гребно-парусная мотолодка поля

Классы МПК:B63B35/71 каноэ, каяки или тп
Патентообладатель(и):Карпенко Анатолий Григорьевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-03-05
публикация патента:

Изобретение относится к маломерному судостроению, а именно для спорта, туризма, прокатных станций, корабельных шлюпок, патрульных, спасательных и транспортных средств. Гребно-парусная мотолодка содержит корпус, весла, поперечную переборку, парусное вооружение, сиденье, пайол и днище. Парусное вооружение включает мачту с парусами и гиком, бортовыми килями, носовым отсеком, при этом крышка лаза закреплена с возможностью поворота. Сиденье выполнено съемным, навесным. Днище выполнено килеватым под моторную плиту, при этом руль на вертикальной оси. В водоизмещающий корпус вписан центральный киль-лыжа с выдвигом относительно вписанных бортовых килей-лыж так, что эти кили-лыжи соединены в однокорпусное судно яйцеобразной формы. Достигается круглогодичная эксплуатация. 6 з.п. ф-лы, 5 ил. гребно-парусная мотолодка поля, патент № 2529042

гребно-парусная мотолодка поля, патент № 2529042

Формула изобретения

1. Гребно-парусная мотолодка, содержащая корпус, весла, поперечную переборку, парусное вооружение, включающее мачту с парусами и гиком, бортовыми килями, носовой отсек, а крышка лаза закреплена с возможностью поворота, при этом сиденье выполнено съемным, навесным, пайол, днище выполнено килеватым под моторную плиту, руль на вертикальной оси, отличающаяся тем, что в водоизмещающий корпус вписан центральный киль-лыжа с выдвигом относительно вписанных бортовых килей-лыж так, что эти кили-лыжи соединены в однокорпусное судно яйцеобразной формы.

2. Мотолодка по п.1, отличающаяся тем, что на осях с амортизирующими элементами к внешним стенкам бортовых килей-лыж установлены шверты-полоза углового профиля, в начале центрального киля-лыжи руль-конек углового профиля, основанием параллельно дну центрального киля-лыжи, острым углом-лезвиями параллельно носовому свесу и основной линии, а в конце центрального киля-лыжи - шарнирно закрылок с тормозной накладкой в конце.

3. Мотолодка по п.2, отличающаяся тем, что амортизирующий элемент включает в себя ось, пропущенную соосно через сальник, втулку, витую пружину, установленные перпендикулярно на дне килей-лыж.

4. Мотолодка по п.1, отличающаяся тем, что пневмоколеса установлены на их же шпильках в резьбовые отверстия в стенках швертов-полозов, руля-конька попарно, консольно, а их число равно от двух до восьми.

5. Мотолодка по п.1, отличающаяся тем, что бортовые стаксели установлены на мачте в виде академического распашного весла, снабженного оковкой в виде конька с двумя отверстиями на концах, а носовой стаксель - в переднее отверстие со стороны не симметрии весла, передние шкаторины стакселей закреплены к бортам и носу корпуса, натягиваются движением другого конца весла или его штекерного удлинителя по дну степса и стопорятся в нем болтом, но с возможностью вращения, шкотовая проводка носового стакселя перекладывается с борта на борт, а бортовых стакселей - на гик, в виде байдарочного весла, скользящего вдоль транца, закрепленного за швартовые рымы.

6. Мотолодка по п.1 или 5, отличающаяся тем, что лотковый степс, снабженный стопорным болтом в двух отверстиях из нескольких, установлен на крыше рубки и трубе, к которой крепится на хомуте сиденье пилота с возможностью поворота, другим хомутом фиксируется по высоте, а в носу корпуса установлен иллюминатор нижнего обзора, на верхней части трубы на хомуте шарнирно установлен широкий люк рубки с возможностью поворота в вертикальной и горизонтальной плоскостях со шкотовой проводкой с концов люка на верх трубы.

7. Мотолодка по п.1, отличающаяся тем, что штурвал авиационного типа установлен на ось руля-конька посредством витой пружины с возможностью отклонения на себя - от себя и связан посредством тросовой проводки с закрылком центрального киля-лыжи и поворотными моторами в рецессе.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к маломерному судостроению и может быть использовано в гребном, парусном, водномоторном спорте, причем как в летнем, так и зимнем видах, а также в туризме, на прокатных станциях, в качестве корабельных шлюпок, патрульных, спасательных и транспортных средств.

Известна спортивная лодка, содержащая корпус, носовой отсек с пазом и крышкой, палубу, мягкое сиденье, реечный днищевый настил, движитель, весло, хранилище для инвентаря и продуктов, кокпит, закрытый сверху непромокаемым тентом с вшитыми прозрачными окнами и молниями на заднем пологе, закрепленным на шарнирно складываемых вдоль бортов дугах, поперечную переборку между кокпитом и носовым отсеком, при этом подбортные пространства лодки заполнены пенопластом и в них размещены шкафчики для припасов и аптечки, лаз в носовой отсек выполнен в поперечной переборке, а крышка лаза закреплена с возможностью поворота и преобразования в столик, сиденье выполнено съемным, навесным, с возможностью его использования в качестве изголовья на реечном днищевом настиле. Днище выполнено двухкилеватым, вогнутым, преходящим в плоскость к срезу транца, который снабжен подмоторной плитой, водосливным дренажным клапаном, гнездом для уключины рулевого весла-движителя и двумя ручками. Лодка снабжена парусным вооружением, включающим мачту с парусами и гиком, бортовым килем, рулевым веслом-движителем с лопастью в виде полубалансирного пера руля, снабженного поплавком-козырьком, закрепленного на вертикальной оси, соединенной посредством рычага и пружины с веретеном, снабженным втулкой на конце. Лодка оборудована двумя якорями, забортным трапом, кормовым бимсом с выемками, фиксирующими комли удилищ, а на конце мачты установлен поворотный крюк багра. Но бортам лодки установлены поворотные замки для размещения лодки на раме-багажнике автомобиля и хранения в подвешенном положении (см. описание изобретения к патенту РФ № 2093409, МПК В63B 35/71, публикация 20.10.1997).

Недостатком известной лодки, принятой за прототип, является отсутствие устройства гашения волновых систем в водоизмещающем режиме, погруженный транец создает значительное сопротивление движению, загромождение корпуса выступающими частями оснастки, создающие дополнительное сопротивление движению, сложность и громоздкость устройств для транспортировки, а при шаговой доступности водоема отсутствие колеса, парусное вооружение неэффективное, громоздкое, малой площади, низкая мореходность.

Задачей заявленного изобретения является снижение метацентрической высоты, массы, общего сопротивления движению при разных скоростях на воде, льду и снегу, приемлемая обитаемость, совместимость весел, парусов, моторов и универсальность корпуса, его оснащение стандартными комплектующими, в итоге, снижение затрат на строительство и круглогодичную эксплуатацию.

Это достигается тем, что в гребно-парусной мотолодке, содержащей водоизмещающий корпус, вписан центральный киль-лыжа с выдвигом относительно вписанных бортовых килей-лыж так, что в воде эти кили-лыжи соединены в однокорпусное судно яйцеобразной формы, величина выдвига, носовая наделка в виде начала центрального киля-лыжи и примыкающий к ней руль-конек составляют устройство для гашения волновых систем. На осях с амортизирующими элементами к внешним стенкам бортовых килей-лыж установлены шверты-полоза углового профиля, в начале центрального киля-лыжи - руль-конек углового профиля, основанием параллельно дну центрального киля-лыжи, острым углом-лезвиями параллельно носовому свесу и основной линии, а в конце центрального киля-лыжи - шарнирно закрылок с тормозной накладной, в середине корпуса установлены основная гребная поперечная банка, а в корме - самоотливной рецесс, совмещенный с кормовой гребной поперечной банкой, съемный комингс между ними, вдоль бортов и рецесса продольные гребные банки, делящие корпус на герметичные отсеки и усиливающие корпус в районе ватерлинии, продольные носовые банки с герметичной переборкой, что обеспечивает непотопляемость, вместо пайола-дно центрального киля-лыжи, бортовые стаксели установлены на мачте в виде академического распашного весла, снабженного оковкой в виде конька с двумя отверстиями на концах, а носовой стаксель - в переднее отверстие со стороны не симметрии весла, передние шкаторины стакселей, закрепленные к бортам и носу корпуса, натягиваются движением другого конца весла или его штекерного удлинителя по дну степса и стопорятся в нем стопорным болтом, но с возможностью вращения, шкотовая проводка носового стакселя перекладывается с борта на борт, а бортовых стакселей - на гик, в виде байдарочного весла, скользящего вдоль транца, закрепленного за швартовые рымы, лотковый степс установлен на крыше рубки и трубе, другим концом упирающейся в дно центрального киля-лыжи, к которому крепится на хомуте сиденье пилота с возможностью поворота, другим хомутом фиксируется по высоте, а в носу корпуса установлен иллюминатор нижнего обзора, на верхней части трубы, на хомуте шарнирно установлен широкий люк рубки из светопрозрачного материала с возможностью поворота в вертикальной и горизонтальной плоскостях со шкотовой проводкой с концов люка на верх трубы, штурвал типа авиационного установлен на ось руля-конька посредством витой пружины с возможностью отклонения на себя - от себя и связан посредством тросовой проводки с закрылком центрального киля-лыжи и поворотными моторами в рецессе, транспортировка килями-лыжами вверх на спинах людей и животных, крышевом багажнике автомобилей с опорой на поперечные банки рецессом вперед для обзора, кроме того, могут быть установлены пневмоколеса на их же шпильках, но усиленных, в резьбовые отверстия в стенках швертов-полозах, руля-конька, попарно консольно, а их число от двух до восьми.

На фиг.1 - показана гребно-парусная мотолодка, бок;

на фиг.2 - то же, полуширота;

на фиг.3 -то же, корпус;

на фиг.4 - то же, вид сверху;

на фиг.5 - то же, амортизирующий элемент.

Для обозначения узлов и деталей гребно-парусной лодки приняты следующие обозначения:

1 - корпус

2 - центральный киль-лыжа

3 - бортовые киль-лыжи

4 - оси

5 - шверты-полоза

6 - руль-конек

7 - закрылок

8 - тормозная накладка

9 - банка поперечная

10 - рецесс

11 - шпигат

12 - гребная банка

13 - комингс

14 - гребные банки

15 - носовые банки

16 - переборки

17 - дно

18 - транец

19 - бортовые стаксели

20 - стаксель носовой

21 - мачта

22 - оковки

23 - отверстия

24 - отверстия

25 - штекерный удлинитель

26 - передние шкаторины

27 - передние шкаторины

28 - рымы

29 - гик

30 - степс

31 - болт

32 - крыша рубки

33 - труба

34 - сиденье пилота

35 - иллюминатор

36 - люк рубки

37 - штурвал

38 - ось

39 - носовая палуба

40 - кормовые палубы

41 - пневмоколеса

42 - втулка

43 - витая пружина

44 - пластины

45 - винты

46 - гайки

47 - пластины

48 - болт

49 - пластины

50 - болт

51 - сальник

52 - втулка сальника

53 - резьбовые отверстия.

Узлы заявленной мотолодки описаны далее и работают следующим образом.

В водоизмещающий корпус 1 вписан нейтральный киль-лыжа 2 с выдвигом относительно бортовых килей-лыж 3 так, что в воде эти кили-лыжи соединены в однокорпусное судно яйцеобразной формы, величина выдвига, носовая наделка в виде центрального киля-лыжи 2 и примыкающий к ней руль-конек 6, составляют устройство для гашения волновых систем.

На осях 4 с амортизирующими элементами (см. фиг.5) к внешним стенкам бортовых килей-лыж 3 установлены шверты-полозы 5 углового профиля, внешняя стенка которых параллельна стенкам бортовых килей-лыж 3, а к внутренней и внешней стенкам шверта-полоза 5 крепится ось 4, в начале центрального киля-лыжи 2 - руль-конек 6 углового профиля, основанием параллельно дну 17, острым углом-лезвиями параллельно носовому свесу и основной линии, а в конце киля-лыжи 2 - шарнирно закрылок 7 с тормозной накладкой 8.

В середине яйцеобразного корпуса 1 с усилением его скорлупы установлены основная гребная поперечная банка 9 в виде стола или больничной кушетки, а в корме - рецесс 10 со шпигатом 11, совмещенный с кормовой поперечной гребной банкой 12 и шарнирно съемным комингсом 13 между ними, в них же могут разместиться два гребца с распашными веслами или один гребец с веслами парка, причем на одних и тех же вертлюгах или уключинах (не показаны), или же подвесные моторы с румпелем (не показаны) могут управляться рулевым, сидя на гребной банке 12 лицом к носу, из-за отсутствия комингса 13, при регистрации государственная инспекция по маломерным судам снизит высоту надводного борта, условия и район плавания, продольные гребные банки 14 между бортом, рецессом 10 и продольные носовые банки 15 в виде сидящих и лежащих мест на гребных банках 14 и под банками 14 и 9 в бортовых килях-лыжах 3, носовая 39 и кормовые 40 палубы, герметичные переборки 16, что обеспечивает непотопляемость корпуса 1, разделенного на отсеки, вместо пайола дно 17 центрального киля-лыжи 2.

Гребцы могут располагаться на гребной банке 14 или сидя на кормовой палубе 40 с веслами от каноэ, снабженными наконечниками как у лыжных палок (не показаны) для льда, а на снегу, как и на воде, байдарочное весло также снабжено наконечником (не показано), гребец может располагаться на носовой палубе 39 сидя, ногами в швартовые концы, закрепленные за рымы 28, распашные весла (мачта 21) или парка снабжены оковками 22 в виде конька. При преодолении крутого подъема закрылок 7 под собственным весом скользит по снегу, льду за центральным килем-лыжей 2 во время гребка и предотвращает соскальзывание назад до следующего гребка, врезаясь тормозной накладкой 8 в лед, снег, при принудительном опускании закрылка 7, это тормоз, а в крайнем нижнем положении стояночный, движущийся снег не опасен, так как корпус 1 обладает снегоизмещением и не вязнет в снегу, и не может быть засыпанным.

Бортовые стаксели 19 установлены на мачте 21 в виде академического распашного весла, снабженного оковкой 22, в отверстия 24 и 23, а носовой стаксель - в отверстие 23 со стороны не симметрии весла, передние шкаторины 26 и 27 стакселей 20 и 19 к корпусу 1 закреплены как штаг к носу и к бортам как ванты, а натягиваются движением другого конца мачты 21 или ее штекерного удлинителя 25 по дну лоткового степса 30 и стопорятся в нем болтом 31 в два отверстия из нескольких. Мачта 21 свободно поворачивается в степсе 30 вместе со стакселями 19 и 20 во флюгерное положение. Шкотовая проводка носового стакселя 20 перекладывается с борта на борт, а бортовых стакселей 19 - на гик 29, в виде байдарочного весла (не показано), скользящего вдоль транца 18 и закрепленного за рымы 28, вместе с мачтой 21 приводятся к ветру, тяга парусов усилена за счет щелевого эффекта, а вертикальная составляющая этой тяги на стакселе 20 обычная и направлена вверх в диаметральной плоскости подветренного стакселя 19, также направлена вверх, но в плоскости подветренного борта, а наветренного бортового стакселя 19 вертикальная составляющая тяги направлена вниз в плоскости наветренного борта, что создает значительный откренивающий момент. Это позволяет снизить балласт, упростить рангоут и такелаж парусов, снизить их массу и вывести корпус 1 на чистое глиссирование, на льду и снегу яйцеобразная форма корпуса 1 не позволяет опрокинуться, наветренный шверт-полоз 5 может оторваться ото льда, тогда корпус 1 будет скользить как по воде на подветренном шверт-полозе 5 и на борту, достаточно отдать шкоты (не показаны) стаксели 19, 20 и мачта 21 повернутся во флюгерное положение, корпус 1 станет на ровный киль. Кроме того, при соединении шкотовых углов задних шкаторин стакселей 19 3- стаксельная система парусов может гасить и вертикальную скорость корпуса 1, а еще тягу парусов легко реверсировать для торможения и заднего хода.

Лотковый степс 30 установлен на крыше 32 рубки и трубе 33, к которой крепится на хомуте (не показан) сиденье пилота 34 с возможностью поворота для откренивания, изменения угла обзора, другим хомутом (не показан) фиксируется по высоте. В носу корпуса 1 установлен иллюминатор 35 нижнего обзора, на верхней части трубы 33 на хомуте (не показан) шарнирно установлен широкий, из светопрозрачного материала люк 36 рубки с возможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях со шкотовой проводкой с концов люка 36 на верх трубы 33, для откренивания и стабилизации корпуса 1 в горизонтальной плоскости. Штурвал 37 типа авиационного осью 38 (фиг.5) посредством пластин 49 крепится болтом 50 к витой пружине 43, также посредством платин 47 болтом 48 крепится ось 4, пропущенная через сальник 51, втулку 42, пружину 43, закрепленные на дне 17 посредством пластин 44 винтами 45 с гайками 46, подтяжка сальника 51 его втулкой 52 путем разжатия витков пружины 43 отверткой и закручиванием гаечным ключом. Это обеспечивает безлюфтовую, амортизирующую связь штурвала 38 с рулем-коньком 6, с закрылком 7 и моторами с их рулями (не показано) в рецессе 10, причем с автоматическим возвратом в нейтральное положение пружиной 43.

Перенос руля-конька 6 в нос корпуса 1 освобождает корму и рецесс 10 для установки любых движителей с моторами разных мощностей и типов, схема глиссирования на миделе, горизонтальный участок киля-лыж 2 параллельны основной линии бортовых килей-лыж 3 на участке от его конца до середины, также параллельны основной линии, а на участке от середины до начала имеют конструктивный угол атаки, т.е. дно бортового киля-лыжи 3 в начале выше дна в середине, для увеличения поперечной и продольной остойчивости, облегчения выхода на глиссирование, далее с ростом скорости, когда вода твердая как лед, кили-лыжи 2 и 3 полностью выходят из воды, корпус 1 движется на швертах-полозах 5, руле-коньке 6 на амортизирующих элементах (фиг.5) и аэродинамической подушке, огражденной швертами-полозами 5, далее при отсутствии водяного винта, с ростом скорости переход в режим экранолета, при этом площадей закрылка 8 и руля-конька 6 при отсутствии их на движителях не достаточно, тогда используют люк рубки 36, близкий по форме крылу дельтаплана, с теми же приемами управления и само крыло (не показано) с подвеской на мачте 21.

Транспортировка килями-лыжами 2 и 3 вверх, рецессом 10 вперед для обзора, на спинах людей и животных, крышевом багажнике автомобилей с опорой на поперечные банки 9 и 12, кроме того, могут быть установлены пневмоколеса 41 на их же шпильках (не показаны) в резьбовые отверстия 53 в стенках швертов-полозах 5, руля-конька 6 попарно, консольно, легкосъемно, числом 2, 4, 6, 8 в зависимости от загрузки, а на воде используемые как плавучий бросательный конец.

Реализация предложенного изобретения снижает метацентрическую высоту, массу, общее сопротивление движению при разных скоростях на воде, льду и снегу, затраты на строительство и круглогодичную эксплуатацию путем универсальности корпусов для спорта и хозяйства, изготавливаемых из одной матрицы, снабженных стандартными комплектующими, а также приобщить к спорту моряков, работников нефтегазовых платформ, силовых ведомств, МЧС и других служб во время исполнения ими служебных обязанностей.

Наверх