распылительное сопло для подачи смазки на гребень колеса
Классы МПК: | B61K3/02 устройства для этих целей, устанавливаемые на транспортных средствах |
Автор(ы): | Титаренко В.Ф., Семьехин В.Т., Камоликов В.Г., Зубков В.Ф. |
Патентообладатель(и): | Научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-05-12 публикация патента:
15.08.1994 |
Использование: в железнодорожном транспорте и касается распылительных сопел для нанесения с помощью сжатого воздуха смазки на поверхности гребней колес подвижного состава и боковые грани головок рельсов. Распылительное сопло включает корпус 1, имеющий канал для подвода воздуха 3 и сквозной резьбовой канал, в котором установлен распылитель 4. Последний выполнен в виде ступенчатого цилиндра с наружной резьбой, диаметр которой больше диаметра цилиндрической части распылителя, переходящей в усеченный конус, на поверхности которого по касательной к окружности выполнены каналы 5 для прохода воздуха. По оси распылителя 4 выполнен сквозной ступенчатый аксиальный канал 6, в котором установлен игольчатый клапан 7. Распылитель 4 установлен в конический насадок 10 со сквозным аксиальным выходным отверстием 11. Между внутренней цилиндрической поверхностью конического насадка и цилиндрической поверхностью распылителя имеется полость 13 сообщенная с каналом 3 для подвода воздуха, между внутренней поверхностью конического насадка и наружными поверхностями уплотнительного кольца 9 и коническим торцом клапана 7 имеется полость 12. Длина конической части образующей насадка, наружный диаметр и сечение уплотнительного кольца клапана и длина конической части наконечника клапана связаны соотношением V=Vн-b
L
hсм , где V -объем полости, ограниченной внутренней конической поверхностью насадка и поверхностями концевой части иглы и уплотнительного кольца; Vн -максимальный объем смазки, подаваемый плунжерным насосом за 1 ход;
-толщина слоя смазки на гребне колеса; Ra -среднее отклонение от центральной линии высоты микронеровностей поверхности гребня колеса; K -коэффициент, учитывающий вязкость смазки; L= Vt -длина участка смазки на гребне колеса за время хода плунжерного насоса; V -минимальная скорость движения подвижного состава, при которой устройство смазки включается в работу; t -время хода плунжерного насоса; B -ширина дорожки смазки на поверхности гребня колеса. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2



Формула изобретения
1. РАСПЫЛИТЕЛЬНОЕ СОПЛО ДЛЯ ПОДАЧИ СМАЗКИ НА ГРЕБЕНЬ КОЛЕСА, содержащее корпус с каналом для подвода воздуха, полый насадок с цилиндрической полостью, сопряженной с конической полостью, в вершине которой выполнено отверстие для выхода смазки, и смонтированный внутри насадка распылитель с центральным аксиальным каналом и каналами для прохода воздуха, смонтированный в нем клапан с подпружиненной иглой и уплотнительным кольцом на конце, отличающееся тем, что распылитель выполнен в виде переходящего в усеченный конус ступенчатого цилиндра, на ступенях большего диаметра которого выполнена наружная резьба, причем на поверхности аксиального канала распылителя со стороны, противоположной конусу, выполнена резьба для подключения маслопровода, а каналы для прохода воздуха на конической части распылителя расположены по касательной к наружной окружности кромке срезанной вершины конуса, при этом распылитель смонтирован соосно с насадком, на наружной поверхности которого выполнена резьба, зацепленная с резьбой внутреннего аксиального канала корпуса, а внутренней цилиндрической поверхностью насадка и наружной поверхностью распылителя ограничен зазор, сообщенный с воздушным каналом корпуса, причем объем V полости, ограниченной внутренней конической поверхностью насадка и поверхностью концевой части иглы с уплотнительным кольцом, определяется из соотношенияV



где Vн - максимальный объем смазки, подаваемый в дозатор плунжерным насосом за один ход, мм3;
hсм= K


Rа - высота микронеровностей поверхности гребня колеса, мм;
K = 1 - 3 - коэффициент, учитывающий вязкость смазки, в результате экспериментов по удержанию смазки на поверхностях гребней колес установлено, что при вязкости смазки 50 - 100 мм2/S K = 1,5 - 1,8, при вязкости 100 - 150 мм2/S K = 1,8 - 2,0, при вязкости 150 - 350 мм2/S K = 2 ... 3;
B = 10 - 15 - ширина дорожки смазки на поверхности гребня колеса, мм;
L = v

v - минимальная скорость движения подвижного состава, при которой устройство смазки включается в работу, мм;
t - время хода плунжерного насоса, с. 2. Сопло по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено аккумулятором остатков смазки, который выполнен из сетчатого пористого материала и расположен в полости между внутренней конической поверхностью насадка и поверхностью концевой части иглы с уплотнительным кольцом.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается распылительных сопел для распыления смазки на поверхности гребней колес подвижного состава или боковые грани головок рельсов с помощью струи сжатого воздуха. Известно распылительное сопло для подачи смазки на гребень колеса, содержащее корпус с каналом для подвода воздуха, полый насадок с цилиндрической полостью, сопряженной с конической полостью, в вершине которой выполнено отверстие для выхода смазки, и смонтированный внутри насадка распылитель с центральным аксиальным каналом и каналами для прохода воздуха, смонтированный в распылителе клапан с подпружиненной иглой и уплотнительным кольцом на конце [1]. К недостаткам данного распылителя следует отнести сложность конструкции, увеличенные габариты и большую трудоемкость изготовления распылительного сопла из-за применения между распылителем и корпусом дозатора уплотнительных колец. Кроме этого, при подаче насосом в дозатор порций смазки из-за большой скорости ее подачи, что определяется скоростью перемещения плунжера поверхности гребня, особенно при малых скоростях движения, наносится на поверхность гребня на коротком участке слоем большой толщины и при соприкосновении поверхности гребня с боковой гранью головки рельса выдавливается на поверхность катания колеса или сбрасывается с гребней центробежными силами и попадает на балластную призму. Указанные недостатки устраняются тем, что распылитель выполнен в виде переходящего в усеченный конус ступенчатого цилиндра, на ступенях большего диаметра которого выполнена наружная резьба, причем на поверхности указанного аксиального канала распылителя со стороны, противоположной конусу, выполнена резьба для подключения маслопровода, а каналы для прохода воздуха на конической части распылителя расположены по касательной к наружной окружной кромке срезанной вершины конуса, при этом распылитель смонтирован соосно с насадком, на наружной поверхности которого выполнена резьба зацепленная с резьбой внутреннего аксиального канала корпуса, а внутренней цилиндрической поверхностью насадка и наружной поверхностью распылителя ограничен зазор, сообщенный с воздушным каналом корпуса, причем объем V-полости, ограниченной внутренней конической поверхностью насадка и поверхностью концевой части иглы с уплотнительным кольцом определяется из соотношения:V = Vн - B


Vн - объем максимальной смазки, подаваемой в дозатор плунжерным насосом за один ход;
hсм= K


Ra - высота микронеровностей поверхности гребня колеса, мкм. К = 1...3 - коэффициент, учитывающий вязкость смазки. В результате экспериментов по удержанию смазки на поверхностях гребней колес установлено, что при вязкости смазки 50...100 мм2/S; К = 1,5...1,8 при вязкости 1000...150 мм2/S, К = 1,8...2,0 при вязкости 150...350 мм2/S; К = 2,0. . .3, В = 10-15 мм - ширина дорожки смазки на поверхности гребня колеса, мм; L = V

V = Vн - B


В - ширина дорожки смазки на поверхности гребня колеса, мм;
Vн - максимальный объем смазки, подаваемой в дозатор плунжерным насосом за один ход, мм3;
hсм



Ra - среднее отклонение от центральной линии высоты микронеровностей поверхности гребня колеса, мкм;
К = 1...3 - коэффициент, учитывающий вязкость смазки, при вязкости 50.. . 100 мм2/S К = 1,5...1,8, 100...150 мм2/S К = 1,8...2, 150...300 мм3/S К = 2...3, В = 10...12 ширина дорожки смазки на гребне колеса, мм;
L = V

V - минимальная скорость движения подвижного состава, при которой устройство смазки гребней включается в работу, мм/с;
t - время хода плунжерного насоса, с. При смешанном трении, которое имеет место при применении устройств смазки в большинстве машин, толщина масляной пленки в 2...5 раз превышает сумму /Ra1+Ra2/ , где Ra1 и Ra2 - средние отклонения от центральной линии неровностей контактирующих поверхностей колеса и рельса с учетом их упругих деформаций. Так как при применении устройств смазки гребней колес в момент подачи смазки на поверхность гребня на нее действуют центробежные силы от вращения колеса, для исключения ее сбрасывания с поверхности гребня слой смазки необходимо уменьшить в зависимости от ее вязкости. Выше указанные величины коэффициента К получены экспериментально. Для повышения эффективности работы при увеличенных подачах распылительное сопло имеет аккумулятор смазки, выполненный из сетчатого или пористого материала и установленный между конической поверхностью насадка и поверхностями концевой части иглы и уплотнительного кольца. Рассмотрим применение отличительных признаков изобретения на конкретной конструкции распылительного сопла устройств смазки гребней локомотивов и моторованного подвижного состава. В настоящее время в устройствах смазки гребней применяется осевое масло марок "Л" или "З" ГОСТ 610-72, имеющие вязкость от 42 до 150 Сст в зависимости от температуры окружающего воздуха. Отсюда коэффициент К в формуле изобретения принимают равным 1,8. Распылительное сопло по результатам испытаний и литературным источникам должно обеспечить ширину дорожки смазки на гребнях колес 10...13 мм. Устройство смазки включается при скорости 10 км/ч, (2700 мм/с). Время хода плунжерного насоса равно 0,2-0,5 с, принимаем 0,3,объем подаваемой смазки в каждую форсунку за один ход равен 110...200 мм3. Гребни колес обрабатываются с шероховатостью Ra = 6,3 мкм, вследствие этого для удержания смазки на гребнях колес толщина ее слоя должна быть hсм = 1,8


V









Vн=



Viгл.=



Vн - Vигл. = 112,5-58,87 = 53,7 мм3. Таким образом неравенство
V



53,7 мм3 > 46,82 мм3 . При других вязкостях смазки соответственно подбираются размеры полости в форсунке путем изменения размеров ее деталей. Полученный объем полости при установленной производительности насоса обеспечивает подачу на поверхность гребня такой дозы смазки, которая создает толщину пленки смазки, удерживаемую на ней микронеровностями поверхности. Это исключает сброс смазки на путь и обеспечивает снижение износа поверхностей гребней и боковых граней головок рельсов. Работает устройство следующим образом. При подаче насосом порции смазки в канал 6 пружина 8 игольчатого клапана 7 сжимается, уплотнительное кольцо 9 отходит от торца распылителя 4 и за счет перемещения в углублении насадка 10 порция смазки поступает в полость 12 между внутренней поверхностью насадка и наружными поверхностями уплотнительного кольца и клапана. Так как объем этой полости равен V = =Vн - B


Класс B61K3/02 устройства для этих целей, устанавливаемые на транспортных средствах