способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками алс

Классы МПК:B61L23/16 рельсовые электрические цепи, специально приспособленные для перегонной блокировки 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" (МИИТ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-02-01
публикация патента:

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками АЛС заключается в том, что в требуемой точке рельсовой линии измеряют падения напряжения в разных рельсовых нитях на отрезках рельсов одинаковой длины или измеряют напряжения на выходе бесконтактных измерительных датчиков тока, накладываемых на разные рельсовые нити в этой точке. Затем делением разности этих напряжений на их сумму находят относительную величину асимметрии тягового тока в этой точке рельсовой линии. Дополнительно накладывают на рельсы нормативный шунт в точке измерения, а измерения проводят за местом наложения шунта по ходу поезда. Достигается повышение достоверности измерения. 1 ил. способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566

способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566

Формула изобретения

Способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками АЛС, заключающийся в том, что в требуемой точке рельсовой линии измеряют падения напряжения в разных рельсовых нитях на отрезках рельсов одинаковой длины или измеряют напряжения на выходе бесконтактных измерительных датчиков тока, накладываемых на разные рельсовые нити в этой точке, а затем делением разности этих напряжений на их сумму находят относительную величину асимметрии тягового тока в этой точке рельсовой линии, отличающийся тем, что в требуемой точке рельсовой линии дополнительно накладывают на рельсы нормативный шунт в точке измерения, а измерения проводят за местом наложения шунта по ходу поезда.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано при диагностировании для выявления причин неустойчивой работы АЛС.

Известен способ измерения асимметрии тягового тока, в соответствии с которым измеряют токи в дроссельных перемычках дроссель-трансформаторов, а затем делением разности измеренных в разных перемычках токов на их сумму находят в процентах величину коэффициента асимметрии тягового тока [1, с.58].

Способ измерения пригоден только в рельсовых цепях, разделенных изолирующими стыками с дроссель-трансформаторами, и только в точках рельсовой линии, где эти дроссель-трансформаторы установлены. Поэтому способ не пригоден для применения в бесстыковых рельсовых цепях и не позволяет измерять асимметрию тягового тока в любой точке по длине рельсовой линии. Кроме того, условия растекания тягового тока по рельсовым нитям после дроссель-трансформаторов и вперед от первой колесной пары головного электровоза различны, поэтому даже на входном конце рельсовой цепи асимметрия тягового тока под катушками АЛС отличается от асимметрии тягового тока в секциях основных обмоток дроссель-трансформаторов.

В настоящее время асимметрию тягового тока под катушками АЛС находят по результатам сравнения величин измеренных напряжений на приемных локомотивных катушках. Измерения этой асимметрии косвенным способом по разности напряжений на катушках АЛС сложно организационно, и их трудно привязать к конкретной точке пути даже при наличии на локомотиве современных микропроцессорных приборов безопасности. Кроме того, результаты измерений зависят не только от величины тяговых токов в рельсовых нитях под катушками АЛС. Они искажаются, во-первых, напряжениями, которые наводятся тяговыми токами, растекающимися по металлическим частям электровоза. Кроме того, дополнительная разность этих напряжений появляется при качаниях электровоза, при несимметричной установке приемных локомотивных катушек и т.п. [2]. Прямые напольные измерения асимметрии тягового тока под катушками АЛС движущегося поезда невозможны.

Известен также способ измерения асимметрии тягового тока в любой точке рельсовой линии, когда в требуемой точке измеряют падения напряжения на отрезках рельсов определенной длины в разных рельсовых нитях, а затем делением разности измеренных напряжений на их сумму находят в процентах величину коэффициента асимметрии тягового тока [3]. Измерять величину тяговых токов в рельсовых линиях можно также с использованием бесконтактных измерительных датчиков.

Данный способ позволяет определять асимметрию тягового тока в любой точке рельсовой линии в нормальном режиме работы рельсовой цепи. Поэтому способ удобен для измерения асимметрии тягового тока в местах подключения к рельсам аппаратуры тональных рельсовых цепей, не разделяемых изолирующими стыками с дроссель-трансформаторами (в бесстыковых рельсовых цепях).

Однако характер распределения тягового тока по рельсовым нитям в конкретной точке рельсовой линии при наличии и отсутствии перед ней головного локомотива движущегося поезда существенно различается. Поэтому по результатам, полученным с использованием этого способа, невозможно получить достаточно достоверную информацию о величине асимметрии тягового тока в рельсовых нитях под приемными локомотивными катушками АЛС в этой точке рельсовой линии.

Цель изобретения - обеспечение возможности получения достоверных количественных данных об асимметрии тягового тока под катушками АЛС движущегося поезда в требуемой точке рельсовой линии по результатам измерений величины тяговых токов в рельсовых нитях при отсутствии поезда.

Это достигается тем, что дополнительно накладывают на рельсы нормативный шунт в точке измерения, а измерения проводят за местом наложения шунта по ходу поезда.

На чертеже показана, для пояснения сущности разработанного способа, схема дополнительной установки нормативного шунта и измерительных приборов, а также указаны измеряемые токи и напряжения.

На рельсовые нити 1 и 2 накладывается нормативный шунт 3 с величиной сопротивления Rш=0,06 Ом. Тяговые токи способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566 и способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566 соответственно в рельсовых нитях 1 и 2, текущие к месту установки шунта, выравниваются за счет протекания тока i ш через нормативный шунт 3.

За нормативным шунтом 3 тяговые токи способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566 и способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566 растекаются по рельсовым нитям соответственно 1 и 2 обратно пропорционально их от точки измерения входным сопротивлениям ZВХ1 и ZВХ2. Следовательно, наложением нормативного шунта имитируется выравнивание тягового тока по рельсовым нитям, происходящее под движущимся поездом, и перераспределение его в рельсовых нитях, расположенных перед передней колесной парой электровоза.

При использовании бесконтактных измерительных датчиков 4 и 5 напряжение способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566 на выходе измерительного датчика 4, накладываемого на рельсовую нить 1, пропорционально тяговому току способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566 за нормативным шунтом по ходу поезда

способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566

где k - коэффициент преобразования измерительным датчиком тока в напряжение.

Точно также напряжение способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566 на выходе измерительного прибора 5, накладываемого на рельсовую нить 2, пропорционально тяговому току способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566 за нормативным шунтом по ходу поезда

способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566

Делением разности этих напряжений на их сумму находим относительное значение асимметрии тягового тока под катушками АЛС в точке измерения

способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566

где способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566 - асимметрия тягового тока в точке измерения,

iТЛ - тяговый ток в рельсовой линии под катушками АЛС.

Если измеряются падение напряжения способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566 на отрезке определенной длины l0 рельсовой нити 1 рельсовой линии, то величина этого напряжения равна

способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566

где zPH - удельное сопротивление рельсовой нити.

Точно также величина падения напряжения способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566 на отрезке длины l0 рельсовой нити 2

способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566

Делением разности этих напряжений на их сумму находим относительное значение асимметрии тягового тока под катушками АЛС в точке измерения

способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566

Следовательно, при известных или прогнозируемых величинах тяговых токов в рельсовой линии UТЛ можно найти величину асимметрии тягового тока iA в требуемой точке линии

способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых   линиях под катушками алс, патент № 2529566

Знание истинного значения величины асимметрии тягового тока под катушками АЛС позволяет, во-первых, определить величину ее вклада в неустойчивость работы АЛС на рассматриваемом отрезке рельсовой линии. Во-вторых, если измеренная величина асимметрии тягового тока оказалась выше допускаемой, то сравнением величин измеренных напряжений можно определить величину асимметрии входных сопротивлений рельсовых нитей в точке измерения. Причиной повышенного значения одного из этих входных сопротивлений может быть плохое состояние рельсовых стыковых соединителей в ней. А причиной пониженного значения одного из этих входных сопротивлений может быть неисправность цепей заземления опор контактной сети, подключаемых к рельсам, или односторонней пробой электрической изоляции железобетонных шпал.

Следовательно, предложенный способ позволяет использованием дополнительных несложных операций определять величину асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками АЛС при отсутствии поезда в точке измерения.

Эксперименты с использованием предложенного способа измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками АЛС подтвердили достоверность и вполне достаточную для практических целей точность определения величины этой асимметрии.

Литература

1. Устройства СЦБ. Технологический процесс обслуживания. - М.: Транспорт, 1984. - 151 с.

2. Шаманов В.И. Помехи и помехоустойчивость автоматической локомотивной сигнализации. Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2005. - 236 с.

3. Патент на изобретение № 2334643. Устройство для измерения параметров рельсовых цепей на электрифицированных железнодорожных линиях // В.И.Шаманов, В.П.Суров, А.В.Пультяков, Ю.А.Трофимов, С.И.Шаманова. Опубл. 27.09.2008 г. Бюл. № 27.

Класс B61L23/16 рельсовые электрические цепи, специально приспособленные для перегонной блокировки 

система интервального регулирования движения поездов -  патент 2521066 (27.06.2014)
способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока -  патент 2514027 (27.04.2014)
система интервального регулирования движения высокоскоростных поездов на перегоне -  патент 2511748 (10.04.2014)
способ контроля нахождения подвижного состава на участке пути и устройство для его осуществления -  патент 2508215 (27.02.2014)
рельсовая цепь -  патент 2505443 (27.01.2014)
многоканальный путевой приемник рельсовой цепи -  патент 2504494 (20.01.2014)
система интервального регулирования движения поездов на перегоне -  патент 2503564 (10.01.2014)
способ контроля состояния рельсовой линии -  патент 2492089 (10.09.2013)
устройство контроля состояния рельсовой линии -  патент 2488506 (27.07.2013)
способ контроля состояния рельсовой линии -  патент 2486091 (27.06.2013)
Наверх