устройство для рекуперативного торможения электровоза постоянного тока
Классы МПК: | B60L7/22 системы реостатного торможения, комбинированные с регенеративными системами торможения |
Автор(ы): | Антюхин Валентин Михайлович[RU], Ким Сен Нам[KP], Узарс Валдис Янович[LV], Феоктистов Валерий Павлович[RU], Чуверин Юрий Юрьевич[RU] |
Патентообладатель(и): | Московский государственный университет путей сообщения (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-05-27 публикация патента:
20.05.1995 |
Использование: в электровозах с питанием от контактной сети постоянного тока. Сущность изобретения: в электровозе с тяговыми электромашинами 1-6, стабилизирующими резисторами 7 и 8, регулируемым тормозным резистором 13 и резисторами 14 и 15 связи последние подключены к общему выводу тормозного резистора 13 и обмоток возбуждения тяговых электромашин 1-4. Это позволяет получить механическую устойчивость тормозной системы во всем диапазоне регулирования. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащее первую и вторую группы тяговых электромашин, включенных по схеме генераторов независимого возбуждения с якорными обмотками, подключенными последовательно через соответствующие стабилизирующие резисторы между токоприемником и узлом заземления, третью группу тяговых электромашин, включенных параллельно по схеме генераторов последовательного возбуждения и подключенных через общий регулируемый тормозной резистор, и последовательно соединенные обмотки возбуждения тяговых электромашин первой и второй групп между выводами соответствующих стабилизирующих резисторов, резисторы связи, первые выводы которых соединены с соответствующими общими выводами якорных обмоток и обмоток возбуждения тяговых электромашин третьей группы, отличающееся тем, что вторые выводы резисторов связи подключены к общему выводу тормозного резистора и обмоток возбуждения тяговых электромашин первой и второй групп.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на электровозах с питанием от контактной сети постоянного тока. Известно устройство для рекуперативного торможения электровоза постоянного тока, содержащее первую и вторую группы тяговых электромашин, включенных по схеме генераторов независимого возбуждения с якорными обмотками, подключенными последовательно через соответствующие стабилизирующие резисторы между токоприемником и узлом заземления, третью группу тяговых электромашин, включенных параллельно по схеме генераторов последовательного возбуждения и подключенных через общий регулируемый тормозной резистор и последовательно соединенные обмотки возбуждения тяговых электромашин первой и второй групп между выводами соответствующих стабилизирующих резисторов, резисторы связи, первые выводы которых соединены с соответствующими общими выводами якорных обмоток и обмоток возбуждения тяговых электромашин третьей группы. Недостаток этого устройства возможность потери механической устойчивости тормозных характеристик устройства в зоне высоких значений скорости электровоза. Цель изобретения обеспечение устойчивости тормозных характеристик электровоза. Эта цель достигается за счет того, что вторые выводы резисторов связи подключены к общему выводу тормозного резистора и обмоток возбуждения тяговых электромашин первой и второй групп. На фиг. 1 дана принципиальная электрическая схема устройства; на фиг. 2 диаграмма включения рекуперативного тормоза; на фиг. 3 тормозные характеристики. Устройство содержит тяговые электромашины 1-4, включенные по схеме генераторов независимого возбуждения, и такие же машины 5-6, включенные по схеме генераторов последовательного возбуждения. Якорные обмотки машин 1-4, т. е. Я1-Я4, соединены в две параллельные цепи и при помощи стабилизирующих резисторов 7-8 подключены между токоприемником 9 и узлом заземления 10. В этой же цепи находятся быстродействующий выключатель 11 и линейный контактор 12. Машины 5-6 включены по схеме реостатного тормоза последовательного циклического возбуждения с общим регулируемым тормозным резистором 13, другой вывод которого подключен к обмоткам возбуждения ОВ1-ОВ4 машин 1-4. Предусмотрены также резисторы связи 14-15, один вывод каждого из них подключен к общей точке якорной обмотки и обмотки возбуждения машин 5-6, т.е. к точкам Я5-ОВ6 и Я6-ОВ5, а их другой вывод к общей точке резистора 13 и цепи обмоток ОВ1-ОВ4. В цепи машин 5-6 имеется контактор 16. Устройство работает следующим образом. Пусть в исходном состоянии при движении электровоза со скоростью V на выбеге выключатель 11 замкнут, контакторы 12 и 16 выключены, все машины обесточены. Включение рекуперативного тормоза производят (фиг. 2) контактором 16, замыкая его в момент t0 и включая тем самым машины 5 и 6 по схеме реостатного тормоза. По обмоткам ОВ1-ОВ4 протекает ток возбуждения, причем IB1-4=IB5-6 IB1-6<I; 5-6= IB5-6/IЯ5-6<1, где Я токи якорных обмоток, а В токи обмоток возбуждения соответствующих машин. В обмотках Я1-Я4 появляетcя ЭДC EЯ1-2 EЯ3-4 CV(IB1-4) где С постоянная, а (IВ1-4) магнитный поток, соответствующий току IB1-4. Машинист электровоза, начиная от момента t1, постепенно уменьшает R13, увеличивая тем самым ток возбуждения машин 1-4 и их ЭДС. При EЯ1-2+UстUкс, ЕЯ3-4+VстUкс включают контактор 12 (момент t2) и продолжают снижать R13, увеличивая ток возбуждения и ЭДС машин 1-4, что обеспечивает протекание тока рекуперации:I= ,
I= , где r сумма сопротивлений якорных цепей машин и эквивалентного сопротивления тяговой сети. Величина тока рекуперации регулируется резистором R13, соответственно изменяется тормозная сила В (фиг. 3). Резисторы 14-15 обеспечивают механическую устойчивость системы, поскольку во всем диапазоне регулирования имеем dB/dV > 0. Эффективность изобретения по сравнению с устройствами рекуперации, применяемыми на отечественных электровозах, состоит в существенном упрощении электровоза. При рекуперации используют только то оборудование, которое работает в тяговом режиме. Тормозные характеристики отвечают требованиям устойчивости.
Класс B60L7/22 системы реостатного торможения, комбинированные с регенеративными системами торможения