модель зубчатой передачи
Классы МПК: | F16H1/04 с двумя взаимозацепляющимися колесами F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению G01M13/02 испытание передаточных механизмов |
Автор(ы): | Мендрух Елена Николаевна (RU), Мендрух Николай Викторович (RU), Терзиева Наталья Сергеевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Мендрух Елена Николаевна (RU), Мендрух Николай Викторович (RU), Терзиева Наталья Сергеевна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-05-06 публикация патента:
10.11.2014 |
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования работы реальных зубчатых передач на их роликовых аналогах. Модель зубчатой передачи содержит пару сопряженных цилиндрических роликов 1 и 2, расположенных вертикально и установленных с возможностью вращения в корпусе 5 машины трения. Верхний ролик 1 снабжен парой пластин 12 и 13, прижатых к его торцевым поверхностям в зонах рабочей поверхности ролика, нижней его части со стороны входа ролика в контакт с другим роликом и подведенных к зоне контакта. Нижний ролик 2 снабжен уширителями 6 его рабочей поверхности. Через уширители перекинуты две нити 7 с охватом зоны контакта роликов, одними концами - со стороны входа роликов в контакт - они разведены и жестко закреплены на корпусе 5, а другими концами - со стороны выхода роликов из контакта - сближены друг с другом посредством направляющей 8 и натянуты грузом 10. В результате появляется возможность осуществить возврат смазки, вытесненной из зоны контакта роликов, обратно в эту зону. 4 ил.
Формула изобретения
Модель зубчатой передачи, содержащая корпус с установленной в нем вертикально с возможностью принудительного вращения парой сопряженных цилиндрических элементов, смазку и закрепленную на корпусе пару пластин для снятия смазки с торцов одного из элементов, отличающаяся тем, что элементы выполнены в виде роликов, ширина нижнего ролика больше ширины верхнего, пластины установлены с торцов верхнего ролика со стороны входа роликов в контакт, нижний ролик снабжен парой гибких нитей, перекинутых через него, одни концы нитей закреплены на корпусе со стороны входа роликов в контакт, другие концы нитей - со стороны выхода роликов из зоны контакта - соединены между собой и снабжены натягивающим грузом, а смазка нанесена на поверхность нижнего ролика между гибкими нитями.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования работы реальных зубчатых передач на их роликовых аналогах.
Известна модель зубчатой передачи, представляющая собой пару сопряженных цилиндрических роликов (см., например, Зорин В.А. Основы долговечности строительных и дорожных машин. - М: Машиностроение, 1986, 248 с.," стр.208, рис.105г).
Недостаток данной модели состоит в том, что на ней невозможно осуществить возврат смазки, вытесненной с рабочей поверхности роликов, в условиях одноразового смазывания.
В качестве прототипа взят патент Великобритании 2147064 (МКИ F16Н 57/04, 1985), в котором предусмотрена установка пластин для снятия смазки с зубчатых колес.
Недостаток данного прототипа состоит в том, что он не позволяет осуществлять процесс возврата смазки с рабочих поверхностей роликовых моделей зубчатых колес.
Изобретением решается задача оптимизации смазывания реальных зубчатых передач.
Для достижения указанной цели, модель зубчатой передачи состоит из корпуса, размещенных в корпусе двух сопряженных цилиндрических элементов, смазки и закрепленных на корпусе пластин для снятия смазки с элементов, причем, элементы выполнены в виде роликов, ширина первого из которых выбрана большей ширины второго ролика, а модель снабжена грузом и гибкими нитями, перекинутыми через первый ролик так, что одни их концы, расположенные со стороны входа роликов в зацепление, раздвинуты и закреплены в корпусе, а другие концы соединены друг с другом и натянуты грузом со стороны выхода роликов из зацепления, пластины прижаты к торцам второго ролика со стороны входа его в зацепление, а смазка нанесена на поверхность первого ролика между гибкими нитями.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: модель зубчатой передачи (вид сбоку) - фиг.1; то же (вид спереди) - фиг.2; то же (вид сверху) - фиг.3; сечение ролика - фиг.4.
Модель зубчатой передачи состоит из пары цилиндрических роликов 1 и 2, расположенных по вертикали, причем нижний ролик (2) выполнен шире верхнего (1), ролики установлены соответственно на валах 3 и 4 в корпусе 5 машины трения, нижний ролик 2 снабжен с обеих сторон уширителями 6 его рабочей поверхности, через эту поверхность перекинуты, с огибанием и охватом зоны контакта роликов 1 и 2, две гибкие нити 7, которые одними концами разведены и закреплены на корпусе 5, а другими сближены, пропущены через направляющие 8, укрепленны на корпусе 5 и нагружены посредством захвата (крюка) 9 грузом 10. На рабочие поверхности роликов наносится смазка 11 (на фиг.2 на ролике 1 не показана).
Узкий верхний ролик 1 снабжен парой пластин 12 и 13, прижатых к его боковым поверхностям посредством кронштейнов 14, укрепленных на корпусе 5. Пластины 12 и 13 подведены нижними своими частями к зоне контакта роликов 1 и 2, со стороны входа их в соприкосновение друг с другом.
Работает данная модель зубчатой передачи следующим образом. На рабочую поверхность ролика 1 наносится слой смазочного материала 11 - на ширину его рабочей поверхности, после чего ролики 1 и 2 приводятся во вращение с взаимным нагружением. При этом смазка вытесняется из зоны контакта роликов на торцевые поверхности ролика 1 и уширители 6 ролика 2. Эта смазка с торцов ролика 1 снимается пластинами 13, при этом она поступает с этих пластин на уширители 6 рабочей поверхности ролика 2. С этих уширителей смазка 11, вытесненная с рабочих поверхностей роликов 1 и 2, захватывается нитями 7 с боков, которые, сближаясь друг с другом, смещают смазку 11 в зону рабочей поверхности ролика 2, на поверхность, по которой осуществляется совместное контактирование роликов 1 и 2, фиксация положения нитей 7 задается направляющими 8 и грузом 10.
Затем процесс повторяется в течение всего времени контактирования роликов 1 и 2 с их вращением под нагрузкой.
По сравнению с прототипом данная модель зубчатой передачи позволяет осуществить возврат смазки, вытесненной из зоны контакта роликов, обратно в эту зону. Это необходимо, в частности, при исследованиях роликовых моделей, моделирующих работу зубчатой передачи, в которой осуществляется возврат смазки, вытесненной с рабочих поверхностей зубьев на их торцевые поверхности.
Класс F16H1/04 с двумя взаимозацепляющимися колесами
Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению
Класс G01M13/02 испытание передаточных механизмов