пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения
Классы МПК: | C10M101/02 нефтяные фракции C10M129/26 карбоновые кислоты; их соли C10M159/04 нефтяные фракции, например деготь, растворители C10N30/06 маслянистость; прочность пленки; противоизнашиваемость; сопротивление экстремальному давлению |
Автор(ы): | Корнев Алексей Юрьевич (RU), Остриков Валерий Васильевич (RU), Шихалев Илья Николаевич (RU), Вигдорович Владимир Ильич (RU), Казаринов Олег Геннадиевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВНИИТиН Россельхозакадемии) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-07-04 публикация патента:
10.10.2014 |
Настоящее изобретение относится к пластичной смазке для тяжелонагруженных узлов трения, содержащей базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, при этом в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот - кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов: очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%, гидроокись кальция - 2-3 масс.%. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение качества смазки и улучшение ее противоизносных свойств, снижение себестоимости, расширение сырьевой базы, утилизация отходов использования нефтепродуктов. 1 табл.
Формула изобретения
Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения, содержащая базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, отличающаяся тем, что в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот - кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов:
очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%,
кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%,
гидроокись кальция - 2-3 масс.%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к пластичным смазочным материалам и используется для смазывания тяжелонагруженных механизмов, в частности основных узлов трения автомобилей, тракторов, комбайнов, а также в металлургии и добывающей промышленности.
Известны пластичные смазки - солидолы, состоящие из минеральных масел, загущенных гидратированными кальциевыми мылами высших кислот синтетических или естественных жиров. Их применяют в различных механизмах при рабочих температурах до 60-70°C. Выпускаются три марки солидолов: солидол Ж, солидол С и пресс-солидол [Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник под. Ред. В.М. Школьникова. М.: Техинформ, 1999, с.319].
Недостатком данных смазок является их высокая себестоимость получения из-за высокой цены базовых минеральных масел.
Имеются сведения о добавлении в состав смазок отработанных масел, однако они выступают как компоненты в смеси масел, а не как основа смазки [Патент РФ № 2177982, C10M 169/04, C10M 177/00, C10M 169/04, C10M 129:30, C10M 129:40, C10M 159:08, C10M 159:04 от 03.04.2000 г.]. Недостатком является то, что использование неочищенного отработанного масла для приготовления смазок приводит к ухудшению качества получаемых смазок, разупрочнению их структуры и ухудшению объемно-механических свойств частицами загрязнений, продуктами окисления и старения.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому изобретению является пластичная смазка [Патент РФ № 2163627 C10M 169/02, C10M 169/02, C10M 101:02, C10M 159:04, C10M 129:56, от 06.10.1999 г.], предназначенная для смазывания узлов трения, качения и скольжения машин и механизмов, содержащая экстракт нефтяной в качестве базового масла, шлам сульфатных стоков производства синтетических жирных кислот (СЖК) и гидроокись кальция.
Недостатком прототипа является невысокая смазывающая способность, низкая температура каплепадения и соответственно максимальная температура применения, а также относительно высокая себестоимость.
Задача предлагаемого изобретения - улучшение качества и свойств смазки, увеличение смазывающей способности, расширение условий применения, дополнение сырьевой базы и улучшение ситуации с переработкой нефтеотходов за счет переработки и использования отработанного масла, подлежащего утилизации.
Поставленная задача достигается тем, что известная пластичная смазка, содержащая базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, согласно изобретению в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот используют кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов: очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%, гидроокись кальция - 2-3 масс.%.
Предлагаемая смазка готовится следующим образом. На первой стадии проводится очистка отработанного моторного масла по следующей технологии. В загрязненное отработанное масло при постоянном перемешивании вносят 1-2% водного раствора карбамида (1:1), после чего температуру смеси поднимают до 100-105°C и при постоянном перемешивании выпаривают всю воду. За счет реакции находящегося в растворе карбамида с загрязняющими масло агентами происходит их укрупнение и осаждение. В результате удаляются механические примеси, а также продукты старения масла - асфальтены, карбены, карбоиды и др. Оставшиеся микрочастицы карбамида положительным образом влияют на смазывающую способность масла. Кроме того, подобный способ очистки сохраняет в масле оставшиеся присадки, количество которых может составлять 20-30% от первоначального в зависимости от степени наработки масла. Они также улучшают физико-химические свойства масляной основы.
Далее в реактор загружается половина расчетного количества очищенного отработанного моторного масла и весь объем КОСЖК. После чего включается перемешивающее устройство и производится подогрев смеси до 70-80°C при постоянном перемешивании.
Параллельно производится подготовка гидроокиси кальция. Готовится смесь извести «пушонки» и воды - известковое тесто с соотношением компонентов 1:3 соответственно. Готовое известковое тесто загружается в реактор, где проводится омыление жировых компонентов при температуре 95-100°C в течение 1,5-2 часов. По мере надобности в реакционную смесь небольшими порциями добавляется вода.
В ходе процесса омыления отбираются пробы с периодичностью 20-30 мин для определения кислотного числа и/или содержания свободной щелочи как основных показателей завершения процесса омыления. Итоговое содержание свободной щелочи должно составлять не более 0,2% в пересчете на NaOH, содержание воды не более 2-3%.
После завершения омыления нагрев выключается и в смесь при перемешивании добавляется оставшееся количество (1/2) очищенного отработанного масла и, если необходимо, вода, что приводит к снижению температуры смеси до 60-70°C, после чего перемешивание выключают. По прошествии 20-24 часов остывшую смазку гомогенизируют, после чего проводят контрольные анализы физико-химических характеристик (таблица 1).
Как видно из полученных данных, смазка отвечает основным требованиям, предъявляемым к смазкам типа солидол, а по некоторым превосходит их. Например, температура каплепадения достигает 120°C, что расширяет температурный интервал применения смазки.
Смазывающая способность, характеризуемая диаметром пятна износа, определяемым на четырехшариковой машине трения (ЧШМТ), как при 25°C, так и при 60°C выше, чем у прототипа. Это способствует меньшему износу пар трения и отражает лучшие противоизносные свойства предлагаемой смазки.
Таблица 1 | |||
Показатели | Прототип | Предлагаемый состав | ГОСТ 4366-76 |
Содержание свободной щелочи (на NaOH), % | не более 0,2 | 0,1-0,2 | Соответств. |
Содержание свободных органических кислот, % | 0 | 0 | Соответств. |
Содержание воды, % | до 3 | до 3 | Соответств. |
Содержание мех. примесей, % | 0,05-0,2 | 0-0,05 | Соответств. |
Температура каплепадения, °C | 85-90 | 90-120 | Соответств. |
Кислотное число, мг KOH/г | 0 | 0 | Соответств. |
Диаметр пятна износа на ЧШМТ при 25°C, мм | 0,47 | 0,33 | Соответств. |
Диаметр пятна износа на ЧШМТ при 60°C, мм | 0,52 | 0,34 | Соответств. |
Внешний вид | Однородная мазь коричневого цвета |
Использование в качестве базового масла очищенного отработанного масла позволяет снизить себестоимость производства, расширить сырьевую базу и частично решить проблему утилизации отходов нефтепродуктов.
Предлагаемое изобретение может быть реализовано в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, отраслях, связанных с переработкой отходов нефтепродуктов, а именно в производстве пластичных смазок, которые используются для смазки тяжелонагруженных механизмов автотранспортной, сельскохозяйственной техники, агрегатов в машиностроении и металлургии.
Класс C10M101/02 нефтяные фракции
пластичная смазка - патент 2514919 (10.05.2014) | |
пластичная смазка - патент 2493242 (20.09.2013) | |
гидравлическая жидкость для автоматических коробок передач - патент 2477308 (10.03.2013) | |
пакет присадок к моторным маслам и масло, его содержащее - патент 2461609 (20.09.2012) | |
смазочный материал с повышенной термостойкостью, обладающий ремонтно-восстановительными свойствами - патент 2454451 (27.06.2012) | |
композиция трансформаторного масла - патент 2447137 (10.04.2012) | |
моторно-редукторное масло - патент 2441058 (27.01.2012) | |
гидравлическая жидкость - патент 2430146 (27.09.2011) | |
пластичная смазка (варианты) - патент 2428461 (10.09.2011) | |
система дизельного двигателя - патент 2422496 (27.06.2011) |
Класс C10M129/26 карбоновые кислоты; их соли
Класс C10M159/04 нефтяные фракции, например деготь, растворители
Класс C10N30/06 маслянистость; прочность пленки; противоизнашиваемость; сопротивление экстремальному давлению
противоизносная присадка - патент 2525404 (10.08.2014) | |
твердая смазка для абразивной обработки металлов и сплавов - патент 2525293 (10.08.2014) | |
смазочная композиция - патент 2525238 (10.08.2014) | |
пластичная смазка с повышенной работоспособностью и способ ее получения - патент 2524691 (10.08.2014) | |
антифрикционная смазка - патент 2524267 (27.07.2014) | |
компрессорное масло - патент 2523010 (20.07.2014) | |
высокотемпературная смазочная композиция - патент 2517175 (27.05.2014) | |
пластичная смазка - патент 2514919 (10.05.2014) | |
органическая смазка - патент 2514434 (27.04.2014) | |
способ повышения износостойкости пар трения - патент 2514189 (27.04.2014) |