упругая опора ротора турбомашины
Классы МПК: | F01D25/16 расположение подшипников; установка и крепление подшипников в корпусах |
Автор(ы): | Гусенко Сергей Михайлович (RU), Зенкова Лариса Фёдоровна (RU), Терешко Антон Герольдович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" ОАО "УМПО" Российская Федерация Республика Башкортостан (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-06-06 публикация патента:
27.09.2014 |
Изобретение относится к энергетике. Упругая опора ротора турбомашины, содержащая установленный на валу радиальный подшипник, корпус которого соединен со статорным элементом, причём статорный элемент снабжен прорезями с образованными между ними балочками, сориентированными в радиальном направлении относительно оси опоры. Изобретение позволяет снизить осевые габариты и массу при сохранении необходимых жесткости и надежности. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Упругая опора ротора турбомашины, содержащая установленный на валу радиальный подшипник, корпус которого соединен со статорным элементом, отличающаяся тем, что статорный элемент снабжен прорезями с образованием между ними балочек, сориентированных в радиальном направлении относительно оси опоры.
2. Упругая опора ротора турбомашины, по п.1, отличающаяся тем, что балочки выполнены расходящимися по спирали.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругих опор роторов турбомашин.
Известна упругая опора ротора турбодетандера, разработанная П.Л. Капицей, в которой втулка вибратора выполнена с прорезями на боковой поверхности в виде беличьего колеса (Сергеев С.И. Демпфирование механических колебаний. М.: Физматгиз, 1959. 408 с.).
В известной опоре необходимая жесткость конструкции обеспечивается геометрическими параметрами разрезной втулки, а именно длиной и поперечным сечением балочек, образованных продольными прорезями.
Известной опоре присущи следующие недостатки:
- значительные осевые габариты и масса за счет наличия упругого элемента в виде разрезной втулки.
Задачей заявленного изобретения является создание упругой опоры ротора турбомашины, в которой устранены описанные выше недостатки.
Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной опоры ротора турбомашины, является снижение осевых габаритов и массы при сохранении необходимых жесткости и надежности.
Указанный технический результат достигается тем, что в упругой опоре ротора турбомашины, содержащей установленный на валу радиальный подшипник, корпус которого соединен со статорным элементом, согласно изобретению статорный элемент снабжен прорезями с образованием между ними балочек, сориентированных в радиальном направлении относительно оси опоры.
Выполнение прорезей на статорном элементе с образованием между ними балочек, сориентированных в радиальном направлении относительно оси опоры, позволяет исключить из конструкции заявленной опоры отдельный элемент в виде разрезной втулки. При этом в настоящем изобретении функции упругого элемента выполняет статорный элемент, что позволяет значительно снизить массу и осевой размер опоры.
В частном случае реализации заявленной опоры ротора турбомашины балочки могут быть выполнены расходящимися по спирали. Подобная реализация балочек на статорном элементе обеспечивает требуемую прочность и необходимую одинаковую жесткость опоры ротора в радиальном направлении.
На фиг.1 представлен продольный разрез упругой опоры ротора турбомашины.
На фиг.2 представлен вид сбоку на статорный элемент упругой опоры ротора турбомашины с прорезями, образующими балочки, расходящиеся по спирали в радиальном направлении.
Упругая опора ротора турбомашины содержит установленный на валу 1 радиальный подшипник 2, корпус 3 которого соединен со статорным элементом 4, при этом статорный элемент 4 непосредственно над местом соединения с корпусом подшипника снабжен прорезями 5 с образованием между ними балочек 6, сориентированных в радиальном направлении относительно оси опоры и расходящихся по спирали.
Во время работы турбомашины при колебаниях вала 1 прорези 5, образующие между собой балочки 6 на статорном элементе 4, выполняют функцию упругого элемента за счет своих геометрических параметров. Это является необходимым для получения требуемой жесткости опоры, что позволяет отстроить с рабочих режимов критические частоты вала 1.
Класс F01D25/16 расположение подшипников; установка и крепление подшипников в корпусах