устройство локации и навигации
Классы МПК: | G01S13/87 комбинации радиолокационных систем, например первичных систем с вторичными |
Автор(ы): | Басалкевич Георгий Александрович (RU), Гуськов Алексей Борисович (RU), Доронин Алексей Петрович (RU), Замыслов Александр Сергеевич (RU), Мазур Алексей Михайлович (RU), Немцов Александр Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное бюджетное учреждение "3 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-10-19 публикация патента:
10.08.2014 |
Изобретение предназначено для решения задач навигации и обнаружения бортовыми системами летательных аппаратов (ЛА) наземных объектов. Достигаемый технический результат изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение надежности. Сущность изобретения заключается в том, что в процессе сканирования бортовой радиолокационной системой (РЛС) ЛА окружающего пространства земная поверхность сканируется РЛС с определением высоты рельефа местности в нескольких точках либо одновременно, либо в последовательные моменты времени, после чего информация о расстояниях до точек поверхности или скорости их изменения вместе с информацией об угле крена от гироскопа крена поступает в коррелятор устройства обработки информации, где сравнивается с информацией из блока памяти электронных карт местности, в результате чего определяются координаты отсканированных точек поверхности, по которым вычисляются координаты ЛА либо разностно-дальномерным методом, либо радиально-скоростным методом. 2 ил.
Формула изобретения
Устройство локации и навигации, содержащее бортовую радиолокационную систему (РЛС) летательного аппарата (ЛА), гироскоп крена и устройство обработки информации, включающее блок памяти с электронными картами местности с коррелятором, отличающееся тем, что РЛС получает управляющие сигналы от коррелятора для задания положения луча РЛС, в процессе сканирования окружающего пространства РЛС измеряется угол крена гироскопом крена, земная поверхность сканируется в режиме определения относительной высоты рельефа местности в нескольких точках постоянно или в последовательные моменты времени, полученная информация о расстояниях до точек поверхности, скорости их изменения, угле крена поступает в коррелятор устройства обработки информации, где сравнивается с информацией из блока памяти электронных карт местности, на основании сравнения определяют те координаты отсканированных точек поверхности, где функция сравнения принимает наименьшие значения, затем в устройство обработки информации передаются координаты данных точек, угол крена, угол положения луча РЛС, данные о моментах времени, после чего в устройстве обработки информации вычисляются координаты ЛА разностно-дальномерным или радиально-скоростным методом и обнаруживаются неконтрастные объекты, отсутствующие в базе данных электронных карт местности.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области информационно-измерительной техники и предназначено для решения задач навигации и обнаружения бортовыми системами летательных аппаратов (ЛА) наземных целей.
В настоящее время для решения задач навигации ЛА могут использоваться внешние наземные системы навигации, инерциальные системы навигации, магнитные системы, радиотехнические средства, оптические средства, в том числе лазерные, акустические, а также интегрированные системы, содержащие в себе инерциальный блок и дополнительные средства, такие как системы спутниковой навигации, магнитометры, астронавигационные средства, радиовысотомеры и т.д.
В наземной радионавигационной системе Loran [1] измеряется разность моментов приема сигналов от двух пар станций; разность времени является мерой разности расстояний, при этом линии равных разностей представляют собой семейство гипербол. Пересечение соответствующих позиционных линий и дает местоположение. Недостатком данной системы является низкая точность и локальность.
Инерциальные системы обладают возможностью автономного использования, но имеют свойство накопления ошибки. Для обеспечения требуемой точности определения координат комплексируют инерциальные механизмы с системами спутниковой навигации.
Спутниковые системы навигации позволяют решить ряд проблем земных радионавигационных систем и бортовых инерциальных систем.
Аппаратура спутниковых систем позволяет использовать диапазон ультракоротких волн, такие его преимущества, как высокая пропускная способность, высокая точность измерений. Также земные и бортовые системы навигации не могут обеспечить навигационные определения с одинаково высокой точностью независимо от места нахождения, времени и условий действия обслуживаемых объектов, что обеспечивают спутниковые системы.
В спутниковых навигационных системах в момент взаимной видимости между управляемым объектом (т. В на Фиг.1) и навигационным спутником (т. С на Фиг.1) непрерывно посылаются радиосигналы с информацией о своем местоположении, которое определяется планетоцентрическим радиус-вектором . Этот вектор получают из решения дифференциальных уравнений движения спутника вокруг планеты при известных начальных условиях, определяемых по данным траекторных измерений. Объектоцентрический радиус-вектор спутника вычисляется по данным обработки навигационной информации, измеренных с борта объекта.
Линейная операция над векторами , , дает векторный треугольник ОВС, в котором . Это векторное выражение позволяет получить скалярные выражения для навигационных функций геометрических методов спутниковой навигации. Некоторыми из таких методов являются разностно-дальномерный метод и радиально-скоростной метод, описываемые в [2].
При разностно-дальномерном способе определяется навигационный параметр = 2- 1, который измеряется непосредственно или интегрированием измеренных величин радиальной скорости . Аналитическое выражение разностно-дальномерной функции, т.е. уравнение поверхности положения в прямоугольных координатах имеет вид
где
A0= 2+(x2-х1)2+(y 2-y1)2+(z2-z1 )2;
A1=x2-x 1; A2=y2-y1; А3 =z2-z1
После возведения (1) в квадрат и приведения подобных членов получим (2)
в котором
; ; ;
a12=4A1A2 ; a23=4A2A3; a13=4A 1A3;
a14=2(2x 2 2-A0A1); a24 =2(2y2 2-A0A2);
a34=2(2z2 2-A0A3); .
Эти коэффициенты вычисляются по известным координатам спутников и измеренным значениям . Поверхность, представленная данным уравнением, является двухполостным гиперболоидом. Пересечение его с поверхностью шара является сферической гиперболой. Для того чтобы определить положение объекта разностно-дальномерным методом в трехмерном пространстве надо измерить не менее трех величин i, (i=1, 2, 3). Тогда задача сведется к решению системы алгебраических нелинейных уравнений
котором
k1 =a11; k2=a22; k3=a 33; k4=2a12;
k 5=2a23; k6=2a13; k 7=2a14; k8=2a24;
k9=2a34; ki=a44. (i=1, 2, 3)
При радиально-скоростном методе навигационную функцию получают измерением доплеровской частоты. При этом уравнение сферы (Фиг.1) в инерциальной системе координат дифференцируют по времени
Xc, Yc, Z c - координаты навигационного спутника; X, Y, Z - искомые координаты объекта; , , - компоненты вектора скорости навигационного спутника; , , - компоненты вектора скорости, определяющего свои координаты объекта;
После подстановки (5) в (4) получаем уравнение поверхности для радиально-скоростного метода
; ;
; ;
; ;
;
;
;
.
Поверхность, представленная данным уравнением (6), является конусом с вершиной в точке С. Пересечение его с поверхностью шара является сферической гиперболой. Следовательно, для того чтобы определить положение объекта радиально-скоростным методом в трехмерном пространстве, надо измерить не менее трех величин , (i=1, 2, 3) в разные моменты времени. Тогда задача сведется к решению системы алгебраических нелинейных уравнений
где коэффициенты ki - определяются аналогично (3).
Однако низкий уровень сигнала у потребителя, а также необходимость нахождения минимум трех-четырех спутников для определения местоположения объекта, делает применение систем спутниковой навигации не всегда возможным.
Таким образом, несмотря на высокие показатели качества спутниковых систем радионавигации, они не могут и не предназначены для того, чтобы полностью исключить из состава аппаратуры обслуживаемого объекта автономные системы.
Близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является навигационное устройство, представляющее собою корреляционно-экстремальную систему, использующую метод навигации посредством сравнения профилей рельефа местности TERCOM [3] (Патент US 7522090). В этой системе измеряемый в процессе полета профиль рельефа местности сравнивается с хранящимся в бортовой вычислительной системе эталонной цифровой картой рельефа местности. Текущий профиль рельефа местности измеряется вдоль истинной траектории полета ЛА на основе вычисления разности двух высот - барометрической Нб и измеряемой с помощью радиовысотомера Нр. Данная система обладает высокой помехоустойчивостью, простотой реализации и надежностью. Одним из недостатков данной системы является ее ограниченная информативность, связанная с тем, что текущая информация снимается в «точке».
При этом существует возможность, используя бортовую РЛС ЛА, определять дальность до нескольких точек земной поверхности в разные моменты времени либо, используя РЛС с активной ФАР, определить в один момент дальность до нескольких точек земной поверхности.
Задачей предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей бортовых РЛС ЛА, повышение надежности и эффективности навигационных систем, обеспечение повышенной степени интегрированности и унификации бортового оборудования.
В предлагаемом устройстве локацию и навигацию возможно обеспечить за счет применения РЛС, которая сравнивает параметры сигнала от поверхности с данными электронных карт местности для осуществления навигации и обнаружения нерадиоконтрастных целей.
Указанный технический результат достигается путем сканирования диаграммы направленности антенны (ДНА) поверхности с определением высоты рельефа местности в нескольких точках либо одновременно, либо в последовательные моменты времени, сравнением с высотами рельефа электронных карт местности, нахождением этих высот и определением их координат, после чего определения собственного местоположения либо разностно-дальномерный методом, либо радиально-скоростным методом.
При реализации разностно-дальномерного метода с помощью гироскопа крена определяются отклонения луча ДНА , и, с учетом информации о дальности до поверхности, определяются относительные координаты, т.е.
1z= 1Sin 1=z-z1; 1y= 1cos 1=y-y1.
Аналогично, для второй точки
2z= 2sin 2=z-z2; 2y= 2cos 2=y-y2.
Исключая z и y, получаем
1z- 2z=z2-z1=A3 ; 1y- 2y=y2-y1=A2 .
Используя электронную карту местности, определяются минимальные значения функции
Кр(х, y, z)=(RI(x, y, z)-RI(x, y, z+ z)- 1z+ 2z(RI(x, y, z)-RI(х, y+ y, z)- 1y+ 2y),
для всех х [x0-k r; x0+k r], z [z0-k r; z0+k r], где x0, z0 - координаты последнего навигационного измерения, k r - радиус зоны возможного перемещения ЛА за время, прошедшее с последнего определения координат (k>1), RI - функция поверхности в электронной цифровой карте. Значения х1 и х 2, которым соответствует минимальные значения функции K p(x, y, z), признается истинным. Таким образом, получаем А1=х2-х1, и координаты точек (x1, y1, z1) и (x2 , y2, z2). При этом соответствующие координаты проверяются путем проверки существования данной точки, для того чтобы избежать неоднозначности, присущей функции Kp (x, y, z). После определения подобным образом информации о третьей точке (х3, y3, z3), становится возможным применить разностно-дальномерный способ (3), при котором является расстоянием от определяемой точки поверхности до ЛА, а - расстоянием между двумя точками поверхности.
Для радиально-скоростного метода возможно упростить выражение (4), (6) и (7) следующим образом.
где Xc, Yc, Zc - координаты точки поверхности; X, Y, Z - искомые координаты объекта; , , - компоненты вектора скорости, определяющего свои координаты объекта;
=(Xc-X)2+(Yc-Y)2 +(Zc-Z)2
После подстановки (5) в (4) получаем уравнение поверхности для радиально-скоростного метода
; ; ;
; ; ;
; ; ;
;
.
При помощи гироскопа крена в момент отклонения луча ДНА вертикально вниз, т.е. =180°, определяется относительная высота в разные моменты времени, т.е.
h1=h(t0 ),. h2=h(t0+ t), yh3=h(t0+2 t) и т.д.
Используя электронную карту местности, определяются минимальные значения функции
K p(x, y, z)=(RI(x, y, z)-RI(x, y+ y, z)-h1+h2)(RI(x, y, z)-RI(х, y+2 y, z)-h1+h3),
для всех х [x0-k r; x0+k r], z [z0-k r; z0+k r], где x0, z0 - координаты последнего навигационного измерения, k r - радиус зоны возможного перемещения ЛА за время, прошедшее с последнего определения координат (k>1), RI - функция поверхности в электронной цифровой карте. Значения координат, которым соответствует минимальные значения функции Kp(x, y, z), признается истинным. Таким образом, получаем координаты точек (x1 , y1, z1), (x2, y2 , z2), (x3, y3, z3 ). При этом соответствующие координаты проверяются путем проверки существования данных точек на расстояниях r1=V t, r2=V2 t для того, чтобы избежать неоднозначности, присущей функции Kp(x, y, z). После становится возможным применить радиально-скоростной способ (7), при котором является высотой от определяемой точки поверхности до ЛА, а - скоростью изменения высоты профиля рельефа местности.
Отличительными от наиболее близкого аналога признаками являются:
- использование РЛС для решения задач навигации;
- использование гироскопа крена для определения положения луча ДНА;
- дополнительное оснащение РЛС внутренней памятью с электронными цифровыми картами местности.
Новая совокупность конструктивных элементов позволяет, в частности, за счет выполнения:
- РЛС с электронным сканированием диаграммы направленности антенны с фазированной активной решеткой - обеспечить обнаружение и определение параметров радиоконтрастных целей, определение земной поверхности и измерение дальности до нее, а также обнаружение нерадиоконтрастных целей на земной поверхности;
- коррелятора - обеспечить сравнение входных параметров РЛС с данными электронной карты местности и выдать координаты, где функция сравнения приняла наименьшие значения;
- встроенной памяти с электронными картами местности - выдать необходимую информацию из геоинформационной базы данных для сравнения в коррелятор;
- гироскопа крена - определять направление луча ДНА в качестве входного параметра коррелятора.
В результате реализации предлагаемого устройства появляются следующие возможности:
- возможность подключения РЛС к инерциальной навигационной системе, что позволяет реализовать дифференциальный режим работы ИНС;
- возможность интеграции в одном устройстве средства радиолокации и навигации;
- возможность повышения помехозащищенности РЛС в задачах обнаружения и целеуказания.
Сущность изобретения поясняется чертежом на фиг.2.
Устройство локации и навигации состоит из радиолокационной системы, устройства обработки информации и гироскопа крена.
Радиолокационная система 1 позволяет управлять лучом ДНА, а также получать данные дальномерного канала и передавать их вместе с углами отклонения луча ДНА в устройство обработки информации 2.
Устройство обработки информации 2 содержит блок памяти с электронными картами местности 3, коррелятор 4 и предназначено для выдачи управляющих сигналов в РЛС 1, запросов в блок памяти 3 и расчета текущих координат.
Гироскоп крена 5 предназначен для определения и выдачи в устройство обработки информации текущего угла крена устройства локации и навигации и содержит датчик угловой скорости 6, электронное корректирующее устройство 7.
При появлении необходимости в процессе сканирования бортовой РЛС ЛА окружающего пространства определить координаты ЛА, измеряется угол крена гироскопом 5, земная поверхность сканируется ДНА РЛС 1 с определением высоты рельефа местности в нескольких точках либо одновременно, либо в последовательные моменты времени, после чего информация о расстояниях до точек поверхности или скорости их изменения вместе с информацией об угле крена поступает в коррелятор 4 устройства обработки информации 2, где сравнивается с информацией из блока памяти электронных карт местности 3, в результате чего определяются координаты отсканированных точек поверхности, по которым вычисляются координаты ЛА либо разностно-дальномерным методом, либо радиально-скоростным методом.
Предлагаемое изобретение позволит оснастить ЛА бортовой РЛС с возможностями навигации, обеспечивая повышенную степень интегрированности бортового оборудования, повысить надежность и эффективность навигационных систем за счет возможности подключения РЛС к инерциальной навигационной системе, что позволяет реализовать дифференциальный режим работы ИНС, а также обеспечить возможность обнаружения неконтрастных целей на земной поверхности и повышения помехозащищенности РЛС в задачах обнаружения и целеуказания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Pierce, McKenzie and Woodward, Loran, McGraw-Hill Book Co., Inc., New York, 1950.
2. Чуров Е.П. Спутниковые системы радионавигации. М., «Сов. радио», 1977, 392 с.
3. http://www.google.com/patents/US7522090.
Класс G01S13/87 комбинации радиолокационных систем, например первичных систем с вторичными