дорожная конструкция
Классы МПК: | E01C3/06 способы и устройства для защиты оснований от воздействия влаги, морозов или сотрясений |
Автор(ы): | Анисимов Петр Васильевич (RU), Мевлидинов Зелгедин Алаудинович (RU), Лукутцова Наталья Петровна (RU), Лукашенко Марина Викторовна (RU), Кусачева Татьяна Васильевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Брянская государственная инженерно-технологическая академия" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-02-06 публикация патента:
27.10.2014 |
Изобретение относится к дорожным конструкциям для повышения эффективности осушения грунтовых оснований дорожных одежд под дренирующим слоем в пределах дорожной одежды и обочин земляного полотна и может быть использовано для сохранения стабильной прочности в периоды переувлажнения путем увеличения поперечного уклона поверхности грунтового основания преимущественно до 70 (промилле) по сравнению с известным уклоном. Технический результат: обеспечение стабильной прочности и долговечности дорожной конструкции в периоды переувлажнения путем сокращения пути фильтрации воды в дренирующем слое и времени увлажнения грунтового основания. Дорожная конструкция, размещенная на земляном полотне, имеющем проектный продольный уклон и поперечный уклон от 10 промилле до 50 промилле (от 10 до 50 ), включает дренирующий слой, основание и покрытие. При этом при продольных уклонах земляного полотна свыше 10 поперечный уклон грунтового основания дорожной одежды увеличен от более 50 до 70 . 2 ил.
Формула изобретения
Дорожная конструкция, размещенная на земляном полотне, имеющем проектный продольный уклон и поперечный уклон от 10 промилле до 50 промилле (от 10 до 50 ), включающая дренирующий слой, основание и покрытие, отличающаяся тем, что при продольных уклонах земляного полотна свыше 10 поперечный уклон грунтового основания дорожной одежды увеличен от более 50 до 70 .
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к дорожным конструкциям для повышения эффективности осушения грунтовых оснований дорожных одежд под дренирующим слоем в пределах дорожной одежды и обочин земляного полотна и может быть использовано для сохранения стабильной прочности в периоды переувлажнения путем увеличения поперечного уклона поверхности грунтового основания преимущественно до 70 (промилле) по сравнению с известным уклоном.
Известна дорожная конструкция, включающая слои покрытия, основания, дренирующий слой, уложенный на грунтовое основание земляного полотна на всю его ширину с поперечным уклоном грунтового основания от оси к обочинам 30-40 [1].
Недостатком такой конструкции является то, что при поперечном уклоне грунтового основания дорожной одежды 30-40 осушение дренирующего слоя и грунтового основания является недостаточно эффективным вследствие значительного пути фильтрации воды в дренирующем слое под углом к оси дороги, которая увлажняет грунтовое основание на большой площади и на большее время, снижая тем самым механическую прочность дорожной одежды.
Известна дорожная конструкция, в которой поверхность грунтового основания планируется под односкатный или двускатный профиль с уклоном к бровке 20-40 с допустимым отклонениями ± 10 , т.е. максимальный поперечный уклон составляет в диапазоне от 10 до 50 [2].
Недостатком такой конструкции является то, что при осушение дренирующего слоя и грунтового основания при нормативных поперечных уклонах 20-40 не является достаточно эффективным вследствие значительного пути фильтрации воды в дренирующем слое под углом к оси дороги, при этом вода увлажняет грунтовое основание на большой площади и на большее время, снижая тем самым механическую прочность дорожной конструкции.
Задачей изобретения является обеспечение стабильной прочности дорожной конструкции в периоды переувлажнения путем сокращения пути фильтрации воды в дренирующем слое и времени увлажнения грунтового основания.
Для достижения указанной задачи дорожная конструкция включает покрытие, основание, дренирующей слой, уложенный на ширину земляного полотна с поперечным уклоном от оси к обочинам 20-40 , поперечный уклон поверхности грунтового основания дорожной одежды выполнен от более 50 до 70 .
В периоды переувлажнения дорожной конструкции осушение грунтового основания осуществляется путем фильтрации воды в дренирующем слое в продольном и поперечном направлениях. Продольные уклоны имеют разные значения, величины которых установлены положением проектной линии продольного профиля земляного полотна. Поперечный уклон грунтового основания дорожной одежды нормирован и установлен величиной 20-40%о.
За счет продольного и поперечного уклонов грунтового основания вода фильтруется в дренирующем слое под некоторым углом к оси дороги. Чем больше поперечный уклон, тем больший угол и короче путь фильтрации воды и под дорожной одеждой и под обочинами и меньше время и площадь обводнения грунтового основания.
При проектировании городских дорог выполняют вертикальную планировку методом проектных горизонталей [3, с.142, 143]. «Углы наклона горизонталей в плане по отношению к оси проезжей части улицы зависят от величины поперечного уклона. Результирующим уклоном на проезжей части, по направлению которого осуществляется сток поверхностных вод (перпендикулярно к направлению горизонталей), будет равнодействующая продольного и поперечного уклона. Горизонтали примыкают к оси улицы под углом , тангенс которого равен отношению продольного уклона i пр к поперечному уклону iпоп» [3, с.143, 4-й абзац снизу].
Для определения пути фильтрации воды от оси дороги до бровки грунтового основания рассматриваются прямоугольные треугольники СЕК и МЕК, из которых по известным величинам определяются: угол a; длина горизонтали ЕК и длина пути фильтрации ME (me) (см фиг.1 и 2).
Принимая Вгр.о.=7,0 м, поперечный уклон iгр.о.=30; 50 и 70 , продольный уклон 10 , была получена длина пути f фильтрации воды соответственно: 7,38; 7,14 и 7,07 м. Для продольного уклона 50 длина пути фильтрации f=13,70; 9,90 и 8,60 м. Для продольного уклона 70 промилле f=17,75; 12,04 и 9,90 м. Чем больше продольный уклон и меньше поперечный, тем больше длина пути фильтрации. При поперечном уклоне 40 и продольном 50 f=11,20, а при iгр.о.=70 и iпр=50 f=8,60 м, т.е. разница составляет 2,60 м. При большем продольном уклоне эта разница еще больше. С уменьшением продольного уклона значение величин пути фильтрации снижается.
Реальный уклон фильтрационного потока (iф.п.) зависит от поперечного и продольного уклонов как равнодействующая этих уклонов [3, с.143, 4-й абзац снизу].
Таким образом, предлагаемая дорожная конструкция с поперечным уклоном грунтового основания дорожной одежды от более 50 до 70 позволяет сократить путь фильтрации воды по грунтовому основанию и время обводнения грунтового основания, тем самым обеспечить стабильную прочность конструкции в периоды переувлажнения и долговечность.
Литература
1. Дорожная конструкция. RU 2035536 С1, Е01С3/06, 20.05.1995
2. Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог. Минтрансстрой. - М.: Транспорт, 1982 -160с. с.36, п.4.3, с.108, п.13.31.
3. Дубровин Е.Н., Ланцберг Ю.С.Изыскания и проектирование городских дорог. - М.: Транспорт, 1981. - 471 с. С.142, 143.
Класс E01C3/06 способы и устройства для защиты оснований от воздействия влаги, морозов или сотрясений
автомобильная дорога - патент 2508428 (27.02.2014) | |
дренажная система земляного полотна дороги - патент 2495194 (10.10.2013) | |
способ строительства грунтового сооружения на обводненном участке - патент 2465387 (27.10.2012) | |
способ строительства дорог - патент 2465386 (27.10.2012) | |
способ строительства дорог на мерзлых грунтах - патент 2464372 (20.10.2012) | |
способ возведения насыпи на мерзлых грунтах - патент 2453649 (20.06.2012) | |
насыпь на мерзлом грунте - патент 2379405 (20.01.2010) | |
способ возведения насыпи на мерзлых грунтах - патент 2378446 (10.01.2010) | |
дорожная конструкция - патент 2368720 (27.09.2009) | |
дорожная конструкция - патент 2368719 (27.09.2009) |