пожарно-спасательный мотоцикл
Классы МПК: | A62C27/00 Пожарные машины B62K11/00 Мотоциклы; мотороллеры; мотовелосипеды и тп |
Автор(ы): | Мичудо Дмитрий Генрихович (RU), Какошинский Виктор Иванович (RU), Воронцов Константин Евгеньевич (RU), Скляр Андрей Евгеньевич (RU), Яковенко Юрий Федорович (RU), Навценя Николай Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) (RU), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-09-03 публикация патента:
27.08.2014 |
Изобретение относится к области пожарной техники, а именно к конструкции пожарно-спасательного мотоцикла. Пожарно-спасательный мотоцикл содержит доработанное в специальное оперативное транспортное средство базовое шасси двухколесного мотоцикла, оснащен съемным комплектом универсальной пожарной техники поверхностного, поверхностно-объемного, объемного тушения очагов пожара. Пожарно-спасательное оборудование компонуется и устанавливается на багажнике, кофрах и дугах безопасности с минимально -возможной общей высотой центра тяжести согласно условиям проходимости мотоцикла. Обеспечивается увеличение перевозимого количества огнетушащих веществ и аварийно-спасательного вооружения на мотоцикле. 2 ил.
Формула изобретения
Пожарно-спасательный мотоцикл, отличающийся тем, что содержит доработанное в специальное оперативное транспортное средство базовое шасси двухколесного мотоцикла и оснащен съемным комплектом универсальной пожарной техники поверхностного, поверхностно-объемного, объемного тушения очагов пожара и пожарно-спасательным оборудованием с компоновкой и установкой их на багажнике, кофрах и дугах безопасности с минимально возможной общей высотой центра тяжести согласно условиям проходимости мотоцикла.
Описание изобретения к патенту
Данное изобретение относится к области пожарной техники, а именно к конструкции оперативного высокоманевренного транспортного средства - пожарно-спасательному мотоциклу.
Известен пожарный мотоцикл ИЖ-6.920-01, созданный на базе мотоцикла ИЖ 6.920 ГР, изготовленный на ОАО «Ижевские мотоциклы» (Россия). В состав противопожарного оборудования мотоцикла ИЖ 6.920-01 входит: мотопомпа ИЖ МП-1 с пожарными столами и рукавами, огнетушители, лом, лопата, ключ от пожарной колонки. Простая в обслуживании, надежная и экономичная мотопомпа ИЖ МП-1 сконструирована на базе двигателя мотоцикла ИЖ Планета-5. Мотопомпа ИЖМП-1 обеспечивает подачу воды до 60м3/час при напоре в 30 метров, она подходит для подачи воды от открытого водоисточника, а также для устройства внутреннего и наружного пожарного водопровода. Для этих целей всасывающий рукав закрыт защитной сеткой. Мотоцикл ИЖ-6.920-01 предназначен для тушения пожаров, а также для полива и откачки воды (журнал МОТО № 3 2004; www.cniokr.igps.ru).
Известны пожарные мотоциклы «Спрут-1» и «Спрут-2» (модификация мотоцикла «Днепр-300»), которые изготовлены на базе мотоцикла «Днепр-16» на Киевском мотоциклетном заводе (Украина). Обе модели оснащены автономными мотопомпами, которые быстро снимаются с мотоцикла и переносятся ближе к водоему. Вода подается в два десятиметровых напорных рукава под давлением 6 атмосфер на 70 метров с производительностью 800 л/мин. Расстояние подачи воды по рукавам может достигать 200 метров. В коляске «Спрутов» имеется также автоматический столитровый и двухлитровый порошковые огнетушители, багор, штыковая лопата, пожарный топор. Мотоциклы оснащены синим маячком-мигалкой, сиреной, двумя прожекторами, они способны транспортировать за собой на прицепе 1,5-2 тонны воды. Наиболее эффективно мотоцикл может быть использован для тушения пожаров на торфяниках, сельскохозяйственных фермах, в дачных кооперативах, в частном жилом секторе с плотной деревянной застройкой, где затруднен проезд к очагу горения и водоисточникам (www.cniokr.igps.ru).
В качестве аналогов выбраны пожарные мотоциклы фирм «Fireexpress» (Дания) - BMW R 1200 RT (Главная/Пожарная техника и оборудование Firexpresshttp://www.road-machines.ru/mode.7642-id.40604-type.html и www.fireexpress) и «Rosenbauer» (Австрия) - BMW R1200GS (www.rosenbauer.htm; www.bagnet.org/news/tech/118689), состоящие из двухколесного базового шасси и пожарного вооружения - на мотоцикле Rosenbauer - установка CAFS SL50, на мотоцикле Firexpress - одноименная система тушения тонкораспыленной водой с добавками пенообразователя.
Недостатком этих пожарных мотоциклов является ограниченное количество видов огнетушащих веществ, отсутствие вывозимого аварийно-спасательного вооружения, а у модели мотоцикла BMW R 1200 RT - высокое стационарное расположение на багажнике рукавной катушки и емкости с огнетушащим веществом.
Известна конструкция двухколесного мотоцикла аварийно-спасательного MAC-45-01С, созданная российской фирмой ЗАО «Научно-производственный центр «Средства спасения», выбранная в качестве прототипа. Данная фирма создала специальный оперативный мотоцикл аварийно-спасательный МАС-45-01С, состоящий из базового шасси ИМЗ-8.1231 и вооружения, предназначенный для выполнения первоочередных аварийно-спасательных работ (www.info@rescue-eg.ru5).
Недостатком данного пожарного мотоцикла является наличие только аварийно-спасательного и отсутствие пожарно-технического вооружения, а из огнетушащих устройств в его оснащении имеется один лишь порошковый огнетушитель ОП-2 с малой огнетушащей способностью. МАС-45-01С предназначен для проведения работ, не требующих применения специального инструмента. Кроме того, у этой конструкции мотоцикла вся масса перевозимого оборудования распределяется только на заднее колесо, что ухудшает его устойчивое положение при движении (при неблагоприятном сцеплении колес, плохом качестве покрытия дороги и неблагоприятных погодных условиях).
На фиг.1 (вид сбоку) и фиг.2 (вид спереди) изображен пожарно-спасательный мотоцикл, реализующий заявленную конструкцию. Пожарно-спасательный мотоцикл состоит из базового двухколесного мотоцикла 1, дооборудованного в специальное оперативное транспортное средство за счет изменения окраски и установки специальной громкоговорящей установки 2 с проблесковыми сигналами 3.
Сущность заявленного технического решения состоит в том, что оперативное высокоманевренное транспортное средство для проведения экстренных пожарно-спасательных работ в условиях мегаполисов на базе мотоцикла оснащено съемным комплектом универсальной пожарной техники поверхностного тушения - ранцевой газодинамической импульсной установкой пожаротушения 7, поверхностно-объемного тушения - генератором огнетушащего аэрозоля 8 и объемного тушения очагов пожара - двумя порошковыми огнетушителями 9 и пожарно-спасательным оборудованием с компоновкой и установкой их на багажнике 4, кофрах 5 и дугах безопасности 6 с минимально озможной общей высотой центра тяжести по условиям проходимости мотоцикла.
Создание подобного пожарного мотоцикла имеет следующее адресное применение: разведка и локализация пожара; первоочередные аварийно-спасательные работы; ликвидация последствий происшествий на транспорте и оказание первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и пожаре. В базовую комплектацию пожарно-спасательного мотоцикла, с учетом модульного принципа комплектации, включены: средства связи; система навигации; самоспасатели изолирующего типа; комплекты аварийно-спасательного инструмента и спасательного снаряжения; набор травматологических изделий для оказания скорой помощи. Изготовленная партия данных пожарно-спасательных мотоциклов успешно проходит опытную эксплуатацию в одном из подразделений Южного РЦ МЧС России, которая подтвердила основные цели и задачи использования ПСМ:
- патрулирование городских улиц в плотных транспортных потоках по заданному маршруту;
- спасание и оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре или аварии;
- локализация пожара в начальной стадии его развития или его сдерживание до прибытия основных сил и средств;
- ликвидация горения очагов различных веществ и материалов, в том числе на электроустановках под напряжением;
- проведение отдельных видов первоочередных аварийно-спасательных работ при авариях на транспорте, промышленных объектах.
Высокая скорость прибытия в условиях мегаполиса, эффективное пожарное и аварийно-спасательное вооружение для тушения пожаров и успешное проведение аварийно-спасательных работ является важным преимуществом этого изделия по сравнению с другими пожарными мотоциклами.
Класс A62C27/00 Пожарные машины
Класс B62K11/00 Мотоциклы; мотороллеры; мотовелосипеды и тп
велоэлектромобиль - патент 2518790 (10.06.2014) | |
система для обучения управлению мотоциклом или квадрациклом - патент 2399543 (20.09.2010) | |
универсальное транспортное устройство - патент 2399539 (20.09.2010) | |
всесезонное одноколейное внедорожное транспортное средство - патент 2360822 (10.07.2009) | |
складное аккумуляторное транспортное средство - патент 2342279 (27.12.2008) | |
рама мотоцикла - патент 2169096 (20.06.2001) | |
складной мотоцикл - патент 2141908 (27.11.1999) | |
рама транспортного средства - патент 2127205 (10.03.1999) | |
мотоцикл - патент 2111144 (20.05.1998) | |
электровелосипед - патент 2100239 (27.12.1997) |