система противоползунная
Классы МПК: | B61K7/00 Фиксаторы для закрепления подвижного состава, устанавливаемые на путях; рельсовые тормоза или устройства на путях для замедления движения; тупиковые упоры и тп |
Автор(ы): | Шаповалов Владимир Владимирович (RU), Лубягов Александр Михайлович (RU), Костюк Василий Валентинович (RU), Фейзов Эмин Эльдарович (RU), Гнездилов Сергей Владимирович (RU), Щепановский Константин Игоревич (RU), Мудрецов Дмитрий Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Шаповалов Владимир Владимирович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-03-20 публикация патента:
20.07.2014 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при ручном торможении отцепов на сортировочных горках. Система противоползунная состоит из рельса 1, на котором расположено подбашмаченное колесо, и разгружающей балки 2, которая контактирует с накладкой 3 по плоскости, имеющей угол наклона + относительно горизонтальной плоскости через упругодемпфирующую связь 4, и опирается через виброопору 5 на шпалу 6. В результате повышаются надежность и долговечность системы в целом с сохранением качественного демпфирования как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. 1 ил.
Формула изобретения
Система противоползунная, содержащая разгружающую балку, лежащую на упругодемпфирующем основании, связанную с шейкой основного рельса, отличающаяся тем, что система дополнительно содержит накладку, расположенную между рельсом и разгружающей балкой, с которой разгружающая балка контактирует через упругодемпфирующую связь по плоскости, имеющей угол наклона + относительно горизонтальной плоскости.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при ручном торможении отцепов на сортировочных горках.
Для управления скоростными характеристиками отцепа на сортировочных горках известно использование тормозного башмака, имеющего опорную колодку и полоз с двумя бортами, охватывающими головку рельса [1].
Тормозной эффект башмака основан на замене трения качения колесных пар транспортного средства трением скольжения тормозного башмака по рельсу и второго колеса заторможенной колесной пары по другому рельсу.
Недостатком известной тормозной системы является то, что при скольжении заторможенного колеса по рельсу на круге катания возникает неравномерный износ. Возникновение неравномерного износа требует выбраковки колесной пары.
В качестве ближайшего аналога выбрана система противоползунная, содержащая разгружающую балку, лежащую на упругодемпфирующем основании, связанную с шейкой основного рельса, взаимодействующую с гребнем подбашмаченного или неподбашмаченного колеса колесной пары [2]. Система решает задачу предотвращения образования ползуна путем смены поверхности контакта неподбашмаченного колеса подбашмаченной колесной пары с рельсом за счет проворачивания до достижения критической величины юза.
Недостатком данной системы являются высокие динамические нагрузки на конструкцию системы и колеса железнодорожного подвижного состава, низкая надежность системы в целом ввиду отсутствия демпфирования высоких динамических нагрузок.
В основу настоящего изобретения положена задача организации системы, обеспечивающей эффект самоуплотнения и двухкоординатного демпфирования, с целью повышения надежности и долговечности системы в целом с сохранением возможности качественного демпфирования как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.
Это достигается тем, что противоползунная система, содержащая разгружающую балку, лежащую на упругодемпфирующем основании, связанную с шейкой основного рельса, согласно изобретению дополнительно содержит накладку, расположенную между рельсом и разгружающей балкой, с которой разгружающая балка контактирует через упругодемпфирующую связь по плоскости, имеющей угол наклона + относительно горизонтальной плоскости для обеспечения эффекта самоуплотнения, а также для обеспечения взаимодействия через упругодемпфирующую связь как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях (двухкоординатное демпфирование).
Заявленное изобретение поясняется чертежом.
Система противоползунная состоит из рельса 1, на котором расположено подбашмаченное колесо, и разгружающей балки 2, которая контактирует с накладкой 3 по плоскости, имеющей угол наклона + относительно горизонтальной плоскости (линии горизонта) через упругодемпфирующую связь 4 и опирается через упругий элемент (виброопору) 5 на шпалу 6.
При взаимодействии гребня подбашмаченного колеса с разгружающей балкой 2 частично разгружается поверхность контакта бандажа подбашмаченного колеса. При этом обеспечиваются превышение момента трения неподбашмаченного колеса при взаимодействии его с рельсом над моментом трения подбашмаченного колеса и проворот колесной пары.
Эффект самоуплотнения системы реализуется за счет контактирования разгружающей балки 2 с накладкой 3 по плоскости, имеющей угол наклона + относительно горизонтальной плоскости (линии горизонта) и обеспечивает надежность противоползунной системы и ее долговечность. Наличие упругодемпфирующей связи 4 и упругих элементов (виброопор) 5 обеспечивает двухкоординатное демпфирование и, следовательно, исключает негативное воздействие разгружающей балки 2 на гребни колес.
Литература
1. Железнодорожный транспорт: энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С.450.
2. Патент РФ № 2354573, В61К 7/00, В.В.Шаповалов.
Класс B61K7/00 Фиксаторы для закрепления подвижного состава, устанавливаемые на путях; рельсовые тормоза или устройства на путях для замедления движения; тупиковые упоры и тп