трансбордерная тележка для трансбордера технического комплекса космодрома

Классы МПК:B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-09-03
публикация патента:

Изобретение относится к космической технике, а именно к трансбордерным тележкам для трансбордера технического комплекса космодрома. Трансбордерная тележка для трансбордера технического комплекса космодрома содержит электромеханический привод, питаемый от троллей через подвижный токосъемник, грузовую площадку, установку автоматического пенного пожаротушения с дистанционным управлением и с элементами, защищенными от воздействия опасных факторов взрыва и пожара и воздействия пролитых при аварийной ситуации компонентов ракетного топлива (КРТ), с пеногенераторами в кожухе электромеханического привода, с углубленными пеногенераторами с крышками для защиты от попадания КРТ, поддоны под грузовой площадкой для сбора пролитых КРТ, соединенные с трубопроводом с запорным вентилем, придонные зоны с токосъемником с ловушками из негорючих материалов. Участки грузовой площадки имеют уклоны в сторону отверстий, отходящих от трубопроводов, соединенных с поддонами сбора пролитых КРТ. Изобретение позволяет повысить противопожарную защиту изделий ракетно-космической техники при перемещении между объектами космодрома. 5 ил.

трансбордерная тележка для трансбордера технического комплекса   космодрома, патент № 2534591 трансбордерная тележка для трансбордера технического комплекса   космодрома, патент № 2534591 трансбордерная тележка для трансбордера технического комплекса   космодрома, патент № 2534591 трансбордерная тележка для трансбордера технического комплекса   космодрома, патент № 2534591 трансбордерная тележка для трансбордера технического комплекса   космодрома, патент № 2534591

Формула изобретения

Трансбордерная тележка для трансбордера технического комплекса космодрома, содержащая электромеханический привод, питаемый от троллей через подвижный токосъемник, обеспечивающий перемещение трансбордерной тележки по рельсам, размещенным внутри выемки для перемещения трансбордерной тележки относительно объектов технического комплекса; грузовую площадку с верхней поверхностью, находящейся на уровне поверхности полов объектов технического комплекса космодрома, отличающаяся тем, что трансбордерная тележка оснащена установкой автоматического пенного пожаротушения с дистанционным управлением и с элементами, защищенными от воздействия опасных факторов взрыва и пожара и воздействия пролитых при аварийной ситуации компонентов ракетного топлива, содержащей пеногенераторы, размещенные в кожухе электромеханического привода, а также углубленные пеногенераторы, снабженные крышками для защиты от попадания в пеногенераторы компонентов ракетного топлива, открывающимися по сигналу при запуске установки пожаротушения, расположенные ниже верхней поверхности грузовой площадки трансбордерной тележки, по периметру зоны, в которой размещается транспортируемое изделие ракетно-космической техники, при этом в пространстве под грузовой площадкой трансбордерной тележки размещены поддоны для сбора пролитых компонентов ракетного топлива с элементами самотушения горючих компонентов ракетного топлива, придонные зоны которых соединены между собой трубопроводами, оснащенная токосъемником, имеющим в зоне контакта с троллеями ловушки из негорючих материалов, предотвращающими выброс нагретых частиц на грузовую площадку трансбордерной тележки и на транспортируемое изделие ракетно-космической техники, участки грузовой площадки трансбордерной тележки в зоне размещения транспортируемого изделия ракетно-космической техники имеют уклоны в сторону отверстий, от которых под грузовой площадкой тележки отходят трубопроводы, соединенные с поддонами сбора пролитых компонентов ракетного топлива, а поддоны соединены с трубопроводом, заканчивающимся в торцевой части трансбордерной тележки запорным вентилем и элементом соединения поддонов с системами слива из поддонов пролитых компонентов ракетного топлива или слива из поддонов компонентов ракетного топлива, разбавленных и потушенных огнетушащим веществом, и очистки поддонов и сливных коммуникаций от компонентов ракетного топлива.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области обеспечения пожарной безопасности объектов космодромов и может быть использовано при разработке пожаробезопасной трансбордерной тележки - основного элемента трансбордера, предназначенного для транспортирования изделий ракетно-космической техники (далее - РКТ) по территории технического комплекса космодрома между хранилищами блоков изделий РКТ, монтажно-испытательными корпусами, заправочными станциями, монтажно-профилактическими корпусами и другими объектами технического комплекса космодрома (Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В.П.Глушко. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 527 с.; ГОСТ Р 51143-98. «Комплексы стартовые и технические ракетно-космических комплексов. Общие требования к испытаниям и приемке»).

В связи с тем, что на объектах космодромов обращаются в высокой степени пожаровзрывоопасные вещества (саморазлагающиеся горючие, сжатые и сжиженные горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, сильные окислители) (Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В.П.Глушко. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 527 с.) в количествах, больших, чем пороговые количества, определенные, например, ГОСТом (ГОСТ Р 12.3.047-98. «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля»), космодромы относятся к объектам с технологическими процессами повышенной пожарной опасности.

Учитывая, что на объектах, где производились испытания, заправка изделий РКТ и осуществлялись их запуски, ранее имели место пожаровзрывоопасные ситуации, пожаровзрывоопасность объектов РКТ поставлена сейчас в число основных опасных факторов технологических процессов в космонавтике (Безопасность космических полетов / Береговой Г.Т. и др. // - М.: «Машиностроение». 1977. - 263 с.; Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В.П.Глушко. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 527 с.).

Космодромы относятся к критически важным объектам, так как нарушение или прекращение функционирования хотя бы части объектов космодрома может нанести ущерб национальным интересам страны в политической, экономической, социальной, военной и других сферах (определение соответствует ГОСТ Р 52551-2006 «Системы охраны и безопасности. Термины и определения»).

Согласно положениям Федерального закона (Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») обеспечение пожарной безопасности объектов космодромов является обязательным.

В связи с изложенным разработка пожаровзрывобезопасного оборудования для космодромов является актуальной задачей.

Подготовка космического полета связана с необходимостью осуществления больших количеств перемещений изделий РКТ по территории космодрома, в том числе заправленных компонентами ракетного топлива (далее - КРТ). Перевозка изделий РКТ: спутников, разгонных блоков, космических головных частей, в которых находятся заправленные спутники и разгонные блоки, в процессе подготовки их к запуску осуществляется, в зависимости от принятой на данном космодрома технологии, различными средствами: на железнодорожных платформах, автотранспортом, на транспортных тележках на резиновом ходу или по рельсам, перемещаемых, например, электрокарами (Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В.П.Глушко. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 527 с.).

С целью ускорения процесса перемещений массивных грузов, конструкций, изделий в судостроительной промышленности, на железнодорожном транспорте, при эксплуатации общегородского транспорта и в других отраслях техники широко применяются трансбордеры-устройства для перемещения массивных изделий по наиболее короткому пути, в течение наиболее короткого времени.

При применении трансбордера в условиях космодрома необходимо использование трансбордера и входящей в него трансбордерной тележки, предназначенной для перемещений изделий РКТ между объектами технического комплекса космодрома, конструкция которых должна обеспечивать безопасность изделий РКТ и объектов технического комплекса космодрома при перемещении изделий, в том числе пожаровзрывобезопасность изделий и объектов технического комплекса, а также экологическую безопасность объектов технического комплекса космодрома.

Пожарную опасность при аварийном проливе представляют как горючие компоненты ракетных топлив, так и окислители, которые сами формально не относятся к горючим веществам, но значительно увеличивают пожарную опасность веществ и материалов при контакте с ними окислителя в жидком или/и газообразном состоянии, а при смешивании окислителя с горючими ракетными топливами образуются взрывоопасные смеси («Химмотология ракетных и реактивных топлив». Под редакцией А.А.Браткова. - М.: «Химия». 1987; Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. / Справочное издание в 2-х книгах. // А.Н.Баратов и др. - М.: «Химия». 1990. - 970 с.).

Известны трансбордеры и трансбордерные тележки различного назначения.

Известна конструкция трансбордерной тележки, которая установлена на рельсовых путях, уложенных на дне трансбордерной выемки. На верхнем поясе рамы, на отметке уровня территории верфи, уложены рельсовые пути, являющиеся продолжением судовозных путей стапельных линий. Такая конструкция тележек трансбордера позволяет перемещать на трансбордер судно, установленное на стапельных тележках, затем трансбордер вместе со стапельными тележками перемещается по поперечным путям на другую стапельную линию или для спуска на воду (Патент России № 2046733. «Самоходный трансбордер для перемещения судовых конструкций и судов в двух взаимно перпендикулярных направлениях». Класс патента: В63С 5/00. Заявитель: Государственный союзный проектный институт «Союзпроектверфь». Автор: Чеклецов Н.А. Дата публикации: 27.10.1995).

Известен комплекс для погрузки/выгрузки железнодорожных цистерн на морской железнодорожный паром. Он включает в себя устройство для погрузки железнодорожных цистерн на морской паром, содержащее рельсовые пути. Устройство смонтировано на морском причале с возможностью перемещения относительно последнего. При этом поперечные сечения рельсовых путей, расположенных на грузовой палубе парома, совпадают с поперечными сечениями рельсовых путей, смонтированных на устройстве для погрузки железнодорожных цистерн на морской паром, установленном на причале (Патент России № 2369517. «Комплекс для погрузки железнодорожных цистерн на морской железнодорожный паром». Классы патента: В63В 27/00, B65G 67/60. Автор: Гржебин М.З. Дата публикации: 20.04.2009).

Рассмотрение данных устройств-аналогов настоящего предлагаемого изобретения показало, что конструктивно и функционально они не могут быть использованы в составе трансбордера технического комплекса космодрома вследствие сложности их конструкции и эксплуатации, большой металлоемкости и отсутствия встроенных систем пожаротушения, перемещаемых вместе с изделиями РКТ. Последнее положение увеличивает пожаровзрывоопасность трансбордера, делая возможным при аварийной ситуации разрушение изделий и распространение пожара на другие объекты.

Наиболее близким аналогом, взятым в качестве прототипа при разработке данного предлагаемого изобретения, принято логистическое решение в области складирования (Найдено через Интернет: URL:http://logisty.narod.ru/gadj/gadj.html. Гаджинский A.M. Логистические решения в области складирования. Московский университет потребительской кооперации. HTML - версия документа от 25.07.2011), которое заключается в следующем.

Перегрузка изделий (грузов) на транспортное средство или с него осуществляется с использованием железнодорожных или автомобильных рамп, грузовая площадка которых находится на уровне грузовой площадки железнодорожного или автомобильного транспортного средства. При этом используется погрузочно-разгрузочная техника.

В данном логистическом решении не рассматриваются вопросы обеспечения пожаровзрывобезопасности процессов перегрузки, транспортирования, складирования изделий (грузов) в зависимости от их пожаровзрывоопасных свойств.

Это является основным недостатком данного технического решения, которое не позволяет использовать его при разработке трансбордера для технического комплекса космодрома и его основного элемента - трансбордерной тележки, с помощью которой транспортируются изделия РКТ, в том числе заправленные КРТ.

Целью данного предлагаемого изобретения является разработка трансбордерной тележки для трансбордера, устройство которой обеспечивает противопожарную защиту изделий РКТ при их перемещении между объектами технического комплекса космодрома, снижает риск распространения пожара на объекты технического комплекса, а также уменьшает риск заражения элементов трансбордера и окружающей среды высокотоксичными компонентами топлива. Учитывая, что на объектах космодромов обращаются компоненты топлива со специфическими пожаровзрывоопасными свойствами, в частности, самопроизвольно взрывающиеся при контакте друг с другом. Поэтому ставится цель достижения противопожарной защиты транспортируемых изделий РКТ за счет использования взаимодополняющих средств и способов, которые в совокупности максимально снижают риск развития аварийных ситуаций до всех возможных режимов взаимодействия компонентов топлива друг с другом и с окружающей средой.

Поставленная цель достигается тем, что трансбордерная тележка для транспортирования изделий ракетно-космической техники в зоне технического комплекса космодрома, содержащая электромеханический привод, питаемый от троллей через подвижный токосъемник, обеспечивающий ее движение по рельсам, размещенным внутри выемки, для дальнейшего перемещения относительно объектов технического комплекса, грузовую площадку с верхней поверхностью, находящуюся на уровне поверхности полов объектов технического комплекса космодрома, оснащенную установкой автоматического пенного пожаротушения с дистанционным управлением и с элементами, защищенными от воздействия опасных факторов взрыва и пожара и пролитых при аварийной ситуации компонентов ракетного топлива, содержащую пеногенераторы, размещенные в кожухе электромеханического привода, а также углубленные пеногенераторы, снабженные крышками для защиты от попадания в пеногенераторы компонентов ракетного топлива, открывающимися по сигналу при запуске установки пожаротушения, расположенные ниже верхней поверхности грузовой площадки трансбордерной тележки, по периметру зоны, в которой размещается транспортируемое изделие ракетно-космической техники, при этом в пространстве под грузовой площадкой трансбордерной тележки размещены поддоны для сбора пролитых компонентов ракетного топлива с элементами самотушения горючих компонентов ракетного топлива, придонные зоны которых соединены между собой трубопроводами, оснащенная токосъемником, имеющим в зоне контакта с троллеями ловушки из негорючих материалов, предотвращающие выброс нагретых частиц на грузовую площадку трансбордерной тележки и на транспортируемое изделие ракетно-космической техники, участки грузовой площадки трансбордерной тележки в зоне размещения транспортируемого изделия ракетно-космической техники имеют уклоны в сторону отверстий, от которых под грузовой площадкой тележки отходят трубопроводы, соединенные с поддонами сбора пролитых компонентов ракетного топлива, а поддоны соединены с трубопроводом, заканчивающимся в торцевой части трансбордерной тележки запорным вентилем и элементом соединения поддонов с системами слива из поддонов пролитых компонентов ракетного топлива или слива из поддонов компонентов ракетного топлива, разбавленных и потушенных огнетушащим веществом и очистки поддонов и сливных коммуникаций от компонентов ракетных топлив.

Устройство трансбордерной тележки для трансбордера технического комплекса космодрома поясняется следующими фигурами.

На фиг.1 показано размещение трансбордерной тележки в составе трансбордера относительно объектов технического комплекса космодрома. На фиг.2 представлено размещение в трансбордерной тележке элементов, обеспечивающих ее функционирование с условно снятой грузовой площадкой. На фиг.3 приведен вид А (фиг.2) трансбордерной тележки с ее торца. На фиг.4 приведен вид на грузовую площадку трансбордерной тележки с размещенным на ней изделием РКТ, расположенным на транспортной тележке. На фиг.5 приведена схема вертикального разреза конструкции устройства самотушения, размещенного внутри поддона.

Данное техническое решение основано на результатах исследования:

- причин возникновения пожаров и взрывов с тяжелыми последствиями на объектах, где испытываются и эксплуатируются изделия РКТ;

- пожаровзрывоопасных свойств и условий тушения КРТ;

- процесса самотушения горючих КРТ, разработок установок автоматического пенного пожаротушения и устройств для самотушения горючих КРТ;

- данных о технологиях заправки изделий РКТ компонентами ракетного топлива.

На фиг.1 показано возможное размещение трансбордера 1 относительно объектов 6 технического комплекса космодрома. Трансбордерная тележка 2 перемещается по рельсам 3 трансбордера, находящимся в выемке (см. фиг.3), совершая остановку напротив ворот объектов 6 технического комплекса для погрузки или разгрузки изделий РКТ 5 через перроны 4 для проведения очередной операции с изделиями.

На фиг.2 представлено размещение в трансбордерной тележке элементов, обеспечивающих ее функционирование с условно снятой грузовой площадкой. Трансбордерная тележка перемещается по рельсам 3 трансбордера на колесах 7 с помощью электромеханического привода 8.

В нижней части пространства под грузовой площадкой трансбордерной тележки расположены емкости для хранения огнетушащего вещества и элементы управления работой системы пенного пожаротушения, которые размещены в контейнере 9, защищенном от воздействия опасных факторов взрыва и пожара и КРТ, а также от проникновения пыли и воды; поддоны 10 для сбора пролитых КРТ, содержащие элементы самотушения пролитых горючих КРТ и сетки 21 для исключения попадания в поддоны посторонних предметов (см. фиг.3). Придонные зоны поддонов соединены между собой трубопроводами 11. Поддоны соединены с трубопроводом 12, заканчивающимся в торцевой части тележки запорным вентилем 13 и элементом соединения 14 поддонов с аварийной емкостью для слива из поддонов разбавленных огнетушащим веществом пролитых КРТ и с системой очистки поддонов и сливных коммуникаций от компонентов ракетных топлив. Функциональные элементы закреплены в трансбордерной тележке на силовой раме 15.

На фиг.3 приведен вид А (см. фиг.2) трансбордерной тележки - с ее торца по ходу движения. Верхняя поверхность грузовой площадки 17 находится на уровне поверхности полов (нулевой отметки) объектов технического комплекса и перронов 4. Для совмещения уровней верхней поверхности грузовой площадки трансбордерной тележки и поверхности перронов трансбордерная тележка перемещается в выемке между перронами с соблюдением зазоров 16 между боковыми краями грузовой площадки трансбордерной тележки 17 и краями перронов 4, при которых обеспечивается беспрепятственный проезд транспортной тележки с изделием РКТ из объекта технического комплекса через перрон на грузовую площадку трансбордерной тележки и обратно. Участки грузовой площадки 17 трансбордерной тележки имеет уклоны в сторону сливных отверстий 18, от которых под грузовой площадкой тележки отходят трубопроводы 19, соединенные с поддонами 10 для сбора пролитых и/или разбавленных огнетушащим веществом КРТ. Поддоны содержат элементы самотушения пролитых горючих КРТ 20 и сетки 21.

На фиг.4 приведен вид на грузовую площадку 17 трансбордерной тележки сверху с размещенным на ней изделием РКТ 5, расположенным на транспортной тележке 22. Транспортные тележки могут перемещаться с перронов на грузовую площадку трансбордерной тележки как на резиновом ходу, так или по рельсам 23. При этом головки рельсов должны быть расположены на уровне поверхности полов объектов технического комплекса и на уровне верхней поверхности грузовой площадки 17 трансбордерной тележки, а поперечные сечения указанных рельсовых путей при остановке трансбордерной тележки напротив назначенного объекта технического комплекса космодрома и должны совпадать.

В грузовую площадку трансбордерной тележки ниже верхней ее поверхности вмонтированы углубленные пеногенераторы 24, расположенные ниже уровня грузовой площадки трансбордерной тележки, соединенные трубопроводами с системой подачи огнетушащего состава, элементы которой находятся в контейнере 9 (см. фиг.2). Углубленные пеногенераторы 24 в дежурном режиме установки пожаротушения закрыты крышками 25 для защиты от попадания в пеногенераторы КРТ. Крышки должны открываться по сигналу при запуске установки пожаротушения с помощью электромагнитного механизма или самопроизвольно под давлением огнетушащего вещества.

Схема вертикального разреза конструкции устройства самотушения, которое должно находиться внутри поддона, показана на фиг.5. В качестве устройства самотушения пролитых при аварийных ситуациях КРТ при их попадании в поддоны 10 через отверстия 18 и трубопровод 19 (см. фиг.3) наиболее приемлемым является использование ячеистой конструкции, составленной из вертикальных каналов, которая для минимизации размеров конструкции поддона должна занимать весь объем поддона (Авторское свидетельство СССР № 787046 «Устройство для тушения горящих жидкостей». Авторы: Болодьян И.А., Долгов Э.И., Калинкин В.И., Мелихов А.С. и др. Приоритет изобретения от 12.01.79; Авторское свидетельство СССР № 1463317 «Устройство для тушения и предотвращения загораний горючих жидкостей». Авторы: Потякин В.И., Добриков В.В., Мелихов А.С. Приоритет изобретения от 26.03.87).

В данном устройстве самотушения горючих жидкостей для исключения горения жидкости при попадании в поддон используется принцип подавления естественной конвекции в вертикальном канале с помощью установления его высоты, не заполняемой жидкостью, не превышающей критического значения Hlim, определенного экспериментальным путем. Если в сборке вертикальных каналов, которая находится в объеме поддона, обеспечено незаполнение верхней части вертикальных каналов на высоте, равной Hlim и более, определенной в процессе проектирования устройства по максимально возможному количеству горючей жидкости, которое может выйти из изделия РКТ при аварийной ситуации, в том числе разбавленной огнетушащим веществом, то будет полностью исключена возможность горения жидкости во всех вертикальных каналах. Это происходит из-за удаления пламени от поверхности жидкости, а следовательно, из-за нарушения теплообмена между пламенем и жидкостью. Таким образом, достигаются условия самотушения горящей жидкости, пролитой устройством самотушения с вертикальными каналами.

В поддоне 10 находится сборка из вертикальных каналов 26, образованных стенками 27 из листовой нержавеющей стали. Поверх сборки находится сетка 28 для исключения попадания в поддон посторонних предметов. Объем поддона выбирается такой, чтобы при максимальном планируемом количестве горючей жидкости, которое может вытечь при аварии из изделия РКТ, ее уровень 29 не мог подняться выше критической отметки, находящейся на расстоянии Hlim от верхнего края ячеистой конструкции. В стенках каждой ячейки конструкции должны быть отверстия 30 для выравнивания уровня жидкости по площади поддона при ее поступлении в процессе аварийного пролива в поддон через трубопровод 19.

Поддоны соединены между собой трубопроводами 11 для одновременного слива из поддонов КРТ или КРТ, разбавленных огнетушащим веществом после пролива или после тушения. Слив из поддонов КРТ и КРТ компонентов, разбавленных огнетушащим веществом после тушения, осуществляется через трубопровод 12.

Обязательным для устройства самотушения является исполнение вертикальных каналов с поперечным сечением, имеющим осесимметричную форму (например, равносторонний треугольник, квадрат, шестигранник, круг и т.п.). Толщина стенок 27 вертикальных каналов может быть любой минимально возможной, определенной исходя из требуемой прочности конструкции. Расчеты показали, что для обеспечения минимальной металлоемкости устройства самотушения и оптимального значения Hlim эквивалентный диаметр одного канала, определенный из соотношения deq=4F can/Pcan, где Fcan - площадь поперечного сечения канала, Pcan - периметр сечения канала, должен составлять 30-40 мм.

Экспериментальные исследования показали, что для большинства легковоспламеняющихся жидкостей значение Hlim не превышает 3deq, то есть при deq=30 мм·Hlim=90 мм; при d eq=40 мм·Hlim=120 мм.

Суммарную площадь сливных отверстий в грузовой площадке 17 трансбордерной тележки следует определять с учетом положений приложения М ГОСТа (ГОСТ Р 12.3.047-98. «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля»).

Общие требования к установке автоматического пенного пожаротушения для трансбордерной тележки изложены в документах (Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». М.: 2009).

Установка автоматического пенного пожаротушения предназначена для задействования в аварийной ситуации при транспортировании изделия РКТ по трансбордеру для:

- тушения загораний поверхности грузовой площадки трансбордерной тележки и на транспортируемом изделии, возникших при проливе РКТ из транспортируемого изделия при аварийной ситуации, горючих компонентов ракетного топлива;

- тушения загорания, возникшего при аварийной ситуации в кожухе электромеханического привода 8;

- смыва КРТ, пролитых при аварийной ситуации, с поверхности грузовой площадки трансбордерной тележки и с транспортируемого изделия РКТ;

- разбавления компонентов ракетного топлива, пролитых при аварийной ситуации из транспортируемого изделия РКТ, до пожаровзрывобезопасного состояния.

Анализ специфических пожаров и взрывов, произошедших на объектах РКТ, показал, что одной из основных причин развития пожаров до катастрофических размеров с большим материальным ущербом и нередко с человеческими жертвами являлось разрушение под действием первичных взрывов и пламени на начальной стадии развития пожара элементов средств противопожарной защиты объектов РКТ. Средства пожаротушения оказывались незадействованными. Пожар развивался свободно до прибытия подразделений пожарных подразделений с соответствующей техникой. Такие разрушения элементов средств противопожарной защиты нередко приводили к тяжелым последствиям из-за быстрого горения горючих КРТ, кабелей и других конструкций при выходе в атмосферу паров окислителей.

В аналогах и прототипе настоящего предлагаемого изобретения не рассматривается и не решается данный вопрос, что делает пожаровзрывобезопасным процесс перемещения ответственных изделий, например изделий РКТ по территории технического комплекса космодрома.

Введение технических решений по защите от разрушения под действием первичных взрывов и пламени на начальной стадии развития пожара элементов средств противопожарной защиты является одним из существенных отличительных признаков предлагаемого изобретения.

Для защиты от опасных факторов взрыва и пожара элементы подачи водного раствора пенообразователя, пеногенераторы, должны располагаться в контейнере из прочных, негорючих в атмосфере материалов, обогащенных окислительным КРТ. Большинство КРТ реакционно-способные, агрессивные в отношении пластмасс, и их попадание на элементы систем трансбордерной тележки может приводить к разрушению последних.

С учетом изложенного корпус контейнера и трубопроводы подачи водного раствора пенообразователя на пеногенераторы должны быть изготовлены из нержавеющей стали или сплавов меди. Они должны выдерживать избыточное давление при взрыве, равное не менее 30 кПа.

По экспериментальным данным для тушения в обогащенной окислительным КРТ окружающей атмосфере интенсивность орошения защищаемой площади трансбордерной тележки пеной должна быть не менее 0,9 л/(с·м2). Предпочтительным для тушения является использование пены средней кратности.

Для орошения защищаемой площади трансбордерной тележки должны использоваться пеногенераторы средней кратности, например типа ГПС-100 (ТУ У 29.2-31916216-015.2005. Подбор пеноообразователя: ГОСТ Р 50588-93 «Пеноообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний), у которых обеспечивается регулирование дальности подачи пены, например, за счет изменения давления подаваемого раствора пеноообразователя.

Пеногенераторы должны быть расположены в кожухе электромеханического привода, а также по периметру зоны, в которой размещается транспортируемое изделие РКТ. В этой зоне должны быть использованы углубленные пеногенераторы, расположенные ниже верхней поверхности грузовой площадки трансбордерной тележки для беспрепятственного проезда транспортной тележки с транспортируемым изделием РКТ по грузовой площадке трансбордерной тележки.

В соответствии с требованиями документа (Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») степень защиты контейнера от попадания твердых предметов и от проникновения воды должна быть не ниже, чем IP64. Учитывая, что вязкость водного раствора пенообразователя выше, чем у воды, это требование распространяется на случай обрызгивания контейнера раствором пенообразователя.

Средства обнаружения установкой автоматического пенного пожаротушения загораний должны выбираться в соответствии с требованиями документа (Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». М., 2009). Средствами обнаружения должны быть оснащены электромеханический привод трансбордерной тележки и зона, в которой размещается транспортируемое изделие РКТ на транспортной тележке.

Подвод электроэнергии к электромеханическому приводу трансбордерной тележки может осуществляться через подвижный токосъемник, закрепленный на грузовой площадке трансбордерной тележки, от троллей, проложенных по эстакаде, проложенной на стенах объектов технического комплекса, смежных с трансбордером. Эстакада размещена по всей длине трансбордера. Устройство участка токосъемника, контактирующего с троллеями, должно предотвращать выброс нагретых частиц (искр), образующихся при трении элементов токосъемника с троллеями и с элементами эстакады.

Данное техническое решение имеет перспективу для применения в практике обеспечения пожарной безопасности модернизируемых и вновь строящихся космодромов, в том числе космодрома «Восточный» (Найдено из Интернет: Материал из свободной энциклопедии Википедия (W Wikipedia) http://viasatfan.clan.su/forum/28-1246-1. Россия на Дальнем Востоке построит новый космодром «Восточный». 11.08.2011).

Класс B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом

устройство для заправки топливом двигателя ракеты-носителя -  патент 2527584 (10.09.2014)
способ электрических проверок космического аппарата -  патент 2522669 (20.07.2014)
устройство для проверки пульта космонавта -  патент 2522632 (20.07.2014)
центр обеспечения управления системы астероидной безопасности -  патент 2518504 (10.06.2014)
способ испытаний многозвенной механической системы космического аппарата на функционирование и устройство для его осуществления -  патент 2516880 (20.05.2014)
способ электрических проверок космического аппарата -  патент 2513322 (20.04.2014)
способ доставки на поверхность космического объекта модуля длительно действующей базы и космический корабль -  патент 2509689 (20.03.2014)
грузовой макет ракетоносителя -  патент 2491211 (27.08.2013)
мобильная башня обслуживания летательных аппаратов -  патент 2483990 (10.06.2013)
технический комплекс космодрома для подготовки к пуску ракеты-носителя с космической головной частью, содержащей разгонный блок и космический аппарат -  патент 2480389 (27.04.2013)
Наверх