экраноплан-поезд

Классы МПК:B60V3/04 движущиеся по рельсам или другим направляющим устройствам, например с воздушной подушкой между рельсами и транспортным средством 
B61B13/08 скользящие или левитационные системы
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Консалтинг и новые технологии" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-11-10
публикация патента:

Изобретение относится к области наземного скоростного транспорта. Имеется транспортный модуль, выполненный по самолетной схеме, передвигающийся на воздушной подушке по сооруженной на трассе профилированной эстакаде. Транспортный модуль оснащен линейным электродвигателем с трансмиссией к воздушным винтам, которые в результате поддува под крыло малого удлинения на малой скорости движения и обдува крыла малого удлинения в крейсерском режиме способствуют образованию динамической воздушной подушки и обеспечению малой высоты полета транспортного модуля. Питание электродвигателя выполнено бесконтактным подводом электроэнергии от сети, вмонтированной в эстакаду. Верхняя часть профилированной эстакады представляет собой облегченное полотно многоугольной формы со специальным покрытием, выполненным из материалов с низкой адгезией. В результате обеспечивается надежность движения, уменьшается загрязнение окружающей среды, уменьшается расход топлива, понижается уровень шума. 4 ил. экраноплан-поезд, патент № 2522189

экраноплан-поезд, патент № 2522189 экраноплан-поезд, патент № 2522189 экраноплан-поезд, патент № 2522189 экраноплан-поезд, патент № 2522189

Формула изобретения

Экраноплан-поезд, выполненный в виде транспортного модуля, снабженного средством обеспечения его перемещения и передвигающегося по профилированной эстакаде на воздушной подушке, отличающийся тем, что транспортный модуль выполнен по самолетной схеме и включает в себя фюзеляж с кабиной экипажа, пассажирскими и грузовыми отсеками, крыло малого удлинения с вертикально установленными концевыми шайбами и с отрицательным поперечным V, П-образное хвостовое оперение и средство обеспечения перемещения транспортного модуля, выполненное в виде линейного электродвигателя, расположенного в носовой части фюзеляжа, с трансмиссией к воздушным винтам и бесконтактным подводом электроэнергии от сети, вмонтированной в эстакаду, при этом мотогондолы с воздушными винтами установлены на консолях переднего горизонтального оперения экраноплана-поезда, оборудованного механизацией задней кромки по всему размаху, а профилированная эстакада имеет многоугольную симметричную форму.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для перспективных высокоскоростных транспортных систем с организацией движения по профилированным направляющим, установленным на эстакадах над земной поверхностью.

В настоящее время актуальна проблема создания транспортной системы, для которой характерны отсутствие загрязнений окружающей среды, предельное ограничение шума, незначительная потребность в полезных земельных площадях, при этом она должна обеспечить экономичность, максимальную безопасность, высокую скорость передвижений и низкую себестоимость.

Известно аэродинамическое транспортное средство «Airtrain» (US № 5535963, B60V 3/04, публ. 16.07.1996), передвигающееся вдоль монорельса в форме перевернутой буквы «Т» на высокой скорости. Конструктивно-аэродинамическая компоновка транспортного средства включает в себя крылья малого удлинения (по два крыла в носовой и хвостовой частях), а также два электродвигателя с трансмиссией к воздушным винтам противоположного вращения. Во время движения транспортное средство не касается самого рельса, за исключением подпружиненного контакта, питающего Airtrain электроэнергией. Транспортное средство осуществляет торможение путем изменения угла пропеллеров, а на небольшой скорости так же, как и монорельс. В зависимости от модели Airtrain способен перевозить от 72 до 92 человек с максимальной скоростью 320 км/час.

Недостатками указанного транспортного средства являются большая стоимость строительства и эксплуатации всей транспортной системы, а также сложности с управлением транспортным средством на высоких скоростях.

Известно принятое за прототип транспортное средство «Aérotrain» (GB № 1106202, B60V 3/04, публ. 13.04.1965), построенное по схеме поезда на воздушной подушке, движущегося вдоль железобетонного опорного полотна в форме перевернутой буквы «Т». Аэродинамическая конструкция поезда имеет обтекаемые внешние очертания, содержит расположенный в хвостовой части турбореактивный или турбовинтовой двигатель, а также специальные карманы - воздухозаборники в корпусе поезда, из которых воздух при разгоне попадает в поддонную полость и при достижении определенной скорости приподнимает поезд над опорным полотном. Проект разработан французским инженером-конструктором Жаном Бертеном (Jean Bertin). Транспортное средство «Aérotrain» позволяет перевозить до 80 пассажиров с максимальной скоростью 430.4 км/час.

Недостатками такого решения, в применении к наземному скоростному транспорту, являются неудовлетворительные экономические и экологические показатели, обусловленные применением и достаточно большим расходом углеводородного топлива (при меньшем пассажиропотоке) в сочетании с повышенным уровнем шума и загрязнением окружающей среды продуктами сгорания.

Задача предлагаемого технического решения - устранение вышеуказанных недостатков.

Технический результат достигается тем, что экраноплан-поезд выполнен в виде транспортного модуля, снабженного средством обеспечения его перемещения и передвигающегося по профилированной эстакаде на воздушной подушке, при этом транспортный модуль выполнен по самолетной схеме и включает в себя фюзеляж с кабиной экипажа, пассажирскими и грузовыми отсеками, крыло малого удлинения с вертикально установленными концевыми шайбами и с отрицательным поперечным V, П-образное хвостовое оперение и средство обеспечения перемещения транспортного модуля, выполненное в виде линейного электродвигателя, расположенного в носовой части фюзеляжа, с трансмиссией к воздушным винтам и бесконтактным подводом электроэнергии от сети, вмонтированной в эстакаду, при этом мотогондолы с воздушными винтами установлены на консолях переднего горизонтального оперения экраноплана-поезда, оборудованного механизацией задней кромки по всему размаху, а профилированная эстакада имеет многоугольную симметричную форму.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами.

На фиг.1 схематически изображен предлагаемый экраноплан-поезд (вид сбоку), на фиг.2 - экраноплан-поезд (вид сверху), на фиг.3 - экраноплан-поезд (вид спереди). На фиг.4 схематически показано поперечное сечение профилированной эстакады.

Экраноплан-поезд содержит фюзеляж 1, в носовой части которого установлены консоли переднего горизонтального оперения 2 и мотогондолы 3 с воздушными винтами 4, прямоугольное в плане крыло малого удлинения 5 с концевыми шайбами 6. В кормовой части фюзеляжа 1 установлено П-образное хвостовое оперение 7.

Профилированная эстакада содержит столбы-опоры 8, выполненные преимущественно из сборного, омоноличенного железобетона, смонтированные по трассе через определенные расстояния, и пролетное строение 9, представляющее собой облегченное полотно многоугольной формы со специальным покрытием, выполненным из материалов с низкой адгезией.

Экраноплан-поезд функционирует следующим образом. Перемещение транспортного модуля по профилированной эстакаде обеспечивается средством его перемещения, а именно с помощью линейного электродвигателя, расположенного в носовой части фюзеляжа (на чертежах не показан в силу его известности), с трансмиссией к воздушным винтам 4. Переднее горизонтальное оперение экраноплана-поезда оборудовано механизацией задней кромки по всему размаху для направления струй от воздушных винтов 4 под крыло малого удлинения 5. Таким образом, воздушные винты 4 осуществляют поддув под крыло малого удлинения 5 на малой скорости движения и обдув крыла малого удлинения 5 в крейсерском режиме, что способствует образованию динамической воздушной подушки (экранного эффекта) и обеспечению малой высоты полета экраноплана-поезда.

Концевые шайбы 6, установленные вертикально в концевых сечениях крыла малого удлинения 5, предназначены для ослабления выравнивания давления в концевых частях крыла малого удлинения 5, а также для улучшения курсовой устойчивости относительно профилированного полотна эстакады. Концевые шайбы 6 выполнены из материалов с низкой адгезией.

П-образное хвостовое оперение 7, установленное в кормовой части фюзеляжа 1, совмещает функции вертикального и горизонтального хвостовых оперений, способствуя уменьшению влияния экрана на характеристики устойчивости и управляемости экраноплана-поезда.

Технико-экономические преимущества предложенного технического решения заключаются в следующем:

- относительно простое техническое решение в воплощении, необходимы только фюзеляж и опоры с верхом многоугольной формы;

- выполнение средства для обеспечения перемещения транспортного модуля в виде линейного электродвигателя наиболее перспективно с точки зрения экологии и обеспечения высоких скоростей перемещения транспортных модулей;

- не мешает и не перерезает инженерные коммуникации, не препятствует движению любого вида наземного транспорта на всех направлениях;

- не требует отчуждения земельных угодий, за исключением небольших участков под опоры, не перерезает сельскохозяйственные угодья и не мешает машинной обработке земли.

Класс B60V3/04 движущиеся по рельсам или другим направляющим устройствам, например с воздушной подушкой между рельсами и транспортным средством 

монорельсовая транспортная система с вагонами на воздушной подушке -  патент 2488500 (27.07.2013)
транспортная система (варианты), экранопоезд и направляющая для нее -  патент 2463182 (10.10.2012)
транспортная система и способ ее эксплуатации -  патент 2373088 (20.11.2009)
опора с несущей поверхностью для слалома на платформе на воздушной подушке -  патент 2364534 (20.08.2009)
опора с несущей поверхностью для перемещения платформы на воздушной подушке -  патент 2271290 (10.03.2006)
способ создания тяги транспортного средства и устройство для его осуществления -  патент 2113369 (20.06.1998)
воздушно-дорожный транспорт кашеварова "тк-4" -  патент 2110426 (10.05.1998)
воздушно-дорожный транспорт кашеварова "вдтк-2" -  патент 2110425 (10.05.1998)
железнодорожное транспортное средство "монолет" -  патент 2104891 (20.02.1998)
воздушно-дорожный транспорт кашеварова "тк-3" -  патент 2104189 (10.02.1998)

Класс B61B13/08 скользящие или левитационные системы

устройство магнитной левитации и поперечной стабилизации транспортного средства -  патент 2523875 (27.07.2014)
монорельсовая транспортная система с вагонами на воздушной подушке -  патент 2488500 (27.07.2013)
транспортная система калашникова -  патент 2486086 (27.06.2013)
транспортная система (варианты), экранопоезд и направляющая для нее -  патент 2463182 (10.10.2012)
сверхзвуковая наземная транспортная система янсуфина -  патент 2327586 (27.06.2008)
устройство, системы и способы для поднятия и перемещения предметов -  патент 2288852 (10.12.2006)
мировая наземно-сверхзвуковая транспортная система янсуфина н.р. -  патент 2277482 (10.06.2006)
тангенциальная магнитная подвеска (варианты) -  патент 2207265 (27.06.2003)
способ установки и устройство функциональных блоков на опорной конструкции путей для связанных колеей транспортных средств, в частности магнитных подвесных дорог -  патент 2136800 (10.09.1999)
железнодорожное транспортное средство "монолет" -  патент 2104891 (20.02.1998)
Наверх