гидротрансформатор
Классы МПК: | F16H41/00 Гидравлические или пневматические передачи вращения гидродинамического типа F16D33/00 Циркуляционные гидравлические или пневматические невыключаемые или выключаемые муфты |
Патентообладатель(и): | Рудевский Олег Григорьевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-08-14 публикация патента:
20.11.2014 |
Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения. В гидротрансформаторе (ГТР) энергия передается жидкостью, которая проходит через турбину, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса, выполненных в форме закрытого закругленного русла - канала, и находясь с ними в силовом взаимодействии. Лопатки турбинного колеса ГТР выполнены в форме закрытого закругленного русла - канала и установлены подвижно относительно оси вращения ГТР с возможностью изменять величину и направление крутящего момента внешним управлением. Достигается упрощение конструкции трансмиссии, улучшение маневренности машины и увеличение силы тяги на ведущих колесах машины. 4 ил.
Формула изобретения
Гидротрансформатор содержит насос и турбину, отличающийся тем, что лопатки турбинного колеса выполнены в форме закрытого закругленного русла - канала и установлены подвижно относительно оси вращения гидротрансформатора с возможностью изменять величину и направление крутящего момента внешним управлением.
Описание изобретения к патенту
Заявляемое изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения. Сущность изобретения: в гидротрансформаторе (далее по тексту - ГТР) энергия передается жидкостью, которая проходит через турбину, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса, выполненных в форме закрытого закругленного русла - канала, и находясь с ними в силовом взаимодействии, существующем и научно доказанном, например, в учебнике "Гидравлика, гидравлические машины и гидравлические приводы" под редакцией Т.М. Башты, изд. "Машиностроение", Москва, 1970, §1.47. "Силы действия потока на стенки канала" - стр.167 и пример 15 - стр.168.
Из научно-технической литературы, например: [1] [5] известны устройства для передачи вращения - гидромеханические передачи (далее по тексту - ГМП). В качестве прототипа выбрана двухступенчатая ГМП ЛАЗ-НАМИ ([3], стр.206), параметры и характеристики которой приведены в [6]. ГМП ЛАЗ-НАМИ включает в себя основные части: механическую коробку передач (далее по тексту - МКП) и гидротрансформатор (далее по тексту - ГТ), основными составляющими которого являются рабочие колеса: насоса, турбины и реактора.
Недостатками прототипа при его использовании как товарного продукта для трансмиссии машины являются сложность конструкции МКП и саморегулируемость ГТ, которая ограничивает маневренность машины и силу тяги на ведущих колесах машины.
Задачей изобретения является упрощение конструкции трансмиссии, улучшение маневренности машины и увеличение силы тяги на ведущих колесах машины.
Техническим результатом, который может быть получен при реализации и использовании ГТР в качестве товарного продукта для трансмиссии машины является: упрощение конструкции трансмиссии, улучшение маневренности машины и увеличение силы тяги на ведущих колесах машины.
Результат достигается тем, что лопатки турбинного колеса ГТР выполнены в форме закрытого закругленного русла - канала (далее по тексту - лопатки) и установлены подвижно относительно оси вращения ГТР с возможностью изменять величину и направление крутящего момента внешним управлением.
Общие сведения
Существенное различие в характеристиках соответственно и эксплуатационных свойствах ГМП и ГТР определяется принципиальным различием в особенностях рабочих процессов, происходящих в ГМП, а именно в ГТ, и ГТР.
В ГТ при вращении рабочего колеса насоса жидкость (представляет собой одно бесконечное и непрерывное кольцевое звено) проходит из линии подвода (вход в рабочее колесо) в линию отвода (выход из рабочего колеса) последовательно через все рабочие колеса непрерывным потоком, обтекая гидродинамические профили - лопатки рабочих колес и находясь с ними в силовом взаимодействии, и возвращается к входу в насос.
В ГТР при подаче в напорную полость турбины, например, центробежным насосом из бака жидкость (не должна обязательно представлять собой одно бесконечное и непрерывное кольцевое звено) проходит из линии подвода (вход в турбинное колесо) в линию отвода (выход из турбинного колеса) непрерывным потоком, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса и находясь с ними в силовом взаимодействии, и из сливной полости турбины возвращается в бак. При этом на турбине ГТР образуется крутящий момент Мтгтр, который определяется по формуле:
Р - сила действия потока на стенки канала лопатки турбины ГТР;
R - расстояние между осью вращения ГТР и вектором Р;
z - количество лопаток.
Особенность рабочего процесса определяет характерные особенности конструкции, свойств, параметров и характеристик ГТР:
- для изменения величины и направления М тгтр не требуется реактор (опора);
- ГТР не обладает саморегулируемостью, т.е. Мтгтр не зависит от i - отношения скорости вращения ведомого вала nтгтр к скорости вращения ведущего вала nд;
- КПД ГТР не зависит от i;
- при R=Const Мтгтр =f(nд) и пропорционален nд 2;
- при R=Const nтгтр =f(nд) и прямо пропорциональна nд;
- подобен КПД центробежного насоса ГТР н и =f( н);
- при nд=Const и R Const Мтгтр=f(nтгтр) и связаны обратно пропорциональной зависимостью.
Описание устройства и работы
На фиг.1 изображена конструктивная схема ГТР, в которой для снижения потерь энергии насос и турбина установлены соосно и предельно сближены. Положение элементов схемы соответствует работе в установившемся режиме.
ГТР состоит из насоса, например центробежного (далее по тексту - насос), основными элементами проточной части которого являются подвод 1, насосное колесо 2 и отвод 3. Насосное колесо 2 соединено с ведущим валом 4 штифтом 5. Ведомый вал 6 жестко соединен с кожухом 7 турбины, которая также включает в себя жестко связанное с кожухом 7 турбинное колесо, основными элементами которого являются диск 8 и подвижно соединенные с ним лопатки 9 с каналами (см. сечения Б-Б и В-В). Рычаг 10 внешней системы управления шарнирно связан со скобой 11, подвижно соединенной с диском 12, который имеет возможность передвигаться вдоль по ведомому валу 6 и связан с ним шпонкой 13. Диск 12 жестко соединен с гайками 14, которые имеют возможность передвигаться вдоль по участкам с многозаходной резьбой осей вращения лопаток 9. При перемещении диска 12 вдоль по валу 6 гайки 14 вращают лопатки 9, чем обеспечивается изменение величины и направления Мтгтр.
ГТР работает следующим образом:
Перед пуском двигателя внешнее управление (водитель автомобиля, автоматическое устройство и пр.) воздействием через рычаг 10, скобу 11, диск 12, гайки 14 устанавливает лопатки 9 в начальное положение, при котором R=0 (Мтгтр=0) и кожух 7 перекрывает отверстия каналов (снижается пусковой момент).
После пуска насос, приводимый во вращение моментом двигателя Мд с числом оборотов nд, подает жидкость производительностью Q и с напором Н из подвода 1 по отводу 3 через каналы лопаток 9 в подвод 1. При этом на каждой лопатке возникает Р, которая при конструкции лопатки в форме отвода с углом поворота 180° определяется (см. выше упомянутый учебник) по формуле:
- плотность жидкости;
V - средняя скорость движения жидкости в канале;
F - площадь сечения канала.
Для преодоления момента сопротивления приводимого механизма М 2 внешнее управление вращением лопаток 9 обеспечивает R, при котором Мтгтр>М2 и в единицу времени передается энергия - передаваемая мощность Nтгтр, равная:
Характерные особенности параметров и характеристик ГТР
Характерные особенности параметров и характеристик ГТР определяет их взаимосвязь. Связь между конструктивными и геометрическими параметрами ГТР осуществляется через параметры потока рабочей жидкости (пренебрегая трением в опорах).
При определении взаимосвязи приняты допущения:
- движение жидкости в ГТР имеет турбулентный режим;
- механические, объемные потери, дисковое трение и трение о воздух - пренебрежимо малы;
- гидравлические потери в каналах не зависят от скорости, направления вращения и положения лопаток относительно оси ГТР.
Подставим в (1) выражения (2), (3) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:
Поскольку согласно теории подобия лопастных насосов Q прямо пропорциональна nд, то из (5) при R=Const следует: Мтгтр=f(nд) и пропорционален nд 2.
Определим nтгтр , используя (4):
NH - энергия, передаваемая жидкости насосным колесом 2 в единицу времени;
NП - потери энергии в единицу времени при движении жидкости по каналам лопаток;
hп - потери напора в канале лопатки.
Баланс энергии (напора) потока жидкости между сечениями на входе и выходе канала в лопатке согласно уравнению Бернулли равен:
рвх - давление на входе в канал;
рвых - давление на выходе из канала;
вх, вых, от, - коэффициенты сопротивления соответственно входа, выхода и поворота канала;
- коэффициент потерь на трение;
l - длина канала;
d - диаметр канала.
При установившемся движении жидкости:
Подставим в (6) выражения (7), (8), (9), (15), (11), (10), (12), (16), (1) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:
Поскольку согласно теории подобия лопастных насосов Q прямо пропорциональна nд, то из (17) при R=Const следует: nтгтр=f(nд) и прямо пропорциональна nд.
Определение :
Связь между объемным весом и плотностью жидкости:
Подставим в (18) выражения (4), (5), (17), (19), (8), (15), (11), (10), (12), (16), (2), (3), (13), (3), (20) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:
Поскольку принято =Const, то из (21) следует: подобен н и =f( н).
Определим R из (5) и (17), приравняем правые части уравнений и, опуская промежуточные преобразования, получаем:
Из (5), (17) и (22) при Q=Const, т.е. при nд=Const и R Const следует: Мтгтр=f(nтгтр) и связаны обратно пропорциональной зависимостью.
Для определения Ннп=f(Q) подставим в (11) выражения (10),(12), (16),(2),(3),(13),(3),(20) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:
Возможность достижения заявленного технического результата
ГТР обеспечивает достижение заявленного технического результата, что подтверждает сравнение характеристики Мтгтр=f(nтгтр) на выходном валу привода грузового автомобиля ЗИЛ-130, включающего ГТР и двигатель ЗИЛ-130 (далее по тексту - машины № 1), например, с характеристиками Мт=f(n т) и Мт=f1(nт) на выходном валу привода грузового автомобиля ЗИЛ-130, включающего тот же двигатель и прототип (далее по тексту - машины № 2).
Выходная характеристика Мтгтр =f(nтгтр) является функцией Q, F и z, а Q, в свою очередь, является функцией F, z и hп. Для выполнения расчетов требуется характеристика насоса Н=f(Q) и зависимость потребного напора Ннп=f(Q). За Н=f(Q), ввиду ее отсутствия, принята характеристика аналога (см. фиг.2). Аналогом выбран центробежный насос фирмы "Grundfos" марки NB/NK 150-200: диаметр рабочего колеса Дрк=224 мм, мощность на валу насоса - 106,3 кВт, n=2900 об/мин, наибольший КПД - 85,6% (согласно фирменному каталогу насосов).
С целью совместить работу двигателя на максимальной мощности и работу ГТР с наибольшим ( н=85,6%), т.е. чтобы мощность на валу насоса ГТР Nнв=Nд=116,1 кВт при nд=3000 об/мин, характеристика Н=f(Q) пересчитана по формулам подобия лопастных насосов при допущении пренебрежимо малого изменения н. В результате диаметр рабочего колеса насоса ГТР Дгтр=223 мм и совмещение определяет характерная точка А с параметрами: Q=818 м3/час и Н=44,7 м (см. фиг.2). С целью выполнения последующих расчетов фиг.2 дополнена графиками Н=f(Q) при различных nд.
Из (23) определяем F:
При вычислении F принято: Q=818 м 3/час и Ннп=44,7 м (см. параметры точки А), z=20 шт., =0,72 (величина обеспечивается конструктивно и технологически, в том числе, выполнением входного и выходного участков канала в форме соответственно конфузора и диффузора).
График Ннп=f(Q) представлен на фиг.2.
Мт=f1(nт) подобна Мт =f(nт) при включении понижающей передачи с передаточным числом uk1=1,79 (см. [6], рис.36 и глава 2, п.2.7).
На фиг.3 представлены графики Мтгтр=f(n тгтр), Мт=f(nт) и Мт=f 1(nт). Для сопоставления фиг.3 дополнена графиками скоростной характеристики Мд=f(nд), N д=f(nд) и удельного расхода топлива ge =f(nд) (см. [6], рис.15).
Особенности параметров и характеристик ГТР наглядно представлены на фиг.4 графиками Мтгтр=f(nд), nтгтр =f(nд), =f( н) и Мтгтр=f(nтгтр). Координаты точек графиков определены графоаналитическим расчетом с применением (5), (17), (21) и (22), использованием параметров точек пресечения Ннп=f(Q) с Н=f(Q) при различных nд на фиг.2 и Rmac=240 мм.
Величина Rmac определена по (5) из условия Мтгтр 0=Мт 0=Мт*uk1 при nт =nтгтр=0 (см. фиг.3), т.е. при трогании машин и n д=3000 об/мин, т.е. Q=818 м3/час.
Сравнение выходных характеристик (см. фиг.3) показывает, что при одинаковых эксплуатационных условиях, диаметре шин 1020 мм, передаточном числе главной передачи - 6,32 ([6], табл.3.3), при равных исходных параметрах сравниваемых выходных характеристик и отсутствии МКП:
- до скорости nтгтр mac=nт1 (соответствует скорости движения машин 20 км/час) машина № 1 разгонится под действием максимального и постоянного момента Мтгтр 0 на 18% быстрее, чем машина № 2, т.к. Мтгтр 0/Мтср=1,18 (принимая уменьшение Мт на участке Мт 0 Мт1 по линейной зависимости), кроме того, М тгтр 0 на 45% больше Мт1;
- Мтгтр2 на 30% больше Мт2 при nтгтр2 =nт2 (соответствует скорости движения машин 70 км/час).
Таким образом, использование ГТР в качестве товарного продукта для трансмиссии машины обеспечивает:
- упрощение конструкции трансмиссии за счет исключения МКП;
- улучшение маневренности машины за счет более высоких разгонных свойств привода с ГТР;
- увеличение силы тяги на ведущих колесах машины за счет передачи приводом с ГТР более высокого крутящего момента.
Источники информации
1. Гидротрансформаторы/А.Н. Нарбут, М.: изд. "Машиностроение", 1966, (стр.63 64).
2. Планетарные и гидромеханические передачи колесных и гусеничных машин/А.В. Петров, изд. "Машиностроение", Москва, 1966 (стр.313 373).
3. Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник/Под общ. ред. А.И. Гришкевича. М.: Машиностроение, 1984. - 272 с. (стр.191 211).
4. Автомобиль: Основы конструирования: Учебник / Н.Н.Вишняков и др. - 2 изд., - М.: Машиностроение, 1986. - 304 с. (стр.108 109).
5. Патенты РФ: № 2086427, № 2188352, № 2294848.
6. Тягово-скоростные качества автомобилей: Справочник/ авт. Бортницкий П.И., Задорожный В.И., Киев, изд. "Вища школа", 1978 (рис.36 и глава 2, п.2.7).
Класс F16H41/00 Гидравлические или пневматические передачи вращения гидродинамического типа
Класс F16D33/00 Циркуляционные гидравлические или пневматические невыключаемые или выключаемые муфты