Элементы конструкции обмоток: ..высоковольтные, например со средствами защиты от короны – H02K 3/40
Патенты в данной категории
СИСТЕМА ИЗОЛЯЦИИ СО СТУПЕНЧАТЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПОЛЕМ ДЛЯ ДИНАМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения корпусной изоляции, выдерживающей напряжения свыше 4 кВ, предпочтительно 13,8 кВ или более, применяемой в динамоэлектрических машинах. Сущность изобретения состоит в том, что изоляция элемента обмотки для динамоэлектрической машины, или корпусная изоляция для проводника динамоэлектрической машины содержит два слоя. Первый внутренний слой изоляции нанесен на проводник и имеет первую заранее определенную толщину и первую заранее определенную диэлектрическую проницаемость, а второй слой изоляции имеет вторую заранее определенную толщину и вторую заранее определенную диэлектрическую проницаемость, меньшую, чем первая диэлектрическая проницаемость. При этом первый и второй слои изоляции содержат ленту из слюдяной бумаги, причем слюда для каждой ленты является слюдой различного типа. В результате в месте перехода между первым и вторым слоями сформировано резкое повышение профиля электрического поля поперек корпусной изоляции, что приводит к электрическому полю рядом с проводником, имеющему максимальную величину, которая меньше, чем величина известных систем изоляции, что обеспечивает снижение максимальной величины профиля локального электрического поля в пределах корпусной изоляции. Технический результат - увеличение срока службы изоляции и уменьшение ее толщины. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 7 ил. |
2291542 патент выдан: опубликован: 10.01.2007 |
|
СТАТОР ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электротехники, а именно к высоковольтным электрическим машинам большой мощности, в частности к статорам турбогенераторов с изоляцией обмоток, изготавливаемых способом вакуумно-нагнетательной пропитки. Техническими задачами, решаемыми изобретением, являются: повышение надежности и долговечности крупных электрических машин с изоляцией, изготовленной способом вакуумно-нагнетательной пропитки; улучшение пространства, занимаемого защитным и разделительным слоями; упрощение и удешевление процесса изготовления изоляции обмотки статора; улучшение ремонтопригодности машины за счет облегчения выемки секций обмотки из пазов сердечника. Сущность изобретения состоит в следующем. В статоре высоковольтной электрической машины, содержащем сердечник магнитопровода, в пазах которого расположены секции обмотки, состоящие из проводников, покрытых корпусной изоляцией, поверх корпусной изоляции нанесено полупроводящее покрытие, состоящее из двух частей: обертки и накладки. Согласно изобретению, обертка выполнена из материала с низким коэффициентом трения к стали сердечника, непроницаемого для пропиточного состава и обладающего антиадгезионными свойствами. Обертка охватывает удаленную от расточки грань и боковые грани секции обмотки. Накладка выполнена из материала, проницаемого для пропиточного состава, и размещена на грани секции обмотки, обращенной к расточке, так что ее наружные края заходят за внутренние края обертки. Поверх накладки установлена прокладка, имеющая размер в тангенциальном направлении меньше, чем ширина паза, выполненная из полупроводящего или изоляционного материала. Секция обмотки фиксируется в пазу клином. Дополнительно между клином и прокладкой установлена дополнительная прокладка из антиадгезионного материала. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
|
2236740 патент выдан: опубликован: 20.09.2004 |
|
ОБМОТКА СТАТОРА ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности, в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше. Сущность изобретения состоит в следующем. Обмотка статора высоковольтной электрической машины выполнена многослойной из высоковольтного кабеля круглого сечения, расположенного в глубоких пазах и, согласно изобретению, распределена с одинаковыми шагами по пазам. Причем каждые два слоя образуют элементарную трехфазную двухслойную обмотку, которая соединяется последовательно по фазам с другими элементарными двухслойными обмотками. Технический результат - уменьшение длины вылета лобовых частей обмотки и сокращение количества технологической оснастки для изготовления катушек по сравнению с обмоткой с переменным шагом по пазам, а также уменьшение толщины изоляции и, соответственно, габаритов поперечного сечения кабеля по сравнению с размерами толщины корпусной изоляции для наибольшего потенциала. Кроме того, сокращается количество межполюсных соединений одноименных полуфаз или фаз элементарных обмоток для одного общего для всех полуфаз или фаз, а соединение лобовых частей обмотки осуществляется по кратчайшему расстоянию. 8 з.п. ф-лы, 8 ил. | 2226026 патент выдан: опубликован: 20.03.2004 |
|
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИНАХ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА Использование: в устройствах распределения и передачи энергии, для последовательной компенсации во вращающихся электрических машинах переменного тока, присоединенных непосредственно или через статический преобразователь тока к трехфазной распределительной или магистральной сети, где статорная обмотка машины переменного тока соединена звездой, емкостная на основной частоте напряжения цепь включена в каждой фазе между низковольтной стороной обмотки и точкой заземления распределительной или магистральной сети. Технический результат заключается в уменьшении реактивного сопротивления системы, а также в предотвращении появления токов, индуцированным магнитным полем Земли. 3 с. и 12 з.п.ф-лы, 2 ил. | 2201027 патент выдан: опубликован: 20.03.2003 |
|
ВРАЩАЮЩАЯСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ОСЕВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей выполнения вращающихся электрических машин с осевым охлаждением, которые прежде всего предназначены для работы на электростанциях и производства электроэнергии. Сущность изобретения состоит в том, что вращающаяся электрическая машина, содержащая статор и по меньшей мере одну обмотку, отличается тем, что она содержит обмотку с системой изоляции, включающей по меньшей мере два полупроводящих слоя, каждый из которых образует по существу эквипотенциальную поверхность, и твердую изоляцию, расположенную между ними, причем по меньшей мере один зубец 4 статора в секторе 18 зубца снабжен по меньшей мере одним охлаждающим каналом, идущим по существу в осевом направлении и соединенным с контуром охлаждения, в котором находится хладагент для циркуляции. В частности, предложена высоковольтная вращающаяся электрическая машина. Технический результат от использования данного изобретения состоит в создании системы охлаждения высоковольтной электрической машины, работающей в диапазоне от 10 кВ до напряжения силовой электросети без промежуточного трансформатора. 6 с. и 45 з.п.ф-лы, 8 ил. | 2193813 патент выдан: опубликован: 27.11.2002 |
|
СИЛОВОЙ ТРАНСФОРМАТОР Изобретение относится к электротехнике. Предложен силовой трансформатор 1, имеющий, по меньшей мере, одну электрическую обмотку, содержащую электропроводящее средство 13-15, охлаждающее средство для охлаждения электропроводящего средства для повышения его удельной электропроводности и окружающее электроизолирующее средство 20-22, которое содержит внутренний слой 20 полупроводникового материала, находящийся в электрическом контакте с указанным электропроводящим средством, наружный слой 21 полупроводникового материала под регулируемым электрическим потенциалом вдоль его длины и промежуточный слой 22 электроизолирующего материала между указанными внутренним и наружным слоями 20, 21. Технический результат от использования изобретения состоит в создании силового трансформатора с обмотками из высокотемпературных сверхпроводников и с электрической изоляцией, которая не страдает проблемами коронного разряда. 25 з.п.ф-лы, 5 ил., 1 табл. | 2193253 патент выдан: опубликован: 20.11.2002 |
|
ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ Изобретение относится к электротехнике, в частности к изготовлению обмоток электрических машин высокого напряжения. Технический результат от использования данного изобретения - увеличение долговечности и надежности изоляции обмотки электрической машины путем повышения предельного уровня испытательных напряжений, обеспечение полного подавления ионизационных явлений в защитном покрытии при рабочем напряжении, повышение стабильности свойств защитного покрытия. Сущность изобретения состоит в том, что полупроводящее защитное покрытие проводника на его выходе из паза выполнено из двух участков. Первый участок, ближайший к пазовой зоне, выполнен длиной не более 40 мм, второй участок - длиной не менее 200 мм. В эмаль защитного покрытия с наполнителем из микропорошка карборунда с дисперсностью 20-28 мкм и его содержанием 75-80 мас.ч. в качестве регулирующей добавки введен микропорошок алюминия с дисперсностью 40-60 мкм, на первом участке в количестве 5-12% от массы карборунда, а на втором участке - в количестве 2-4% от массы карборунда. При этом первый участок гальванически соединен с магнитопроводом электрической машины, а второй участок - с первым и примыкает к нему. 2 ил. | 2187874 патент выдан: опубликован: 20.08.2002 |
|
ПОЛУПРОВОДЯЩАЯ ЛЕНТА Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к производству полупроводящих материалов - лент с различным удельным поверхностным электрическим сопротивлением, используемых для противокоронной защиты высоковольтных обмоток электрических машин. Согласно изобретению полупроводящая лента содержит волокнистую подложку - ленту из стекловолокна, или лавсановой, или арамидной, или лавсаново-арамидной бумаги толщиной 30 - 200 мкм с нанесенной на нее полупроводящей композицией, включающей углеродсодержащий токопроводящий наполнитель, полимерное связующее - бутадиен-нитрильный каучук, органический растворитель, серу, тиурам, диэтилдитиокарбамат цинка и окись цинка при следующем соотношении ингредиентов в композиции, мас.%: бутадиен-нитрильный каучук 13,0 - 19,0; углеродсодержащий тонкопроводящий наполнитель 2,5 - 18,5; сера 0,3 - 0,7; тиурам 0,001 - 0,2; диэтилдитиокарбамат цинка 0,001 - 0,1; окись цинка 0,001 - 0,4; органический растворитель - остальное, при следующем содержании компонентов в полупроводящей ленте, мас.%: полупроводящая композиция 15 - 35; подложка 65 - 85. Техническим результатом является то, что полупроводящая лента согласно изобретению сочетает в себе возможность варьирования удельным поверхностным электрическим сопротивлением в пределах от 0,5 102 до 9 109 Ом с высокой прочностью и эластичностью лент. 1 табл. | 2150760 патент выдан: опубликован: 10.06.2000 |
|
УСТРОЙСТВО ИЗ ФЕРРОМАГНИТНОГО И ЭЛЕКТРИЧЕСКИ ПРОВОДЯЩЕГО КАРКАСА И ЭЛЕМЕНТОВ ОБМОТКИ Изобретение относится к области электротехники, а именно - к устройствам из ферромагнитного и электрически проводящего каркаса (1)и элементов обмотки (2), которые вложены в соответствующие пазы (3) каркаса (1). Каждый элемент обмотки (2)содержит электрически хорошо проводящее основное тело (4), которое окружено импрегнируемой изолирующей гильзой (5), которая со своей стороны покрыта электрически полупроводящим, импрегнируемым защитным слоем (6). Между каждым элементом обмотки (2)и по меньшей мере одной стенкой (7) паза соответствующего паза (3)расположен разделительный слой (8), который согласно изобретению состоит в основном из плоско лежащих между элементом обмотки (2)и по меньшей мере одной стенкой (7) паза листков щипаной слюды (10), а защитный слой (6) и стенка (7) паза электрически связаны друг с другом через множество слабо проводящих мостиков (9). Изобретение особенно применимо для изготовления компоненты электрической машины с полной пропиткой, когда устройство импрегнируют заливочным материалом на основе эпоксидной смолы. Изготовленная с применением изобретения компонента отличается высокой стойкостью к изменению температур, к механическим нагрузкам и переменным магнитным нолям. 6 с. и 9 з.п. ф-лы. 4 ил. | 2105404 патент выдан: опубликован: 20.02.1998 |
|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ СТАТОРНОЙ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ОТ ТЛЕЮЩЕГО РАЗРЯДА Использование: изобретение относится к электротехнике. Сущность изобретения: устройство для защиты статорной обмотки электрической машины от тлеющего разряда, содержит полупроводящую, имеющую объемную проводимость, текстильную защитную ленту, намотанную вокруг главной изоляции пазовой части каждого стержня статорной обмотки, по меньше мере, в один слой с приблизительно постоянной степенью нахлеста, и полупроводящую, имеющую объемную проводимость, текстильную защитную ленту, намотанную вокруг главной изоляции лобовой части каждого стержня статорной обмотки, по меньшей мере, в один слой, обеспечивающий разную толщину по длине для оптимизации характеристики напряжения. При этом указанная разная толщина обеспечивается разной степенью нахлеста, которая непрерывно или участками уменьшается по направлению к концу стержня. Изобретение обеспечивает более равномерную нагрузку на изоляцию стержня и повышает срок службы обмотки. 4 з.п. ф-лы, 3 ил. | 2099843 патент выдан: опубликован: 20.12.1997 |
|
СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ СТАТОРА ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Использование: изобретение относится к турбогенераторам, преимущественно выполняемым на напряжение 24 кВТ и выше. Сущность изобретения: стержень обмотки статора высоковольтной электрической машины, имеющий пазовую и лобовые части, содержащий медные проводники, заключенные в термореактивную изоляцию, низкоомное полупроводящее покрытие, нанесенное поверх указанной изоляции в пазовой части стержня, находящийся в электрическом контакте с этим покрытием и частично перекрывающий его участки слой лобового короногасящего покрытия, дополнительный слой защитной изоляции, нанесенный поверх участков лобового короногасящего покрытия и расположенный поверх слоя дополнительной защитной изоляции второй слой лобового короногасящего покрытия, находящихся в электрическом контакте с низкоомным пазовым покрытием с помощью дополнительного инзкоомного покрывного слоя. При этом указанный низкоомный покровный слой выполнен в виде манжет из стеклополотна, пропитанного предварительно низкоомным термореактивным связующим, указанные манжеты со стороны выхода из изоляции медных проводников зафиксированы на зонах взаимного перекрытия пазового и лобового покрытий, лежащих в первом слое покрытий, а со стороны пазовой части вывернуты на слой дополнительной защитной изоляции таким образом, чтобы край манжеты был сдвинут в сторону концов стержня относительно зоны взаимного перекрытия пазового и лобового покрытия в первом слое. Изобретение позволяет повысить надежность покрытия и изоляции стержня в машинах с номинальным напряжением 24 кВ путем увеличения термической и механической стабильности, а также износоустойчивости наиболее нагруженного током участка покрытия. 2 ил. | 2088024 патент выдан: опубликован: 20.08.1997 |
|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭМАЛИ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ Использование: в машиностроении для увеличения надежности работы эмали в покрытии, регулирующем электрическое поле на поверхности проходного изолятора путем увеличения электрической и тепловой стабильности эмали. Сущность изобретения: определяют экспериментально наибольшую допустимую напряженность электрического поля в образце контролируемой партии эмали Eд, затем определяют экспериментально параметры G0 и A зависимости проводимости эмали от напряженности, представляемой в виде экспоненты G=G0exp (АЕ), после чего определяют максимальную напряженность в покрытии Eм при заданных значениях приложенного к изолятору максимального напряжения, толщины, диэлектрической проницаемости изолятора и длины покрытия путем расчета распределения напряжения в емкости-омической модели изолятора с покрытием, в котором представляющий покрытие омический элемент имеет зависимость проводимости от напряженности в виде экспоненты с параметрами G0 и A, и делают заключение о годности эмали, если Eм меньше Eд. 1 табл. | 2010409 патент выдан: опубликован: 30.03.1994 |
|