гидротрансформатор

Классы МПК:F16H41/00 Гидравлические или пневматические передачи вращения гидродинамического типа
F16D33/00 Циркуляционные гидравлические или пневматические невыключаемые или выключаемые муфты
Патентообладатель(и):Рудевский Олег Григорьевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-08-14
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения. В гидротрансформаторе (ГТР) энергия передается жидкостью, которая проходит через турбину, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса, выполненных в форме закрытого закругленного русла - канала, и находясь с ними в силовом взаимодействии. Лопатки турбинного колеса ГТР выполнены в форме закрытого закругленного русла - канала и установлены подвижно относительно оси вращения ГТР с возможностью изменять величину и направление крутящего момента внешним управлением. Достигается упрощение конструкции трансмиссии, улучшение маневренности машины и увеличение силы тяги на ведущих колесах машины. 4 ил. гидротрансформатор, патент № 2533379

гидротрансформатор, патент № 2533379 гидротрансформатор, патент № 2533379 гидротрансформатор, патент № 2533379 гидротрансформатор, патент № 2533379

Формула изобретения

Гидротрансформатор содержит насос и турбину, отличающийся тем, что лопатки турбинного колеса выполнены в форме закрытого закругленного русла - канала и установлены подвижно относительно оси вращения гидротрансформатора с возможностью изменять величину и направление крутящего момента внешним управлением.

Описание изобретения к патенту

Заявляемое изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения. Сущность изобретения: в гидротрансформаторе (далее по тексту - ГТР) энергия передается жидкостью, которая проходит через турбину, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса, выполненных в форме закрытого закругленного русла - канала, и находясь с ними в силовом взаимодействии, существующем и научно доказанном, например, в учебнике "Гидравлика, гидравлические машины и гидравлические приводы" под редакцией Т.М. Башты, изд. "Машиностроение", Москва, 1970, §1.47. "Силы действия потока на стенки канала" - стр.167 и пример 15 - стр.168.

Из научно-технической литературы, например: [1]гидротрансформатор, патент № 2533379 [5] известны устройства для передачи вращения - гидромеханические передачи (далее по тексту - ГМП). В качестве прототипа выбрана двухступенчатая ГМП ЛАЗ-НАМИ ([3], стр.206), параметры и характеристики которой приведены в [6]. ГМП ЛАЗ-НАМИ включает в себя основные части: механическую коробку передач (далее по тексту - МКП) и гидротрансформатор (далее по тексту - ГТ), основными составляющими которого являются рабочие колеса: насоса, турбины и реактора.

Недостатками прототипа при его использовании как товарного продукта для трансмиссии машины являются сложность конструкции МКП и саморегулируемость ГТ, которая ограничивает маневренность машины и силу тяги на ведущих колесах машины.

Задачей изобретения является упрощение конструкции трансмиссии, улучшение маневренности машины и увеличение силы тяги на ведущих колесах машины.

Техническим результатом, который может быть получен при реализации и использовании ГТР в качестве товарного продукта для трансмиссии машины является: упрощение конструкции трансмиссии, улучшение маневренности машины и увеличение силы тяги на ведущих колесах машины.

Результат достигается тем, что лопатки турбинного колеса ГТР выполнены в форме закрытого закругленного русла - канала (далее по тексту - лопатки) и установлены подвижно относительно оси вращения ГТР с возможностью изменять величину и направление крутящего момента внешним управлением.

Общие сведения

Существенное различие в характеристиках соответственно и эксплуатационных свойствах ГМП и ГТР определяется принципиальным различием в особенностях рабочих процессов, происходящих в ГМП, а именно в ГТ, и ГТР.

В ГТ при вращении рабочего колеса насоса жидкость (представляет собой одно бесконечное и непрерывное кольцевое звено) проходит из линии подвода (вход в рабочее колесо) в линию отвода (выход из рабочего колеса) последовательно через все рабочие колеса непрерывным потоком, обтекая гидродинамические профили - лопатки рабочих колес и находясь с ними в силовом взаимодействии, и возвращается к входу в насос.

В ГТР при подаче в напорную полость турбины, например, центробежным насосом из бака жидкость (не должна обязательно представлять собой одно бесконечное и непрерывное кольцевое звено) проходит из линии подвода (вход в турбинное колесо) в линию отвода (выход из турбинного колеса) непрерывным потоком, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса и находясь с ними в силовом взаимодействии, и из сливной полости турбины возвращается в бак. При этом на турбине ГТР образуется крутящий момент Мтгтр, который определяется по формуле:

гидротрансформатор, патент № 2533379

Р - сила действия потока на стенки канала лопатки турбины ГТР;

R - расстояние между осью вращения ГТР и вектором Р;

z - количество лопаток.

Особенность рабочего процесса определяет характерные особенности конструкции, свойств, параметров и характеристик ГТР:

- для изменения величины и направления М тгтр не требуется реактор (опора);

- ГТР не обладает саморегулируемостью, т.е. Мтгтр не зависит от i - отношения скорости вращения ведомого вала nтгтр к скорости вращения ведущего вала nд;

- КПД ГТР гидротрансформатор, патент № 2533379 не зависит от i;

- при R=Const Мтгтр =f(nд) и пропорционален nдгидротрансформатор, патент № 2533379 2;

- при R=Const nтгтр =f(nд) и прямо пропорциональна nд;

- гидротрансформатор, патент № 2533379 подобен КПД центробежного насоса ГТР гидротрансформатор, патент № 2533379 н и гидротрансформатор, патент № 2533379 =f(гидротрансформатор, патент № 2533379 н);

- при nд=Const и Rгидротрансформатор, патент № 2533379 Const Мтгтр=f(nтгтр) и связаны обратно пропорциональной зависимостью.

Описание устройства и работы

На фиг.1 изображена конструктивная схема ГТР, в которой для снижения потерь энергии насос и турбина установлены соосно и предельно сближены. Положение элементов схемы соответствует работе в установившемся режиме.

ГТР состоит из насоса, например центробежного (далее по тексту - насос), основными элементами проточной части которого являются подвод 1, насосное колесо 2 и отвод 3. Насосное колесо 2 соединено с ведущим валом 4 штифтом 5. Ведомый вал 6 жестко соединен с кожухом 7 турбины, которая также включает в себя жестко связанное с кожухом 7 турбинное колесо, основными элементами которого являются диск 8 и подвижно соединенные с ним лопатки 9 с каналами (см. сечения Б-Б и В-В). Рычаг 10 внешней системы управления шарнирно связан со скобой 11, подвижно соединенной с диском 12, который имеет возможность передвигаться вдоль по ведомому валу 6 и связан с ним шпонкой 13. Диск 12 жестко соединен с гайками 14, которые имеют возможность передвигаться вдоль по участкам с многозаходной резьбой осей вращения лопаток 9. При перемещении диска 12 вдоль по валу 6 гайки 14 вращают лопатки 9, чем обеспечивается изменение величины и направления Мтгтр.

ГТР работает следующим образом:

Перед пуском двигателя внешнее управление (водитель автомобиля, автоматическое устройство и пр.) воздействием через рычаг 10, скобу 11, диск 12, гайки 14 устанавливает лопатки 9 в начальное положение, при котором R=0 (Мтгтр=0) и кожух 7 перекрывает отверстия каналов (снижается пусковой момент).

После пуска насос, приводимый во вращение моментом двигателя Мд с числом оборотов nд, подает жидкость производительностью Q и с напором Н из подвода 1 по отводу 3 через каналы лопаток 9 в подвод 1. При этом на каждой лопатке возникает Р, которая при конструкции лопатки в форме отвода с углом поворота 180° определяется (см. выше упомянутый учебник) по формуле:

гидротрансформатор, патент № 2533379

гидротрансформатор, патент № 2533379 - плотность жидкости;

V - средняя скорость движения жидкости в канале;

гидротрансформатор, патент № 2533379

F - площадь сечения канала.

Для преодоления момента сопротивления приводимого механизма М 2 внешнее управление вращением лопаток 9 обеспечивает R, при котором Мтгтр2 и в единицу времени передается энергия - передаваемая мощность Nтгтр, равная:

гидротрансформатор, патент № 2533379

Характерные особенности параметров и характеристик ГТР

Характерные особенности параметров и характеристик ГТР определяет их взаимосвязь. Связь между конструктивными и геометрическими параметрами ГТР осуществляется через параметры потока рабочей жидкости (пренебрегая трением в опорах).

При определении взаимосвязи приняты допущения:

- движение жидкости в ГТР имеет турбулентный режим;

- механические, объемные потери, дисковое трение и трение о воздух - пренебрежимо малы;

- гидравлические потери в каналах не зависят от скорости, направления вращения и положения лопаток относительно оси ГТР.

Подставим в (1) выражения (2), (3) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

гидротрансформатор, патент № 2533379

Поскольку согласно теории подобия лопастных насосов Q прямо пропорциональна nд, то из (5) при R=Const следует: Мтгтр=f(nд) и пропорционален nдгидротрансформатор, патент № 2533379 2.

Определим nтгтр , используя (4):

гидротрансформатор, патент № 2533379

NH - энергия, передаваемая жидкости насосным колесом 2 в единицу времени;

NП - потери энергии в единицу времени при движении жидкости по каналам лопаток;

гидротрансформатор, патент № 2533379

hп - потери напора в канале лопатки.

Баланс энергии (напора) потока жидкости между сечениями на входе и выходе канала в лопатке согласно уравнению Бернулли равен:

гидротрансформатор, патент № 2533379

рвх - давление на входе в канал;

рвых - давление на выходе из канала;

гидротрансформатор, патент № 2533379

гидротрансформатор, патент № 2533379 вх, гидротрансформатор, патент № 2533379 вых, гидротрансформатор, патент № 2533379 от, - коэффициенты сопротивления соответственно входа, выхода и поворота канала;

гидротрансформатор, патент № 2533379 - коэффициент потерь на трение;

l - длина канала;

d - диаметр канала.

При установившемся движении жидкости:

гидротрансформатор, патент № 2533379

Подставим в (6) выражения (7), (8), (9), (15), (11), (10), (12), (16), (1) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

гидротрансформатор, патент № 2533379

Поскольку согласно теории подобия лопастных насосов Q прямо пропорциональна nд, то из (17) при R=Const следует: nтгтр=f(nд) и прямо пропорциональна nд.

Определение гидротрансформатор, патент № 2533379 :

гидротрансформатор, патент № 2533379

Связь между объемным весом и плотностью жидкости:

гидротрансформатор, патент № 2533379

Подставим в (18) выражения (4), (5), (17), (19), (8), (15), (11), (10), (12), (16), (2), (3), (13), (3), (20) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

гидротрансформатор, патент № 2533379

Поскольку принято гидротрансформатор, патент № 2533379 =Const, то из (21) следует: гидротрансформатор, патент № 2533379 подобен гидротрансформатор, патент № 2533379 н и гидротрансформатор, патент № 2533379 =f(гидротрансформатор, патент № 2533379 н).

Определим R из (5) и (17), приравняем правые части уравнений и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

гидротрансформатор, патент № 2533379

Из (5), (17) и (22) при Q=Const, т.е. при nд=Const и Rгидротрансформатор, патент № 2533379 Const следует: Мтгтр=f(nтгтр) и связаны обратно пропорциональной зависимостью.

Для определения Ннп=f(Q) подставим в (11) выражения (10),(12), (16),(2),(3),(13),(3),(20) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

гидротрансформатор, патент № 2533379

Возможность достижения заявленного технического результата

ГТР обеспечивает достижение заявленного технического результата, что подтверждает сравнение характеристики Мтгтр=f(nтгтр) на выходном валу привода грузового автомобиля ЗИЛ-130, включающего ГТР и двигатель ЗИЛ-130 (далее по тексту - машины № 1), например, с характеристиками Мт=f(n т) и Мт=f1(nт) на выходном валу привода грузового автомобиля ЗИЛ-130, включающего тот же двигатель и прототип (далее по тексту - машины № 2).

Выходная характеристика Мтгтр =f(nтгтр) является функцией Q, F и z, а Q, в свою очередь, является функцией F, z и hп. Для выполнения расчетов требуется характеристика насоса Н=f(Q) и зависимость потребного напора Ннп=f(Q). За Н=f(Q), ввиду ее отсутствия, принята характеристика аналога (см. фиг.2). Аналогом выбран центробежный насос фирмы "Grundfos" марки NB/NK 150-200: диаметр рабочего колеса Дрк=224 мм, мощность на валу насоса - 106,3 кВт, n=2900 об/мин, наибольший КПД - 85,6% (согласно фирменному каталогу насосов).

С целью совместить работу двигателя на максимальной мощности и работу ГТР с наибольшим гидротрансформатор, патент № 2533379 (гидротрансформатор, патент № 2533379 н=85,6%), т.е. чтобы мощность на валу насоса ГТР Nнв=Nд=116,1 кВт при nд=3000 об/мин, характеристика Н=f(Q) пересчитана по формулам подобия лопастных насосов при допущении пренебрежимо малого изменения гидротрансформатор, патент № 2533379 н. В результате диаметр рабочего колеса насоса ГТР Дгтр=223 мм и совмещение определяет характерная точка А с параметрами: Q=818 м3/час и Н=44,7 м (см. фиг.2). С целью выполнения последующих расчетов фиг.2 дополнена графиками Н=f(Q) при различных nд.

Из (23) определяем F:

гидротрансформатор, патент № 2533379

При вычислении F принято: Q=818 м 3/час и Ннп=44,7 м (см. параметры точки А), z=20 шт., гидротрансформатор, патент № 2533379 =0,72 (величина обеспечивается конструктивно и технологически, в том числе, выполнением входного и выходного участков канала в форме соответственно конфузора и диффузора).

График Ннп=f(Q) представлен на фиг.2.

Мт=f1(nт) подобна Мт =f(nт) при включении понижающей передачи с передаточным числом uk1=1,79 (см. [6], рис.36 и глава 2, п.2.7).

На фиг.3 представлены графики Мтгтр=f(n тгтр), Мт=f(nт) и Мт=f 1(nт). Для сопоставления фиг.3 дополнена графиками скоростной характеристики Мд=f(nд), N д=f(nд) и удельного расхода топлива ge =f(nд) (см. [6], рис.15).

Особенности параметров и характеристик ГТР наглядно представлены на фиг.4 графиками Мтгтр=f(nд), nтгтр =f(nд), гидротрансформатор, патент № 2533379 =f(гидротрансформатор, патент № 2533379 н) и Мтгтр=f(nтгтр). Координаты точек графиков определены графоаналитическим расчетом с применением (5), (17), (21) и (22), использованием параметров точек пресечения Ннп=f(Q) с Н=f(Q) при различных nд на фиг.2 и Rmac=240 мм.

Величина Rmac определена по (5) из условия Мтгтргидротрансформатор, патент № 2533379 0тгидротрансформатор, патент № 2533379 0т*uk1 при nт =nтгтр=0 (см. фиг.3), т.е. при трогании машин и n д=3000 об/мин, т.е. Q=818 м3/час.

Сравнение выходных характеристик (см. фиг.3) показывает, что при одинаковых эксплуатационных условиях, диаметре шин 1020 мм, передаточном числе главной передачи - 6,32 ([6], табл.3.3), при равных исходных параметрах сравниваемых выходных характеристик и отсутствии МКП:

- до скорости nтгтр гидротрансформатор, патент № 2533379 mac=nт1 (соответствует скорости движения машин 20 км/час) машина № 1 разгонится под действием максимального и постоянного момента Мтгтргидротрансформатор, патент № 2533379 0 на 18% быстрее, чем машина № 2, т.к. Мтгтргидротрансформатор, патент № 2533379 0тср=1,18 (принимая уменьшение Мт на участке Мтгидротрансформатор, патент № 2533379 0гидротрансформатор, патент № 2533379 Мт1 по линейной зависимости), кроме того, М тгтргидротрансформатор, патент № 2533379 0 на 45% больше Мт1;

- Мтгтр2 на 30% больше Мт2 при nтгтр2 =nт2 (соответствует скорости движения машин 70 км/час).

Таким образом, использование ГТР в качестве товарного продукта для трансмиссии машины обеспечивает:

- упрощение конструкции трансмиссии за счет исключения МКП;

- улучшение маневренности машины за счет более высоких разгонных свойств привода с ГТР;

- увеличение силы тяги на ведущих колесах машины за счет передачи приводом с ГТР более высокого крутящего момента.

Источники информации

1. Гидротрансформаторы/А.Н. Нарбут, М.: изд. "Машиностроение", 1966, (стр.63гидротрансформатор, патент № 2533379 64).

2. Планетарные и гидромеханические передачи колесных и гусеничных машин/А.В. Петров, изд. "Машиностроение", Москва, 1966 (стр.313гидротрансформатор, патент № 2533379 373).

3. Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник/Под общ. ред. А.И. Гришкевича. М.: Машиностроение, 1984. - 272 с. (стр.191гидротрансформатор, патент № 2533379 211).

4. Автомобиль: Основы конструирования: Учебник / Н.Н.Вишняков и др. - 2 изд., - М.: Машиностроение, 1986. - 304 с. (стр.108гидротрансформатор, патент № 2533379 109).

5. Патенты РФ: № 2086427, № 2188352, № 2294848.

6. Тягово-скоростные качества автомобилей: Справочник/ авт. Бортницкий П.И., Задорожный В.И., Киев, изд. "Вища школа", 1978 (рис.36 и глава 2, п.2.7).

Класс F16H41/00 Гидравлические или пневматические передачи вращения гидродинамического типа

преобразователь крутящего момента -  патент 2527616 (10.09.2014)
гидродинамический тормоз -  патент 2513966 (20.04.2014)
гидродинамическая передача повышающая самотормозящаяся -  патент 2511189 (10.04.2014)
гидромеханическая передача для путевой машины -  патент 2500939 (10.12.2013)
строительное транспортное средство -  патент 2390679 (27.05.2010)
система охлаждения гидромеханической трансмиссии -  патент 2369788 (10.10.2009)
муфта гидродинамическая -  патент 2353834 (27.04.2009)
автоматическое устройство управления блокировкой гидротрансформатора -  патент 2318149 (27.02.2008)
гидродинамический преобразователь крутящего момента для коробки передач -  патент 2294469 (27.02.2007)
способ и устройство стабилизации частоты вращения потребителя двигателя внутреннего сгорания -  патент 2288383 (27.11.2006)

Класс F16D33/00 Циркуляционные гидравлические или пневматические невыключаемые или выключаемые муфты

муфта гидродинамическая регулируемая изменением наполнения -  патент 2523338 (20.07.2014)
гидродинамическая передача повышающая самотормозящаяся -  патент 2511189 (10.04.2014)
затвор с функцией тепловой защиты для гидродинамической машины -  патент 2500933 (10.12.2013)
способ автоматической регулировки способности турбокомпаундной трансмиссии передавать крутящий момент -  патент 2478802 (10.04.2013)
гидромуфта -  патент 2467218 (20.11.2012)
гидродинамическая муфта -  патент 2465494 (27.10.2012)
гидродинамическая муфта -  патент 2426919 (20.08.2011)
спускная транспортная установка -  патент 2416045 (10.04.2011)
гидродинамическая муфта с ограничителем частоты вращения и составная турбосистема -  патент 2377453 (27.12.2009)
способ сопряжения истинной характеристической кривой гидродинамического компонента с предварительно определенной заданной характеристической кривой при окончательной приемке гидродинамического компонента -  патент 2377149 (27.12.2009)
Наверх