второго поршня и второй корпус образуют полость переменного объема, сообщенную с линией обратной связи, устройство дополнительно содержит датчик сливной магистрали, в корпусе которого выполнены входное и выходное отверстия, входной и выходной каналы, камера, разделенная третьим подвижным поршнем на входную и выходную полости, соединенные соответственно с входным и выходным каналами, причем входное отверстие корпуса датчика сливной магистрали сообщено с указанным входным каналом, выходное отверстие указанного корпуса - с выходным каналом, третий подвижный поршень снабжен двумя штоками и установлен с зазором, соединяющим входную и выходную полости камеры корпуса датчика сливной магистрали, первый, второй и третий подвижные поршни имеют одинаковую форму, первый шток третьего подвижного поршня выполнен с ограничителем обратного перемещения, торцевая поверхность которого сопряжена с регулируемой пружиной, причем указанная пружина сопряжена с посадочной поверхностью регулировочного болта, соединенного с корпусом датчика сливной магистрали посредством резьбового соединения, вторые штоки первого и третьего подвижных поршней механически соединены между собой, а камера корпуса датчика сливной магистрали выполнена в виде трех цилиндрических и одной конической поверхностей, причем первая цилиндрическая поверхность расположена в выходной полости, а коническая, вторая и третья цилиндрические поверхности - во входной полости указанного корпуса, диаметр второй цилиндрической поверхности камеры корпуса датчика сливной магистрали меньше диаметра первой цилиндрической поверхности указанной камеры, а диаметр третьей цилиндрической поверхности камеры корпуса датчика сливной магистрали больше диаметра первой цилиндрической поверхности указанной камеры, устройство дополнительно снабжено, по меньшей мере, одним узлом блокировки, содержащим корпус, в полости которого расположен цилиндрический подпружиненный плунжер с двумя, по меньшей мере, ступенями разного диаметра, причем полость корпуса узла блокировки сообщена с линией обратной связи, а ступень большего диаметра указанного плунжера механически взаимодействует с первым штоком третьего подвижного поршня в одном из крайних положений плунжера, выходное отверстие первого корпуса сообщено с напорными гидролиниями двуполостных и однополостных гидродвигателей, входное отверстие корпуса датчика сливной магистрали соединено со сливными гидролиниями двуполостных гидродвигателей, выходное отверстие корпуса датчика сливной магистрали сообщено со сливом, входное отверстие второго корпуса соединено с напорной гидролинией однополостного гидродвигателя, выходное отверстие второго корпуса - со входом однополостного гидродвигателя.

Пример выполнения предлагаемого автомата разгерметизации гидросистемы представлен на Фиг.1.

Автомат разгерметизации гидросистемы содержит первый корпус 1 с входным 2 и выходным 3 отверстиями, а также напорный трубопровод 4. В корпусе 1 выполнена первая смежная камера 5, сообщенная со сливным каналом 6 и сливным отверстием 7, а также вторая смежная камера 8, состоящая из полости 9 и напорного канала 10. Последний сообщен с напорным трубопроводом 4. В третьей камере 11 корпуса 1 установлен подвижный поршень 12 со штоками 13 и 14, разделяющий третью камеру 11 на надпоршневую 15 и подпоршневую 16 полости, сообщенные между собой через зазор 17. Полость 9 второй смежной камеры 8 объединена с надпоршневой полостью 15 третьей камеры 11. В корпусе 1 также выполнен возвратный канал 18, сообщенный с подпоршневой полостью 16 и с выходным отверстием 3. В штоке 13 поршня 12 выполнены сообщенные между собой радиальный 19 и осевой 20 каналы. Последний сообщен с первой смежной камерой 5. Выходное отверстие 3 сообщено также с напорными гидролиниями 21 и 22 двуполостного 23 и однополостного 24 гидродвигателей.

Устройство также содержит второй корпус 25 с входным 26 и выходным 27 отверстиями, сообщенными с входным 28 и выходным 29 каналами соответственно. Камера 30 корпуса 25 разделена расположенным в ней третьим поршнем 31 на входную 32 и выходную 33 полости, сообщенные с входным 28 и выходным 29 каналами соответственно. Поршень 31 снабжен штоками 34 и 35 и установлен с зазором 36. Торцевая поверхность штока 35 и корпус 25 образуют полость 37, сообщенную с линией обратной связи 38. Поршни 12 и 31 имеют цилиндрические 39, 40 и конические 41, 42, 43, 44 поверхности.

Автомат разгерметизации гидросистемы снабжен датчиком сливной магистрали 45, содержащим корпус 46 с входным 47 и выходным 48 отверстиями, сообщенными соответственно с входным 49 и выходным 50 каналами. В корпусе 46 выполнена камера 51, разделенная третьим подвижным поршнем 52 на входную 53 и выходную 54 полости, соединенные соответственно с входным 49 и выходным 50 каналами. Входное отверстие 47 сообщено со сливной гидролинией 55 двуполостного гидродвигателя 23, а выходное отверстие 48 - со сливом 56. Третий подвижный поршень 52 снабжен штоками 57 и 58, имеет ту же форму, что и поршни 12 и 31 и установлен с зазором 59, соединяющим полости 53 и 54. Шток 57 третьего подвижного поршня 52 выполнен с ограничителем обратного перемещения 60, взаимодействующим с регулируемой пружиной 61, сопряженной с посадочной поверхностью регулировочного болта 62. Камера 51 выполнена в виде трех цилиндрических 63, 64 и 65 и одной конической 66 поверхностей. При этом диаметр поверхности 64 меньше диаметра поверхности 63, а диаметр поверхности 65 больше диаметра поверхности 63.

При наличии однополостного гидродвигателя 24 устройство дополнительно снабжается узлом блокировки 67, содержащим корпус 68 с расположенным в нем плунжером 69, выполненным в виде двух ступеней 70 и 71. Полость 72 корпуса 68 узла блокировки 67 сообщена с линией обратной связи 38, а ступень 70 плунжера 69 механически взаимодействует со штоком 57 третьего подвижного поршня 52 в крайнем нижнем положении плунжера 69.

Автомат разгерметизации гидросистемы работает следующим образом.

При использовании двуполостного гидроцилиндра 24 (см. фиг.1) в исправной гидросистеме рабочая жидкость через напорный трубопровод 4, входное отверстие 2 и напорный канал 10 подается в корпус 1. Поток жидкости проходит в полость 9 второй смежной камеры 8 и надпоршневую полость 15 третьей камеры 11. Затем жидкость проходит через зазор 17 в подпоршневую полость 16 третьей камеры 11, а оттуда по возвратному каналу 18 через выходное отверстие 3 поступает к напорной гидролинии 21 гидродвигателя 23. Из гидродвигателя 23 жидкость по сливной гидролинии 55 через входное отверстие 47 корпуса 46 и входной канал 49 подается во входную полость 53 камеры 51. Далее поток жидкости через зазор 59 проходит в выходную полость 54, откуда по выходному каналу 50 направляется через выходное отверстие 48 на слив 56. За счет дросселирования потока при прохождении его через зазоры 17 и 59 создается разность давлений между надпоршневой 15 и подпоршневой 16 полостями третьей камеры 11 корпуса 1, а также между входной 53 и выходной 54 полостями камеры 51 корпуса 46. Указанная разность давлений обусловливает возникновение усилия на подвижных поршнях 12 и 52. Если расход в полостях 9 и 16 корпуса 1 равен расходу в гидролинии 55, в полостях 53 и 54 корпуса 46, усилия на поршнях 12 и 52 взаимно уравновешены, благодаря равенству формы поршней и механической связи их штоков 14 и 58. В этом случае поршни 12 и 52 удерживаются силой пружины 61 в исходном положении. Если расход в гидролинии 55 и в полостях 53 и 54 корпуса 46 меньше расхода в полостях 9 и 16 корпуса 1 (например, при использовании в качестве гидродвигателя 23 двуполостного одноштокового гидроцилиндра), усилие на поршне 52 снизится. Поршни 12 и 52 начинают смещаться вправо, преодолевая усилие пружины 61. При этом за счет конической формы поверхности 66 ширина зазора 59 будет уменьшаться, а потери давления в зазоре 59 и усилие на поршне 52 -увеличиваться. Как только сила на поршне 12 станет равна сумме усилия на поршне 52 и усилия пружины 61, поршни 12 и 52 остановятся. Величина смещения указанных поршней соответствует разности расходов в канале 18 и сливной гидролинии 55. Таким образом осуществляется автоматическая настройка устройства на разность расходов в напорном трубопроводе 4 и на сливе 56 в допустимом диапазоне, что позволяет избежать ложных срабатываний при использовании двуполостных одноштоковых гидроцилиндров.

При одновременном включении гидродвигателей 23 и 24, или только гидродвигателя 24 жидкость проходит через полости 9 и 16, канал 18 корпуса 1 и далее подается в гидродвигатели 23 и 24 (либо только в гидродвигатель 24). В этом случае рабочая среда из гидролинии 22 проходит через входное отверстие 26 и входной канал 28 во входную полость 32 камеры 30 второго корпуса 25. Оттуда жидкость через зазор 36 перетекает в выходную полость 33 и по выходному каналу 29 и выходному отверстию 27 направляется в гидродвигатель 24. За счет дросселирования потока в зазоре 36 на поршне 31 создается усилие, стремящееся сдвинуть поршень 31 вправо. Шток 35 сжимает жидкость в полости переменного объема 37, в линии обратной связи 38 и полости 72 корпуса 68 узла блокировки 67. Расход в сливной гидролинии 55 будет значительно ниже расхода в напорном трубопроводе 4, поскольку поток на выходе однополостного гидродвигателя 24 отсутствует. Вследствие этого поршни 12 и 52, преодолевая усилие пружины 61, начнут смещаться вправо. В то же время плунжер 69 узла блокировки 67 под действием давления в линии обратной связи 38 и полости 72 будет смещаться в нижнее положение. Благодаря этому, поршни 12 и 52, не доходя до крайнего правого положения, остановятся из-за упора штока 57 в выдвинутую ступень 70 плунжера 69. Разобщения поршнем 12 полости 16 и выходного канала 18 при этом не произойдет. За счет этого предотвращается ложное срабатывание устройства при использовании однополостного гидродвигателя.

При разгерметизации гидросистемы на участке между выходным отверстием 3 корпуса 1 и входным отверстием 47 корпуса 46 давление в гидроприводе резко снижается. Расход жидкости через напорный трубопровод 4, полости 9 и 16, а также через зазор 17 увеличивается. За счет этого усилие на поршне 12 возрастает. В свою очередь, расход в сливной гидролинии 55, полостях 53 и 54 камеры 51 корпуса 46 и в зазоре 59 значительно снижается, поскольку часть жидкости начинает вытекать через место повреждения. Вследствие падения давления в гидросистеме прекращается течение жидкости и в гидролинии 22, а, следовательно, и в камере 30 корпуса 25 и в зазоре 36. Из-за этого усилия на поршнях 52 и 31 и штоке 35 снижаются. Давление в линии обратной связи 38, полостях 37 и 72 и усилие на подпружиненном плунжере 69 падают. Последний перемещается вверх, разблокируя поршень 52. Поршни 12 и 52 за счет возросшего перепада давлений в зазоре 17 беспрепятственно смещаются в крайнее правое положение, сжимая пружину 61. Наличие цилиндрической поверхности 65, имеющей больший диаметр по сравнению с поверхностями 63 и 64, позволяет резко увеличить ширину зазора 59 при приближении поршня 52 к крайнему положению и снизить усилие противодействия на нем при перетекании жидкости через зазор 59. Поршень 12 в крайнем положении разобщит полость 16 и выходной канал 18 корпуса 1. При этом радиальный канал 19 будет сообщен со второй смежной камерой 8, за счет чего жидкость из второй смежной камеры 8 по радиальному 19 и осевому 20 каналам попадет в первую смежную камеру 5 и далее по сливному каналу 6 и отверстию 7 будет отводиться, минуя гидросистему. Подача жидкости в гидропривод прекратится. Подвижный поршень 12 будет удерживаться в крайнем правом положении давлением в напорном трубопроводе 4.

После отключения неисправного гидропривода выравнивается давление в полостях 15 и 16 третьей камеры 11 корпуса 1. Подвижные поршни 12 и 52 усилием регулируемой пружины 61 возвращаются в исходное положение, при этом радиальный канал 19 штока 13 поршня 12 и вторая смежная камера 8 разобщаются, а полость 16 соединяется с возвратным каналом 18.

Начальная настройка предлагаемого устройства осуществляется изменением силы сжатия пружины 61 посредством вращения регулировочного болта 62. За счет увеличения силы предварительного сжатия пружины 61 автомат разгерметизации гидросистемы настраивается на большую допустимую разность расходов в напорном трубопроводе 4 и сливе 56. Периодическая настройка предлагаемого устройства в зависимости от изменения нагрузки на гидросистему не требуется.

Наличие датчика сливной магистрали 45 позволяет контролировать баланс потоков жидкости во всей гидросистеме. Снабжение поршней 12 и 31 цилиндрическими 39 и 40 и коническими 41, 42, 43, 44 поверхностями повышает стабильность гидравлических характеристик устройства независимо от температуры и вязкости рабочей среды.

Источники информации

1.Патент РФ № 74435 МПК 7 F16K 17/22, F16K 17/24, 2008.

2. Заявка РФ № 2009108571/06 МПК 7 F16K 17/24, 2010.

3. Заявка РФ № 2011154691.

Класс F15B20/00 Предохранительные устройства; использование предохранительных устройств

устройство аварийного перекрытия трубопровода -  патент 2525380 (10.08.2014)
трубопровод высокого давления -  патент 2511926 (10.04.2014)
пиромеханическая система отделения комбинированного типа -  патент 2475692 (20.02.2013)
гидросистема -  патент 2471091 (27.12.2012)
устройство управления положением исполнительного механизма, устройство управления потоком топлива в авиационном двигателе с упомянутым устройством управления положением и авиационный двигатель -  патент 2459124 (20.08.2012)
гидравлическая система управления потоком для использования со сдвоенным гидроприводом, сервоприводная система управления и способ обеспечения резервированного управления потоком для гидропривода -  патент 2330997 (10.08.2008)
отсекатель гидропотока -  патент 2312258 (10.12.2007)
гидравлическая система с автоматическим отключением подачи гидравлической жидкости потребителям -  патент 2258842 (20.08.2005)
гидравлическая система с аварийной защитой -  патент 2228467 (10.05.2004)
гидропривод -  патент 2220334 (27.12.2003)
Наверх