самоходное буровое судно для работы в арктических условиях
Классы МПК: | B63B35/44 плавучие сооружения, склады, буровые платформы, мастерские, например снабженные устройствами для отделения воды от нефти или масла E21B43/01 специально предназначенные для подводной добычи B63B21/50 якорные устройства для водных транспортных средств специального назначения, например для плавучих бурильных платформ или землесосных снарядов |
Автор(ы): | Таровик Владимир Иванович (RU), Вальдман Николай Александрович (RU), Фомичев Эдуард Николаевич (RU), Карелин Тимур Александрович (RU), Карелин Александр Алексеевич (RU), Рап Максим Миронович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Крыловский государственный научный центр" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-07-10 публикация патента:
20.11.2014 |
Изобретение относится к области обеспечения разведочного морского бурения на арктическом шельфе России. Самоходное буровое судно имеет корпус, выполненный с возможностью вращения относительно смонтированной в нем турели с системой якорного удержания судна, палубу, жилой блок, буровую шахту под турелью, расположенные на верхней палубе технологический буровой комплекс и буровую вышку с проходящей через турель и шахту буровой колонной, движительно-рулевой комплекс, размещенный в корпусе энергетический комплекс. Буровая вышка с подвышечным пространством, технологический буровой комплекс, палубные переходы и жилой блок судна винтеризованы - укрыты от неблагопрятных воздействий внешней среды защитными каркасами с системой обогрева. Вокруг нижней части буровой шахты установлена кольцеобразная защита для предотвращения попадания в нее льдин. Турель, буровая шахта и буровая вышка с буровой колонной расположены в носовой части относительно миделевого сечения судна, а жилой блок в кормовой части судна. Судно оснащено вертолетной площадкой, системой аварийного безопасного покидания персоналом судна в ледовых условиях, а также системой динамического позиционирования. Повышаются эксплуатационные характеристики бурового судна при проведении поисково-разведочного бурения на арктическом шельфе. 1 ил.
Формула изобретения
Самоходное буровое судно для работы в арктических условиях, содержащее корпус, выполненный с возможностью вращения относительно смонтированной в нем турели с системой якорного удержания судна, палубу, жилой блок, буровую шахту под турелью, расположенные на верхней палубе технологический буровой комплекс и буровую вышку с проходящей через турель и шахту буровой колонной, движительно-рулевой комплекс, а также размещенный в корпусе энергетический комплекс, отличающееся тем, что буровая вышка с подвышечным пространством, технологический буровой комплекс, палубные переходы и жилой блок винтеризованы укрыты от неблагоприятных воздействий внешней среды установленными на верхней палубе защитными каркасами с системой обогрева их внутреннего объема, по внутреннему периметру стенок буровой шахты выше ватерлинии установлены дефлекторы, а вокруг нижней ее части установлена кольцеобразная защита с возможностью вертикального перемещения ниже основной плоскости судна для предотвращения попадания в шахту льдин, проходящих под днищем, причем турель, буровая шахта и буровая вышка с буровой колонной расположены в носовой части относительно миделевого сечения судна, а жилой блок в кормовой части судна, при этом судно оснащено вертолетной площадкой, системой аварийного безопасного покидания персоналом судна в ледовых условиях, включающей устройство экстренной эвакуации и шлюпки свободного падения, расположенные на палубе в кормовой части судна, и системой динамического позиционирования, включающей движительно-рулевой комплекс, который выполнен состоящим из установленных в корме и в носу судна винторулевых колонок.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским судам, предназначенным для разведочного морского бурения на арктическом шельфе, и касается вопроса создания судов с улучшенными эксплуатационными параметрами, в том числе для выполнения производственных работ, безопасности и комфортных условий для экипажа в арктических условиях.
Известно буровое судно для работы в замерзающих морях (патент РФ № 2136535 от 18.07.1995 «Буровое судно») - прототип, содержащее корпус, выполненный с возможностью вращения относительно смонтированной в нем турели с системой якорного удержания судна, расположенные на палубе жилой блок, технологический комплекс и буровую вышку и размещенные в корпусе энергетический комплекс и буровую шахту.
Однако использовать известное буровое судно (БС) в условиях замерзающих морей не представляется возможным, поскольку происходит обледенение бурового оборудования, палубных переходов и жилого блока. Кроме того, на турель оказывают силовые воздействия проходящие под днищем судна льдины, которые могут попасть в буровую шахту. И наконец, в аварийных ситуациях на судне не обеспечивается безопасная экстренная эвакуация персонала в ледовых условиях.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эксплуатационных характеристик БС при проведении поисково-разведочного бурения на арктическом шельфе в тяжелых гидрометеорологических и ледовых условиях.
Технический результат достигается тем, что в самоходном буровом судне для работы в арктических условиях, содержащем корпус, выполненный с возможностью вращения относительно смонтированной в нем турели с системой якорного удержания судна, палубы, жилой блок, буровую шахту под турелью, расположенные на верхней палубе технологический буровой комплекс и буровую вышку с проходящей через турель и шахту буровой колонной, движительно-рулевой комплекс, а также размещенный в корпусе энергетический комплекс, согласно изобретению буровая вышка с подвышечным пространством, технологический буровой комплекс, палубные переходы и жилой блок винтеризованы. Вокруг нижней части буровой шахты установлена кольцеобразная защита для предотвращения попадания в нее льдин, причем турель, буровая шахта и буровая вышка с буровой колонной расположены в носовой части относительно миделевого сечения судна, а жилой блок - в кормовой части судна. При этом судно оснащено вертолетной площадкой, системой аварийного безопасного покидания персоналом судна в ледовых условиях, включающей устройство экстренной эвакуации и шлюпки свободного падения, расположенными на палубе в кормовой части судна. Самоходное БС оснащено системой динамического позиционирования, включающей движительно-рулевой комплекс, который выполнен из установленных в корме и в носу судна винторулевых колонок.
Расположение турели с буровой шахтой и буровой вышкой в носовой части судна позволяет ориентировать судно носом к набегающим на него волнам, ветру и льдинам, тем самым уменьшить влияние внешних нагрузок на судно и уменьшить его дрейфование.
Оснащение БС двойной системой удержания - турельная система якорного удержания и система динамического позиционирования, включающей движительно-рулевой комплекс, который выполнен из установленных в корме и в носу судна винторулевых колонок, позволяет судну оперативно выбирать оптимальное в отношении внешних нагрузок положение над точкой эксплуатации.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, на котором изображен общий вид самоходного бурового судна для работы в арктических условиях.
Самоходное буровое судно содержит корпус 1, в котором смонтирована турель 2 с якорной системой удержания 3, жилой блок 4, буровую шахту 5 под турелью, расположенные на верхней палубе технологический буровой комплекс 6 и буровую вышку 7 с подвышечным пространством 8. На БС предусмотрено укрытие от неблагоприятных воздействий внешней среды установленными на верхней палубе защитными каркасами 9 с системой обогрева их внутреннего объема (не показана). По внутреннему периметру стенок буровой шахты 5 выше ватерлинии БС установлены дефлекторы 10, а в нижней части шахты 5 установлена кольцеобразная защита 11, имеющая возможность вертикального перемещения ниже основной плоскости судна, предназначенная для предотвращения попадания в шахту льдин. При этом судно оснащено расположенной на верхней палубе вертолетной площадкой 12, а также системой аварийного безопасного покидания персоналом судна в ледовых условиях, включающей устройство экстренной эвакуации 13 и шлюпки свободного падения 14. Самоходное буровое судно имеет систему динамического позиционирования, включающую движительно-рулевой комплекс, состоящий из установленных в корме и в носу судна винторулевых колонок 15.
Эксплуатация предлагаемого самоходного бурового судна осуществляется следующим образом.
Самоходное буровое судно для работы в арктических условиях подходит в акваторию буровых работ, устанавливается над точкой бурения с помощью системы динамического позиционирования, а именно установленных в корме и в носу судна винторулевых колонок 15, с последующей постановкой его на якорную систему удержания 3 через турель 2 судна.
В точке эксплуатации БС выполняются буровые работы по формированию буровой скважины и установке модуля подводного заканчивания скважины.
Буровая вышка 7 с подвышечным пространством 8, технологический буровой комплекс 6, палубные переходы и жилой блок 4 укрыты от неблагоприятных воздействий внешней среды защитными каркасами 9 с системой обогрева, а также кольцеобразная защита 11 буровой шахты 5 от повреждений льдинами позволяют персоналу судна комфортно работать в условиях Арктики круглогодично.
В случае возникновения чрезвычайных и аварийных ситуаций на БС предусмотрена система аварийного безопасного покидания в ледовых условиях, которая включает самоходные шлюпки свободного падения 14 с возможностью передвижения по ледовой или водной поверхности, и устройство экстренной эвакуации 13 для спуска на сплошной или битый лед.
Предлагаемое изобретение бурового судна позволяет повысить его эксплуатационные характеристики при проведении поисково-разведочного бурения в суровых арктических условиях путем защиты буровой вышки с подвышечным пространством, технологического бурового комплекса, палубных переходов и жилого блока от снежных зарядов и обледенений, защиты буровой шахты от механическиих повреждений льдинами и защиты от заливаемости верхней палубы бурового судна через буровую шахту при дрейфе в штормовых условиях или при переходе его в условиях значительного волнения, что гарантирует безопасное проведение буровых работ на судне, повышает производительность бурового оборудования при снижении трудоемкости работ, а также обеспечивает аварийную эвакуацию персонала в ледовых условиях посредством шлюпок свободного падения, что его выгодно отличает от прототипа.
Класс B63B35/44 плавучие сооружения, склады, буровые платформы, мастерские, например снабженные устройствами для отделения воды от нефти или масла
Класс E21B43/01 специально предназначенные для подводной добычи
Класс B63B21/50 якорные устройства для водных транспортных средств специального назначения, например для плавучих бурильных платформ или землесосных снарядов