способ получения топливных брикетов

Классы МПК:C10L5/06 способы брикетирования 
C10L5/10 с помощью связующих, в том числе предварительно обработанных 
C10L5/14 органических 
C10L5/28 нагрев брикетов; коксование связующего 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева" (КузГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-06-06
публикация патента:

Изобретение относится к способу получения топливных брикетов, включающему смешивание измельченного твердого топлива со связующим, брикетирование смеси под давлением, где в качестве измельченного твердого топлива используют коксовую пыль с размерами частиц менее 1 мм, а в качестве связующего используют фусы коксования в количестве 8,0-10% к массе коксовой пыли, пресс-форму предварительно нагревают до температуры 40-50ºС, а брикетирование смеси под давлением производят ступенчато, для чего сначала устанавливают нагрузку 5-6 атм, с выдержкой 3-5 мин и далее до 15 атм с выдержкой при максимальной нагрузке 3-5 мин. Техническим результатом является получение топливных брикетов повышенной прочности, улучшение экологической обстановки в углеперерабатывающих регионах, снижение себестоимости топливных брикетов. Полученные брикеты могут быть использованы в качестве топлива для сжигания в бытовых и промышленных топках, а также для коксования в коксохимической и металлургической промышленности. 2 табл., 3 пр.

Формула изобретения

Способ получения топливных брикетов, включающий смешивание измельченного твердого топлива со связующим, брикетирование смеси под давлением, отличающийся тем, что в качестве измельченного твердого топлива используют коксовую пыль с размерами частиц менее 1 мм, в качестве связующего используют фусы коксования в количестве 8,0-10% к массе коксовой пыли, пресс-форму предварительно нагревают до температуры 40-50°С, брикетирование смеси под давлением производят ступенчато, для чего сначала устанавливают нагрузку 5-6 атм, с выдержкой 3-5 мин и далее до 15 атм с выдержкой при максимальной нагрузке 3-5 мин.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технологии брикетирования горючих компонентов, например угольных шламов, мелких классов угля, коксовой пыли и т.д. Полученные брикеты могут быть использованы в качестве топлива для сжигания в бытовых и промышленных топках, а также для коксования в коксохимической и металлургической промышленности.

Проблема утилизации коксовой пыли на коксохимических предприятиях является весьма актуальной. Объемы образования коксовой пыли весьма велики, в среднем на одном коксохимическом предприятии в год образуется около 18-20 тыс.т коксовой пыли. Применения коксовая пыль практически не находит из-за тонкодисперсного состояния и высокой зольности, сложности с разгрузкой и транспортировкой.

Изобретение способствует решению экологических проблем, связанных с образованием и утилизацией отходов коксохимических производств (коксовой пыли, фусов коксования).

Известны способы получения топливных брикетов из каменных углей и антрацитов, включающие обезвоживание и сушку исходного угля до влажности 2-3%, смешивания его с жидкими или твердыми связующими (нефтебитумы, каменноугольный пек, сульфат-спиртовая барда, твердые глины, цемент), прессование смеси давлением 20-50 МПа, и последующее охлаждение (см. Елишевич А.Т. «Технология брикетирования полезных ископаемых», М.: «Недра», 1989, с.86, 92, 98, 101, 106).

Упомянутым способам присущи следующие недостатки:

Во-первых, необходимость использования предлагаемых связующих значительно усложняет и удорожает процесс брикетирования каменных углей, т.к. предусматривает операции по глубокому обезвоживанию и термической сушке исходного угля до минимальных значений по влажности, т.е. до 2-3%.

Во-вторых, существующие технологии брикетирования каменных углей и антрацитов не предназначены для использования в качестве исходного сырья коксовой пыли (класс крупности 0-1,0 мм) и тонкодисперсных угольных шламов (класс крупности 0-1,0 мм), образующихся при добыче и переработке каменных углей. Угольные шламы и коксовую пыль сбрасывают в отстойники и отвалы углеперерабатывающих предприятий, что ухудшает экологическое состояние окружающей среды в угледобывающих регионах.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности (прототипом) является способ получения топливных брикетов, включающий смешивание измельченного твердого топлива на основе коксовой мелочи с размерами частиц 0,05-16,0 мм в количестве 50-80 мас.% со связующим на основе модифицированного лигносульфоната в количестве 8-9% от массы измельченного твердого топлива, брикетирование смеси под давлением 25 МПа и последующую термообработку брикетов (Патент РФ № 2298028, опубл. 27.04.2007 г.).

Известный способ получения топливных брикетов имеет следующие недостатки:

1. Высокое давление прессования (25 МПа), что экономически и энергетически невыгодно и технически труднодостижимо.

2. Коксовая мелочь сама по себе является товарным продуктом. Коксовая мелочь служит топливом для различных промышленных производств, используется для агломерации железных, никелевых руд, в производстве электродов.

Предлагается брикетирование коксовой пыли, которая является высококалорийным отходом коксохимических предприятий.

Техническим результатом заявляемого изобретения является получение топливных брикетов повышенной прочности, приготовленных из коксовой пыли и фусов коксования, что позволит улучшить экологическую обстановку в углеперерабатывающих регионах, снизить себестоимость топливных брикетов.

Технический результат достигается тем, что в способе получения топливных брикетов, включающем смешивание измельченного твердого топлива со связующим, брикетирование смеси под давлением, согласно изобретению, в качестве измельченного твердого топлива используют коксовую пыль с размерами частиц менее 1 мм, в качестве связующего используют фусы коксования в количестве 8,0-10% к массе коксовой пыли, пресс-форму предварительно нагревают до температуры 40-50°С, брикетирование смеси под давлением производят ступенчато, для чего сначала устанавливают нагрузку 5-6 атм, с выдержкой 3-5 мин и далее до 15 атм. с выдержкой при максимальной нагрузке 3-5 мин.

Заявляемый способ осуществляют следующим образом.

Коксовую пыль смешивают со связующим компонентом (фусами коксования) в процентном соотношении 92:8, затем смесь загружают в установку, состоящую из пресс-формы, нагревательного элемента и термометра, отражающего температуру пресс-формы. Все эти элементы обволочены термокожухом. Пресс-форму предварительно нагревают до 40-50°С. Полученную смесь прессуют в штемпельном прессе ступенчато: сначала устанавливают нагрузку 5-6 атм с выдержкой 3-5 мин и далее до 15 атм с выдержкой при максимальной нагрузке 3-5 мин. При ступенчатом прессовании достигается оптимальное взаимодействие компонентов в смеси, с образованием структуры топливного брикета.

Выбор в качестве связующего фусов коксования обусловлен их доступностью. Фусы коксования - это отходы углехимического производства при коксовании. Они представлены на 50% смолами тяжелых фракций и твердых углеродистых включений. Фусы коксования и коксовая пыль, являясь отходами коксохимических предприятий, могут быть использованы непосредственно на этих же предприятиях.

Расход связующего (фусов коксования) определяют потребностью для формирования прочного топливного брикета.

На выходе получают топливные брикеты со следующими техническими характеристиками (таблица 1).

Таблица 1
Технические характеристики полученных топливных брикетов
Физические испытания Топливные характеристики
сжатие, кг/см2 истирание, % содержание кусков размером >25 мм сбрасывание, % содержание кусков размером >25 мм Ad, % мас. (зольность)способ получения топливных брикетов, патент № 2529205 ккал/кг (теплота сгорания)способ получения топливных брикетов, патент № 2529205 % мас. (сернистость)
50-60 9492 6,495000,05

Пример конкретного применения способа.

Берут 92 г коксовой пыли и смешивают с 8 г фусов коксования до визуального перемешивания.

Полученную смесь загружают в экспериментальную установку, состоящую из пресс-формы, нагревательного элемента и термометра, отражающего температуру пресс-формы. Пресс-форму предварительно нагревают до 50°С. Полученную смесь прессуют в штемпельном прессе ступенчато: сначала устанавливают нагрузку 5 атм, с выдержкой 3 мин и далее до 15 атм с выдержкой при максимальной нагрузке 5 мин.

На выходе получают топливные брикеты, приемлемые для коксования и прямого сжигания, технические характеристики которых представлены в таблице 2.

Таблица 2
Технические характеристики полученных топливных брикетов
Физические испытания Топливные характеристики
сжатие, кг/см2 истирание, % содержание кусков размером >25 мм сбрасывание, % содержание кусков размером >25 мм Ad, % мас. (зольность)способ получения топливных брикетов, патент № 2529205 ккал/кг (теплота сгорания)способ получения топливных брикетов, патент № 2529205 % мас, (сернистость)
60 9492 6,495000,05

Пример 2.

Берут 92 г коксовой пыли и смешивают с 8 г фусов коксования до визуального перемешивания.

Полученную смесь загружают в экспериментальную установку, состоящую из пресс-формы, нагревательного элемента и термометра, отражающего температуру пресс-формы. Пресс-форму предварительно нагревают до 50°С.

Полученную смесь прессуют в штемпельном прессе с нагрузкой 5 атм 5 мин.

На выходе не получают топливный брикет, так как снижение давления прессования менее 15 атм приводит к уменьшению прочности топливного брикета.

Пример 3.

Берут 85 г коксовой пыли и смешивают с 15 г фусов коксования до визуального перемешивания.

Полученную смесь загружают в экспериментальную установку, состоящую из пресс-формы, нагревательного элемента и термометра, отражающего температуру пресс-формы. Пресс-форму предварительно нагревают до 50°С.

Полученную смесь прессуют в штемпельном прессе с нагрузкой 25 атм 5 мин.

На выходе не получают топливный брикет, так как:

1. Согласно математической зависимости, рассчитанной доктором А.Т. Елишевичем, вовлечение более 10% связующего реагента в систему является экономически и технологически неоправданным.

2. Применение резкого повышения давления до 25 атм приводит к получению непрочного топливного брикета из-за неоднородного распределения связующего по массе концентрата.

Предложенный способ получения топливных брикетов позволяет повысить прочность топливных брикетов и снизить их себестоимость. В предложенном способе для получения топливных брикетов используются коксовая пыль и фусы коксования, являющиеся отходами коксохимических предприятий, утилизация этих отходов которой позволит улучшить экологическую обстановку в углеперерабатывающих регионах.

Класс C10L5/06 способы брикетирования 

способ получения формованного кокса -  патент 2516661 (20.05.2014)
способ переработки обезвоженных илов очистных сооружений в топливные брикеты в форме цилиндров -  патент 2505587 (27.01.2014)
способ получения брикетов из полидисперсных сыпучих материалов для формирования из них насыпной массы для печей -  патент 2500536 (10.12.2013)
способ получения оксидно-топливных брикетов -  патент 2485172 (20.06.2013)
способ получения твердого топлива и твердое топливо, полученное данным способом -  патент 2483097 (27.05.2013)
способ получения оксидно-топливных брикетов -  патент 2479623 (20.04.2013)
способ получения калиброванного кокса -  патент 2450046 (10.05.2012)
восстановитель для электротермических металлургических процессов -  патент 2381287 (10.02.2010)
способ переработки органических углеродсодержащих отходов и углеродсодержащие формовки -  патент 2326900 (20.06.2008)
способ получения топливных брикетов (варианты) -  патент 2259389 (27.08.2005)

Класс C10L5/10 с помощью связующих, в том числе предварительно обработанных 

Класс C10L5/14 органических 

Класс C10L5/28 нагрев брикетов; коксование связующего 

Наверх