клиновой зажим
Классы МПК: | F16B2/14 клиновые |
Патентообладатель(и): | Гаврилов Владимир Константинович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-06-17 публикация патента:
20.07.2014 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройству для зажимного соединения деталей, и направлено на упрощение конструкции зажима. Клиновой зажим, содержащий подвижно соединенные корпус, ползун с приводом и прижим. Ползун и прижим сопряжены друг с другом по плоским, наклонным к направлению движения, поверхностям. Прижим снабжен П-образными скобами, а на боковых поверхностях ползуна и прижима параллельно наклонным поверхностям выполнены пазы, в которые заложены концы П-образных скоб. Корпус выполнен в форме открытой коробки, в которой размещены ползун и прижим с возможностью перемещения ползуна на длину, обеспечивающую расклинивание. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Клиновой зажим, содержащий подвижно соединенные корпус, ползун с приводом и прижим, причем ползун и прижим сопряжены друг с другом по плоским, наклонным к направлению движения, поверхностям, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возвратно-поступательного движения прижима, снабжен П-образными скобами, а на боковых поверхностях ползуна и прижима параллельно наклонным поверхностям выполнены пазы, в которые заложены концы П-образных скоб, и тем, что корпус выполнен в форме открытой коробки, в которой размещены ползун и прижим с возможностью перемещения ползуна на длину, обеспечивающую расклинивание.
2. Клиновой зажим по п.1, отличающийся тем, что длина ползуна меньше длины прижима, а длина паза больше ширины скобы на величину, обеспечивающую расклинивание.
3. Клиновой зажим по п.2, отличающийся тем, что привод выполнен в форме болта, установленного в отверстиях на торцевых стенках открытой коробки, пропущенного через отверстие в прижиме и ввинченного в ползун, причем отверстие под болт в прижиме выполнено с радиальным зазором, направление и величина которого обеспечивают расклинивание.
4. Клиновой зажим по п.3, отличающийся тем, что на боковых поверхностях ползуна и прижима по площади контура перемещения П-образной скобы выполнена выборка на толщину пластины П-образной скобы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для зажимного соединения деталей, и может найти применение в устройствах для крепления грузов на транспортном средстве с помощью клинового зажима.
Известен [1. SU, а.с. № 1684546] унифицированный клиновой зажим для соединения труб путем зажима поверхности цилиндрической полости, образованной трубами. Этот зажим содержит сопряженные друг с другом по плоским наклонным поверхностям опору и подвижные ползун и прижим, стянутые болтом, причем в прижиме отверстие под болт выполнено с радиальным зазором. Возможно применение унифицированного клинового зажима в устройствах для закрепления груза на транспортном средстве.
Недостатком унифицированного клинового зажима [1] является отсутствие у прижима возможности совершать возвратно-поступательное движение. Этот недостаток снижает надежность работы прижима из-за возможности залипания прижима на зажимаемой поверхности при выполнении многократного закрепления/освобождения перевозимых грузов.
Известен [2. SU, а.с. № 467199] клиновой зажим с возвратно-поступательным движением прижима. Этот клиновой зажим содержит корпус рамного типа, прижим и ползун, соединенный штоком с приводом, причем корпус, ползун и прижим подвижно соединены с помощью совмещенных выступов и пазов, например Т-образной формы, выполненных на поверхностях сопряжения корпуса, ползуна и прижима. В [2] привод через шток обеспечивает возвратно-поступательное движение ползуна, при этом прижим в корпусе также совершает возвратно-поступательное движение.
Недостатком клинового зажима [2] является сложность конструкции, обусловленная наличием в составе клинового зажима корпуса рамного типа и совмещенных Т-образных выступов и пазов на сопряженных поверхностях корпуса, ползуна и прижима.
Клиновой зажим [2] взят в качестве прототипа предлагаемого изобретения.
Целью изобретения является упрощение конструкции клинового зажима с возвратно-поступательным движением прижима.
Поставленная цель достигается в предлагаемом клиновом зажиме, который, аналогично прототипу, имеет подвижно соединенные корпус, ползун с приводом и прижим, причем ползун и прижим сопряжены друг с другом по плоским, наклонным, к направлению движения, поверхностям. В отличие от прототипа предлагаемый клиновой зажим снабжен П-образными скобами, а на боковых поверхностях ползуна и прижима параллельно наклонным поверхностям выполнены пазы, в которые заложены концы П-образных скоб. Другое отличие предлагаемого клинового зажима от прототипа заключается в том, что корпус выполнен в форме открытой коробки, в которой размещены ползун с приводом и прижим, с возможностью перемещения ползуна на длину, обеспечивающую расклинивание. Необходимое для расклинивания перемещение прижима обеспечивается тем, что длина ползуна меньше длины прижима, а длина паза больше ширины П-образной скобы на величину, определяемую экспериментально или путем расчета. В отличие от прототипа в предлагаемом клиновом зажиме привод ползуна выполнен в форме болта, установленного в отверстиях на торцевых стенках открытой коробки, пропущенного через отверстие в прижиме и ввинченного в ползун, причем отверстие под болт в прижиме выполнено с радиальным зазором, направление и величина которого обеспечивают расклинивание. С целью защиты сопряженных поверхностей скольжения от попадания сора, в предлагаемом клиновом зажиме на боковых поверхностях прижима и ползуна по площади контура перемещения П-образной скобы выполнена выборка на толщину пластины П-образной скобы. В предлагаемом клиновом зажиме болт и П-образные скобы в пазах подвижно соединяют открытую коробку, ползун и прижим, обеспечивая возвратно-поступательное движение прижима при ввинчивании/вывинчивании болта. Кроме того, открытая коробка устраняет возможность выпадения П-образных скоб из пазов, ограничивает перемещение ползуна и выполняет функцию опоры для прижима и болта.
На фиг.1 показана общая конструкция клинового зажима в сборе, на фиг.2 - вид со стороны болта, на фиг.3 - конструкция П-образной скобы, на фиг.4 - продольное сечение клинового зажима.
На фигурах цифрами обозначены: 1 - прижим, 2 - ползун, 3 - болт, 4 - П-образная скоба, 5 - паз, 6 - открытая коробка, 7 - выборка. Подвижные прижим 1 и ползун 2 имеют сопряженные, наклонные к направлению перемещения поверхности и приводятся в движение болтом 3, установленным в отверстиях на торцевых стенках открытой коробки 6. Положение болта 3 в открытой коробке зафиксировано с одной стороны опорной поверхностью головки болта, с другой - шплинтом, пропущенным через отверстие в концевой части болта. Болт 3 проходит через отверстие в прижиме и ввинчен в ползун, причем отверстие под болт в прижиме выполнено с радиальным зазором, направление и величина которого обеспечивают расклинивание (фиг.2 и фиг.4). На боковых поверхностях прижима и ползуна имеются пазы 5, параллельные сопряженным наклонным поверхностям прижима и ползуна. В эти пазы заложены концы П-образных скоб 4 (фиг.3), которые подвижно соединяют прижим и ползун, обеспечивая возвратно-поступательное движение прижима при возвратно-поступательном движении ползуна. В предлагаемом клиновом зажиме на боковых поверхностях прижима и ползуна по площади контура перемещения П-образных скоб выполнена выборка 7 на толщину пластины П-образной скобы, обеспечивающая защиту сопряженных поверхностей скольжения от попадания сора боковыми стенками открытой коробки 6.
Работа предлагаемого клинового зажима происходит следующим образом. Ввинчивают болт 3 в ползун 2, при этом болт, опираясь головкой на торцевую стенку открытой коробки 6, перемещает ползун и, за счет взаимодействия сопряженных наклонных поверхностей ползуна и прижима, выдвигает прижим из открытой коробки. Вывинчивают болт 3 из ползуна 2, при этом болт, опираясь концевым шплинтом на торцевую стенку открытой коробки 6, перемещает ползун и, за счет подвижного соединения ползуна с прижимом П-образными скобами 4 в пазах 5, задвигает прижим в открытую коробку. Таким образом, при возвратно-поступательном движении ползуна прижим также совершает возвратно-поступательное движение.
Замена в клиновом зажиме Т-образных пазов и выступов на смежных поверхностях скольжения на П-образные скобы и пазы, выполненные на боковых поверхностях прижима и ползуна, замена корпуса рамного типа на корпус в форме открытой коробки, выполнение привода ползуна в форме болта существенно упрощают конструкцию клинового зажима с возвратно-поступательным движением прижима. Кроме того, размещение клинового зажима в коробке обеспечивает защиту от попадания сора на поверхности скольжения, что повышает надежность работы и увеличивает срок службы клинового зажима. Таким образом, достигаемый технический результат в предлагаемом устройстве заключается в упрощении конструкции клинового зажима и в повышении надежности его работы.
Источники информации
1. SU, а.с. № 1684546, МПК Р16В 2/14, 7/14.
2. SU, a.c. № 467199, МПК F16B 2/14, (прототип).
клин для соединения деталей - патент 2517612 (27.05.2014) | |
устройство для регулировки высоты узла в сборе без использования инструментов - патент 2470836 (27.12.2012) | |
способ соединения деталей - патент 2418999 (20.05.2011) | |
быстроразъёмное конусное соединение - патент 2405980 (10.12.2010) | |
устройство для соединения конструктивных элементов - патент 2372532 (10.11.2009) | |
соединительное устройство для стальных балок - патент 2362917 (27.07.2009) | |
клиновой замок - патент 2358162 (10.06.2009) | |
клин для соединения деталей - патент 2284960 (10.10.2006) | |
рельсовое скрепление - патент 2239011 (27.10.2004) | |
устройство для регулирования положения элемента агрегата - патент 2225542 (10.03.2004) |