Элементы конструкции обмоток: ..крепление лобовых частей обмоток, уравнителей или их соединений – H02K 3/50
Патенты в данной категории
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ЕГО ВНЕШНЕГО КОЛЬЦА
Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции статора электрической машины большой мощности, в частности, турбогенератора с воздушным охлаждением. Предлагаемый статор электрической машины содержит шихтованный сердечник (1), в спинке которого выполнены вентиляционные каналы (6). В корзине (7) лобовых частей обмотки имеются проходы (8). Лобовые части обмотки размещены между внутренним (9) и внешним (10) кольцами. Между внешним кольцом (10) и корзиной (7) лобовых частей обмотки установлены радиальные ребра (11) и образованы полости (12). На ребрах (11) подвязаны лобовые части обмотки. Каналы 6 сообщаются с полостями (12). Во внутреннем кольце (9) выполнены вентиляционные отверстия (13), во внешнем кольце (10) - вентиляционные отверстия (14). Внешнее кольцо (10) закреплено на корпусе (2) статора с помощью шпилек (15) с резьбовыми концами. На один конец шпильки (15) навинчена гайка (16), закрепленная на корпусе (2), а другой конец через втулку (17) соединен с указанным внешним кольцом (10). Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в повышении эффективности охлаждения статора электрической машины и снижении вибрации лобовых частей обмотки статора. 2 н.п. ф-лы, 1 ил. |
2494516 патент выдан: опубликован: 27.09.2013 |
|
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, В ЧАСТНОСТИ ТРЕХФАЗНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ГИДРОГЕНЕРАТОР
Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения электрических машин, в частности трехфазного асинхронного гидрогенератора, с ротором и статором, а также с обмоткой, включающей множество проходящих в осевом направлении, лежащих друг над другом в соответствующих пазах обмотки ярма стержней (17, 18) обмотки, причем стержни (17, 18) обмотки выступают из пазов обмотки на торцах машины и в лобовой части (13а, b) обмотки по заданной схеме многократно попарно электрически связаны друг с другом, причем верхний стержень (18) обмотки первого паза обмотки и соответственно второй стержень (17) второго паза обмотки таким образом согнуты друг на друга, что их концы (21, 22) в осевом направлении пересекаются друг над другом, а соединение (16) стержней (17, 18) обмотки электрически связанной пары стержней обмотки осуществляется с помощью цельного соединительного элемента (27). При этом согласно данному изобретению концы электрически соединенных друг с другом стержней (17, 18) обмотки выполнены как прямые язычки (21, 22) прямоугольного сечения и соединительный элемент выполнен как ориентированный в радиальном направлении круглый глазок (27), имеющий две радиально пересекающиеся друг над другом опорные поверхности (28, 29) для размещения на язычках (21, 22) соединяемых друг с другом стержней (17, 18) обмотки. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в обеспечении более высокой механической стабильности конструкции и одновременно более простого монтажа, а также в минимизации переходных сопротивлений, при сохранении укороченной в осевом направлении лобовой части обмотки. 12 з.п. ф-лы, 4 ил. |
2483413 патент выдан: опубликован: 27.05.2013 |
|
КАТУШКА МАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ СТАТОРА ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины. Сущность данного изобретения состоит в том, что в катушке магнитной системы статора явнополюсной электрической машины с полюсами прямоугольной формы, выполненной намоткой плоской шины прямоугольного сечения на узкое ребро и содержащей элементы корпусной и витковой изоляции с монолитным исполнением рабочей части катушки, согласно изобретению на лобовых частях катушки предусмотрены воздушные зазора между витками, клиновидно расширяющиеся в осевом направлении от торца магнитопровода полюса, в зазорах между витками в продольной плоскости симметрии катушки установлены дистанционные прокладки из твердого изолирующего материала с формой и размерами, соответствующими зазорам между витками в этой плоскости, и шириной значительно меньше ширины полюса, соединенные склеиванием с поверхностями смежных витков, пакет конструктивных элементов, состоящий из лобовых частей витков катушки и дистанционных прокладок между ними, скреплен в продольной плоскости симметрии катушки бандажом из прочного на растяжение неэлектропроводного материала, указанные прокладки выполнены ортогонально симметричной Н-образной формы с высотой перекладины, равной ширине шины, и с общей высотой, больше нее на удвоенный размер толщины бандажа, размещенного между образованными указанным способом выступами. Благодаря такой общей отличительной особенности все четыре стороны прямоугольного сечения каждого проводника в пределах лобовой части катушки образуют поверхности, непосредственно охлаждаемые продувочным воздухом или жидкостью, что соответствует схеме теоретически предельного использования наружной поверхности проводников для их охлаждения. Технический результат, достигаемый настоящим изобретением, состоит в повышении КПД электрической машины, в обеспечении увеличения плотности тока в обмотках, что ведет к улучшению массогабаритных характеристик электрической машины, в уменьшении температуры обмоток и тем самым увеличении срока службы изоляции, что позволяет применить изоляцию менее теплостойкую и поэтому более дешевую или технологически доступную. 7 з.п. ф-лы, 10 ил. |
2306655 патент выдан: опубликован: 20.09.2007 |
|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНЫХ НАТЯГОВ БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов. Сущность изобретения заключается в том, что величина посадочного натяга и его изменение диагностируются путем сравнительного измерения радиальных расстояний между наружной поверхностью бочки ротора в фиксированных зонах ее концевой части и наружной кольцевой поверхностью бандажного кольца, зафиксированной в пределах длины посадки, с использованием достаточно простого устройства в виде кронштейна. В качестве фиксированных (реперных) зон, являющихся базовыми для измерений, могут быть приняты фиксированные зоны, выполненные на наружных поверхностях зубцов или пазовых клиньев ротора. Устройство дли измерения посадочного натяга бандажного кольца на бочку ротора выполняется в виде кронштейн Г-образной формы, одна ножка которого (базовая) закрепляется в фиксированных зонах на наружной поверхности концевых частей бочки ротора, а вторая ножка (измерительная) нависает над кольцевой поверхностью бандажного кольца, образуя с ней радиальный зазор, по величине и изменению которого судят о величине и изменении посадочного натяга. Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является диагностика состояния посадочных натягов в бандажном узле без его разборки с обеспечением повышения точности измерений, а также снижение затрат на выполнение диагностических и ремонтных работ. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил. |
2280306 патент выдан: опубликован: 20.07.2006 |
|
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец. Сущность изобретения состоит в следующем: статор электрической машины содержит корпус, шихтованный сердечник с пазами на внутреннем диаметре, в которых уложена обмотка, закрепленная с внешней стороны лобовых частей бандажными кольцами, которые имеют изоляционные вставки и зафиксированы вместе с лобовыми частями обмотки на торцах корпуса изоляционными кронштейнами, две стороны которого взаимно перпендикулярны со стороны внешнего диаметра обмотки, причем вертикальная сторона каждого из кронштейнов снабжена пазами на наклонной кромке со стороны внешнего диаметра обмотки статора, а горизонтальная сторона выполнена в виде опорного уступа со сквозным отверстием для размещения в нем крепежного элемента с противоположной стороны, и в его основании выполнен поперечный паз для размещения в нем фиксирующей планки, изоляционные планки выполнены с уступом, выступающим за пределы наружного диаметра бандажного кольца с упором в изоляционный кронштейн, составные части бандажных колец соединены между собой в местах стыка крепежным элементом, в котором наклонный элемент изоляционного кронштейна развернут в сторону изоляционных упоров, бандажных колец и лобовых частей обмотки статора на угол, соответствующий углу наклона лобовых частей обмотки, в местах стыков соседних частей бандажного кольца установлены изоляционные барьеры в виде стержня с кольцевым заплечиком в средней части, установленным заподлицо со стыкуемыми торцами бандажного кольца, и снабженные сквозными отверстиями для размещения крепежных деталей для соединения их с торцами соседних участков частей бандажного кольца, концевые части стержня размещены внутри трубчатой части бандажного кольца и снабжены заходными фасками. Технический результат - обеспечение улучшения циркуляции охлаждающего воздуха в зоне лобовых частей обмотки статора и бандажного кольца при сохранении надежности за счет исключения замыканий через них электрического тока. 5 ил. |
2275728 патент выдан: опубликован: 27.04.2006 |
|
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин. Технический результат от использования данного изобретения состоит в обеспечении простоты изготовления роторов, в частности мотор-генераторов для аккумуляторных гидроэлектростанций, без использования дорогостоящих вспомогательных монтажных средств, а также в создании опоры головных частей обмотки ротора, выдерживающей все нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации, и не ограничивающей возможности их охлаждения. Сущность изобретения: ротор собран из листовых пластин (7). Тело (6) ротора расположено на ступице и удерживается с помощью проходящих в осевом направлении стяжных болтов. Концы (16а) обмотки, образующие лобовую часть (17), зафиксированы с помощью крепежных средств, имеющих опорное кольцо, от воздействия центробежных сил. Согласно изобретению на концевых листах тела (6) ротора расположены нажимные пальцы (30), а опорное кольцо состоит по меньшей мере из двух удаленных друг от друга в осевом направлении колец (19 - 24), которые внутренней окружностью опираются на ступицу. При этом кольца на близком к оси ротора участке тела (6) ротора вместе с нажимными пальцами (30) стянуты с помощью проходящего в осевом направлении через тело (6) ротора первого стяжного болта (8), а на удаленном от оси участке тела (6) ротора предусмотрены вторые стяжные болты (25 - 27), проходящие только через кольца (19 - 24) в осевом направлении. Третьи стяжные болты (37), проходящие через лобовую часть обмотки в радиальном направлении, по меньшей мере на внешней окружности воздействуют на самое внешнее кольцо (19 - 24), если смотреть в осевом направлении. 6 з.п. ф-лы, 8 ил. | 2174278 патент выдан: опубликован: 27.09.2001 |
|
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца. Статор содержит корпус 1, шихтованный сердечник 2, в пазах которого уложена стержневая обмотка 7, которая закреплена бандажными кольцами 10, 12, 11. Стержни 9 и бандажные кольца 10, 11, 12 скреплены изоляционными кронштейнами 17, на скосах 18 которых предусмотрены пазы 19. Кронштейны 17 закреплены на корпусе 1 статора с упором на нажимных гребенках 3. От радиального сдвига в нижней опорной части 22 предусмотрен паз 23 и уступы 24 и 25. Пазом 23 каждый кронштейн 17 опирается на фиксирующую планку 26 с резьбовым отверстием под болт. 2 з. п. ф-лы, 8 ил. | 2088025 патент выдан: опубликован: 20.08.1997 |
|
СПОСОБ ФИКСАЦИИ ПРОВОДНИКОВ И КАТУШЕК ГОЛОВОК ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН И КОРДЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Использование: в электротехнической промышленности при изготовлении электрических машин. Сущность изобретения: для фиксации проводников и катушек головок обмоток и заполнения промежутков в головках обмоток электрических машин применяются кордели, представляющие собой выполненные из продольных волокон сжимаемые фитили, окруженные упругой пропускающей пропиточную смолу оболочкой. Распорное средство вводится в промежутки с толщиной, превышающей сечение этих промежутков. Пропитка корделей производится после ввода их в промежутки. Для улучшения защиты от тлеющих разрядов поверхностный слой корделей перед их вводом в промежутки пропитывают электропроводящим связующим, проницаемым для пропиточной смолы и инертным к ней. Изготовленные согласно изобретению головки обмоток имеют высокую механическую прочность. Даже если кордели не везде прилегают к обмотке, в воздушных полостях не возникает тлеющий разряд. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил. | 2075812 патент выдан: опубликован: 20.03.1997 |
|
СТАТОР ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Использование: электромашиностроение, производство крупных электрических машин. Сущность изобретения: статор содержит сердечник магнитопровода 1, в пазах которого расположены жесткие шаблонные катушки 2, имеющие корпусную изоляцию 4 из сухих стеклослюдинистовых лент и наружное полупроводящее покрытие 6 пропитанные и запеченные после укладки в эпоксидном компаунде. Между полупроводящим покрытием и корпусной изоляцией расположена изоляционная коробочка 5. Толщина коробочки 5 выбирается из условия , где B - размер паза "в свету", мм; b - размер токоведущей части катушки по ширине с учетом витковой изоляции, мм; 4 - параметр, учитывающий наложение ленты в 1/2 нахлеста; n - число слоев корпусной изоляции, шт; л - толщина ленты, мм; - суммарная толщина полупроводящего покрытия, мм. 4 ил. | 2026594 патент выдан: опубликован: 09.01.1995 |
|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ КОНЦОВ ВИТКОВ ЛОБОВОЙ ЧАСТИ СТАТОРНОЙ ОБМОТКИ В ДИНАМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ Использование: в электромашиностроении. Сущность изобретения: концы витков статорной обмотки динамоэлектрической машины зажимаются между наружным кольцом 14 и внутренним кольцом 15. Для этого между двумя смежными концами обмотки уложены вставки 16. Некоторые из них расклинены с обоими кольцами в радиальном направлении с помощью регулируемых клиньев 17 и 18. Такое крепление обеспечивает жесткость лобовой части обмотки. Степень расклинивания можно при необходимости регулировать, обеспечивается также легкость демонтажа. 9 з. п. ф-лы, 7 ил. | 2012120 патент выдан: опубликован: 30.04.1994 |
|