привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства (варианты)
Классы МПК: | F01P5/04 привод нагнетателей F01P7/08 включением и выключением нагнетателей |
Автор(ы): | Козырьков Дмитрий Анатольевич (RU), Огибенин Павел Анатольевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-04-30 публикация патента:
10.12.2014 |
Изобретение относится к приводу вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания транспортных средств, например танков. Фрикцион вентилятора выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе фрикциона вентилятора, выполненного с двумя дополнительными каналами. По второму варианту повышающий редуктор выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе повышающего редуктора, выполненного с двумя дополнительными каналами. Вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии. Достигается обеспечение оптимального температурного режима двигателя внутреннего сгорания. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, вентилятор системы охлаждения, систему гидроуправления и смазки трансмиссии, включающий фрикцион вентилятора, повышающий редуктор, отличающийся тем, что фрикцион вентилятора выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе фрикциона вентилятора, выполненного с двумя дополнительными каналами, при этом вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.
2. Привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, вентилятор системы охлаждения, систему гидроуправления и смазки трансмиссии, включающий фрикцион вентилятора, повышающий редуктор, отличающийся тем, что повышающий редуктор выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе повышающего редуктора, выполненного с двумя дополнительными каналами, при этом вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к приводу вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (двигатель) транспортных средств, например танков.
Известен привод вентилятора системы охлаждения двигателя танка (см. «Танк Т-72А». Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кн.2, ч.1, стр.402-407. Москва. Военное издательство, 1988 г.), выбранный в качестве прототипа.
К недостаткам известного привода следует отнести то, что вентилятор системы охлаждения находится в постоянной кинематической связи с двигателем, в связи с чем невозможно обеспечить интенсивный прогрев при запуске и обеспечение оптимального температурного режима двигателя при пониженных температурах окружающей среды.
Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является создание привода вентилятора, лишенного указанных недостатков.
Техническим результатом является то, что в приводе вентилятора системы охлаждения транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, вентилятор системы охлаждения, систему гидроуправления и смазки трансмиссии, включающем фрикцион вентилятора, повышающий редуктор, согласно изобретению фрикцион вентилятора выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе фрикциона вентилятора, выполненного с двумя дополнительными каналами, при этом вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.
Поставленная задача решается также и тем, что в приводе вентилятора системы охлаждения транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, вентилятор системы охлаждения, систему гидроуправления и смазки трансмиссии, включающий фрикцион вентилятора, повышающий редуктор, согласно изобретению повышающий редуктор выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе повышающего редуктора, выполненного с двумя дополнительными каналами, при этом вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.
Изобретение поясняется чертежами, где: на фиг.1 изображена кинематическая схема привода вентилятора, фрикцион которого выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства; на фиг.2 изображена кинематическая схема привода вентилятора, в котором повышающий редуктор выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства.
При конструктивном исполнении, когда кинематическая связь между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения прерывается посредством фрикциона вентилятора, привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства содержит повышающий редуктор 1, кинематически связанный с двигателем 2 внутреннего сгорания.
Повышающий редуктор 1 посредством карданного вала 3 связан с коническим редуктором 4.
Конический редуктор 4 карданным валом 5 связан с ведущим корпусом 6 фрикциона 7 вентилятора.
В ведущий корпус 6 установлен бустер 8, который через шпильки 9 связан с нажимным диском 10.
Между бустером 8 и нажимным диском 10 на шпильках 9 установлены пружины 11 сжатия.
Нажимной диск 10 под действием пружин 11 сжимает пакет ведущих 12 и ведомых 13 фрикционных дисков.
К фрикциону 7 вентилятора прикреплен вентилятор 14.
Золотниковая коробка 15 с электромагнитом 16 подключена к системе гидроуправления и смазки трансмиссии.
При конструктивном исполнении, когда кинематическая связь между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения прерывается посредством входного редуктора, привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства содержит двигатель 2 внутреннего сгорания, кинематически связанный с входным редуктором 17.
Во входной редуктор 17 установлен блок 18 шестерен, который посредством ведомой шестерни 19 связан с корпусом 20 фрикциона 7 вентилятора.
В корпус 20 установлен бустер 8, который связан с нажимным диском 10.
Между бустером 8 и нажимным диском 10 установлены пружины 11 сжатия.
Нажимной диск 10 под действием пружин 11 сжимает пакет ведущих 12 и ведомых 13 фрикционных дисков.
Ведомые диски 13 установлены на выходном валу 21.
Выходной вал 21 карданным валом 3 связан с коническим редуктором 4, который карданным валом 5 соединен с вентилятором 14.
Золотниковая коробка 15 с электромагнитом 16 подключена к системе гидроуправления и смазки трансмиссии.
Работа привода вентилятора системы охлаждения транспортного средства при прерывании кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения посредством фрикциона вентилятора осуществляется следующим образом.
Мощность от двигателя 2 (Фиг.1) внутреннего сгорания передается на вентилятор 14 через входной редуктор 1, карданный вал 3, конический редуктор 4, карданный вал 5, ведущий корпус 6, пакет ведущих 12 и ведомых 13 фрикционных дисков.
Фрикцион 7 вентилятора закреплен на корпусе транспортного средства. К фрикциону 7 вентилятора прикреплен вентилятор 14. Вращение на вентилятор 14 передается через ведущий корпус 6, на зубьях которого установлены ведущие фрикционные диски 12. Момент трения между ведущими 12 и ведомыми 13 дисками создается пружинами 11, надетыми на шпильки 9 нажимного диска 10.
Отключение вентилятора 14 от двигателя 2 осуществляется подачей масла из системы гидроуправления и смазки трансмиссии в полость А под бустером 8 посредством включения электромагнита 16 золотниковой коробки 15. Масло, преодолевая силу пружин 11, оттягивает нажимной диск 10, освобождая пакет ведущих 12 и ведомых 13 фрикционных дисков. Ведущий корпус 6 и вентилятор 14 разъединяются, мощность от двигателя 2 к вентилятору 14 не передается. При отключении электромагнита 16 золотниковой коробки 15 нажимной диск 10 под действием пружин 11 возвращается в исходное положение, сжимая пакет фрикционных дисков 12 и 13, и, перемещая за собой бустер 8, бустер выдавливает из полости А через отверстия в ведущем корпусе 6 масло во внутреннюю полость Б фрикциона 7 вентилятора. Этим маслом смазываются фрикционные диски 12 и 13 и подшипники качения. Излишки масла сливаются по трубопроводу в систему гидроуправления и смазки трансмиссии.
Работа привода вентилятора системы охлаждения транспортного средства при прерывании кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения посредством входного редуктора осуществляется следующим образом.
Мощность от двигателя 2 (Фиг.2) внутреннего сгорания передается на вентилятор 14 через входной редуктор 17, в корпусе которого расположен фрикцион 7 вентилятора, карданный вал 3, конический редуктор 4, карданный вал 5.
Фрикцион 7 вентилятора расположен на выходном валу 21 входного редуктора 17. Вращение от двигателя 2 передается через блок 18 шестерен на ведомую шестерню 19, жестко связанную с корпусом 20, на зубьях которого установлены фрикционные ведущие диски 12. За счет момента трения между ведущими 12 и ведомыми 13 дисками, создаваемого пружинами 11, воздействующими на нажимной диск 10, вращение передается на выходной вал 21, на зубьях которого установлены фрикционные ведомые диски 13, жестко связанный с карданным валом 3, и далее через конический редуктор 4 и карданный вал 5 на вентилятор 14.
Отключение вентилятора 14 от двигателя 2 осуществляется подачей масла из системы гидроуправления и смазки трансмиссии в полость В под бустером 8 посредством включения электромагнита 16 золотниковой коробки 15. Бустер 8, преодолевая усилие пружин 11, оттягивает нажимной диск 10, жестко связанный с бустером 8, освобождая пакет ведущих 12 и ведомых 13 дисков. Корпус 20 и выходной вал 21 разъединяются, мощность от двигателя 2 к вентилятору 14 не передается. При отключении электромагнита 16 золотниковой коробки 15 нажимной диск 10 под действием пружин 11 возвращается в исходное положение, сжимая пакет фрикционных дисков и перемещая за собой бустер 8. Бустер выдавливает из полости В через отверстия в корпусе 20 масло во внутреннюю полость Г картера входного редуктора 17. Смазка фрикциона 7 вентилятора осуществляется за счет утечек из бустера и разбрызгиванием во входном редукторе. Излишки масла откачиваются насосом из картера по трубопроводу в систему гидроуправления и смазки трансмиссии.