Топливные элементы, их изготовление: .группирование топливных элементов внутри батарей, например модули – H01M 8/24
Патенты в данной категории
СИСТЕМА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
Изобретение относится к системам топливных элементов. Технический результат - обеспечение возможности размещения на транспортном средстве с повышением функции водоотведения. Система топливных элементов включает в себя: батарею топливных элементов, сформированную посредством укладки в пакет множества единичных элементов горизонтально и имеющую, в многослойном корпусе, коллекторы, через которые подаются и выпускаются химически активные газы в и из каждого из единичных элементов; и дренажные пути, проходящие от коллектора для выпуска отходящего анодного газа, на обеих торцевых сторонах батареи топливных элементов в направлении укладки в пакет единичных элементов соответственно. 4 н. и 9 з.п. ф-лы 20 ил. |
2528426 патент выдан: опубликован: 20.09.2014 |
|
БАТАРЕЯ ТВЕРДООКСИДНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ПРИМЕНЕНИЕ Е-СТЕКЛА В КАЧЕСТВЕ СТЕКЛЯННОГО УПЛОТНИТЕЛЯ В БАТАРЕЕ ТВЕРДООКСИДНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Батарея твердооксидных топливных элементов, получаемая в процессе, содержащем применение стеклянного уплотнителя состава 50-70 мас.% SiO2, 0-20 мас.% Al2O3 , 10-50 мас.% СаО, 0-10 мас.% MgO, 0-2 мас.% (Na2O+K 2O), 5-10 мас.% В2О3 и 0-5 мас.% функциональных элементов, выбранных из TiO2, ZrO 2, F, P2O5, MoO3, Fe 2O3, MnO2, La-Sr-Mn-O перовскита (LSM), и их комбинаций. Предложенная батарея обладает повышенной долговечностью и безопасностью в работе за счет того, что предложенный уплотнитель снижает риск растрескивания топливного элемента во время циклического температурного воздействия. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 2 ил., 6 пр. |
2489778 патент выдан: опубликован: 10.08.2013 |
|
ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОПЛИВНОГО ЭЛЕМЕНТА
Предложен топливный элемент малого размера, способный обеспечить стабильный выход, а также способ его изготовления. Топливный элемент (1) включает в себя: мембранно-электродный блок (МЕА) (13), в котором топливный электрод (16) и кислородный электрод (14) расположены напротив электролитической мембраны (15), причем электролитическая мембрана размещена между электродами; первую прижимную пластину (10) и вторую прижимную пластину (11), которые расположены напротив МЕА (13) и его периферийной области (13D); сквозное отверстие (12), проходящее от первой прижимной пластины (10) к второй прижимной пластине (11) через периферийную область (13D); и слой (20) смолы, вдавленный в сквозное отверстие (12). За счет слоя (20) смолы, сформированного в сквозном отверстии (12), МЕА (13) удерживается под давлением между первой прижимной пластиной (10) и второй прижимной пластиной (11). По сравнению со скреплением с помощью металлического винта пространство, необходимое для крепления, уменьшается, а пространство для защитной изоляции не является необходимым. Благодаря эластичности слоя (20) смолы легко поддерживается состояние повышенного давления. Предложенная конструкция позволяет создавать топливные элементы малого размера, способные обеспечивать стабильный выход. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 19 ил., 4 пр. |
2474930 патент выдан: опубликован: 10.02.2013 |
|
СИСТЕМЫ ТВЕРДООКСИДНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ С УЛУЧШЕННЫМИ КАНАЛИЗИРОВАНИЕМ ГАЗОВ И ТЕПЛООБМЕНОМ
Изобретение относится к системам твердооксидных топливных элементов. Согласно изобретению система твердооксидных топливных элементов содержит один или более трубчатых топливных элементов с продольной осью, каждый из которых содержит анод, катод и электролит; и центральный опорный элемент в проточном сообщении с каждым из упомянутых одного или более трубчатых топливных элементов, причем этот центральный опорный элемент содержит внутренний продольный элемент, образующий внутренний продольный канал, и внешний продольный элемент, образующий внешний продольный канал, при этом внешний продольный элемент является концентрическим по отношению к внутреннему продольному элементу и расположен вокруг него, при этом внутренний продольный элемент приспособлен доставлять топливо к упомянутым одному или более анодам, а внешний продольный элемент приспособлен доставлять окислитель к упомянутым одному или более катодам, и при этом упомянутые один или более трубчатых топливных элементов расположены вокруг центрального опорного элемента; один или более анодных выпускных проточных каналов, находящихся в проточном сообщении с упомянутыми одним или более анодами и приспособленных направлять анодный выхлоп от упомянутых одного или более анодов; один или более катодных выпускных проточных каналов, находящихся в проточном сообщении с одним или более катодами и приспособленных направлять катодный выхлоп от упомянутых одного или более катодов; токосъемный узел, расположенный вокруг центрального опорного элемента и содержащий восстановительную камеру, находящуюся в проточном сообщении с упомянутыми одним или более анодными выпускными проточными каналами, но не с упомянутыми одним или более катодными выпускными проточными каналами; токосъемник, расположенный внутри восстановительной камеры и в электрическом сообщении с каждым из упомянутых одного или более трубчатых топливных элементов; и дожигатель, находящий в проточном сообщении с восстановительной камерой и с упомянутыми одним или более катодными выпускными проточными каналами, причем дожигатель приспособлен обеспечивать объединение анодного выхлопа от упомянутых одного или более анодов и катодного выхлопа от упомянутых одного или более катодов. Техническим результатом является увеличенная эффективность работы посредством улучшенной регулировки температуры и токосъема. 2 н. и 22 з.п. ф-лы, 4 ил. |
2447545 патент выдан: опубликован: 10.04.2012 |
|
КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ БАТАРЕИ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ТВЕРДООКСИДНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Изобретение относится к конструкции для закрепления батареи плоских твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ), к батарее твердооксидных топливных элементов и способу сжатия батареи. Согласно изобретению конструкция для закрепления батареи плоских твердооксидных топливных элементов содержит гибкую пластину и жесткий теплоизолирующий концевой блок, причем гибкая пластина выполнена с возможностью сгибания в основном в выпуклую форму, причем жесткий теплоизолирующий концевой блок имеет форму прямоугольного основания с плоской поверхностью и противоположной поверхностью, которая имеет в основном выпуклую форму, при этом гибкая пластина расположена смежно противоположной поверхности твердого теплоизолирующего концевого блока и при этом гибкая пластина согнута для получения формы, которая является в основном выпуклой. Техническим результатом является равномерное распределение сжимающих сил во время работы батареи ТОТЭ, снижение массы и объема. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 13 ил. |
2442247 патент выдан: опубликован: 10.02.2012 |
|
УЗЕЛ СЖАТИЯ ДЛЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАРУЖНОГО УСИЛИЯ СЖАТИЯ К СТОПКЕ ТВЕРДООКСИДНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И СТОПКА ТВЕРДООКСИДНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Изобретение относится к области топливных элементов, более конкретно к узлу сжатия для распределения наружного усилия сжатия в стопке твердооксидных топливных элементов и к стопке твердооксидных топливных элементов. Согласно изобретению узел сжатия содержит пластину для распределения усилия и слой распределения усилия, так что, когда указанный узел сжатия установлен вместе со стопкой твердооксидных топливных элементов, наружное усилие сжатия действует на указанную пластину распределения усилий, и указанный слой распределения усилий обеспечен вблизи поверхности по меньшей мере одной концевой пластины, противоположной поверхности, обращенной к твердооксидным топливным элементам, причем указанный слой распределения усилий имеет жесткую раму, продолжающуюся вблизи зоны уплотнительной области стопки твердооксидных топливных элементов, один или более упругих элементов, расположенных внутри пространства, окруженного указанной жесткой рамой расположенных вблизи области с электрохимической активностью стопки твердооксидных топливных элементов, так что, когда указанный узел сжатия, установленный с твердооксидным топливным элементом, находится в использовании, указанный слой распределения усилий обеспечивает неравномерное распределение давления в зоне уплотнительной области и области с электрохимической активностью. Техническим результатом является повышение выхода электроэнергии, снижение стоимости системы. 3 н. и 10 з.п. ф-лы, 6 ил. |
2431220 патент выдан: опубликован: 10.10.2011 |
|
КОНФИГУРАЦИИ БАТАРЕЙ ТРУБЧАТЫХ ТВЕРДООКСИДНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Изобретение относится к трубчатым твердооксидным топливным элементам. Техническим результатом изобретения является снижение затрат на производство и повышение эффективности. Согласно изобретению блок топливных элементов (1) включает набор трубок твердооксидных топливных элементов (18). Трубки (18) твердооксидных топливных элементов имеют пористые металлические внешние поверхности (116), внутренние слои топливных элементов (112-114) и внутренние поверхности (118). Каждая из трубок (18) твердооксидных топливных элементов имеет по меньшей мере один открытый конец. С набором трубок (18) твердооксидных топливных элементов сообщается при работе по меньшей мере один коллектор (28) для направления первого реакционного газа и приведения его в соприкосновение с пористыми металлическими внешними поверхностями (116) и для направления второго реакционного газа и приведения его в соприкосновение с внутренними поверхностями (118). Коллектор (28) также включает по меньшей мере одну шину, расположенную с обеспечением электрического соединения по меньшей мере с одной поверхностью из группы, состоящей из пористых металлических внешних поверхностей (116) и внутренних поверхностей (118). 2. н. и 21 з.п. ф-лы, 20 ил. |
2415498 патент выдан: опубликован: 27.03.2011 |
|
ТВЕРДООКСИДНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Изобретение относится к конструкции батарей твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ), и более конкретно к конструкциям батарей элементов указанного типа, состоящим из металлических несущих трубчатых решеток с внутренними мембранами в виде топливных элементов. Согласно изобретению блок топливных элементов содержит комплект трубчатых решеток твердооксидных топливных элементов, причем указанные решетки снабжены множеством сквозных отверстий и имеют пористые металлические наружные поверхности, внутренние слои из топливных элементов, расположенные на внутренней стороне указанных отверстий, и внутренние поверхности; и, по меньшей мере, одну головную часть, функционально связанную с комплектом трубчатых решеток твердооксидных топливных элементов и предназначенную для подачи первого активного газа к пористым металлическим наружным поверхностям и для подачи второго активного газа к указанным внутренним поверхностям, при этом головная часть дополнительно характеризуется наличием наружной шины, находящейся в электрическом контакте с пористыми металлическими наружными поверхностями, и внутренней шины, находящейся в электрическом контакте с указанными внутренними поверхностями. Техническим результатом является уменьшение производственных затрат и пусковых периодов, минимальное использование дорогостоящих материалов, увеличение коэффициента полезного действия выработки энергии. 16 з.п. ф-лы, 17 ил. |
2411617 патент выдан: опубликован: 10.02.2011 |
|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАТАРЕИ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ С ТВЕРДЫМ ПОЛИМЕРНЫМ ЭЛЕКТРОЛИТОМ
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для изготовления батареи топливных элементов с твердым полимерным электролитом, предназначенной как для портативных мобильных электронных устройств, так и для изготовления зарядного устройства на основе батарей топливных элементов. Зарядное устройство предназначено для мобильных телефонов и переносных компьютеров. Согласно изобретению два топливных элемента (2) и (3) устанавливают в батарее (1) таким образом, что электроды топливных элементов (5) и (5'), которые предназначены для окисления топлива, устанавливают друг против друга. Затем между ними по всему периметру размещают диэлектрическую прокладку (10), которую приклеивают к поверхности токоотводов (8) электродов (5) и (5'). В результате получают камеру (4), предназначенную для топлива. В качестве топлива применяют метанол. Камера (4) оборудована каналами (11) и (12) для поступления топлива и отвода из камеры отработанных продуктов. Электроды (6) и (6') топливных элементов (2) и (3) предназначены для восстановления окислителя, обращены к кислороду в составе воздуха. Топливные элементы (2) и (3) соединены между собой в последовательную электрическую цепь проводником (13). Напряжение батареи равно 1-1,2 В, размеры батареи топливных элементов равны 50,5×27,6×2,4 мм. Вес батареи топливных элементов равен 3,11 г, объем 3,4 см3. Техническим результатом является уменьшение толщины и увеличение удельной мощности батареи топливных элементов, упрощение ее конструкции. Возможность изготовления батареи топливных элементов на простом оборудовании в процессе массового производства. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. |
2387053 патент выдан: опубликован: 20.04.2010 |
|
ШТАБЕЛЬ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Изобретение относится к штабелю (10) высокотемпературных топливных элементов, стягиваемому с помощью временного стягивающего устройства, также к способу временной затяжки штабеля (10) топливных элементов и к способу удаления временного стягивающего устройства (12-22) для штабеля (10) высокотемпературных топливных элементов. Согласно изобретению временное стягивающее устройство (12-22) состоит из пластмассы, которая сгорает при температуре ниже рабочей температуры штабеля (10) высокотемпературных топливных элементов. Техническим результатом является повышение эффективности штабеля топливных элементов. 4 н. и 7 з.п. ф-лы, 2 ил. |
2378744 патент выдан: опубликован: 10.01.2010 |
|
МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПЛАНАРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ (ВАРИАНТЫ), БАТАРЕЯ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Изобретение относится к высокотемпературных электрохимическим устройствам с твердым электролитом. Техническим результатом изобретения является увеличение плотности упаковки и улучшение тепломассообмена. Согласно изобретению заявлены модифицированный планарный электрохимический элемент (ЭХЭ), батарея и способ изготовления элемента (варианты), ЭХЭ с тонкослойным твердым электролитом, например, на основе диоксида циркония модифицированной планарной конструкции пригоден для изготовления высокотемпературных электрохимических устройств различного применения. В модифицированном планарном элементе конструктивно объединены основные и главные преимущества планарной и трубчатой конструкции. 4 н. и 16 з.п. ф-лы, 1 ил. |
2367065 патент выдан: опубликован: 10.09.2009 |
|
БАТАРЕЯ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Изобретение относится к области создания и использования батарей топливных элементов, позволяющих преобразовывать химическую энергию непосредственно в электрическую. Для этого предложена батарея топливных элементов (ТЭ), соединенных последовательно и состоящих из опорной трубы с нанесенными на нее слоями анода, электролита, катода и изолятора, при этом опорная труба выполнена в виде капилляра, закрытого с одного конца, а открытый конец которого соединен с узлом подачи восстановителя, анод и катод выполнены из одного материала, при этом анод каждого предыдущего ТЭ переходит в катод последующего ТЭ и отделен от анода и электролита последующего ТЭ изолятором, катод и электролит предыдущего ТЭ отделен от катода последующего ТЭ вторым изолятором. Между слоем анода и электролита и электролита и катода могут быть расположены слои катализатора, а на внешней поверхности батареи может быть выполнен слой из пористого изолирующего материала. Техническим результатом является повышение удельной мощности топливных элементов, и соответственно, батареи, существенное упрощение конструкции, упрощение технологии изготовления батареи топливных элементов. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл. |
2353025 патент выдан: опубликован: 20.04.2009 |
|
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ БАТАРЕИ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, СПОСОБ ЕЕ ПУСКА И СПОСОБ ЕЕ ОСТАНОВА
Данное изобретение относится к способам пуска и останова батареи топливных элементов, способствующим продлению срока эксплуатации. Процесс эксплуатации батареи топливных элементов включает нагревание и охлаждение модуля топливных элементов с продувкой анодных и катодных полей потока при помощи газовой смеси. В описанных примерах для продувки индивидуально выбираемых модулей батареи в ходе процедур останова или пуска применяется водородно-азотная газовая смесь, содержащая менее 2% водорода. В приведенном примере водородно-азотная смесь содержит менее 0,1% водорода. Технический результат - увеличение срока эксплуатации батареи топливных элементов. 3 н. и 21 з.п. ф-лы, 1 ил. |
2351001 патент выдан: опубликован: 27.03.2009 |
|
МЕМБРАННО-ЭЛЕКТРОДНЫЙ УЗЕЛ ТОПЛИВНОГО ЭЛЕМЕНТА
Изобретение относится к топливным элементам, в частности к МЭУ (мембранно-электродному узлу). Техническим результатом изобретения является улучшение эффективности генерирования тока в топливном элементе. Согласно изобретению МЭУ включает в себя воздушный электрод, электролитную мембрану в качестве среды переноса ионов, расположенную между биполярной пластиной, имеющей открытую выемку на топливной стороне, по которой протекает топливо, и биполярной пластиной, имеющей открытую выемку на воздушной стороне, по которой протекает воздух, таким образом, чтобы сформировать канал для топлива с помощью открытой выемки на топливной стороне и сформировать канал для воздуха с помощью открытой выемки на воздушной стороне, и каталитический электрод, вставленный в открытую выемку на топливной стороне таким образом, что он отделен от электролитной мембраны для формирования канала для топлива с обеих сторон от него и содействия электрохимическому окислению топлива за счет активизирующего действия, происходящего на топливном электроде, к которому подается топливо, и воздушном электроде, к которому подается воздух. 10 з.п. ф-лы, 8 ил. |
2326472 патент выдан: опубликован: 10.06.2008 |
|
КОМПРЕССИОННЫЙ СБОРОЧНЫЙ УЗЕЛ ТОПЛИВНОГО ЭЛЕМЕНТА
Изобретение относится к электрохимическим топливным элементам и, в частности, к способу и устройству для сборки множества пластин топливных элементов в виде пакета топливных элементов. Компрессионный сборочный узел топливного элемента обеспечивает приложение и удержание силы сжатия к пакету топливных элементов путем использования фиксированной рамы, в которую можно непосредственно встраивать топливный элемент. Узел содержит блок рамы, включающий, по меньшей мере, две расположенные друг напротив друга боковые стенки, удерживаемые на некотором расстоянии друг от друга с помощью элемента основания, проходящего между ними в нижнем положении по сторонам, при этом расположенные друг напротив друга боковые стенки и элемент основания образуют гнездо для установки пластин топливных элементов, причем каждая расположенная друг напротив друга боковая стенка снабжена, по меньшей мере, одним элементом зацепления на внутренней стенке, предназначенным для зацепления с верхним элементом крышки, формирующим верхнюю часть блока рамы. Элемент крышки предназначен для закрывания блока рамы и приложения давления к пластинам, установленным внутри него, путем автоматически фиксирующегося соединения с гнездом в определенном положении, в первом направлении, которое, по существу, ортогонально плоскости пластин. Узел обеспечивает простую технологию сборки для обеспечения точного совмещения пластин и равномерного сжатия по всей площади поверхности и поддержание этого сжатия во время и после сборки, что является техническим результатом предложенного технического решения. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 9 ил. |
2313860 патент выдан: опубликован: 27.12.2007 |
|
МОДУЛЬ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности к модулям твердых окисных топливных элементов. Модуль (30) твердых окисных топливных элементов содержит множество твердых окисных топливных элементов (36), причем каждый топливный элемент (36) содержит первый электрод (40), электролит (42) и второй электрод (44), множество соединителей (38), предназначенных для электрического соединения топливных элементов (36) в электрической последовательности. Первый слой (40А) предназначен для оптимизации электрохимической активности электролита (42), второй слой (40В) - для обеспечения электронной проводимости перпендикулярно слоям (40, 42, 44) топливного элемента (36), при этом второй слой (40В) расположен так, чтобы его электронная проводимость отличалась в разных положениях слоя. Второй слой (40В, 44В) имеет различную композицию или площадь поперечного сечения второго слоя (40В, 44В) в контакте с первым слоем (40А, 44А). Техническим результатом изобретения является равномерный токосъем с твердых оксидных топливных элементов (16). 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 7 ил. |
2303839 патент выдан: опубликован: 27.07.2007 |
|
СБОРКА КАТОД-ЭЛЕКТРОЛИТ-АНОД ДЛЯ ТВЕРДООКСИДНОГО ТОПЛИВНОГО ЭЛЕМЕНТА
Изобретение относится к твердооксидным топливным элементам. Техническим результатом изобретения является снижение омического сопротивления сборки. Сборка катод-электролит-анод (КЭА) для твердооксидного топливного элемента содержит на своей задней стороне электроды, используемые для установления контакта между плоской соединительной пластиной и выступающей структурой, которая выполнена таким образом, что вместе с указанной пластиной она формирует каналы для циркуляции газа. Сборка КЭА и соединительные пластины могут иметь отверстия для создания внутренних трубок для входа и выхода газа. Граница раздела электролит/электрод может также быть выполнена в виде выступающей структуры, увеличивающей отношение площади поверхности в целом к площади ее проекции. 2 н. и 23 з.п. ф-лы, 9 ил. |
2303838 патент выдан: опубликован: 27.07.2007 |
|
БАТАРЕЯ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, СИСТЕМА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАТАРЕИ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Изобретение относится к области электротехники, к созданию батареи топливных элементов, системы топливных элементов, содержащих батарею топливных элементов, и к способу изготовления батареи топливных элементов. В частности, предложена технология получения тонкого слоя электролита без образования трещин. Электролитная мембрана 30 содержит плотный неорганический слой электролита 36, образованного на плотной корпусной детали 31. Каждый единичный топливный элемент содержит электролитную мембрану 30, топливный электрод и кислородный электрод. Множество единичных топливных элементов образуют слоистую структуру и соединены последовательно для создания батареи топливных элементов. Техническим результатом изобретения является возможность изготовления батареи топливных элементов, имеющей достаточно тонкий слой электролита, без образования в нем трещин. 3 н. и 15 з.п. ф-лы, 11 ил. |
2296393 патент выдан: опубликован: 27.03.2007 |
|
КОНФИГУРАЦИЯ ПАКЕТА ИЗ ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ ОКСИДНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Изобретение относится к размещению плоских твердотельных оксидных топливных элементов в пакете с улучшенной системой каналов. Техническим результатом изобретения является упрощение системы каналов в пакете топливных элементов и упрощение герметизации пакета. Согласно изобретению пакет из топливных элементов содержит пакет из чередующихся пластин твердотельных оксидных топливных элементов и пластин разделения газовых потоков внутри корпуса. Каждая пластина топливного элемента имеет сквозные отверстия, находящиеся на одной линии с соответствующими отверстиями через смежные разделительные пластины. Первая выровненная последовательность отверстий в пластинах топливных элементов и пластинах разделения газовых потоков открыта в направлении к анодной стороне каждой из пластин топливных элементов с образованием первого канала для входного топливного газа. Вторая выровненная последовательность отверстий в пластинах топливных элементов и пластинах разделения газовых потоков открыта в направлении от анодной стороны каждой из пластин топливных элементов с образованием второго канала (6) для отработавшего топливного газа. Третий канал для входного воздуха образован между пакетом и корпусом и открыт в направлении катодной стороны каждого топливного элемента. Четвертый канал для выходного воздуха образован между пакетом и корпусом и открыт в направлении от катодной стороны каждого топливного элемента. В предпочтительном варианте выполнения третья выровненная последовательность отверстий в пластинах открыта в направлении от анодной стороны каждого топливного элемента с образованием второго канала для отработавшего топливного газа, и второй канал для выходного воздуха образован между пакетом и корпусом. Выполненные с возможностью скольжения волоконные уплотнения предусмотрены между пакетом и корпусом для разделения воздушных каналов. 23 з.п. ф-лы, 7 ил. |
2290726 патент выдан: опубликован: 27.12.2006 |
|
БЛОК ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ТВЕРДОМ ПОЛИМЕРНОМ ЭЛЕКТРОЛИТЕ, БАТАРЕЯ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ БЛОКА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Блок топливных элементов (10) образован в результате укладки первого единичного топливного элемента (14) и второго единичного топливного элемента (16) в штабель. Первый единичный топливный элемент (14) включает в свой состав первый рабочий элемент (18), а второй единичный топливный элемент (16) включает в свой состав второй рабочий элемент (20). В блоке топливных элементов (10) первый и второй единичные топливные элементы (14, 16) имеют конструктивные отличия. Техническим результатом изобретения является создание блока топливных элементов на твердом полимерном электролите, имеющего простую конструкцию и позволяющего достичь эффективного улучшения характеристики выработки электроэнергии каждого единичного топливного элемента и уменьшения размера блока топливных элементов, а также батареи топливных элементов. 4 н. и 16 з.п. ф-лы, 20 ил. |
2262160 патент выдан: опубликован: 10.10.2005 |
|
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С ТОПЛИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ДАННОЙ СИСТЕМОЙ (ВАРИАНТЫ) Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройству и способу производства электроэнергии энергетической системой с топливными элементами. Энергетическая система содержит узел пакетов (220) топливных элементов, которые работают при разных температурах, отличающихся для двух или более пакетов топливных элементов. Пакет топливных элементов может иметь несколько температурных зон (240, 242, 244), образованных вдоль оси пакета, либо может быть использовано несколько пространственно разнесенных пакетов топливных элементов для нагревания реагента от входной температуры до заданной температуры. Пакеты топливных элементов имеют рабочие температуры в интервале от в основном 20С до в основном 2000С. Техническим результатом изобретения является повышение КПД энергетической системы. 4 с. и 146 з.п.ф-лы, 17 ил. | 2227348 патент выдан: опубликован: 20.04.2004 |
|
РАЗДЕЛЕННЫЙ МЕМБРАНАМИ БИПОЛЯРНЫЙ МНОГОКАМЕРНЫЙ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ РЕАКТОР Изобретение относится к электрохимическим реакторам с биполярными электродами. Согласно изобретению многокамерное устройство образовано путем поочередного укладывания в стопу предварительно собранных элементов двух типов: подузла для удерживания биполярного электрода и подузла для удерживания мембраны. Стопу чередующихся элементов укладывают на нижний концевой элемент, и стопу заканчивают путем помещения верхнего концевого электродного элемента на последний элемент, удерживающий мембрану. Каждый элемент для удерживания биполярного пластинчатого электрода и каждый элемент для удерживания ионообменной разделительной мембраны включает в себя по существу аналогичную прямоугольную рамку, изготовленную из электрически не проводящего и химически стойкого материала, как правило, из формованного пластика, которая имеет на своей верхней (после сборки) поверхности канавки для приема прокладочных средств в виде кольцевых уплотнений, имеет внутреннюю фланцевую часть, образованную в виде выемки со стороны первой плоской поверхности, и электрически не проводящий фиксирующий контрфланец, и имеет сквозные отверстия и выемки в скоординированных местах, которые расположены вдоль двух противоположных сторон прямоугольной рамки и после завершения сборки образуют магистрали для раздельной циркуляции отрицательно заряженного электролита и положительно заряженного электролита в виде каскада соответственно через все проточные камеры для отрицательно заряженного электролита и все проточные камеры для положительно заряженного электролита. Биполярный реактор не имеет впускного и выпускного коллекторов для двух электролитов, электролиты проходят через соответствующие проточные камеры по зигзагообразной траектории, то есть по существу в гидравлическом ряду или в виде каскада. Предпочтительно в электродах на войлочной основе образованы две упорядоченные совокупности параллельных каналов для потока. Каждая упорядоченная совокупность образует гребенкообразную сеть каналов для распределения потока, при этом пальцеобразные каналы данной сети перемежаются пальцеобразными каналами из другой упорядоченной совокупности. Техническим результатом изобретения является простота сборки реактора. 5 з.п.ф-лы, 6 ил. | 2214653 патент выдан: опубликован: 20.10.2003 |
|
МОДУЛЬ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И БАТАРЕЯ НА ЕГО ОСНОВЕ Изобретение относится к топливным элементам (ТЭ) и может быть использовано при производстве модулей ТЭ и батарей на их основе. Техническим результатом изобретения является создание модуля и батареи ТЭ, обладающих удобством отработки и повышенной эксплуатационной надежности. Согласно изобретению модуль ТЭ содержит, по меньшей мере, два прямоугольных ТЭ, каждый из которых включает анод с токовым коллектором и изоляционной рамкой, расположенной по периферии анода и образующей анодную камеру, катод с токовым коллектором и изоляционной рамкой, расположенной по периферии катода и образующей катодную камеру, и электролитную камеру, образованную изоляционной рамкой и расположенную между анодом и катодом, изоляционные рамки по периферии снабжены отверстиями для подвода и отвода водорода, кислорода/воздуха и электролита и каналами, соединяющими указанные отверстия с соответствующими камерами. Все отверстия и каналы расположены на верхней и нижней сторонах изоляционных рамок, а через боковые стороны изоляционных рамок за пределы ТЭ выведены токовые коллекторы. Отверстия для подвода и отвода водорода в анодные камеры расположены на верхней стороне изоляционных рамок. Отверстия для подвода кислорода/воздуха в катодные камеры расположены на верхней стороне рамки, а отверстия для отвода кислорода/воздуха расположены на нижней стороне изоляционных рамок, при этом отношение площадей отверстий для отвода и подвода кислорода/воздуха составляет от 1,9 до 2,2. Отверстия для подвода электролита в электролитные камеры расположены на нижней стороне рамок, а отверстия для отвода электролита расположены на верхней стороне изоляционных рамок, при этом отношение площадей отверстий для отвода и подвода электролита составляет от 1,7 до 2,0. Каждое из отверстий для подвода и отвода электролита соединено с электролитными камерами двумя дугообразными каналами, при этом отверстия для подвода и отвода электролита и дугообразные каналы охватывают по внешнему периметру все остальные отверстия, образуя тепловой экран. На нижней стороне изоляционных рамок выполнены технологические отверстия, соединенные каналами с анодными камерами топливных элементов. Батарея ТЭ создана на базе указанных модулей. 2 с. и 26 з.п. ф-лы, 2 ил. | 2183370 патент выдан: опубликован: 10.06.2002 |
|
БИПОЛЯРНАЯ СЕПАРАТОРНАЯ ПЛАСТИНА ТОПЛИВНОЙ ЯЧЕЙКИ С ПРОТОННОЙ ОБМЕННОЙ МЕМБРАНОЙ Пластина имеет, по меньшей мере, один материал, проводящий электрический ток, в количестве приблизительно 50 - 95 мас.% сепараторной пластины, по меньшей мере одну смолу в количестве, по меньшей мере, приблизительно 5 мас. % сепараторной пластины и по меньшей мере один гидрофильный агент, где материал, проводящий электрический ток, смола и гидрофильный агент по существу равномерно диспергированы по всей сепараторной пластине. Изобретение позволяет изготовить недорогую протонную обменную мембрану с улучшенными свойствами для устранения воды и внутреннего увлажнения. 4 с. и 46 з.п.ф-лы, 5 ил., 5 табл. | 2182387 патент выдан: опубликован: 10.05.2002 |
|
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИМ КОНВЕРТЕРОМ, СИСТЕМА С ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИМ КОНВЕРТЕРОМ И УСТРОЙСТВО ВВОДА- ВЫВОДА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ С РЕЗЕРВУАРОМ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ Изобретение относится к высокотемпературным электрохимическим конвертерам, таким, как топливные элементы, а более конкретно к высокоэффективным энергетическим или силовым системам, в которых используются электрохимические конвертеры. Электрохимический конвертер размещен внутри резервуара высокого давления, в котором скапливаются горячие выхлопные газы, вырабатываемые конвертером, подаваемые в установки для использования энергии конвертера, такие, как газовая турбина, для комбинированного производства тепловой и электрической энергии. В состав для использования энергии конвертера могут входить, например, газовая турбина или система обогрева, вентиляции или кондиционирования воздуха (ОВКВ). Резервуар высокого давления может содержать теплообменник, например рубашку охлаждения, для охлаждения резервуара высокого давления и/или подогрева реагента электрохимического конвертера перед подачей его в конвертер. В одном из вариантов осуществления изобретения компрессор, входящий в узел газовой турбины, обеспечивает прокачку реагента через теплообменник резервуара высокого давления и подает реагент под давлением в расположенный внутри топливный элемент. Находящиеся под давлением и разогретые выхлопные газы топливного элемента собираются в резервуаре высокого давления и подаются в детандер турбины. Топливный элемент и резервуар высокого давления выполняют для узла газовой турбины роль камеры сгорания. В детандере может выполняться механическая работа либо он может быть объединен с генератором, вырабатывающим электроэнергию в дополнение к электроэнергии, вырабатываемой топливным элементом. Также дается раскрытие устройства ввода-вывода для передачи текучей среды, как, например, выхлопных газов или входного реагента, внутрь резервуара высокого давления извне его. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение эффективности энергетической системы, использующей электрохимический конвертер, за счет упрощения системы и использования в ней отходящего тепла, вырабатываемого в электрохимическом конвертере. 3 с. и 45 з.п. ф-лы, 8 ил. | 2180978 патент выдан: опубликован: 27.03.2002 |
|
ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР Изобретение относится к генераторам электрической энергии, преобразующих химическую энергию в электрическую. Техническим результатом изобретения является снижение стоимости химического генератора электрической энергии, выполненного на основе топливного элемента с жидким электролитом. Согласно изобретению генератор состоит из по крайней мере одного топливного элемента, включающего две раздельные камеры, в каждой из которых содержится электрод, причем первая камера - катодная - выполнена кислородсодержащим газом и содержит воздушный электрод, а вторая - анодная - выполнена водородсодержащим газом и содержит топливный электрод. Каждая из камер снабжена средством для подачи в нее жидкого электролита таким образом, чтобы вызванный электролит поступал непосредственно на поверхность помещенного в нее электрода, стекая с нее и образуя на названной поверхности нестационарную пленку, и стоком, через который электролит выходит из камеры, причем стоки анодной и катодной камер объединены в общий сток для электролита. 8 з.п.ф-лы, 1 ил. | 2173008 патент выдан: опубликован: 27.08.2001 |
|
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫЙ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ КОНВЕРТЕР ДЛЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) И СИСТЕМА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ОСНОВЕ ТВЕРДОГО ОКСИДА ДЛЯ ПРЯМОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА В ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ Изобретение относится к высокотемпературным электрохимическим конвертерам. Техническим результатом изобретения является создание сероустойчивого электрохимического конвертера, имеющего низкое внутреннее сопротивление. Такой электрохимический конвертер может работать на углеводородном топливе с содержанием соединений серы, достигающим 50 ч.н.м. и выше, не требуя специальной предварительной обработки такого топлива, без постепенного ухудшения технического состояния или значительного и/или постепенного снижения рабочих характеристик. Согласно изобретению электрохимический конвертер представляет собой высокотемпературный топливный элемент с рабочей температурой примерно от 600 до 1200°С и способен осуществлять внутри себя испарение и/или реформинг углеводородного топлива. Одна или несколько составных частей электрохимического конвертера, таких как соединитель, контактные поверхности соединителя, топливный электрод и окислительный электрод, выполнены из композиции, содержащей оксид хрома и оксид щелочноземельного металла. 5 с. и 34 з.п. ф-лы, 5 ил. | 2172543 патент выдан: опубликован: 20.08.2001 |
|
БЛОК СБОРОК ТВЕРДООКСИДНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ С КОЭФФИЦИЕНТОМ ТЕМПЕРАТУРНОГО РАСШИРЕНИЯ (КТР), ПРЕВЫШАЮЩИМ КТР ИХ ЭЛЕКТРОЛИТА Изобретение относится к высокотемпературным твердооксидным топливным элемента /ТОТЭ/, сборке и блоку сборки на его основе, техническим результатом изобретения является улучшение технологичности изготовления, снижение массогабаритных характеристик и повышение электрических и ресурсных характеристик. Согласно изобретению ТОТЭ представляет собой полый цилиндр из твердого электролита с электродами, нанесенными на его поверхность. Наружный электрод выполнен из материала с КТР, превышающим КТР электролита. Сборка содержит множество ТОТЭ, концевые анодные и катодные втулки и промежуточные втулки, используемые для электрической коммутации. КТР втулок равен КТР наружного электрода ТОТЭ. Блок содержит по меньшей мере две сборки ТОТЭ, наружные дистанционирующие кольца из электроизоляционного материала, камеры подвода и отвода анодного газа в виде трубной доски с крышкой, соединенных герметично между собой, токоподводы. Сборка в блоке соединена параллельно электрически и по анодному газу. 3 с. и 13 з.п. ф-лы, 24 ил. | 2138885 патент выдан: опубликован: 27.09.1999 |
|
БАТАРЕЯ ТВЕРДООКСИДНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Изобретение относится к высокотемпературным преобразователям энергии на основе топливных элементов. Согласно изобретению батарея содержит твердооксидные топливные элементы, каждый из которых состоит из тонкослойного электролита и двух электродных слоев, расположенных с обеих сторон электролита. Каждый электродный слой каждого элемента выполнен с утолщением по периферийному контуру с образованием пары сквозных пазов, смещенных относительно такой же пары сквозных пазов в утолщении второго электродного слоя того же топливного элемента. При стопировании между одноименными электродными покрытиями соседних элементов за счет утолщений образуются чередующиеся электродные камеры, соединенные с помощью системы сквозных пазов с газоподводящими и газоотводящими каналами - коллекторами, примыкающими снаружи к блокам сквозных пазов. Утолщение может быть выполнено из отдельных электропроводных слоев, примыкающих друг к другу, при этом токосъемником может служить один из слоев, к которому подсоединяют проволочные токовыводы. Топливные элементы могут иметь разнообразную геометрическую форму. В результате уменьшается себестоимость батареи, т.к. улучшен токосъем, повышается ее технологичность, улучшаются электрические характеристики. 5 з.п.ф-лы, 3 ил. | 2129323 патент выдан: опубликован: 20.04.1999 |
|
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ Изобретение относится к высокотемпературным электрохимическим преобразователям. Согласно изобретению электрохимический преобразователь осуществляет регенеративное нагревание реагентов электрохимического преобразователя до рабочей температуры, используя выпускной поток. Средства интеграции потока передают тепло от узла электрохимического преобразователя к потребляющему энергоблоку, что позволяет получить гибкую и эффективную конструкцию. В режиме работы блока топливного элемента, например, это облегчает восстановление отработанного тепла реагентов топливного элемента для объединения с термодинамическим устройством потребления, например газовой или паровой турбиной. Интеграция теплового потока осуществляет эффективную лучистую передачу тепла между внешними поверхностями узла преобразователя и узла теплообменника, содержащего рабочую среду поглотителя тепла или источника тепла, а также путем регенеративного процесса, при котором выходящий выпускной поток нагревает входящие реагенты до рабочей температуры преобразователя. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности процесса терморегуляции в системах электрохимического преобразования. 16 з. п.ф-лы, 10 ил. | 2127931 патент выдан: опубликован: 20.03.1999 |
|