импульсный гистерезисный микроэлектродвигатель
Классы МПК: | H02K19/08 с обмотками на статоре и с безобмоточным гладким ротором из материала с большой площадью петли гистерезиса, например гистерезисные двигатели |
Автор(ы): | Захаров А.А., Никаноров В.Б. |
Патентообладатель(и): | Захаров Александр Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-03-15 публикация патента:
20.01.1995 |
Использование: в электротехнике, в электрических машинах, в приборостроении, устройствах автоматики. Сущность изобретения: импульсный гистерезисный микроэлектродвигатель содержит статор 1 с магнитопроводом 2, обмоткой 3 возбуждения, обмоткой 4 управления, потоковыравнивающей втулкой 5 и ротор 8. Пазы обмотки возбуждения расположены диаметрально противоположно пазам обмотки управления. Потоковыравнивающая втулка размещена концентрично ротору с зазором и имеет выступы 6. Соотношение толщины стенки 7 втулки и стенки выступа втулки составляет 0,2 - 0,5. Протяженность стенки 7 втулки составляет 90 - 120 эл.град. Количество выступов втулки равно числу полюсов двигателя. Ротор выполнен из гистерезисного материала. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
ИМПУЛЬСНЫЙ ГИСТЕРЕЗИСНЫЙ МИКРОЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий статор с магнитопроводом и обмотками возбуждения и управления и ротор из гистерезисного материала, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД, диаметрально противоположно пазам обмотки возбуждения выполнены пазы, в которых размещена обмотка управления, а концентрично ротору с зазором относительно него установлена потоковыравнивающая втулка с выступами, наружная поверхность которых примыкает к внутренней поверхности статора в зоне расположения пазов обмотки управления, причем отношение толщины стенки втулки к толщине стенки выступа втулки составляет 0,2 - 0,5, протяженность стенок втулки в зоне отсутствия выступов составляет 90 - 120 эл.град., а количество выступов втулки равно числу полюсов двигателя.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к гистерезисным электродвигателям с импульсным питанием, и может быть использовано в приборостроении для устройств автоматики. Известны гистерезисные электродвигатели с вращающимся полем, в которых применяется потоковыравнивающая втулка [1]. Они содержат статор с m-фазной обмоткой, подключаемой к источнику m-фазного тока, и ротор из гистерезисного материала. На статоре над ротором закреплена потоковыравнивающая втулка, представляющая собой металлический магнитомягкий тонкостенный полый цилиндр, способствующий увеличению момента вращения двигателя. В аппаратуре систем управления и регулирования эти двигатели выполняются в миниатюрном исполнении. При этом применяют диаметральные сосредоточенные фазные обмотки (статор имеет по одному пазу с обмоткой на полюс и фазу, т.е. q = 1). Недостатком таких двигателей является пониженный уровень двигательного момента из-за неиспользования третьей пространственной гармоники намагничивающей силы (НС) обмотки каждой фазы. Известен также импульсный гистерезисный электродвигатель [2], который принят за прототип. Он содержит статор с магнитопроводом и обмотками возбуждения и управления и ротор из гистерезисного материала. Магнитопровод статора выполнен из двух частей, на одной из которых, выполненной в виде кольца с двумя отверстиями, установлена обмотка возбуждения, а на другой, выполненной в виде скобы с полюсными наконечниками, установлена обмотка управления, причем полюсные наконечники скобы установлены по оси обмотки возбуждения. Малогабаритное исполнение двигателя обуславливает уменьшение количества пазов обмотки возбуждения до двух на пару полюсов и изготовление этой обмотки в виде диаметральной сосредоточенной. Обмотку возбуждения подключают к источнику постоянного тока, а обмотку управления - к источнику однополярных узких импульсов. При подаче этих импульсов тока ротор перемагничивается так, что ось его остаточной намагниченности поворачивается по телу ротора в одну сторону к оси обмотки управления (к оси полюсных наконечников). В паузах между узкими импульсами обмотка возбуждения взаимодействует с намагниченным ротором, в результате чего ротор поворачивается в другую сторону так, чтобы совместить ось остаточной намагниченности с осью обмотки возбуждения. Недостаток данного электродвигателя в малогабаритном исполнении заключается в наличии пульсационных гистерезисных потерь мощности из-за зубчатости статора, а также в пониженном вращающем моменте из-за неиспользования третьей гармоники НС обмотки возбуждения, что обуславливает недостаточно высокий КПД. Цель изобретения - повышение КПД. Цель достигается тем, что в импульсном гистерезисном микроэлектродвигателе, содержащем статор с магнитопроводом, обмоткой управления и обмоткой возбуждения и ротор из гистерезисного материала, диаметрально противоположно пазам обмотки возбуждения выполнены пазы, в которых размещена обмотка управления, а концентрично ротору с зазором относительно него установлена потоковыравнивающая втулка с выступами, наружная поверхность которых примыкает к внутренней поверхности статора в зоне расположения пазов обмотки управления, причем соотношение толщины стенки втулки и стенки выступа втулки составляет 0,2-0,5, протяженность стенок втулки в зоне отсутствия выступов составляет 90-120 эл.град., а количество выступов втулки равно числу полюсов двигателя. Благодаря потоковыравнивающей втулке воздушный зазор над ротором оказывается постоянным и пульсаций напряженности (сопровождающихся гистерезисными потерями) в элементах ротора при его повороте практически не происходит. Кроме того, увеличивается момент двигателя в связи с увеличением в зазоре первой пространственной гармоники магнитной индукции из-за (возникающей в результате насыщения втулки) неравномерной по углу проводимости для третьей гармоники НС обмотки возбуждения. На фиг. 1 изображен импульсный гистерезисный микроэлектродвигатель; на фиг. 2 приведены зависимости параметров микроэлектродвигателя по углу

























+ B5(













Bn(













= (-1









B1 доп макс=















Класс H02K19/08 с обмотками на статоре и с безобмоточным гладким ротором из материала с большой площадью петли гистерезиса, например гистерезисные двигатели
способ перевозбуждения синхронного гистерезисного двигателя реакцией якоря - патент 2465713 (27.10.2012) | ![]() |
пусковое устройство - патент 2411631 (10.02.2011) | ![]() |
электрический двигатель - патент 2178231 (10.01.2002) | |
газовая центрифуга - патент 2123378 (20.12.1998) |