способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная система для его реализации

Классы МПК:G01S3/02 с использованием радиоволн (радиопеленгаторы) 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-03-12
публикация патента:

Изобретение предназначено для использования в пилотажно-навигационных системах ориентации летательного аппарата при заходе на посадку по приборам. Способ измерения угла тангажа и радионавигационная система для его реализации заключаются в том, что из точки с известными координатами излучают горизонтально линейно-поляризованные электромагнитные волны, вектор напряженности электрического поля которых находится в горизонтальной плоскости. На борту летательного аппарата осуществляют боковой, по отношению к направлению движения летательного аппарата, прием электромагнитных волн в круговом поляризационном базисе, измеряют разность фаз между ортогонально-поляризованными по кругу составляющими левого и правого направлений вращения вектора электрического поля и по измеренной разности фаз определяют угол тангажа между продольной осью летательного аппарата и горизонтальной плоскостью. Достигаемым техническим результатом является исключение постоянного накапливания с течением времени ошибки измерения и нечувствительность к перегрузкам, которые возникают в случае нестационарного режима полета. 2 н.п. ф-лы, 2 ил. способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

Формула изобретения

1. Способ измерения угла тангажа летательного аппарата при его движении в известном направлении, отличающийся тем, что из точки с известными координатами излучают горизонтально линейно-поляризованные электромагнитные волны, вектор напряженности электрического поля способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 которых совпадает с горизонтальной плоскостью, на борту летательного аппарата приемная антенна, ось симметрии которой перпендикулярна направлению движения летательного аппарата, принимает электромагнитные волны в собственном синфазном круговом поляризационном базисе, единичные орты которого соответствуют волнам с левой и правой круговыми поляризациями, электрические векторы которых в момент времени t=0 совпадают с направлением вектора напряженности электрического поля способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 , разделяют принятые электромагнитные волны на две ортогонально-поляризованные по кругу составляющие левого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и правого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 направлений вращения вектора напряженности электрического поля способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 , измеряют разность фаз между ними способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 LR, рассчитывают угол тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 между продольной осью летательного аппарата и горизонтальной плоскостью по формуле:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ,

где способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 LR=способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 L-способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 R - разность фаз между ортогонально-поляризованными по кругу составляющими левого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и правого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 направлений вращения (в градусах),

+способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - положительный угол тангажа, когда продольная ось летательного аппарата находится выше горизонтальной плоскости,

-способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - отрицательный угол тангажа, когда продольная ось летательного аппарата находится ниже горизонтальной плоскости.

2. Радионавигационная система для измерения угла тангажа летательного аппарата, отличающаяся тем, что в точке с известными координатами располагается передатчик, выход которого подключен к входу передающей антенны, и расположенная на борту летательного аппарата приемная антенна, выход которой подключен к входу секции круглого волновода с встроенной внутрь четвертьволновой фазовой пластиной, выход которой подключен к входу линейного поляризационного разделителя, два выхода которого подключены к соответствующим двум входам фазового углового дискриминатора, выход которого подключен к входу индикатора, шкала которого прокалибрована в градусах угла тангажа летательного аппарата, причем передающая антенна выполнена в виде слабонаправленного в горизонтальной плоскости рупора с горизонтальной собственной поляризацией, вектор напряженности электрического поля излучаемых горизонтально линейно-поляризованных электромагнитных волн совпадает с горизонтальной плоскостью, приемная антенна выполнена в виде круглого рупора, ось симметрии которого перпендикулярна направлению движения летательного аппарата, четвертьволновая фазовая пластина ориентирована под углом -45° к широкой стенке прямоугольного волновода одного из плеч линейного поляризационного разделителя, а линейный поляризационный разделитель ориентирован так, что его собственные орты совпадают с вертикальной и продольной осями летательного аппарата соответственно.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к радионавигации и может использоваться в пилотажно-навигационных системах ориентации летательного аппарата (ЛА) при заходе на посадку по приборам.

Известные способы и устройства измерения угла тангажа ЛА основаны на использовании инерциальных систем навигации, в частности гироскопических систем ориентации [1-4]. Таким способам измерения и устройствам их реализующим присущ ряд недостатков. Во-первых, с течением времени происходит постоянное накапливание ошибки измерений и за один час полета она составляет величину единицы градусов [2, 3]. Во-вторых, если ЛА развивает значительные перегрузки, то происходит увеличение собственной скорости прецессии гироскопа, что в ряде случаев может привести к полной потере его работоспособности [2].

Поскольку известные способы измерения угла тангажа ЛА и устройства их реализующие основаны на другом физическом принципе, по сравнению с заявляемым, то они не могут рассматриваться в качестве аналогов, так как не имеют общих признаков.

Сущность заявляемого способа измерения угла тангажа ЛА заключается в следующем.

Из точки с известными координатами излучают горизонтально линейно-поляризованные электромагнитные волны, вектор напряженности электрического поля способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 которых совпадает с горизонтальной плоскостью (плоскостью горизонта) и совпадает также с положительным направлением оси ОХ, лежащей в этой плоскости, и совместно с осью OY, перпендикулярной к горизонтальной плоскости, образуют неподвижную прямоугольную систему координат YOX.

На борту ЛА приемная антенна, ось симметрии диаграммы направленности которой перпендикулярна направлению движения ЛА, осуществляет боковой прием электромагнитных волн в круговом ортогональном синфазном поляризационном базисе, где происходит разделение (разложение) принятых электромагнитных волн на две ортогонально-поляризованные по кругу составляющие левого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и правого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 направлений вращения вектора напряженности электрического поля способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 . После чего измеряют разность фаз между ними способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 LR=способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 L-способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 R и по измеренной разности фаз способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 LR рассчитывают угол тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ЛА между продольной осью ЛА и горизонтальной плоскостью (плоскостью горизонта).

Установим связь между разностью фаз способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 LR ортогонально-поляризованных по кругу волн левого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и правого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 направлений вращения составляющих вектора электрического поля способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и углом тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ЛА.

Для установления этой связи воспользуемся известным [5-7] формализмом векторов и матриц Джонса.

Поскольку прием электромагнитных волн на борту ЛА производится в собственном круговом поляризационном базисе, где происходит разделение принятых электромагнитных волн на две волны круговой поляризации с противоположным направлением вращения, представим для наглядности излучаемую горизонтально линейно-поляризованную электромагнитную волну в линейном ортогональном поляризационном базисе, единичные орты (векторы) способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 которого совпадают соответственно с осями ОХ и OY неподвижной декартовой прямоугольной системы координат YOX, в виде суммы таких волн. Тогда получим:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

где способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 , способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - комплексные амплитуды двух проекций электрического поля способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на оси декартовой прямоугольной системы координат YOX,

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - круговая частота,

t - время.

Анализируя (1), видим, что первая группа составляющих представляет собой электромагнитную волну, поляризованную по кругу с левым направлением вращения способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 вектора электрического поля, в то время как вторая группа составляющих представляет волну, поляризованную по кругу с правым способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 направлением вращения вектора электрического поля. При этом необходимо отметить, что направление вращения вектора электрического поля определено с точки зрения наблюдателя, рассматривающего волну против ее распространения. Подставляя в (1) t=0 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 =1, а также используя формализм векторов Джонса [5-7], получим выражение для вектора Джонса способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 излучаемых электромагнитных волн в линейном ортогональном поляризационном базисе в виде:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

Тогда вектор Джонса принимаемой горизонтально линейно-поляризованной электромагнитной волны (2), заданной своими проекциями в линейном поляризационном базисе суммой двух волн, поляризованных по кругу с противоположным направлением вращения вектора электрического поля, может быть определен на борту ЛА, имеющего отрицательный -способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 или положительный +способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 тангаж, при переходе в круговой синфазный ортогональный поляризационный базис, на входе приемника в виде:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

где способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - вектор Джонса способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 излучаемых горизонтально линейно-поляризованных электромагнитных волн, заданный своими проекциями в линейном ортогональном поляризационном базисе в виде суммы двух волн, поляризованных по кругу с противоположным направлением вращения способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ,

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - оператор поворота на произвольный угол тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ,

-способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 соответствует отрицательному углу тангажа ЛА, когда продольная ось находится ниже горизонтальной плоскости (плоскости горизонта),

+способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 соответствует положительному углу тангажа ЛА, когда продольная ось находится выше горизонтальной плоскости (плоскости горизонта),

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - оператор перехода из линейного поляризационного базиса в круговой синфазный поляризационный базис, в котором базисные единичные векторы соответствуют волнам с левой и правой круговыми поляризациями, электрические векторы которых в момент времени t=0 совпадают с направлением вектора напряженности электрического поля способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 .

После преобразований получим аналитические выражения для ортогонально-поляризованных по кругу составляющих левого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и правого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 направлений вращения вектора электрического поля способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на входе приемника в виде:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

Подставляя в (4) и (5) значения -способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 , получим соответственно выражения для способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на входе приемника в виде:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

Используя известные соотношения [7], амплитуды AL и AR ортогонально-поляризованных по кругу составляющих левого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и правого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 исправлений вращения, а также их фазы способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 L и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 R на входе приемника имеют вид:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

а их разность фаз способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 LR после преобразований имеет вид:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

откуда следует, что

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

Из анализа (8) и (10) следует, что амплитуды AL и AR составляющих способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на входе приемника равны между собой AL=A R и не зависят от угла тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ЛА. В то же время из анализа (12) видно, что наличие фазового сдвига способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 LR между ортогонально-поляризованными по кругу составляющими левого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и правого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 направлений вращения обусловлено углом тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ЛА.

Аналогично, подставляя в (4) и (5) значения +способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 , получим выражения для способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на входе приемника в виде:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

Соответственно амплитуды AL и AR, а также фазы способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 L и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 R составляющих способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на входе приемника имеют вид:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

а их разность фаз способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 LR имеет вид:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

откуда следует, что

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

Из анализа (6) и (18) следует, что амплитуды AL и AR составляющих способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 для положительных углов тангажа +способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 также равны между собой AL=AR и не зависят от угла тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ЛА. В то же время разность фаз способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 LR (20) определяется углом тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ЛА. Сравнивая (13) и (21), окончательно имеем выражение для определения угла тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ЛА в виде:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

где «+» соответствует положительному углу тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 , когда продольная ось ЛА находится выше горизонтальной плоскости,

«-» соответствует отрицательному углу тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 , когда продольная ось ЛА находится ниже горизонтальной плоскости,

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 LR=способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 L-способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 R - разность фаз между ортогонально-поляризованными по кругу составляющими способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 .

Проводя сравнительный анализ (12) и (20), видим, что при появлении угла тангажа ЛА возникает одновременно фазовый сдвиг способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 LR между ортогонально-поляризованными по кругу составляющими левого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и правого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 направлений вращения на входе приемной антенны, что неизменно приводит к изменению угла ориентации вектора напряженности электрического поля способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 принимаемых на борту ЛА электромагнитных волн или, иначе говоря, одновременно изменяется ориентация плоскости поляризации принимаемых электромагнитных волн. Последнее обуславливает физическую основу определения угла тангажа ЛА по измеренной на выходе приемника разности фаз способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 LR между ортогонально-поляризованными по кругу составляющими способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 .

Использование заявляемой совокупности признаков для измерения угла тангажа ЛА в известных решениях автором не обнаружено.

На фиг.1 представлена структурная электрическая схема радионавигационной системы, реализующей предложенный способ измерения угла тангажа ЛА.

Радионавигационная система содержит передатчик 1 и передающую антенну 2, расположенные в точке с известными координатами. На борту ЛА радионавигационная система содержит приемную антенну 3, секцию круглого волновода с встроенной внутрь четвертьволновой фазовой пластиной 4, линейный поляризационный разделитель 5, фазовый угловой дискриминатор 6 и индикатор 7.

На фиг.2 представлена структурная электрическая схема фазового углового дискриминатора 6, включающего в себя первый и второй смесители частоты 8 и 12, первый усилитель промежуточной частоты (УПЧ) с ограничением по амплитуде 9, гетеродин 10, фазовращатель на 90° 13, второй усилитель промежуточной частоты (УПЧ) с ограничением по амплитуде 14 и фазовый детектор 11.

Радионавигационная система работает следующим образом.

Передатчик 1 через передающую антенну 2 с горизонтальной собственной поляризацией излучает в направлении ЛА горизонтально линейно-поляризованные электромагнитные волны, вектор напряженности электрического поля способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 которых совпадает с горизонтальной плоскостью (плоскостью горизонта) и задан своими проекциями в линейном ортогональном поляризационном базисе суммой двух волн, ортогонально-поляризованных по кругу, в виде (2). При этом единичные орты (векторы) способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 линейного ортогонального поляризационного базиса совпадают с горизонтальной плоскостью и перпендикуляром к этой плоскости соответственно.

На борту ЛА приемная антенна 3, ось симметрии диаграммы направленности которой перпендикулярна направлению движения ЛА, принимает электромагнитные волны, вектор Джонса которых имеет вид (2), после чего сигнал поступает на последовательно соединенные секцию круглого волновода с встроенной внутрь четвертьволновой фазовой пластиной 4 и линейный поляризационный разделитель 5, выполненный в виде перехода с круглого волновода на два ортогонально расположенных по отношению друг к другу прямоугольных волноводов, орты собственной системы координат которого совпадают с осями плеч прямоугольных волноводов и совпадают также с вертикальной и продольной осями ЛА соответственно. Причем четвертьволновая фазовая пластина ориентирована под углом способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 =-45° к одной из стенок прямоугольного волновода линейного поляризационного разделителя 5. Сочетание секции круглого волновода с встроенной внутрь четвертьволновой фазовой пластиной 4 и линейного поляризационного разделителя 5 позволяет, как известно [7, 8], осуществить на борту ЛА прием электромагнитных волн в круговом поляризационном базисе и, таким образом, разделить поступающие на вход электромагнитные волны, вектор Джонса которых задан в виде (2), на две ортогонально-поляризованные по кругу составляющие левого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и правого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 направлений вращения вектора электрического поля способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и преобразовать их на выходах линейного поляризационного разделителя 5 со стороны ортогонально расположенных прямоугольных волноводов в ортогонально линейно-поляризованные сигналы способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 соответственно. В этом случае сигналы на выходах плеч линейного поляризационного разделителя 5 определяются с помощью преобразований вида:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

где способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - вектор Джонса способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 излучаемых горизонтально линейно-поляризованных электромагнитных волн, заданный своими проекциями в линейном ортогональном поляризационном базисе способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 в виде суммы двух волн, ортогонально-поляризованных по кругу составляющих левого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и правого способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 направлений вращения,

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - оператор поворота на произвольный угол тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ,

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - оператор прямого перехода из опорной неподвижной прямоугольной системы координат YOX, в котором записан вектор Джонса способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 излучаемых горизонтально линейно-поляризованных электромагнитных волн в собственную систему координат четвертьволновой фазовой пластины способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 /4 (способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - угол ориентации четвертьволновой фазовой пластины, способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - длина волны),

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - оператор Джонса четвертьволновой фазовой пластины, записанный в собственной системе координат, в которой он имеет диагональный вид,

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - оператор обратного перехода из собственной системы координат четвертьволновой фазовой пластины способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 /4 в опорную неподвижную прямоугольную систему координат YOX, в которой представлен вектор Джонса способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 излучаемых электромагнитных волн,

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - оператор первого плеча линейного поляризационного разделителя, собственный орт которого совпадает с продольной осью ЛА,

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 - оператор второго плеча линейного поляризационного разделителя, собственный орт которого совпадает с вертикальной осью ЛА.

Подставляя в (23) и (24) значения -способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 =-45° и проделав необходимые матричные преобразования, получим аналитические выражения для ортогонально линейно-поляризованных сигналов способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на выходах линейного поляризационного разделителя 5 вида:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

Уместно пояснить суть полученных выражений (25) и (26). Для этого обратимся к соотношению (2), из которого следует, что вектор Джонса способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 излучаемых горизонтально линейно-поляризованных электромагнитных волн, представленный своими проекциями в линейном ортогональном поляризационном базисе в виде суммы двух волн, ортогонально поляризованных по кругу с левым способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и правым способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 направлениями вращения вектора электрического поля, принимается на борту ЛА приемной антенной 2 и поступает на вход секции круглого волновода с встроенной внутрь четвертьволновой фазовой пластиной. При прохождении этой секции ортогонально-поляризованные по кругу электромагнитные волны способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на выходе секции преобразуются, как известно [7, 8], в линейно ортогонально-поляризованные волны способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 с горизонтальной и вертикальной поляризациями соответственно и имеют, с учетом (23) и (24), в векторной форме вид:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

Таким образом, на выходах линейного поляризационного разделителя 5 формируются ортогонально линейно-поляризованные сигналы, имеющие вид (25) и (26). Причем, как известно [7, 8], амплитуды Ax и Ay, а также фазы способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 x и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 y этих ортогонально линейно-поляризованных составляющих способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 будут характеризовать собой амплитуды AL и AR, а также фазы способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 L и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 R ортогонально-поляризованных по кругу составляющих способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 соответственно.

Тогда используя известные соотношения [7, 8], найдем амплитуды Ax и Ay , а также фазы способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 x и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 y ортогонально линейно-поляризованных сигналов способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на выходе линейного поляризационного разделителя 5:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

а их разность фаз:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

или с учетом ввода в приемный канал способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 постоянного фазового сдвига на 90° окончательно имеем

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

Из анализа (29) и (31) следует, что амплитуды Ax и Ay ортогонально линейно-поляризованных составляющих способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на выходах линейного поляризационного разделителя 5 постоянны и равны между собой Ax=Ay и не зависят от угла тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ЛА. В то же время, как следует из (33), разность фаз способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 xy между сигналами способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на выходах линейного поляризационного разделителя 5 определяется углом тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ЛА.

Подставляя в (23) и (24) значения +способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 =-45°, получим выражения для ортогонально линейно-поляризованных сигналов способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на выходах линейного поляризационного разделителя 5 в виде:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

Соответственно амплитуды Ax и Ay, а также фазы способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 x и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 y ортогонально-поляризованных сигналов способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на выходах линейного поляризационного разделителя 5 имеют вид:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

а их разность фаз:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

или с учетом постоянного фазового сдвига на 90° в приемном канале способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 окончательно получим:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

Из анализа (37) и (39) следует, что амплитуды Ax и Ay ортогонально линейно-поляризованных сигналов способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на выходах линейного поляризационного разделителя 5 для положительных углов тангажа +способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 так же как и для отрицательных -способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 , соотношения (29) и (31), равны между собой и не зависят от угла тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ЛА. В то же время разность фаз способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 xy (41) определяется только углом тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ЛА. Сравнивая (34) и (42), окончательно получим выражение для определения угла тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ЛА в виде:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

где +способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 соответствует положительному углу тангажа ЛА, когда продольная ось ЛА находится выше горизонтальной плоскости, [град],

-способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 соответствует отрицательному углу тангажа ЛА, когда продольная ось ЛА находится ниже горизонтальной плоскости, [град],

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 xy=способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 x-способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 y - разность фаз между ортогонально линейно-поляризованными сигналами способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 на выходе линейного поляризационного разделителя, [град].

С выходов плеч линейного поляризационного разделителя 5 сигналы способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 и способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 поступают на входы фазового углового дискриминатора 6 (см. фиг.2), т.е. поступают соответственно на первые входы смесителей 8 и 12, а на их вторые входы поступает сигнал с выхода гетеродина 10. После чего сигнал способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 с выхода первого смесителя частоты 8 поступает на вход первого УПЧ с ограничением по амплитуде 9, а сигнал способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 с выхода второго смесителя частоты 12 через фазосдвигающую цепь на 90° 13 поступает на вход второго УПЧ с ограничением по амплитуде 14. В УПЧ 9 и 14, имеющих идентичные амплитудно-фазочастотные характеристики, осуществляется усиление сигналов промежуточной частоты, а также производится их нормировка за счет амплитудного ограничения усиливаемых сигналов промежуточной частоты с порогом ограничения U0. Затем выходной сигнал УПЧ 9 поступает на первый вход фазового детектора 11, а выходной сигнал УПЧ 14 поступает на второй вход фазового детектора 11. На выходе фазового детектора 11 формируется сигнал, пропорциональный синусу разности фаз способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 xy=способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 x-способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 y входных сигналов, и имеет вид:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

или с учетом (43) имеет вид:

способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170

где U0=const.

С выхода фазового детектора 11 сигнал поступает на вход индикатора 7 (см. фиг.1), шкала которого проградуирована с учетом (45) в градусах угла тангажа способ измерения угла тангажа летательного аппарата и радионавигационная   система для его реализации, патент № 2528170 ЛА.

В 3-см диапазоне волн заявляемая радионавигационная система измерения угла тангажа ЛА может быть выполнена следующим образом.

В качестве передатчика 1 может использоваться, например, стандартный генератор высокочастотных колебаний типа ГЧ-83.

В качестве передающей антенны 2 может быть использована слабонаправленная в горизонтальной плоскости рупорная антенна [9] с горизонтальной собственной поляризацией.

Приемная антенна 3 может быть выполнена в виде слабонаправленного в горизонтальной и вертикальной плоскостях симметричного круглого рупора [10].

Линейный поляризационный разделитель 5 выполнен в виде волновода круглого сечения с переходом на два ортогонально расположенных волновода прямоугольного сечения [7].

Фазовый угловой дискриминатор может быть выполнен по известной схеме [11] фазофазовой моноимпульсной системы.

Индикатор 7 может быть выполнен в виде стрелочного прибора, шкала которого прокалибрована в градусах угла тангажа ЛА.

По сравнению с широко используемыми средствами измерения угла тангажа ЛА, основанными на использовании гироскопических систем ориентации, заявляемые способ и радионавигационная система измерения угла тангажа ЛА позволяют исключить постоянное накапливание с течением времени ошибки измерения.

Источники информации, использованные при составлении описания изобретения

1. Александров А.С., Арно Г.Р. и др. Современное состояние и тенденции развития зарубежных средств и систем навигации подвижных объектов военного и гражданского назначения. - Санкт-Петербург, 1994. - 119 с.

2. Пельпор Д.С., Ягодкин В.В. Гироскопические системы. - М., Высшая школа, 1977. - 216 с.

3. Агаджапов П.А., Воробьев В.Г. и др. Автоматизация самолетовождения и управления воздушным движением. - М.: Транспорт, 1980. - 357 с.

4. Ярлыков М.С. Статистическая теория радионавигации. - М.: Радио и связь, 1985. - 344 с.

5. Корнблит С. СВЧ-оптика. Пер. с англ. Под ред. Фролова О.П. - М.: Связь, 1980. - 360 с.

6. Аззам Р., Башара П. Эллипсометрия и поляризованный свет. - М.: Мир, 1981. - 588 с.

7. Канарейкин Д.Б., Потехин В.А. Поляризация радиолокационных сигналов. - М.: «Советское радио», 1966. - 440 с.

8. Канарейкин Д.Б., Потехин В.А., Шишкин Н.Ф. Морская поляриметрия. - Л.: Судостроение, 1968. - 327 с.

9. Драбкин А.Л. и др. Антенно-фидерные устройства. - М.: «Советское радио», 1974. - 535 с.

10. Жук М.С., Молочков Ю.Б. Проектирование антенно-фидерных устройств. - М.: «Энергия», 1966.

11. Леонов А.И., Фомичев К.И. Моноимпульсная радиолокация. - М.: Радио и связь, 1984. - 312 с.

Класс G01S3/02 с использованием радиоволн (радиопеленгаторы) 

способ определения пеленга и устройство для его осуществления -  патент 2520074 (20.06.2014)
способ пеленгации источника радиоизлучения -  патент 2510708 (10.04.2014)
радионавигационная система для измерения пеленга подвижного объекта -  патент 2507530 (20.02.2014)
радиопеленгатор -  патент 2505831 (27.01.2014)
триангуляционно-гиперболический способ определения координат радиоизлучающих воздушных объектов в пространстве -  патент 2503969 (10.01.2014)
устройство для определения направления на источник сигнала -  патент 2486535 (27.06.2013)
устройство для определения направления на источник сигнала -  патент 2485536 (20.06.2013)
способ привязки координат небесных радиоисточников к оптической астрометрической системе координат липовка-костко-липовка (лкл, англ. lkl) -  патент 2445641 (20.03.2012)
способ пеленгования источника радиосигнала и устройство для его реализации -  патент 2434239 (20.11.2011)
способ автоматизированного контроля источников импульсных радиоизлучений -  патент 2351944 (10.04.2009)
Наверх