способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:G01M15/09 мониторинг давления в трубопроводах, например в блоках смазки или охлаждения
G01M15/04 испытания двигателей внутреннего сгорания, например диагностические испытания поршневых двигателей
Автор(ы):, , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-12-27
публикация патента:

Изобретение может быть использовано для определения общего технического состояния их смазочной системы. Перед определением общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания, очищают масляный фильтр. Двигатель прогревают, устанавливают номинальную частоту вращения. Фиксируют значение давления масла перед фильтром и по истечении времени межконтрольной наработки вновь фиксируют значение давления масла перед фильтром. По полученным данным находят скорость повышения давления, сравнивают вычисленное значение с допускаемой скоростью повышения давления. По результатам сравнения определяют общее техническое состояние смазочной системы двигателя. Технический результат заключается в уменьшении затрат времени на техническое обслуживание двигателя. 2 ил.

способ определения общего технического состояния смазочной системы   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2527272 способ определения общего технического состояния смазочной системы   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2527272

Формула изобретения

Способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания, при котором очищают масляный фильтр, прогревают двигатель, устанавливают номинальную частоту вращения, фиксируют значение давления масла перед фильтром, отличающийся тем, что по истечении времени межконтрольной наработки вновь фиксируют значение давления масла перед фильтром, по полученным данным находят измеренную скорость повышения давления, сравнивают вычисленное значение с допускаемой скоростью повышения давления, по результатам сравнения определяют общее техническое состояние смазочной системы двигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания, в частности к способам определения общего технического состояния их смазочной системы.

Известны способы определения технического состояния отдельных элементов смазочной системы двигателя внутреннего сгорания. К ним относятся: проверка производительности масляного насоса и состояния клапанов системы смазки двигателя - на основе дросселирования масла; проверка состояния реактивной масляной центрифуги - например, по времени выбега ротора после остановки двигателя; проверка состояния картерного масла - по скорости накопления массы осадка в роторе центрифуги /1/.

Недостатком указанных способов является то, что они не позволяют определить общее техническое состояние смазочной системы двигателя внутреннего сгорания.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, основанный на измерении давления масла в его смазочной системе /2/.

Недостатком известного способа является то, что при его реализации возникает необходимость контроля, по крайней мере, двух параметров, а это усложняет процесс диагностирования и приводит, как правило, к дополнительным погрешностям и трудозатратам.

Задачей изобретения является создание способа, позволяющего просто и в то же время точно определять общее техническое состояние смазочной системы двигателя.

Сущность изобретения заключается в следующем. Фиксируют значение давления масла перед фильтром после его очистки и по истечении времени межконтрольной наработки, по полученным данным находят измеренную скорость повышения давления. Затем сравнивают вычисленное значение скорости с допускаемой скоростью повышения давления. По результатам сравнения определяют общее техническое состояние смазочной системы двигателя. Технический результат: возможность достаточно точного определения общего технического состояния смазочной системы при наименьших затратах труда.

На фиг.1 и 2 изображен способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания. В частности, на фиг.1 для примера приведена схема смазки дизеля Д-240 трактора МТЗ-80А /3/, на фиг.2 представлена графическая иллюстрация способа. На схеме смазки дизеля Д-240 (фиг.1) показан манометр 2 для контроля давления масла, перед фильтром предварительной (грубой) очистки масла. Кроме того, на этой схеме (фиг.1) обозначены: 1 - масляный радиатор; 3, 10, 14 - масляные каналы; 4 - редукционный (радиаторный) клапан; 5 - штатный манометр; 6 - сливной клапан; 7 - главная масляная магистраль двигателя; 8 - предохранительный клапан; 9 - центробежный масляный фильтр; 11 - масляный насос; 12 - маслоприемник; 13 - масляный картер; 15 - фильтр грубой очистки масла. В основу определения общего технического состояния смазочной системы двигателя положена связь параметров состояния ее элементов: масляного насоса 11 с маслоприемником 12 и клапанами 4, 6, 8, а также масла, центробежного масляного фильтра 9 и фильтра 15 грубой очистки масла.

Общее техническое состояние смазочной системы двигателя внутреннего сгорания определяют следующим образом. Проводят техническое обслуживание машины, при котором очищают от отложений фильтр 15 очистки масла. Затем прогревают двигатель до температуры масла 75-80°C и устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала. Контролируют давление масла перед фильтром 15 и фиксируют его значение. После истечения заданного времени работы двигателя, равного межконтрольной наработке, вновь контролируют давление масла в той же точке. По полученным данным находят измеренную скорость повышения давления VK по формуле:

способ определения общего технического состояния смазочной системы   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2527272 ,

где PH, PK - давление масла перед фильтром после его очистки и по истечении времени межконтрольной наработки tK. После чего найденное значение измеренной скорости повышения давления сравнивают с допускаемой скоростью повышения давления VD (фиг.2) - с верхней VDB и нижней VDH границами поля допуска. По результатам сравнения определяют общее техническое состояние смазочной системы двигателя.

Измерение скорости повышения давления перед фильтром 15 осуществляют через равные промежутки времени работы машины TP (фиг.2), например, при каждом периодическом техническом обслуживании трактора - через 125 мото-ч. Для примера на фиг.2 показаны: tK1 , tK2, tK3 - первая, вторая и третья межконтрольные наработки (соответствующие им точки - результаты определения VK).

Если измеренное значение скорости повышения давления перед фильтром 15 не соответствует допускаемому (не находится в поле допускаемых значений), как показано на фиг.2 при tK3, то проводят углубленное диагностирование смазочной системы двигателя. В ином случае, в приведенном примере при tK1 и tK2 продолжают эксплуатацию двигателя в течение следующей межконтрольной наработки, по истечении которой вновь контролируют давление масла перед фильтром 15. В целом, это позволяет снизить затраты труда и средств на техническое обслуживание двигателя.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Технология диагностирования тракторов/В.И. Бельских [и др.]. - М.: ГОСНИТИ, 1973. - С.49-57, 255.

2. А.с. СССР № 352169, опубл. 21.09.1972, бюллетень № 28 - прототип.

3. Тракторы «Беларусь» МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80А, МТЗ-82А: техническое описание и инструкция по эксплуатации / Э.А. Бомберов [и др.]. - Мн.: Ураджай, 1987. - С.43-45.

Класс G01M15/09 мониторинг давления в трубопроводах, например в блоках смазки или охлаждения

способ безразборной диагностики степени износа коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания -  патент 2517968 (10.06.2014)
способ диагностирования состояния дизеля локомотива -  патент 2516995 (27.05.2014)
способ диагностики неисправностей регулятора давления отработавших газов и соответствующее устройство диагностики -  патент 2490494 (20.08.2013)
автоподстраивающееся вычисление теплоотдачи на основе давления в цилиндре -  патент 2453821 (20.06.2012)
способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания -  патент 2399898 (20.09.2010)
способ диагностики степени засоренности маслоприемника системы смазки двигателя внутреннего сгорания -  патент 2399897 (20.09.2010)
способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания -  патент 2344400 (20.01.2009)
устройство контроля технического состояния дизельных электрических станций -  патент 2334208 (20.09.2008)

Класс G01M15/04 испытания двигателей внутреннего сгорания, например диагностические испытания поршневых двигателей

способ и устройство для оценки массы свежего воздуха в камере сгорания, способ оценки полного заполнения, блок записи для этих способов и автомобиль, оборудованный устройством для оценки -  патент 2525862 (20.08.2014)
способ диагностирования газораспределительного механизма карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2523595 (20.07.2014)
универсальная установка для исследования рабочих процессов двс -  патент 2523594 (20.07.2014)
способ безразборной диагностики степени износа коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания -  патент 2517968 (10.06.2014)
устройство для диагностики неисправностей расходомера воздуха -  патент 2517197 (27.05.2014)
способ испытаний микропроцессорной системы управления двигателем автотранспортного средства на восприимчивость к электромагнитному излучению грозового разряда -  патент 2514316 (27.04.2014)
способ диагностики двигателя внутреннего сгорания -  патент 2511801 (10.04.2014)
способ испытаний транспортных средств, снабженных двигателями внутреннего сгорания, а также двигателей внутреннего сгорания при их работе на газовых топливах -  патент 2504749 (20.01.2014)
способ диагностики двигателя -  патент 2491526 (27.08.2013)
способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания -  патент 2486486 (27.06.2013)
Наверх