способ защиты от влаги корпусов из композиционных материалов

Классы МПК:F02K9/34 корпусы; камеры сгорания; обшивка для них
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-11-30
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении оболочек корпусов из композиционных материалов, требующих по условиям эксплуатации нанесения на поверхность оболочек влагозащитных покрытий с антистатическими свойствами. Для защиты от влаги корпуса из композиционного материала на него наносят наружное влагозащитное покрытие с антистатическими свойствами. Влагозащитное покрытие формируют из 2-х слоев эмали на основе хлорсульфированного полиэтилена с добавкой комбинированного протекторного наполнителя в количестве 30 мас.ч. на 100 мас.ч. эмали. В качестве комбинированного протекторного наполнителя используют ультрадисперсный цинк пластинчатой и сферической формы при соотношении 1:1. Затем наносят 1-2 слоя эмали на основе хлорсульфированного полиэтилена с токопроводящим наполнителем, например эмали марки ХП-5237. Изобретение позволяет повысить надежность влагозащитного покрытия с антистатическими свойствами за счет снижения трещинообразования. 2 ил., 1 табл.

способ защиты от влаги корпусов из композиционных материалов, патент № 2525820 способ защиты от влаги корпусов из композиционных материалов, патент № 2525820

Формула изобретения

Способ защиты от влаги корпусов из композиционных материалов, включающий нанесение наружного влагозащитного покрытия с антистатическими свойствами, отличающийся тем, что влагозащитное покрытие формируют из 2-х слоев эмали на основе хлорсульфированного полиэтилена с добавкой комбинированного протекторного наполнителя в количестве 30 мас.ч. на 100 мас.ч. эмали, причем в качестве комбинированного протекторного наполнителя используют ультрадисперсный цинк пластинчатой и сферической формы при соотношении 1:1, затем наносят 1-2 слоя эмали на основе хлорсульфированного полиэтилена с токопроводящим наполнителем, например эмали марки ХП-5237.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении оболочек корпусов из композиционных материалов типа «кокон», «труба», требующих по условиям эксплуатации нанесения на поверхность оболочек влагозащитных покрытий со свойствами предотвращения возникновения статического электричества (антистатическими свойствами).

С развитием твердотопливного двигателестроения в конструкции корпусов двигателей стали широко использоваться арамидные волокна в полимерных матрицах. При этом содержание полимерного связующего в оболочке корпуса составляет 25-30%, что создает условия для диффузии влаги через стенку корпуса с вероятным взаимодействием пограничного слоя влаги с топливным зарядом, что недопустимо в процессе эксплуатации (относительная влажность до 98%, температура 30-50°C, наличие многокомпонентных газовых сред). Известны пленкообразующие влагозащитные материалы с антистатическими свойствами (ХС-928 ТУ 6-21-16-90, ХС-973 ТУ 6-21-16-90, ХП-5237 ТУ 6-10-1976-84 и др.).

Известен способ защиты от влаги корпусов из полимерно-композиционных материалов путем формирования покрытий из пленкообразующих материалов (ОСТ 92-0967-75, стр.11, п.21; стр.15a, п.43). В этих покрытиях, характеризующихся трехмерным структурообразованием, эпоксидные пленки являются жесткими и склонны к трещинообразованию при действии растягивающих напряжений, возникающих под действием внутреннего давления в диапазоне 12,0-20,0 МПа в процессе испытаний на последнем этапе технологического цикла изготовления.

Технической задачей изобретения является устранением указанных недостатков, то есть повышение надежности работы покрытия.

Технический результат достигается тем, что в способе защиты от влаги корпуса, например, ракетного двигателя, включающем нанесение влагозащитного покрытия с антистатическими свойствами, влагозащитное покрытие формируют из двух слоев эмали на основе хлорсульфированного полиэтилена, например эмали ХП-5237, с добавкой комбинированного протекторного наполнителя в количестве 30 мас.ч. на 100 мас.ч. эмали, причем в качестве комбинированного протекторного наполнителя используют ультрадисперсный цинк пластинчатой и сферической формы при соотношении 1:1, затем наносят 1-2 слоя эмали на основе хлорсульфированного полиэтилена с токопроводящим наполнителем.

Отличительные признаки, являющиеся существенными:

- нанесение двух слоев эмали на основе хлорсульфированного полиэтилена с добавлением комбинированного протекторного наполнителя в количестве 30 мас.ч. ультрадисперсного цинка пластинчатой и сферической формы при соотношении 1:1 позволяет исключить трещинообразование.

- нанесение 1-2 слоев этой же эмали без протекторной добавки позволяет обеспечить стабильность антистатических свойств покрытия.

Значение концентрации ультрадисперсного цинка в количестве 30 мас.ч. (суммарно) получено путем экспериментальных исследований ряда антистатических эмалей на основе хлорсульфированного полиэтилена, результат которых представлен в таблице

СистемаСостав покрытия Объемное удельное электрическое сопротивление, Ом·смВлагопоглощение, %
1эмаль ХП-5237 1.453.05
2эмаль ХП-5237 + УДЦ (20 мас.ч.)2.40 1.62
3 эмаль ХП-5237 + УДЦ (30 мас.ч.)8.11 0.44
4 эмаль ХП-5237 + УДЦ (40 мас.ч.) 7.260.50

с построением графической зависимости объемного удельного электрического сопротивления и влагопоглощения эмали от концентрации ультрадисперсного цинка, приведенной на фиг.1.

Нанесение предложенного покрытия позволяет повторять любую геометрическую форму механизированными методами на изделиях типа «кокон» или «труба» любых габаритов.

Изобретение поясняется разработанной схемой защитного покрытия (см. Фиг.2), где приняты следующие обозначения:

1 - силовая оболочка корпуса;

2 - эмаль ХП-5237 + УДЦ (30 мас.ч.);

3 - эмаль ХП-5237 + УДЦ (30 мас.ч.);

4 - эмаль ХП-5237 (2 слоя).

Пример изготовления защитного покрытия.

На корпус 1 из композиционных материалов (наружная поверхность), предварительно очищенный и обезжиренный от загрязнений, наносят два слоя (2, 3) эмали ХП-5237 с ультрадисперсным цинком (30 мас.ч. на 100 мас.ч. эмали), сушат на воздухе после каждого слоя в течение 1 часа при температуре +15÷25°C. Затем наносят последовательно два слоя (4) эмали ХП-5237 и сушат не менее 24 часов. Покрытие окончательно полимеризуется и готово к работе через 5 суток.

Предлагаемое изобретение позволяет исключить трещинообразование, то есть повысить надежность работы влагозащитного покрытия с антистатическими свойствами.

Класс F02K9/34 корпусы; камеры сгорания; обшивка для них

корпус ракетного двигателя твердого топлива (варианты) и способ его изготовления (варианты) -  патент 2528194 (10.09.2014)
способ образования теплозащитного покрытия для камеры сгорания твердотопливного ракетного двигателя -  патент 2527224 (27.08.2014)
способ нанесения эластичного покрытия на внутреннюю поверхность корпуса -  патент 2527009 (27.08.2014)
оправка для нанесения эластичного покрытия на внутреннюю поверхность корпуса -  патент 2518774 (10.06.2014)
ракетный двигатель староверова-13 -  патент 2517469 (27.05.2014)
способ изготовления корпуса ракетного двигателя из полимерных композиционных материалов и корпус ракетного двигателя из полимерных композиционных материалов -  патент 2505696 (27.01.2014)
корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционного материала -  патент 2496020 (20.10.2013)
способ подготовки внутренней поверхности корпуса ракетного двигателя перед заливкой смесевого топлива -  патент 2493403 (20.09.2013)
способ изготовления внутреннего теплозащитного покрытия корпуса ракетного двигателя -  патент 2492340 (10.09.2013)
корпус ракетного двигателя с системой сбора информации -  патент 2492339 (10.09.2013)
Наверх