зубчатое колесо

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
F16H55/17 зубчатые колеса
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Мендрух Елена Николаевна (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU),
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-05-31
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2 и смазкоудерживающие карманы в виде полок 3, расположенных на торцах 5 зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей 6. На торцах зубьев вдоль всей длины боковых поверхностей для крепления полок выполнены уширения 7 зубьев 2, толщиной, большей, чем величина максимального износа боковых поверхностей. В результате обеспечивается работоспособность зубчатого колеса в процессе изнашивания его зубьев. 2 ил. зубчатое колесо, патент № 2532325

зубчатое колесо, патент № 2532325 зубчатое колесо, патент № 2532325

Формула изобретения

Зубчатое колесо, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и смазочные карманы, выполненные в виде полок, расположенных на торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей, отличающееся тем, что на торцах зубьев вдоль всей длины боковых поверхностей для крепления полок выполнены уширения зубьев, толщиной, большей, чем величина максимального износа боковых поверхностей.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями (см., например, «Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов / Ю.Н. Березовский, Д.В. Чернилевский, М.С. Петров; Под ред. Н.А. Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил.», стр.74).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что при его работе пластичный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности зубьев, вытесняется с них и в дальнейшем процессе смазывания зубьев не участвует, что приводит к увеличению изнашивания зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль боковых поверхностей которых и заподлицо с ними, на торцах зубьев, заподлицо с боковыми поверхностями, расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, предотвращающие вытеснение смазочного материала с боковых поверхностей на торцы зубьев - см. АС СССР № 898191, кл. F16H 57/04, 1978 г.

Недостаток прототипа состоит в том, что зубья со стороны рабочих поверхностей в процессе работы колеса подвержены изнашиванию, при этом происходит уменьшение толщины зубьев, и полки, размещенные на торцах зубьев, лишаются опоры и отваливаются от зубьев. Тем самым зубья лишаются смазочных карманов, что ухудшает процессы смазывания, снижает износостойкость зубьев и работоспособность зубчатого колеса.

Изобретением решается задача обеспечения работоспособности зубчатого колеса в процессе изнашивания его зубьев.

Это достигается тем, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и смазочные карманы, выполненные в виде полок, расположенных на торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей; причем на торцах зубьев вдоль всей длины боковых поверхностей для крепления полок выполнены уширения зубьев, толщиной, большей, чем величина максимального износа боковых поверхностей.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зуб колеса - вид с его боковой поверхности (фиг.1) и сечение зуба (фиг.2).

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зуб 2, смазкоудерживающие карманы (полки) 3, бортики 4 полок, торцы 5 зубьев, боковые поверхности 6 зубьев, уширения 7 зубьев, сопряженный зуб 8 парного колеса, величина уширения l, толщина уширения h.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При работе колеса пластичный смазочный материал, нанесенный на боковые (рабочие) поверхности 6 зубьев 2, вытесняется с этих поверхностей - в смазкоудерживающие карманы (полки) 3, откуда затем он мигрирует обратно на смазкообедненные рабочие поверхности 6, стабилизируя процессы трения. Уширения 7 торцов 5 зубьев (на величину l, которая выбирается минимальной) позволяют предотвратить излом полок 3 относительно торцов 5 зубьев при утоньшении толщины зубьев 2 вследствие износа их боковых поверхностей 6 при трении с сопряженными зубьями 8 парного колеса в передаче.

По сравнению с прототипом данная конструкция зубчатого колеса позволяет обеспечить надежную работу смазкоудерживающих карманов при износе боковых (рабочих) поверхностей зубьев и утоньшении вследствие этого зубьев колеса.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)

Класс F16H55/17 зубчатые колеса

Наверх