Элементы конструкции обмоток: ...применяемые только для ротора – H02K 3/51
Патенты в данной категории
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения роторов электрических машин, в частности гидрогенераторов. Предлагаемый ротор (10) электрической машины содержит ярмо (12) с распределенными по внешней периферии осевыми пазами (13), в которые уложены стержни (14, 15) роторной обмотки, чьи аксиально выступающие из ярма (12) концы (16, 17) образуют лобовую часть (11), которая посредством содержащего большое число радиальных болтов (24) удерживающего устройства (19, 28) удерживается от воздействующих центробежных сил, причем, согласно настоящему изобретению, указанные радиальные болты (24) имеют прочно соединенные со стержнем (31) головки (25) и несколько расположенных друг за другом в осевом направлении радиальных болтов (24) прижимают снаружи к лобовой части (11) обмотки одну общую, проходящую в осевом направлении удерживающую планку (23). Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в повышении надежности ротора путем обеспечения надежной фиксации радиальных болтов, входящих в конструкцию удерживающего устройства. 15 з.п. ф-лы, 5 ил. |
2479094 патент выдан: опубликован: 10.04.2013 |
|
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электротехники и касается вентиляции лобовых частей обмотки ротора крупной электрической машины, в частности турбогенератора с воздушным охлаждением. Согласно изобретению ротор содержит оболочку (1), охватывающую вал (2) с образованием пространства (3) для подачи охлаждающего потока в ротор. Между катушками (4) в лобовой части обмотки размещены продольные распорки (5) с U-образными вентиляционными каналами (6) для охлаждения катушек (4). В пространстве (7) между оболочкой (1) и нижними витками катушек (4) лобовой части обмотки напротив зубцов (8) ротора установлены продольные перегородки (9) с шагом в одно пазовое деление ротора. Перегородки (9) разделяют пространство (7) на зоны впуска (10) охлаждающего потока в вентиляционные каналы (6) и зоны выпуска (11) охлаждающего потока из вентиляционных каналов (6). В зонах впуска (10) в оболочке (1) выполнены радиальные каналы (12) с шагом в два пазовых деления ротора. Технический результат, достигаемый настоящим изобретение, состоит в увеличении мощности электрической машины за счет увеличения плотности тока в обмотке ротора благодаря повышению эффективности охлаждения лобовой части обмотки ротора. 2 ил. |
2449451 патент выдан: опубликован: 27.04.2012 |
|
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности, к роторам крупных электрических машин, например, турбогенераторов. Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение состоит в повышении надежности ротора электрической машины за счет обеспечения дополнительного снижения знакопеременные напряжения в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора. Данный технический результат достигается тем, что центрирующее кольцо выполняется из двух соединенных друг с другом наружного и внутреннего колец, в одном из которых выполнено несколько рядов тангенциальных прорезей таким образом, что перемычки между прорезями одного ряда располагаются напротив срединной части прорезей другого ряда. В этом случае открывается возможность, с одной стороны, целенаправленно выполнять одно из упомянутых колец, как эластичную вставку в центрирующее кольцо, например, изготовив его из пружинной стали, а с другой стороны открывается возможность такого конструктивного выполнения бандажных узлов роторов крупных электрических машин, при котором однопосадочное консольное исполнение бандажного узла, по существу, превращается в двухпосадочное путем установки в упомянутом узле эластичной вставки - внутреннего кольца, и наоборот. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. |
2298274 патент выдан: опубликован: 27.04.2007 |
|
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности - к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов. Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, состоит в повышении надежности ротора электрической машины путем обеспечения дополнительного снижения знакопеременных напряжений в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора. Сущность изобретения состоит в том, что в роторе электрической машины, содержащем массивный сердечник с катушечной обмоткой, закрепленной в лобовых частях в радиальном направлении с помощью массивных металлических бандажных колец, надетых одной стороной на торцовые части сердечника, а другой стороной - на цилиндрическую поверхность центрирующих колец, поперечное сечение последних имеет Z-образную форму, при этом внутренняя поверхность центрирующих колец соединена с концевыми частями вала ротора, причем в зоне одной из упомянутых поверхностей сопряжения с валом ротора или с бандажным кольцом каждого из центрирующих колец, равномерно по окружности последних, в тангенциальном направлении выполнены два ряда прорезей, которые в упомянутых рядах расположены друг относительно друга в шахматном порядке. Причем один ряд упомянутых прорезей в упомянутых зонах может быть выполнен в центрирующем кольце, а другой ряд прорезей, например в виде вентиляционных каналов, на поверхности вала ротора, сопрягаемой с центрирующим кольцом. 2 ил. |
2296410 патент выдан: опубликован: 27.03.2007 |
|
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности - к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов. Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, состоит в повышении надежности ротора синхронной неявнополюсной электрической машины за счет обеспечения максимального снижения знакопеременных напряжений в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора от воздействия массы бандажного узла и из-за прогиба ротора. Данный технический результат достигается тем, что на наружной цилиндрической и на конусной поверхностях бандажных колец вблизи места их посадки на сердечник ротора выполнена, по крайней мере, одна кольцевая прорезь, образованная боковыми плоскостями и днищем, расположенным концентрично наружной цилиндрической поверхности бандажных колец с плавным переходом к боковым плоскостям. 3 з.п. ф-лы, 2 ил. |
2296409 патент выдан: опубликован: 27.03.2007 |
|
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов. Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение надежности ротора синхронной неявнополюсной электрической машины за счет максимального снижения вплоть до полного устранения знакопеременного напряжения в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора от воздействия массы бандажного узла и прогиба ротора. Данный технический результат достигается тем, что эластичные элементы в центрирующих кольцах выполнены с жесткостью (Z), обеспечивающей их суммарное воздействие в радиальном направлении на бандажные кольца и концевые части вала ротора, эквивалентное воздействию массы бандажных колец и подбандажного содержимого (Рэкв) на центрирующие кольца при сжатии (растяжении) эластичных элементов на величину, равную разнице статических прогибов и вала ротора на участках расположения посадочных зон бандажного кольца, определяемую из выражения: причем значения и определены при условии воздействия массы сердечника на срединную, массивную часть ротора и при условии воздействия массы бандажных колец и подбандажного содержимого на торцовые части сердечника и концевые части ротора в плоскости центрирующих (упорных) колец, а жесткость эластичных элементов в центрирующих кольцах, необходимая для обеспечения постоянного коаксиального положения посадочной поверхности бандажных колец и сердечника определится из соотношения: где n и - соответственно число эластичных элементов и угол направления их действия по отношению к радиальной оси ротора. При этом существует несколько возможностей создания равноценных конструкций эластичных элементов, построенных с учетом основополагающего положения о выборе жесткости эластичных элементов, таких, например, как встраиваемые в центрирующие или упорные кольца бандажные узлы роторов электрических машин, позволяющих использовать положительные стороны конструкций одно- и двухпосадочных бандажных узлов. 5 з.п. ф-лы, 5 ил. |
2295820 патент выдан: опубликован: 20.03.2007 |
|
СПОСОБ СБОРКИ РОТОРА НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к технологии изготовления роторов неявнополюсных электрических машин. Технический результат изобретения, заключающийся в сокращении времени изготовления ротора и повышении надежности конструкции, достигается путем того, что в способе сборки ротора неявнополюсной электрической машины, заключающемся в закреплении на бочке ротора зубцов и установке многовитковых катушек, сборку осуществляют с чередованием установки катушек и зубцов, а именно на бочке ротора устанавливают сначала катушку большего размера, затем закрепляют примыкающие к катушке зубцы, далее устанавливают катушки меньшего размера и закрепляют их аналогично креплению первой катушки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
|
2248658 патент выдан: опубликован: 20.03.2005 |
|
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции роторов синхронных неявнополюсных электрических машин, преимущественно турбогенераторов, в частности конструкции узла крепления бандажного кольца ротора. Техническая задача предлагаемого изобретения состоит в повышении эксплуатационной надежности ротора синхронной неявнополюсной электрической машины, упрощении конструкции запорного устройства и технологии насадки - снятия бандажного кольца. Сущность изобретения состоит в том, что в роторе синхронной неявнополюсной электрической машины, содержащем бочку с малыми и большими зубцами, запорное устройство и бандажное кольцо, согласно изобретению, только на больших зубцах выполнены выемки, в которых размещено запорное устройство, состоящее из сегмента, опирающегося в рабочем положении на механизм радиального перемещения, представляющий собой клиновидный элемент, зафиксированный с одной стороны упором, а с другой стороны - гайкой, размещенной на шпильке, установленной в дополнительном отверстии выемки зубца. Сегмент в рабочем положении входит в зацепление с кольцевым пазом бандажного кольца. 4 ил. | 2221321 патент выдан: опубликован: 10.01.2004 |
|
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к турбогенераторам с газовым охлаждением. Технический результат изобретения, заключающийся в улучшении охлаждения ротора, достигается путем того, что в роторе синхронной неявнополюсной электрической машины с газовым охлаждением лобовая часть обмотки возбуждения имеет цилиндрическую форму, полость между внутренней поверхностью катушек и валом ротора разделена распределительными элементами на четное число равнозначных отсеков, при этом каждый второй отсек разделен дополнительной перегородкой на две части, причем первая часть разделенного отсека примыкает к валу ротора, а вторая часть отсека примыкает к внутренней поверхности катушек. 1 ил. | 2214668 патент выдан: опубликован: 20.10.2003 |
|
ЯКОРЬ ДЛЯ БЫСТРОХОДНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ОБДУВОМ ВОЗДУХОМ, СОДЕРЖАЩИМ АБРАЗИВНУЮ ПЫЛЬ Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения якорей быстроходных электродвигателей с принудительным обдувом воздуха. Сущность изобретения состоит в том, что на валу якоря установлены коллектор и пакет сердечника с пазами, в которые уложены обмотки. Лобовые части обмотки имеют близки к сферическому контур и зафиксированы вблизи вала с помощью шнуровой обвивки. Согласно изобретению, обмотки утоплены в пазах с помощью продолговатых эластичных пазовых затворов, из которых несколько проходят через пазы по всему контуру лобовых частей в аксиальном направлении до вала и образуют реброобразные утолщения, которые зафиксированы на торцевых концах якоря также с помощью шнуровых обвивок. Изобретение обеспечивает защиту лобовых частей обмоток как от механического повреждения вследствие истирания абразивной пылью в охлаждающем воздухе, так и от действия центробежных сил. Пазовые затворы просты в изготовлении и способны также воспринимать интенсивные механические вибрации, действующие на обмотки. 5 з.п. ф-лы, 2 ил. | 2092956 патент выдан: опубликован: 10.10.1997 |
|
СОВМЕЩЕННАЯ ОБМОТКА РОТОРА ОДНОМАШИННЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ЧАСТОТЫ Область использования: одномашинные преобразователи частоты и числа фаз. Сущность изобретения: обмотка выполнена двухслойной с полюсностями p2 для трехфазной генераторной и p1 для многофазной короткозамкнутой двигательной частей из 6p2 распределенных катушечных групп с номерами в генераторных фазах I + 3i, 3 + 3i, 5 + 3i, соединенных в звезду с выводами зажимов фаз на три контактных кольца, где p2/p1 3 - целое число, а параметр i принимает значения от 0 до 2p2 - I, в каждой фазе начала нечетных групп соединены в зажим фазы, четных групп - в нулевую точку звезды, а концы всех групп фазы соединения вместе, со стороны контактных колец лобовая часть опирается на цилиндрический обмоткодержатель из изоляционного материала, закрепленный на валу на шпонке, имеющий дисковую часть с четырьмя ступеньками на наружной поверхности, на каждую из которых по всей ширине насажено штампованное латунное или медное кольцо, к каждому кольцу сверху через сквозные отверстия в дисковой части подводятся и подключаются выводы начал всех четных групп - к наружному кольцу, концов нечетных и четных групп соответственно фаз I, II, III - к последующим кольцам, подводимые к контактным кольцам выводы начал нечетных групп каждой фазы выводятся через 3p2 отверстий в цилиндрической части обмоткодержателя и его дисковая часть имеет наружный диаметр DH2 сердечника ротора при толщине в 3 мм; для первой ступеньки наружный диаметр равен DН2 - 10 мм и для каждой последующей меньше предыдущей на 10 мм при ширине 3 и толщине 2 мм каждого кольца. Технический результат: упрощение изготовления, повышение надежности. 3 ил. | 2088023 патент выдан: опубликован: 20.08.1997 |
|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВОЙ ЧАСТИ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Использование изобретения: крупное электромашиностроение. Сущность изобретения: на лобовые части обмотки якоря 1 наложен один слой стеклобандажной ленты 2 и стеклянное полотно 3. Для утяжки и уплотнения бандажа стеклянное полотно завернуто на поверхность цилиндрического кольца 4 и закреплено несколькими слоями 5 стеклобандажной ленты. На цилиндрическое кольцо 4 намотано трапецеидальное кольцо 7. Это позволяет исключить размотку и сползание бандажа. 1 ил. | 2059990 патент выдан: опубликован: 10.05.1996 |
|
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Использование: в турбогенераторах. Ротор электрической машины содержит бандажное кольцо 1, которое насаживается на бочку 2 ротора в горячем состоянии. Коническая шпонка 3 предварительно заводится в кольцевой паз бочки 2. Гайка 5 заворачивается на резьбу в бандажном кольце 1, плотно прилегая своей скошенной торцовой поверхностью к шпонке 3. При этом шпонка имеет электрически замыкающий ее элемент. Изобретение позволяет полностью исключить осевые перемещения бандажного кольца на вращающемся роторе и защитить посадочные поверхности на бочке и бандажном кольце от подгаров. 2 ил. | 2040099 патент выдан: опубликован: 20.07.1995 |
|
БЕСЩЕТОЧНЫЙ ВОЗБУДИТЕЛЬ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ Использование: в электротехнике. Сущность изобретения: в цилиндрическом остове якоря выполнены продольные вентиляционные пазы, осевая длина которых равна сумме ширины пакета железа и радиальных вентиляционных каналов. Вентильные колеса с полупроводниковыми вентилями размещены внутри остова якоря на цилиндрической втулке-бандаже. 1 ил. | 2011271 патент выдан: опубликован: 15.04.1994 |
|