способ переработки нефти

Классы МПК:C10G7/00 Перегонка углеводородных масел
C10G7/06 вакуумная перегонка
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие "Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан" (ГУП ИНХП РБ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-04-23
публикация патента:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при переработке нефти. Изобретение касается способа, включающего ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания нефти с отбором с верха колонны бензиновой фракции, также используемой в качестве флегмы, и отбор кубового остатка при подаче в куб колонны подогретого потока, нагрев кубового остатка в печи, его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями, с подачей в низ секций и сложной атмосферной колонны нагретых потоков, отбор с верха сложной атмосферной колонны тяжелой бензиновой фракции, боковыми погонами через отпарные секции керосиновой, легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа сложной атмосферной колонны мазута, подачу мазута после нагрева в печи в вакуумную колонну с отбором дизельных фракций, легкого и тяжелого вакуумных газойлей и с низа вакуумной колонны гудрона с использованием циркуляционных орошений в сложной атмосферной и вакуумной колоннах и ввода испаряющего агента в низ вакуумной колонны, мазут перед нагревом в печи подают в низ вакуумной секции, на верх которой подают охлажденную жидкость, отбираемую из сечения сложной атмосферной колонны, расположенного между вводом в нее сырья и выводом бокового погона в отпарную секцию тяжелой дизельной фракции, пары с верха вакуумной секции конденсируют и направляют в вакуумную колонну в сечение между отборами легкого и тяжелого вакуумных газойлей, а жидкость с низа вакуумной секции после нагрева в печи в зону питания вакуумной колонны, в вакуумной колонне получают легкую и тяжелую дизельные фракции, легкую дизельную фракцию после нагрева вводят в низ вакуумной колонны в качестве испаряющего агента. Технический результат - снижение энергозатрат и расхода кислых вод, а также капитальных затрат. 1 ил., 1 табл.

способ переработки нефти, патент № 2525909

Формула изобретения

Способ переработки нефти, включающий ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания нефти с отбором с верха колонны бензиновой фракции, также используемой в качестве флегмы, и отбор кубового остатка при подаче в куб колонны подогретого потока, нагрев кубового остатка в печи, его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями, с подачей в низ секций и сложной атмосферной колонны нагретых потоков, отбор с верха сложной атмосферной колонны тяжелой бензиновой фракции, боковыми погонами через отпарные секции керосиновой, легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа сложной атмосферной колонны мазута, подачу мазута после нагрева в печи в вакуумную колонну с отбором дизельных фракций, легкого и тяжелого вакуумных газойлей и с низа вакуумной колонны гудрона с использованием циркуляционных орошений в сложной атмосферной и вакуумной колоннах и ввода испаряющего агента в низ вакуумной колонны, отличающийся тем, что мазут перед нагревом в печи подают в низ вакуумной секции, на верх которой подают охлажденную жидкость, отбираемую из сечения сложной атмосферной колонны, расположенного между вводом в нее сырья и выводом бокового погона в отпарную секцию тяжелой дизельной фракции, пары с верха вакуумной секции конденсируют и направляют в вакуумную колонну в сечение между отборами легкого и тяжелого вакуумных газойлей, а жидкость с низа вакуумной секции после нагрева в печи в зону питания вакуумной колонны, в вакуумной колонне получают легкую и тяжелую дизельные фракции, легкую дизельную фракцию после нагрева вводят в низ вакуумной колонны в качестве испаряющего агента.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам переработки нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ переработки нефти, включающий нагрев и ввод сырья в ректификационную колонну с подачей паров с верха колонны после частичной конденсации в газосепаратор с получением газа и легкой бензиновой фракции, выделение боковыми погонами через отпарные секции бензиновой и дизельной фракций, а с низа - мазута, с использованием острого и циркуляционного орошений и ввода нагретых потоков в колонну и отпарные секции, дальнейшую перегонку мазута в вакуумной колонне с получением вакуумных дистиллятов и гудрона (И.А. Александров. Перегонка и ректификация в нефтепереработке. М.: Химия, 1981, с.148, рис.III-1б).

Недостатком данного способа являются высокие энергозатраты.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является способ переработки нефти, включающий ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания нефти с отбором с верха колонны бензиновой фракции, также используемой в качестве флегмы, и отбор кубового остатка при подаче в куб колонны подогретого потока, нагрев кубового остатка в печи, его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями с подачей в низ секций и сложной колонны нагретых потоков, отбор с верха сложной колонны тяжелой бензиновой фракции, боковыми погонами через отпарные секции керосиновой, легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа сложной колонны мазута, подачу мазута после нагрева в печи в вакуумную колонну с отбором дизельных фракций, легкого и тяжелого вакуумных газойлей и с низа вакуумной колонны гудрона с использованием циркуляционных орошений в сложной атмосферной и вакуумной колоннах, и ввода испаряющего агента в низ вакуумной колонны (А.с. СССР № 1342908, C10G 7/06, 1985 г.).

Недостатком известного способа являются высокие энергозатраты и расход кислых вод, а также капитальные затраты в связи с большим расходом мазута и использованием в качестве испаряющего агента в вакуумной колонне водяного пара.

Задачей настоящего изобретения является снижение энергозатрат и расхода кислых вод, а также капитальных затрат.

Указанная задача решается тем, что в способе переработки нефти, включающем ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания нефти с отбором с верха колонны бензиновой фракции, также используемой в качестве флегмы, и отбор кубового остатка при подаче в куб колонны подогретого потока, нагрев кубового остатка в печи, его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями, с подачей в низ секций и сложной атмосферной колонны нагретых потоков, отбор с верха сложной атмосферной колонны тяжелой бензиновой фракции, боковыми погонами через отпарные секции керосиновой, легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа сложной атмосферной колонны мазута, подачу мазута после нагрева в печи в вакуумную колонну с отбором дизельных фракций, легкого и тяжелого вакуумных газойлей и с низа вакуумной колонны гудрона с использованием циркуляционных орошений в сложной атмосферной и вакуумной колоннах и ввода испаряющего агента в низ вакуумной колонны, согласно изобретению, мазут перед нагревом в печи подают в низ вакуумной секции, на верх которой подают охлажденную жидкость, отбираемую из сечения сложной атмосферной колонны, расположенного между вводом в нее сырья и выводом бокового погона в отпарную секцию тяжелой дизельной фракции, пары с верха вакуумной секции конденсируют и направляют в вакуумную колонну в сечение между отборами легкого и тяжелого вакуумных газойлей, а жидкость с низа вакуумной секции после нагрева в печи в зону питания вакуумной колонны, в вакуумной колонне получают легкую и тяжелую дизельные фракции, легкую дизельную фракцию после нагрева вводят в низ вакуумной колонны в качестве испаряющего агента.

За счет подачи мазута перед нагревом в печи в низ вакуумной секции, подачи на верх последней охлажденной жидкости, отбираемой из сложной атмосферной колонны из сечения, расположенного между вводом в нее сырья и выводом бокового погона в отпарную секцию тяжелой дизельной фракции, конденсации паров с верха вакуумной секции и подачи в вакуумную колонну в сечение между отбором легкого и тяжелого вакуумных газойлей, и жидкости с низа вакуумной секции после нагрева в печи в зону питания вакуумной колонны, снижается количество продукта, нагреваемого в вакуумной печи, и тем самым снижаются энергозатраты, а также капитальные затраты. Получение в вакуумной колонне легкой и тяжелой дизельных фракций и ввод легкой дизельной фракции после нагрева в низ вакуумной колонны в качестве испаряющего агента позволяет отказаться от подачи в качестве последнего водяного пара и тем самым снизить расход кислых вод.

На прилагаемом чертеже представлена схема осуществления предлагаемого способа.

Способ осуществляют следующим образом.

Нефть нагревают в теплообменнике 1 и по линии 2 вводят в колонну частичного отбензинивания нефти 3. Пары с верха колонны частичного отбензинивания нефти 3 частично конденсируют в конденсаторе-холодильнике 4 и по линии 5 вводят в газосепаратор 6. С верха газосепаратора 6 по линии 7 выводят газ. С низа газосепаратора 6 отводят жидкость. Часть жидкости по линии 8 возвращают на верх колонны частичного отбензинивания нефти 3, а балансовый избыток отводят по линии 9 в качестве легкого бензина. В низ колонны частичного отбензинивания нефти 3 по линии 10 вводят нагретый поток. Остаток колонны частичного отбензинивания нефти 3 направляют в печь 11 и по линии 12 вводят в сложную атмосферную колонну 13. Пары с верха сложной атмосферной колонны 13 частично конденсируют в конденсаторе-холодильнике 14 и по линии 15 вводят в газосепаратор 16. С верха газосепаратора 16 по линии 17 выводят газ. С низа газосепаратора 16 отводят жидкость. Часть жидкости по линии 18 подают на верх сложной атмосферной колонны 13, а балансовый избыток отводят по линии 19 в качестве тяжелого бензина. Верхний боковой погон сложной атмосферной колонны 13 по линии 20 подают на верх верхней отпарной секции 21. Пары с верха верхней отпарной секции 21 по линии 22 возвращают в сложную атмосферную колонну 13. В низ отпарной секции 21 по линии 23 подают нагретый поток, а с ее низа по линии 24 отводят керосин. Верхнее циркуляционное орошение сложной атмосферной колонны 13 охлаждают в теплообменнике 25 и возвращают в нее обратно по линии 26. Средний боковой погон сложной атмосферной колонны 13 по линии 27 подают на верх средней отпарной секции 28. Пары с верха средней отпарной секции 28 по линии 29 возвращают в сложную атмосферную колонну 13. В низ отпарной секции 28 по линии 30 подают нагретый поток. С низа средней отпарной секции 28 по линии 31 отводят легкое дизельное топливо. Среднее циркуляционное орошение сложной атмосферной колонны 13 охлаждают в теплообменнике 32 и возвращают в нее обратно по линии 33. Из сложной атмосферной колонны 13 по линии 34 выводят боковой погон и подают на верх нижней отпарной секции 35. Пары с верха нижней отпарной секции 35 по линии 36 возвращают в сложную атмосферную колонну 13, в низ по линии 37 подают нагретый поток, а с ее низа по линии 38 отводят тяжелое дизельное топливо. Нижнее циркуляционное орошение сложной атмосферной колонны 13 охлаждают в теплообменнике 39 и возвращают обратно в нее по линии 40. Из сложной атмосферной колонны 13 по линии 41 отводят нижний боковой погон, охлаждают в теплообменнике 42 и подают наверх вакуумной секции 43. С низа сложной атмосферной колонны 13 отводят остаток (мазут) и по линии 44 подают в низ вакуумной секции 43. С верха вакуумной секции 43 отводят пар, конденсируют в теплообменнике 45 и по линии 46 подают в емкость 47. С верха емкости 47 по линии 48 отводят газы разложения в вакуумсоздаюшую систему. С низа емкости 47 отводят жидкость и по линии 49 подают в вакуумную колонну 50. С низа вакуумной секции 43 отводят жидкость, нагревают в печи 51 и по линии 52 вводят в вакуумную колонну 50. С верха вакуумной колонны 50 по линии 53 отводят газы разложения в вакуумсоздаюшую систему. Из вакуумной колонны 50 выводят верхний боковой погон, охлаждают в теплообменнике 54. Часть его по линии 55 возвращают на верх вакуумной колонны 50. Балансовый избыток по линии 56 отводят в качестве легкой дизельной фракции. Этот же боковой погон, отводимый по линии 57, нагревают в теплообменнике 58, нагревателе 59 через печь 51 и по линии 60 подают в низ вакуумной колонны 50 в качестве испаряющего агента. Из вакуумной колонны 50 по линии 61 отводят тяжелую дизельную фракцию, по линии 62 легкий вакуумный газойль. Из вакуумной колонны 50 отводят боковой погон, охлаждают в теплообменнике 63. Часть его по линии 64 возвращают в колонну 50 в качестве нижнего циркуляционного орошения, а балансовый избыток по линии 65 отводят в качестве тяжелого вакуумного газойля. С низа вакуумной колонны 50 по линии 66 отводят гудрон. В низ сложной атмосферной колонны 13 по линии 67 подают нагретый поток.

Сравнительные показатели работы схем переработки нефти по прототипу и предлагаемому способу приведены в таблице.

Как видно из таблицы, предлагаемый способ по сравнению с прототипом позволяет снизить тепловую нагрузку вакуумной печи с 22,437 до 18,525 Гкал/час, то есть на 17,44%. Кроме того, экономится 4,25 т/час водяного пара и снижается диаметр колонны с 9,0 до 7,4 м, что позволяет снизить энергозатраты и расход кислых вод, а также капитальные затраты.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет снизить энергозатраты и расход кислых вод, а также капитальные затраты.

Таблица
Основные показатели работы колонн
ПоказателиВариант 1 (прототип) Вариант 2 (предлагаемый способ)
Расход, т/часспособ переработки нефти, патент № 2525909 способ переработки нефти, патент № 2525909
- сырья К-1 1000,381000,38
- паров с верха К-1158,49 158,49
- бензина К-1 53,5053,50
- острого орошения К-1104,98 104,98
- остатка К-1 в К-2 946,88946,88
- паров с верха К-2 356,73353,11
- бензина К-281,55 81,55
- острого орошения К-2 252,51248,89
- бокового погона К-2 в К-3 108,30108,30
- паров с верха К-3 в К-211,90 11,90
- керосина 97,3397,33
- бокового погона К-2 в К-4155,50 155,50
- паров с верха К-4 в К-29,18 9,18
- легкого дизельного топлива 146,89146,89
- бокового погона К-2 в К-5 30,3530,35
- паров с верха К-5 в К-215,60 15,60
- тяжелого дизельного топлива 17,3117,31
- мазута603,80 592,17
- 1 ЦО К-2244,23244,23
- 2 ЦО К-2232,60 232,60
- 3 ЦО К-263,9763,97
- нижнего бокового погона К-2 -11,63
- водяного пара в низ:способ переработки нефти, патент № 2525909 способ переработки нефти, патент № 2525909
К-2 18.6018,60
К-30,930,93
К-40,58 0,58
К-5 2,562,56
- неконденсируемого пара К-6 1,281,25
- паров с верха К-65,53 1,25
- вакуумных дистиллятов, в т.ч.242,00245,5
легкой дизельной фракции 2,001,00
тяжелой дизельной фракции10,00 2,50
легкого вакуумного газойля 20,009,00
тяжелого вакуумного газойля 210,00233,00
- гудрона360,52 357,05
- верхнего ЦО 200,00279,00
- нижнего ЦО350,00 270,00
- испаряющего агента К-6 4,2521,00
- паров с верха вакуумной секции К-7 -154,52
- жидкости с низа вакуумной секции К-7 -448,28
- жидкости на верх вакуумной секции К-7 -11,63

12 3
Температура, °C способ переработки нефти, патент № 2525909 способ переработки нефти, патент № 2525909
- ввода сырья в К-1 230230
- ввода острых орошений К-1 / К-2 40/5040/50
- верха К-1103 103
- низа К-1 224224
- ввода остатка К-1 в К-2365 365
- верха К-2 114114
- низа К-2353 353
- вывода бокового погона К-2 в К-3166166
- верха К-3 164164
- низа К-3155 155
- вывода бокового погона К-2 в К-4248248
- верха К-4 248248
- низа К-4243 243
- вывода бокового погона К-2 в К-5315315
- верха К-5 303303
- низа К-5281 281
- вывода 1 ЦО К-2 191191
- ввода 1 ЦО К-295 95
- вывода 2 ЦО К-2 288288
- ввода 2 ЦО К-2174 174
- вывода 3 ЦО К-2 326326
- ввода 3 ЦО К-2219 219
- вывода нижнего бокового погона К-2-338
- ввода водяного пара 400400
- ввода сырья в К-6380 380
- ввода испаряющего агента К-6400380
- верха К-6 7061
- вывода легкой дизельной фракции137 95
- вывода тяжелой дизельной фракции204 184
- вывода легкого вакуумного газойля260228
- выводя тяжелого вакуумного газойля 302269
- низа К-6370 373
- вывода верхнего ЦО К-6 13795
- ввода верхнего ЦО К-6 6060
- вывода нижнего ЦО К-6302 269
- ввода нижнего ЦО К-6 206206
- верха вакуумной секции К-7 -323
- низа вакуумной секции К-7- 338
- конденсации паров вакуумной секции К-7-230
Давление, ат (мм рт.ст.) способ переработки нефти, патент № 2525909 способ переработки нефти, патент № 2525909
- в емкости орошения К-1 3,503,50
- верха К-13,70 3,70

12 3
- низа K-1 3,843,84
- в емкости орошения К-21,20 1,20
- верха К-2 1,601,60
- низа К-22,07 2,07
- верха К-3 1,891,89
- низа К-31,94 1,94
- верха К-4 1,991,99
- низа К-42,04 2,04
- верха К-5 2,072,07
- низа К-52,13 2,13
- верха К-6 0,066 (50)0,026 (20)
- в зоне питания К-60,086 (65) 0,046 (35)
- низа К-6 0,102 (78)0,062 (48)
- верха вакуумной секции К-7- 0,037 (28)
- низа вакуумной секции К-7-0,040 (30)
Тепло, Гкал/час способ переработки нефти, патент № 2525909 способ переработки нефти, патент № 2525909
- сырья К-1 130,080130,080
- отводимое с верха К-117,150 17,150
- подводимое с сырьем К-2 217,922217,922
- отводимое с верха К-2 55,70555,705
- отводимое 1 ЦО К-213,258 13,258
- отводимое 2 ЦО К-2 16,73116,731
- отводимое 3 ЦО К-2 4,5744,574
- вводимое с сырьем К-6142,677 138,765
- подводимое в печи К-6 22,43718,525
- подводимое с испаряющим агентом К-6 4,4725,145
- отводимое верхним ЦО К-6 7,7444,774
- отводимое нижним ЦО К-621,568 10,653
- отводимое в теплообменнике конденсации паров с верха К-7 способ переработки нефти, патент № 2525909 способ переработки нефти, патент № 2525909
- 16,848
Доля отгона способ переработки нефти, патент № 2525909 способ переработки нефти, патент № 2525909
- сырья К-1 0,1150,115
- потока питания К-20,363 0,363
- в вакуумной секции К-7 способ переработки нефти, патент № 2525909 0,256
- в зоне питания К-60,402 0,250
Диаметр, м способ переработки нефти, патент № 2525909 способ переработки нефти, патент № 2525909
- К-1 4,24,2
- К-27,47,4
- К-31,6 1,6
- К-4 1,61,6
- К-51,6 1,6
- К-6 9,07,4
- К-7-6,4

12 3
Число теоретических тарелок (двухсливные клапанные, расстояние между тарелками 700 мм или насадка, в К-1, 3, 4, 5 - 500 мм)способ переработки нефти, патент № 2525909 способ переработки нефти, патент № 2525909
- в К-1 1010
- в 1 секции К-28 8
- во 2 секции К-2 (тарелки ЦО) 22
- в 3 секции К-25 5
- в 4 секции К-2 (тарелки ЦО) 22
- в 5 секции К-24 4
- в 6 секции К-2 (тарелки ЦО) 22
- в 7 секции К-27 7
- в 8 (отгонной) секции К-2 33
- в К-355
- в К-45 5
- в К-5 55
- в 1 секции К-6 (тарелки ЦО)2 2
- во 2 секции К-6 11
- в 3 секции К-64 4
- в 4 секции К-6 (тарелки ЦО) 22
- в 5 секции К-65 5
- в 6 секции К-6 (отгонной) 22
- в вакуумной секции К-7- 3
Линейная/максимально-допустимая линейная скорость паров, м/с (фактор скорости) способ переработки нефти, патент № 2525909 способ переработки нефти, патент № 2525909
- в К-1 0,42-0,47/0,51-0,540,42-0,47/0,51-0,54
- в К-20,23-0,92/0,90-1,63 0,23-0,92/0,90-1,63
- в К-30,29-0,43/0,79-0,87 0,29-0,43/0,79-0,87
- в К-4 0,21-0,31/0,76-0,82 0,21-0,31/0,76-0,82
- в К-5 0,59-0,77/0,93-1,21 0,59-0,77/0,93-1,21
- в К-6 (2,45)(2,44)
- в К-7- (2,45)
Высота подпора слива, мм способ переработки нефти, патент № 2525909 способ переработки нефти, патент № 2525909
- в К-1 21-3221-32
- в К-217-5517-55
- в К-345-48 45-48
- в К-4 59-6259-62
- в К-514-19 14-19

12 3
Содержание фракций, % масс. способ переработки нефти, патент № 2525909 способ переработки нефти, патент № 2525909
- фр.>120°C в бензине К-10,600,60
- фр.>170°C в бензине К-2 0,650,65
- фр.<120°C в керосине 1,231,23
- фр.>240°C в керосине1,44 1,44
- фр.<170°C в легком дизельном топливе1,39 1,39
- фр.>350°C в легком дизельном топливе3,83 3,83
- фр.<300°C в тяжелом дизельном топливе2,91 2,91
- фр.>360°C в тяжелом дизельном топливе12,44 12,44
- фр.<360°C в мазуте 4,094,09
- фр.<230°C в легкой дизельной фракции 0,314,81
- фр.>340°C в легкой дизельной фракции 5,744,02
- фр.<280°C в тяжелой дизельной фракции1,863,83
- фр.>360°C в тяжелой дизельной фракции3,292,68
- фр.<340°C в легком вакуумном газойле4,8713,87
- фр.>420°C в легком вакуумном газойле7,146,10
- фр.<360°C в тяжелом вакуумном газойле5,379,03
- фр.>490°C в тяжелом вакуумном газойле8,048,02
- фр.<500°C в гудроне 7,977,32

Класс C10G7/00 Перегонка углеводородных масел

Класс C10G7/06 вакуумная перегонка

способ перегонки нефти -  патент 2525910 (20.08.2014)
способ первичной переработки нефти -  патент 2525288 (10.08.2014)
способ комплексной переработки нефтесодержащего сырья -  патент 2513857 (20.04.2014)
способ и установка для отделения пека от подвергнутого гидрокрекингу в суспензионной фазе вакуумного газойля и его состав -  патент 2504575 (20.01.2014)
избирательный рецикл тяжелого газойля для оптимальной интеграции перегонки тяжелой нефти и переработки вакуумного газойля -  патент 2495086 (10.10.2013)
способ получения котельного топлива -  патент 2407775 (27.12.2010)
способ создания вакуума в вакуумной колонне перегонки нефтяного сырья и установка для осуществления способа -  патент 2392028 (20.06.2010)
способ перегонки нефти -  патент 2375408 (10.12.2009)
способ переработки тяжелой нефти и/или природного битума -  патент 2364616 (20.08.2009)
способ подготовки сырья для процесса висбрекинг -  патент 2360945 (10.07.2009)
Наверх