способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений

Классы МПК:C10M175/02 на основе минеральных масел
C10G21/20 азотсодержащие соединения 
C10G49/18 в присутствии соединений, выделяющих водород, например аммиака, воды, сероводорода
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВНИИТиН Россельхозакадемии) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-07-04
публикация патента:

Настоящее изобретение относится к способу очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений путем смешивания предварительно нагретого моторного масла с разделяющим агентом, с последующим отделением очищенного моторного масла центрифугированием, при этом в качестве разделяющего агента используют 0,05-0,1% 40%-ного аммиачного раствора карбамида в расчете на объем очищаемого масла, последующее отделение очищенного моторного масла осуществляют непосредственно в центрифуге двигателя внутреннего сгорания. Техническим результатом настоящего изобретения является упрощение способа очистки и повышение качества очистки работающего моторного масла. 1 табл.

Формула изобретения

Способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений путем смешивания предварительно нагретого моторного масла с разделяющим агентом, с последующим отделением очищенного моторного масла центрифугированием, отличающийся тем, что в качестве разделяющего агента используют 0,05-0,1% 40%-ного аммиачного раствора карбамида в расчете на объем очищаемого масла, последующее отделение очищенного моторного масла осуществляют непосредственно в центрифуге двигателя внутреннего сгорания.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к очистке нефтяных масел, в частности к очистке работающих моторных масел от продуктов старения и загрязнений, и может быть использовано на предприятиях сельскохозяйственного, автотранспортного, строительного производства и других отраслей хозяйственной деятельности, использующих автотракторную технику и двигатели внутреннего сгорания с центробежными системами очистки масла.

Известен способ очистки моторного масла (патент РФ № 2221841, МГЖ С10М 175/02, 2002), заключающийся в том, что масло нагревают до 100-105°C и смешивают его с 50% водным раствором тиокарбамида, взятым в количестве 0,5-1% в расчете на массу очищаемого масла.

К недостаткам данного способа следует отнести следующее. После завершения процесса очистки в масле остаются продукты перекристаллизации тиокарбамида, которые в дальнейшем провоцируют образование отложений в масляных каналах двигателя. Внесение водного раствора тиокарбамида в массу очищаемого масла также вызывает первоначально выпадение его на дно картера, что не исключает неравномерности перемешивания и возможности осаждения неперемешанного водного раствора в порогах и карманах поддона картера двигателя.

Наиболее близким из известных способов к заявленному по достигаемому эффекту является способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений (патент РФ № 2476589, МПК С10М 175/02 от 2011 г.), заключающийся в том, что в качестве разделяющего агента используют 0,1-0,3% 50%-ного водного раствора карбамида в расчете на объем очищаемого масла, смешанного с 1-2% очищаемого масла, с последующим добавлением и перемешиванием полученной смеси в общем объеме при температуре 80-90°C в течение 5-10 минут.

К недостаткам данного способа следует отнести следующее. Для осуществления способа требуется специальное приспособление, которое устанавливается на двигатель внутреннего сгорания, что усложняет способ очистки. Использование водного раствора карбамида приводит к снижению качества очистки за счет его недостаточно высокой коагулирующей способности в короткий промежуток времени.

Задачей изобретения является упрощение способа очистки и повышение качества очистки работающего моторного масла.

Поставленная задача достигается тем, что способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений путем смешивания предварительно нагретого моторного масла с разделяющим агентом, с последующим отделением очищенного моторного масла центрифугированием, согласно изобретению в качестве разделяющего агента используют 0,05-0,1% 40%-ного аммиачного раствора карбамида в расчете на объем очищаемого масла, последующее отделение очищенного моторного масла осуществляют непосредственно в центрифуге двигателя внутреннего сгорания.

Аммиачный раствор карбамида по сравнению с водным улетучивается за 2-3 минуты из слитого работающего моторного масла, создавая условия для быстрой коагуляции и укрупнения загрязнений. При этом карбамид равномерно распределяется по всему объему моторного масла. Так как раствор является крепким электролитом, то действие моюще-диспергирующих присадок нейтрализуется мгновенно, что способствует быстрой коагуляции мелкодиспергированных загрязнений в работающем моторном масле. А скоагулировавшиеся загрязнения легко удаляются центрифугой, встроенной в систему смазки двигателя внутреннего сгорания.

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем. С картера двигателя сливают предварительно нагретое до 70-80°C работающее моторное масло. Далее в масло добавляют 0,05-0,1% 40%-ного аммиачного раствора карбамида. После перемешивания в течение 2-3 минут масло заливают обратно в двигатель. Производят его запуск. Далее двигатель работает в холостом режиме в течение 10-15 минут. В течение этого времени происходит отделение очищенного моторного масла центрифугой двигателя внутреннего сгорания. В завершении этапа очистки моторного масла двигатель останавливают, производят разборку и очистку центрифуги системы смазки от загрязнений. Далее производят сборку центрифуги, устанавливают ее на двигатель внутреннего сгорания, после чего машину эксплуатируют в штатном режиме.

Результаты опытов по очистке моторного масла по прототипу и предлагаемому способу представлены в таблице 1.

Таблица 1
Результаты сравнительных исследований способов очистки работающих моторных масел после наработки 100 часов
ПоказателиРаботающее масло (исходное) Очищенное по прототипу Очищенное по предлагаемому способу
Вязкость кинематическая, мм2 10,810,110,4
Щелочное число, мг КОН/г 4,24,14,1
Кислотное число, мг КОН/г 1,80,60,1
Содержание загрязнений, % 0,80,060,03
Содержание воды, % 0,150,02Отс.
Время очистки, мин -30-4015-20

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод, что по сравнению с известным способом упрощается процесс очистки и повышается качество очистки моторного масла. Об этом свидетельствует значительное снижение количества загрязнений в очищенном масле, уменьшается его кислотное число, время очистки уменьшается в два раза. При реализации предлагаемого способа очистки не требуется применение специального устройства для дополнительного центрифугирования.

Класс C10M175/02 на основе минеральных масел

устройство термогравитационной очистки турбинных и транспортных масел от механических примесей и воды -  патент 2517180 (27.05.2014)
устройство для регенерации отработанного трансформаторного масла -  патент 2504576 (20.01.2014)
способ замедления окисления трансформаторного масла -  патент 2487921 (20.07.2013)
способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений -  патент 2476589 (27.02.2013)
способ регенерации отработанного трансформаторного масла и очищения его от продуктов старения -  патент 2454455 (27.06.2012)
способ регенерации отработанных смазочных масел -  патент 2444563 (10.03.2012)
способ регенерации отработанных трансформаторных масел -  патент 2433165 (10.11.2011)
способ получения дизельного топлива из отработанного моторного масла -  патент 2423410 (10.07.2011)
способ регенерации отработанных трансформаторных масел -  патент 2394878 (20.07.2010)
способ регенерации отработанных масел путем деметаллизации и дистилляции -  патент 2356939 (27.05.2009)

Класс C10G21/20 азотсодержащие соединения 

способ получения нефтяного пластификатора -  патент 2513099 (20.04.2014)
состав селективного растворителя для выделения методом жидкостной экстракции из прямогонной дизельной фракции алкилдибензотиофенов и азотсодержащих соединений -  патент 2513020 (20.04.2014)
способ деароматизации бензиновой фракции - сырья пиролиза -  патент 2501842 (20.12.2013)
способ получения экологически чистого дизельного топлива -  патент 2497931 (10.11.2013)
способ очистки легких углеводородных фракций -  патент 2492213 (10.09.2013)
способ деазотирования дизельного топлива -  патент 2490309 (20.08.2013)
способ очистки углеводородных смесей от азотсодержащих гетероциклических соединений -  патент 2460760 (10.09.2012)
способ получения дизельного топлива -  патент 2458104 (10.08.2012)
способ получения экологически чистого дизельного топлива -  патент 2441055 (27.01.2012)
способ селективной очистки масляного дистиллята под воздействием магнитного поля -  патент 2427609 (27.08.2011)

Класс C10G49/18 в присутствии соединений, выделяющих водород, например аммиака, воды, сероводорода

Наверх