Рабочие лопатки, элементы, на которых закрепляются лопатки: ..противовибрационные средства, не ограничивающиеся формой лопаток или соединением лопаток между собой – F01D 5/26

МПКРаздел FF01F01DF01D 5/00F01D 5/26
Раздел F МАШИНОСТРОЕНИЕ; ОСВЕЩЕНИЕ; ОТОПЛЕНИЕ; ДВИГАТЕЛИ И НАСОСЫ; ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ; ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ
F01 Машины или двигатели вообще
F01D Машины и двигатели необъемного вытеснения, например паровые турбины
F01D 5/00 Рабочие лопатки; элементы, на которых закрепляются лопатки
F01D 5/26 ..противовибрационные средства, не ограничивающиеся формой лопаток или соединением лопаток между собой 

Патенты в данной категории

РАБОЧЕЕ КОЛЕСО КОМПРЕССОРА ТУРБОМАШИНЫ

Рабочее колесо компрессора турбомашины содержит диск с лопатками, расположенными друг за другом по его окружности, установленными с возможностью непосредственного взаимодействия между полками смежных лопаток. По меньшей мере, один демпфирующий элемент установлен под полками смежных лопаток с возможностью контакта с ними. Хвостовики лопаток зафиксированы в кольцевом пазе, выполненном в диске. Демпфирующий элемент выполнен в виде полого цилиндра, ограниченного сверху плоской пластиной с расположенными на ней двумя опорными выступами, а снизу кольцевой обечайкой с фаской. Элемент установлен с возможностью контакта с полками каждой из смежных лопаток через опорные выступы и с возможностью контакта поверхностей кольцевой обечайки с боковой поверхностью и/или днищем кольцевого паза. По бокам плоской пластины элемента выполнены срезы, параллельные, и/или срезы, перпендикулярные опорным выступам для фиксирования демпфирующего элемента в кольцевом пазе и между хвостовиками лопаток. Позволяет за счет уменьшения веса демпфера в рабочем колесе повысить эффективность работы турбомашины, позволяет настраивать демпфер на определенный спектр мод нежелательных колебаний и повысить срок службы лопаток за счет их эффективного демпфирования. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

2529279
патент выдан:
опубликован: 27.09.2014
УСИЛЕННАЯ ПРОКЛАДКА ЛОПАТКИ ВЕНТИЛЯТОРА

Прокладка для вставления между хвостом лопатки вентилятора турбореактивного двигателя и нижней частью отсека, в котором размещен этот хвост. Отсек ограничен диском вентилятора. Прокладка имеет металлический элемент жесткости, оснащенный, по меньшей мере, одним наружным элементом, выполненным из эластомерного материала, и содержащий несущую поверхность (134) этого наружного элемента. Несущая поверхность (134) содержит, по меньшей мере, одну волнистую зону (136). Достигается надежное удержание и демпфирование лопатки за счет улучшенного сцепления между элементом жесткости и наружным элементом. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

2526607
патент выдан:
опубликован: 27.08.2014
УСТРОЙСТВО АМОРТИЗАЦИИ ВИБРАЦИЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЙ ЛОПАТОК ГАЗОВЫХ ЛОПАТОЧНЫХ МАШИН, ГАЗОВАЯ ЛОПАТОЧНАЯ МАШИНА, ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И ВЫСОКООБОРОТНЫЙ ВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ

Устройство амортизации вибраций для лопатки газовой лопаточной машины, например газотурбинного двигателя, оборудованного вентилятором, или высокооборотного винтового двигателя. Лопатка содержит ножку (6) лопатки, выполненную с возможностью захождения в гнездо (2) диска (1), на котором выполнено лопаточное колесо. Упомянутое устройство выполнено с возможностью позиционирования между ножкой лопатки и удерживающей стенкой (14а, 14b) упомянутого гнезда. Упомянутое устройство содержит, по меньшей мере, одну прокладку (7), выполненную путем соединения слоев (8, 10) из жестких материалов и слоев (9) из вязкоупругих материалов. Прокладка содержит две части, каждая из которых образует боковую ветвь (7а, 7b), выполненную с возможностью захождения вдоль одной из двух удерживающих стенок (14а, 14b). Обе боковые ветви соединены друг с другом, образуя единую деталь, при помощи третьей части, образующей дно (7с) прокладки из жесткого материала. Дно прокладки позиционируют относительно боковых ветвей (7а, 7b) таким образом, чтобы после монтажа оно оказалось на переднем или заднем конце ножки (6) лопатки. По меньшей мере, один слой (9) из вязкоупругого материала располагают между двумя слоями (8, 10) из жестких материалов. 4 н. и 5 з.п. ф-лы, 10 ил.

2503825
патент выдан:
опубликован: 10.01.2014
АМОРТИЗАТОР ДЛЯ ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, РОТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ)

Амортизатор для лопаток ротора компрессора газотурбинного двигателя. Конструкция амортизатора приспособлена для размещения между нижней гранью платформ двух смежных лопаток газотурбинного двигателя и ободом диска ротора, на котором установлены лопатки. Амортизатор содержит инерционный груз (11), основание (13), конструкция которого обеспечивает возможность его опоры на указанный обод, и пружину (12). Пружина соединяет инерционный груз с основанием. По меньшей мере инерционный груз (11) выполнен из композитного материала. Амортизатор содержит, но меньшей мере, на одном свободном торце основания или инерционного груза отрезок тонкой пластинки (14, 15), образующий упор или фиксирующий крючок, который оказывается прижатым, либо (14) к радиальному ребру жесткости лопатки, либо (15) к заднему краю обода диска. Обеспечивается возможность устанавливать амортизатор в труднодоступные места и производить его техническое обслуживание по месту установки при одновременном ограничении трения контактирующих деталей, что позволяет в свою очередь снизить степень износа последних. 7. н. и 7 з.п. ф-лы, 11 ил.

2493370
патент выдан:
опубликован: 20.09.2013
УЗЕЛ ВЕНТИЛЯТОРНОЙ ЛОПАТКИ С АМОРТИЗАТОРОМ, АМОРТИЗАТОР ВЕНТИЛЯТОРНОЙ ЛОПАТКИ И СПОСОБ КАЛИБРОВКИ АМОРТИЗАТОРА

Узел вентиляторной лопатки газотурбинного двигателя с вентилятором и амортизатором вентиляторной лопатки и способ калибровки амортизатора. Вентиляторная лопатка содержит основание и платформу. Амортизатор вентиляторной лопатки выполнен с возможностью крепления в ложементе, образованном в нижней поверхности платформы. Ложемент содержит входной фланец, перпендикулярный основанию лопатки. Амортизатор содержит переднюю кромку, первая часть которой параллельна входному фланцу ложемента, а вторая часть наклонена относительно упомянутого входного фланца. Амортизатор содержит верхнюю поверхность, включающую верхнюю правую наклонную поверхность и верхнюю левую наклонную поверхность. Способ калибровки амортизатора узла вентиляторной лопатки газотурбинного двигателя с вентилятором и амортизатором вентиляторной лопатки с использованием резервного массового объема, включает следующие операции: определяют относительную массу Mref амортизатора; измеряют эффективную массу Meff амортизатора; отрезают резервный массовый объем таким образом, чтобы масса отрезанного амортизатора была равна относительной массе Mref. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 5 ил.

2476683
патент выдан:
опубликован: 27.02.2013
СТАТОР ТУРБИНЫ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, СОДЕРЖАЩИЙ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АМОРТИЗАЦИИ ВИБРАЦИЙ

Статор турбины для газотурбинного двигателя, используемого на летательном аппарате, содержит стенку статора и кольцевую опору для истираемого элемента, предназначенного для контакта с лабиринтом герметизации. На стенке статора неподвижно закреплен ориентированный в направлении по течению потока газов инжектор высокого давления. Кольцевая опора размещена по потоку позади упомянутой стенки статора и неподвижно закреплена своим нижним в радиальном направлении концом на инжекторе воздуха высокого давления и неподвижно закреплена своим верхним в радиальном направлении концом на стенке статора. Закреплена так, что кольцевая опора, стенка статора и инжектор воздуха высокого давления совместно ограничивают полость, находящуюся под давлением. Статор турбины дополнительно содержит по меньшей мере одно устройство амортизации вибраций, размещенное в полости, находящейся под давлением. Устройство амортизации вибраций находится в контакте с каждым из двух элементов, из группы, состоящей из стенки статора и кольцевой опоры истираемого элемента. Так же объектами настоящего изобретения являются турбина для газотурбинного двигателя, используемого на летательном аппарате, содержащая описанный выше статор, и газотурбинный двигатель с такой турбиной. Изобретение позволяет устранить вибрационные реакции динамического взаимодействия между ротором и статором турбины. 3 н. и 11 з.п.ф-лы, 5 ил.

2474697
патент выдан:
опубликован: 10.02.2013
УСТРОЙСТВО ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ ШИРОКОХОРДНЫХ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ВЕНТИЛЯТОРОВ С БОЛЬШОЙ КОНУСНОСТЬЮ ВТУЛКИ И ВЕНТИЛЯТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Устройство демпфирования колебаний широкохордных рабочих лопаток вентилятора с большой конусностью втулки расположено между рабочим колесом и бустером подпорных ступеней вентилятора. Устройство содержит кольцеобразную металлическую пластину, крепящуюся снаружи к диску вентилятора и/или к бустеру и изогнутые профилированные элементы. Элементы выступают соответственно каждой рабочей лопатке над кольцеобразной пластиной по ее внешнему диаметру. Каждый из элементов включает упругую часть и фрикционную часть, отогнутую от упругой и загнутую в направлении внутреннего диаметра кольцеобразной металлической пластины. Элементы выполнены с возможностью прижатия фрикционной части к ответной торцевой поверхности ножки лопатки центробежной силой вентилятора без совершения совместных колебаний для создания силы трения, демпфирующей колебания лопатки. Жесткость крепления элемента к диску вентилятора и/или к бустеру не допускает совместных колебаний устройства и ножки лопатки. Достигается повышение надежности демпфирования колебаний широкохордных лопаток вентилятора с большой конусностью втулки за счет создания силы трения при перемещениях фрикционного элемента устройства и наружной поверхности торца ножки лопатки. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 10 ил.

2461717
патент выдан:
опубликован: 20.09.2012
СИСТЕМА ЛОПАТОК

Изобретение относится к средствам демпфирования колебаний лопаток турбомашин. Система (1) лопаток содержит ротор и множество расположенных по окружности ротора венцом лопаток. Между двумя непосредственно смежными лопатками расположены друг за другом в окружном направлении ротора, по меньшей мере, два демпфирующих элемента (5, 7). За счет действующей в радиальном направлении центробежной силы при вращении ротора вокруг оси вращения смежные демпфирующие элементы (5, 7) входят в контакт друг с другом. Один из обоих демпфирующих элементов (5, 7) приходит в контакт с одной из обеих лопаток, а другой из обоих демпфирующих элементов (7, 5) входит в контакт с другой из обеих лопаток. Два из трех контактов между демпфирующими элементами и лопатками выполнены по поверхности, а один из трех контактов - по линии. За счет комбинации демпфирующих элементов с поверхностным контактом на платформе лопатки и линейным контактом (контактом Герца) на другой платформе пары лопаток создается кинетически устойчивая система, которая предотвращает перекашивание и локальный отрыв всех поверхностей контакта и обеспечивает эффективное демпфирование различных колебательных состояний. 9 з.п. ф-лы, 2 ил.

2417323
патент выдан:
опубликован: 27.04.2011
РОТОР ПАРОВОЙ ИЛИ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ

Ротор паровой или газовой турбины содержит рабочие лопатки, закрепленные в нем в несколько радиальных рядов и состоящие из установленного в ротор корня лопатки, рабочей стороны лопатки и бандажа. В расположенных напротив друг друга наклонных поверхностях бандажей ряда рабочих лопаток выполнены открытые вырезы. Вырезы двух соседних бандажей вместе образуют, по существу, закрытое полое пространство, которое в радиальном направлении ротора вначале расширяется до наибольшего поперечного сечения, а затем снова сужается. В каждое полое пространство с возможностью свободного перемещения вставлен штифт, наибольшее поперечное сечение которого меньше наибольшего поперечного сечения полого пространства и больше, чем наименьшее поперечное сечение полого пространства. Полое пространство выполнено в форме капли и исходя от наибольшего поперечного сечения клинообразно сужается. Угол при вершине клина, который образуют друг с другом внутренние поверхности вырезов полого пространства, больше, чем угол, при котором имеет место самоторможение штифта в полом пространстве. Изобретение позволяет повысить надежность ротора турбины за счет обеспечения демпфирования колебаний, возникающих при работе турбины. 4 з.п. ф-лы, 12 ил.

2347913
патент выдан:
опубликован: 27.02.2009
ТУРБИНА ТУРБОМАШИНЫ, ОСНАЩЕННАЯ ЛОПАТКАМИ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЗОНАНСНЫМИ ЧАСТОТАМИ, СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАННОЙ РЕЗОНАНСНОЙ ЧАСТОТЫ ЛОПАТКИ ТУРБИНЫ

Способ изготовления турбины турбомашины, содержащей рабочие колеса с лопатками, каждая из которых включает, по меньшей мере, два пера, соединенные с общими для них внешней полкой, внутренней полкой и хвостовиком, заключается в том, что некоторые из лопаток снабжают полым хвостовиком, содержащим выемку. При этом хвостовикам лопаток, принадлежащих к одному и тому же рабочему колесу, и/или хвостовикам лопаток, принадлежащих к двум разным рабочим колесам, придают различную конфигурацию в части выполняемых в них выемок. Тем самым получают лопатки с различными значениями собственных резонансных частот и достигают частотное рассогласование между лопатками. Способ обеспечения требуемой резонансной частоты лопатки турбины для турбомашины, содержащей турбину низкого давления и турбину высокого давления, осуществляют формированием выемки в хвостовике лопатки. При этом используют лопатку, имеющую, по меньшей мере, два пера, соединенные с общими для них внутренней полкой, внешней полкой и хвостовиком, а требуемое значение собственной резонансной частоты лопатки превосходит более чем на 14% частоту моды возбуждения, соответствующей разности N2 -N1, где N2 и N 1 соответственно обозначают скорости вращения турбин высокого давления и низкого давления. Многоступенчатая турбина турбомашины содержит, по меньшей мере, одно рабочее колесо, оснащенное лопатками. Каждая из лопаток содержит, по меньшей мере, два пера, соединенные с общими для них внешней полкой, внутренней полкой и хвостовиком. При этом, по меньшей мере, некоторые из лопаток имеют полый хвостовик, который содержит выемку, а выемки различных лопаток имеют различную конфигурацию, так что указанные лопатки имеют различные собственные резонансные частоты. Изобретения позволяют снизить опасность возникновения вибраций за счет рассогласования резонансных частот в пределах одного рабочего колеса либо нескольких рабочих колес турбины. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 7 ил.

2341662
патент выдан:
опубликован: 20.12.2008
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ЛОПАТКИ РОТОРА ДЛЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ, ЛОПАТКА РОТОРА ДЛЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ И МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ПАРОВАЯ ТУРБИНА

Изобретения относятся к способу модификации лопатки ротора для паровой турбины, лопатке ротора и многоступенчатой паровой турбине. Модифицирование лопатки производится так, чтобы способствовать изменению частоты собственных колебаний лопатки ротора, где лопатка ротора включает в себя набегающий край, сбегающий край, первую боковую стенку и вторую боковую стенку, в которой первая и вторая боковые стенки присоединены в осевом направлении к набегающему и сбегающему краям, и боковые стенки проходят в радиальном направлении между корневой частью лопатки ротора и вершиной лопатки ротора. Способ включает в себя определение условия колебательного резонанса лопатки ротора и формирование удлинения лопатки между корневой частью лопатки ротора и вершиной лопатки ротора, которое изменяет определенное условие резонанса. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

2264541
патент выдан:
опубликован: 20.11.2005
ТУРБИННАЯ ЛОПАТКА, СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ

Использование: в энергетических газотурбинных установках. Сущность изобретения: турбинная лопатка включает основание и вогнутое перо, на поверхность которого нанесено керамическое покрытие. Способ изготовления лопатки включает заполнение литейной формы расплавленным металлом. Способ защиты от коррозии включает использование покрытия. Новым является то, что на поверхности стержня выполнены замковые пазы типа "ласточкин хвост", в которых расположены керамические волокна, скрепленные с керамическим покрытием. Керамические волокна собраны в жгуты с винтовой закруткой волокон или нитей из волокон, а в металлических стенах пазов выполнена резьба, включающие винтовые канавки, огибающие паз. Удаленный от основания конец стержня огибают петли керамических жгутов, выполненные в виде витков обмотки, проходящих через каналы в основании. При изготовлении лопатки на внутренней поверхности литейной формы размещают жгуты из керамических волокон и закрепляют их в виде ребер, профиль которых имеет сужение в месте закрепления ребра. Внутреннюю часть формы выполняют в виде слоя волокнистого материала. Используют лист из волокнистого материала, волокнистые ребра закрепляют на верхней стороне листа и заливают их расплавом полимера с полным погружением в него ребер. Для защиты лопатки от коррозии теплозащитное покрытие выполняют из керамических волокон, а через поры между волокнами пропускают воздух из лопатки, вытесняющий продукты сгорания. 3 с. и 23 з.п. ф-лы, 23 ил.
2078945
патент выдан:
опубликован: 10.05.1997
Наверх