устройство для демонтажа и монтажа шины автомобиля

Классы МПК:B60C25/132 для съема или установки шин
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Беляшев Сергей Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-07-22
публикация патента:

Изобретение относится к транспортной технике. Цель изобретения - облегчение ремонта шины автомобиля. Сущность изобретения: устройство для демонтажа и монтажа шины автомобиля содержит подставку с поперечиной, опорную стойку с выполненным в ней отверстием для съемного держателя диска. В верхней части стойки закреплена вращающаяся вилка с шарниром для крепления рычага. На рычаге имеются упорный элемент с подпятником, расположенным над бортом шины, рукоятка, а напротив упорного элемента закреплен крюк-зацеп. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНТАЖА И МОНТАЖА ШИНЫ АВТОМОБИЛЯ, содержащее подставку с жестко закрепленной на ней стойкой, на которой шарнирно с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости установлен рычаг с прикрепленным к нему упорным элементом, отличающееся тем, что на основании подставки жестко закреплена поперечина для опирания на нее нижнего борта шины, в верхней части опорной стойки выполнено отверстие для установки в него съемного держателя диска, а на рычаге напротив упорного элемента расположен крюк-зацеп.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что рычаг связан со стойкой посредством вилки, установленной на последней с возможностью вращения вокруг вертикальной оси.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортной технике. Известно устройство для демонтажа шины колеса транспортного средства [1] Устройство имеет винтовой стержень, опору, рычаг с гайкой. За счет кругового движения рычага гайка давит на опору, которая отжимает борт шины от диска.

Недостатки данного устройства следующие: для отрыва второго борта необходимо переворачивать колесо и перенастраивать устройство; нет возможности монтировать колесо.

Наиболее близким к изобретению техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является приспособление для отрыва борта шины от обода колеса [2] которое имеет подставку с жестко закрепленной на ней опорной стойкой, в верхней части опорной стойки шарнирно закреплен первый рабочий орган. С первым рабочим органом шарнирно соединены второй рабочий орган и звено первого рабочего органа. Второй рабочий орган и звено первого рабочего органа связаны соединительным звеном.

Недостатки такого приспособления следующие: сложность конструкции; для отрыва второго борта необходимо переворачивать колесо; для демонтажа колеса необходимы дополнительные приспособления, например монтировки.

Цель изобретения снижение трудоемкости, упрощение конструкции.

Это достигается тем, что в устройстве для демонтажа и монтажа шины колеса автомобиля, содержащем подставку, опорную стойку, рычаг, упорный элемент, согласно изобретению на основании подставки закреплена поперечина, упирающаяся в нижнюю часть шины, в верхней части опорной стойки выполнено отверстие для съемного держателя диска, а на рычаге, напротив упорного элемента расположен крюк-зацеп.

На фиг.1-5 изображено устройство для демонтажа и монтажа шины автомобиля во время работы; на фиг.1 момент отжатия верхнего борта шины от диска, вид сбоку; на фиг.2 момент отжатия верхнего борта шины от диска, вид сверху; на фиг.3 момент отжатия нижнего борта шины от диска, вид сбоку; на фиг.4 момент завода верхнего борта за край наружной поверхности диска, вид сбоку; на фиг. 5 момент завода борта под край наружной поверхности диска, вид сбоку.

Устройство для демонтажа и монтажа шины автомобиля содержит подставку 1 с поперечиной 2, опорную стойку 3 с выполненным в ней отверстием 4 для съемного держателя 5 диска 6. В верхней части стойки 3 закреплена вращающаяся вилка 7 с шарниром 8 для крепления рычага 9. На рычаге 9 имеются упорный элемент 10 с подпятником 11, расположенным над бортом 12 шины 13, рукоятка 14, а напротив упорного элемента 10 с помощью шарнира 15 закреплен крюк-зацеп 16.

При демонтаже шины 13 колесо устанавливается на подставке 1 так, что диск 6 примыкает внутренней поверхностью центрального отверстия к опорной стойке 3, а нажимной подпятник 11 упорного элемента 10 находится над верхнем бортом 12 шины 13. В результате нажатия через рукоятку 14 на рычаг 9 в направлении 17 упорный элемент 10 посредством подпятника 11 давит на верхний борт 12 шины 13 и тем самым отрывает его от края наружной поверхности диска 6. При перемещении рычага 9 в горизонтальной плоскости, в направлении 18 или 19 и нажатии им на верхний борт 12 в направлении 17 через подпятник 11 упорного элемента 10 происходит отрыв определенного сектора борта 12 шины 13. Затем колесо перемещается относительно подставки, предыдущая операция повторяется, в результате отрывается следующий сектор верхнего борта 12 шины 13 (фиг. 1, 2). После отрыва всего верхнего борта 12 шины 13 от диска 6 колесо сдвигают относительно опорной стойки 3 так, что край нижнего борта 12 попадает на поперечину 2, а верхний край диска 6 попадает под пятник 11 упорного элемента 10. Нажимая на рычаг 9 в направлении 17, упорный элемент 10 посредством подпятника 11 давит на верхний край диска 6, и в результате того, что нижний борт 12 шины находится на поперечине 2, а диск 6 перемещается вертикально, происходит отрыв нижнего борта 12 шины 13 от диска 6 (фиг. 3).

За счет отрыва обоих бортов 12 от краев наружной поверхности диска 6 происходит смещение их на его малый диаметр, что позволяет легко переместить диск 6 относительно шины в одну сторону. Эта операция делается для получения как можно большего зазора между наружной поверхностью диска 6 и бортом 12 шины 13. Затем рычаг 9 вращением вокруг шарнира 8, в направлении 20 переводится в положение, когда крюк-зацеп 16 обращен вниз, к шине 13. После крюк-зацеп 16 с помощью рычага 9 вводится в зазор между наружной поверхностью диска 6 и бортом 12 шины 13 так, что конец крюка-зацепа захватывает борт 12 шины 13. В отверстие 4 опорной стойки 3 вставляется съемный держатель 5 так, что диск 6 оказывается ниже его, тем самым и обеспечивается удержание диска в вертикальной плоскости при демонтаже шины. При поднятии рычага 9, в направлении 21 крюк-зацеп 16 заводит верхний борт 12 шины 13 за край наружной поверхности диска 6. Данная операция повторяется с каждым поворотом рычага 9 в направлении 18 или 19 и колеса в горизонтальной плоскости до того момента, когда борт 12 шины 13 будет полностью заведен за край наружной поверхности диска 6, открыв тем самым свободный доступ к камере колеса (фиг. 4).

При монтаже шины 13 колесо устанавливается на подставке 1, как и при демонтаже, с разницей лишь в том, что шину 13 в процессе монтажа постоянно смещают относительно диска в сторону упорного элемента 10. При перемещении рычага 9 в горизонтальной плоскости, в направлении 18 или 19 и нажатии им через упорный элемент 10 и подпятник 11 в направлении 17, т.е. на демонтированный борт 12 шины 13 производится завод борта 12 под край наружной поверхности диска 6. Повторяя эту операцию при каждом повороте колеса относительно опорной стойки 3, производят полную монтировку шины 13 на диск колеса (фиг.5).

В сравнении с базовым объектом (прототип) предлагаемое решение имеет следующие преимущества, которые позволяют

упростить конструкцию устройства для демонтажа и монтажа шины автомобиля,

снизить трудоемкость при демонтаже и монтаже шины автомобиля,

исключить возможность повреждения бортов шины и краев диска при демонтаже и монтаже шины автомобиля.

Наверх