способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений
Классы МПК: | C10M175/02 на основе минеральных масел C10G21/20 азотсодержащие соединения C10G49/18 в присутствии соединений, выделяющих водород, например аммиака, воды, сероводорода |
Автор(ы): | Остриков Валерий Васильевич (RU), Попов Сергей Юрьевич (RU), Зимин Александр Геннадьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВНИИТиН Россельхозакадемии) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-07-04 публикация патента:
20.09.2014 |
Настоящее изобретение относится к способу очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений путем смешивания предварительно нагретого моторного масла с разделяющим агентом, с последующим отделением очищенного моторного масла центрифугированием, при этом в качестве разделяющего агента используют 0,05-0,1% 40%-ного аммиачного раствора карбамида в расчете на объем очищаемого масла, последующее отделение очищенного моторного масла осуществляют непосредственно в центрифуге двигателя внутреннего сгорания. Техническим результатом настоящего изобретения является упрощение способа очистки и повышение качества очистки работающего моторного масла. 1 табл.
Формула изобретения
Способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений путем смешивания предварительно нагретого моторного масла с разделяющим агентом, с последующим отделением очищенного моторного масла центрифугированием, отличающийся тем, что в качестве разделяющего агента используют 0,05-0,1% 40%-ного аммиачного раствора карбамида в расчете на объем очищаемого масла, последующее отделение очищенного моторного масла осуществляют непосредственно в центрифуге двигателя внутреннего сгорания.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к очистке нефтяных масел, в частности к очистке работающих моторных масел от продуктов старения и загрязнений, и может быть использовано на предприятиях сельскохозяйственного, автотранспортного, строительного производства и других отраслей хозяйственной деятельности, использующих автотракторную технику и двигатели внутреннего сгорания с центробежными системами очистки масла.
Известен способ очистки моторного масла (патент РФ № 2221841, МГЖ С10М 175/02, 2002), заключающийся в том, что масло нагревают до 100-105°C и смешивают его с 50% водным раствором тиокарбамида, взятым в количестве 0,5-1% в расчете на массу очищаемого масла.
К недостаткам данного способа следует отнести следующее. После завершения процесса очистки в масле остаются продукты перекристаллизации тиокарбамида, которые в дальнейшем провоцируют образование отложений в масляных каналах двигателя. Внесение водного раствора тиокарбамида в массу очищаемого масла также вызывает первоначально выпадение его на дно картера, что не исключает неравномерности перемешивания и возможности осаждения неперемешанного водного раствора в порогах и карманах поддона картера двигателя.
Наиболее близким из известных способов к заявленному по достигаемому эффекту является способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений (патент РФ № 2476589, МПК С10М 175/02 от 2011 г.), заключающийся в том, что в качестве разделяющего агента используют 0,1-0,3% 50%-ного водного раствора карбамида в расчете на объем очищаемого масла, смешанного с 1-2% очищаемого масла, с последующим добавлением и перемешиванием полученной смеси в общем объеме при температуре 80-90°C в течение 5-10 минут.
К недостаткам данного способа следует отнести следующее. Для осуществления способа требуется специальное приспособление, которое устанавливается на двигатель внутреннего сгорания, что усложняет способ очистки. Использование водного раствора карбамида приводит к снижению качества очистки за счет его недостаточно высокой коагулирующей способности в короткий промежуток времени.
Задачей изобретения является упрощение способа очистки и повышение качества очистки работающего моторного масла.
Поставленная задача достигается тем, что способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений путем смешивания предварительно нагретого моторного масла с разделяющим агентом, с последующим отделением очищенного моторного масла центрифугированием, согласно изобретению в качестве разделяющего агента используют 0,05-0,1% 40%-ного аммиачного раствора карбамида в расчете на объем очищаемого масла, последующее отделение очищенного моторного масла осуществляют непосредственно в центрифуге двигателя внутреннего сгорания.
Аммиачный раствор карбамида по сравнению с водным улетучивается за 2-3 минуты из слитого работающего моторного масла, создавая условия для быстрой коагуляции и укрупнения загрязнений. При этом карбамид равномерно распределяется по всему объему моторного масла. Так как раствор является крепким электролитом, то действие моюще-диспергирующих присадок нейтрализуется мгновенно, что способствует быстрой коагуляции мелкодиспергированных загрязнений в работающем моторном масле. А скоагулировавшиеся загрязнения легко удаляются центрифугой, встроенной в систему смазки двигателя внутреннего сгорания.
Сущность предлагаемого способа заключается в следующем. С картера двигателя сливают предварительно нагретое до 70-80°C работающее моторное масло. Далее в масло добавляют 0,05-0,1% 40%-ного аммиачного раствора карбамида. После перемешивания в течение 2-3 минут масло заливают обратно в двигатель. Производят его запуск. Далее двигатель работает в холостом режиме в течение 10-15 минут. В течение этого времени происходит отделение очищенного моторного масла центрифугой двигателя внутреннего сгорания. В завершении этапа очистки моторного масла двигатель останавливают, производят разборку и очистку центрифуги системы смазки от загрязнений. Далее производят сборку центрифуги, устанавливают ее на двигатель внутреннего сгорания, после чего машину эксплуатируют в штатном режиме.
Результаты опытов по очистке моторного масла по прототипу и предлагаемому способу представлены в таблице 1.
Таблица 1 | |||
Результаты сравнительных исследований способов очистки работающих моторных масел после наработки 100 часов | |||
Показатели | Работающее масло (исходное) | Очищенное по прототипу | Очищенное по предлагаемому способу |
Вязкость кинематическая, мм2/с | 10,8 | 10,1 | 10,4 |
Щелочное число, мг КОН/г | 4,2 | 4,1 | 4,1 |
Кислотное число, мг КОН/г | 1,8 | 0,6 | 0,1 |
Содержание загрязнений, % | 0,8 | 0,06 | 0,03 |
Содержание воды, % | 0,15 | 0,02 | Отс. |
Время очистки, мин | - | 30-40 | 15-20 |
Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод, что по сравнению с известным способом упрощается процесс очистки и повышается качество очистки моторного масла. Об этом свидетельствует значительное снижение количества загрязнений в очищенном масле, уменьшается его кислотное число, время очистки уменьшается в два раза. При реализации предлагаемого способа очистки не требуется применение специального устройства для дополнительного центрифугирования.
Класс C10M175/02 на основе минеральных масел
Класс C10G21/20 азотсодержащие соединения
Класс C10G49/18 в присутствии соединений, выделяющих водород, например аммиака, воды, сероводорода