способ сжигания топлива

Классы МПК:F23C6/00 Устройства для сжигания топлива, отличающиеся комбинацией двух или более камер сгорания
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Бочков Максим Витальевич,
Слинько Михаил Гаврилович
Приоритеты:
подача заявки:
1993-11-25
публикация патента:

Использование: в устройствах, обеспечивающих сжигание угля, нефтепродуктов, природного газа. Сущность изобретения: осуществляют подачу топлива и воздуха с коэффициентом его избытка 0,85 - 0,9999, охлаждение продуктов сгорания до 150 - 850°С и очистку от окислов азота в первом блоке катализатора, причем в качестве катализатора могут применяться оксидные соединения на основе хрома, кобальта, никеля, железа и других элементов с использованием промотирующих добавок. После очистки продукты сгорания дожигают при дополнительной подаче воздуха. 3 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения

1. СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА путем подачи в первую зону горения топлива и воздуха с коэффициентом его избытка способ сжигания топлива, патент № 20370991 < 1 и отвода продуктов сгорания во вторую зону горения с одновременной подачей в нее воздуха, причем общий коэффициент избытка воздуха, подаваемого в первую и вторую зоны горения, способ сжигания топлива, патент № 2037099об > 1, отличающийся тем, что продукты сгорания после первой зоны охлаждают до температуры 150 850oС, производят их очистку в блоке катализатора, причем способ сжигания топлива, патент № 20370991=0,85 - 0,999, а способ сжигания топлива, патент № 2037099об=1,0001 - 1,8.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве катализатора применяют оксидные соединения на основе хрома, кобальта, никеля, железа и других элементов с использованием промотирующих добавок.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что горение во второй зоне осуществляют в присутствии катализатора.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что во вторую зону горения осуществляют подачу дымовых газов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано при сжигании топлива в котельных агрегатах.

Известны способы сжигания топлива путем подачи в зону горения топлива и воздуха с коэффициентом избытка воздуха способ сжигания топлива, патент № 2037099=0,71-1 [1] Недостатком этих способов сжигания топлива является значительное содержание в продуктах сгорания токсичных веществ, в частности окислов азота.

Известен способ сжигания топлива путем подачи в первую зону горения топлива и воздуха с коэффициентом его избытка способ сжигания топлива, патент № 20370991<1 и отвода продуктов сгорания во вторую зону горения с одновременной подачей в нее топлива и воздуха, причем общий коэффициент избытка подаваемого в первую и вторую зону воздуха способ сжигания топлива, патент № 2037099об>1 [2] Этот способ наиболее близок по технической сущности и выбран в качестве прототипа. Недостатком этого способа сжигания топлива является значительное содержание в продуктах сгорания токсичных веществ, в частности окислов азота.

Технической задачей изобретения является снижение содержания в продуктах сгорания токсичных веществ, в частности окислов азота.

В предлагаемом способе сжигания топлива, включающем подачу в первую зону горения топлива и воздуха с коэффициентом его избытка способ сжигания топлива, патент № 20370991< 1 и отвод продуктов сгорания во вторую зону горения с одновременной подачей в нее воздуха, причем общий коэффициент избытка подаваемого в первую и вторую зону воздуха способ сжигания топлива, патент № 2037099об> 1, продукты сгорания после первой зоны горения охлаждают до 150-850оС, производят очистку от окиси азота в блоке катализатора и дожигают полученную газовую смесь во второй зоне горения путем подачи в нее воздуха, причем подачу воздуха в первую зону горения осуществляют с коэффициентом его избытка способ сжигания топлива, патент № 20370991= 0,85-0,9999, подачу воздуха во вторую зону горения осуществляют так, что общий коэффициент избытка подаваемого в первую и вторую зоны воздуха способ сжигания топлива, патент № 2037099об=1,0001-1,8, в качестве катализатора очистки могут применяться оксидные соединения на основе хрома, кобальта, никеля, железа и других элементов с использованием промотирующих добавок, горение во второй зоне может осуществляться в присутствии катализатора полного окисления, и при рециркуляции в нее дымовых газов.

На чертеже изображена схема котла, в котором может быть реализован данный способ.

Котел 1 содержит форсунки 2 для подачи топлива и воздуха, пароперегреватели 3, первый блок 4 катализатора, устройство 5 ввода воздуха, второй блок катализатора 6, экономайзеры 7 и дымоход 8.

Способ реализуется следующим образом.

В нижнюю часть котла 1 через форсунки 2 подается топливо и воздух с коэффициентом его избытка способ сжигания топлива, патент № 20370991= 0,85-0,9999. Недостаток воздуха нужен для того, чтобы в первой зоне горения при сжигании топлива образовалось достаточно большое количество окиси углерода СО и водорода Н2.

Для того, чтобы в первом блоке 4 катализатора произошло полное устранение окиси азота NO, необходимо, чтобы перед первым блоком катализатора 4 сумма концентраций [CO]+[H2] была больше концентрации [NO] Зависимости этих концентраций от способ сжигания топлива, патент № 20370991 приближенно имеют вид: при способ сжигания топлива, патент № 20370991=1,0 [NO]3способ сжигания топлива, патент № 203709910-4 [CO]1 способ сжигания топлива, патент № 203709910-4 [H2] 2 способ сжигания топлива, патент № 203709910-4 при способ сжигания топлива, патент № 20370991=0,9990 [NO]3способ сжигания топлива, патент № 203709910-4 [CO]3способ сжигания топлива, патент № 203709910-4 [H2]3способ сжигания топлива, патент № 203709910-4 при способ сжигания топлива, патент № 20370991=0,9970 [NO]3способ сжигания топлива, патент № 203709910-4 [CO]7 способ сжигания топлива, патент № 203709910-4 [H2]7способ сжигания топлива, патент № 203709910-4

Верхняя граница диапазона для коэффициента избытка воздуха способ сжигания топлива, патент № 20370991=0,9999 определяется неравенством ([CO]+[H2])способ сжигания топлива, патент № 2037099 [NO] Нижняя граница способ сжигания топлива, патент № 20370991=0,85 определяется тем, что чем меньше способ сжигания топлива, патент № 20370991, тем ниже КПД котла, поэтому способ сжигания топлива, патент № 20370991 нельзя брать слишком маленьким.

В первой зоне горения температура сжигаемой газовой смеси в зависимости от вида котла поддерживается 1200-2200оС. По мере продвижения внутри котла газовая смесь продуктов сгорания постепенно охлаждается, отдавая тепло пароперегревателям 7. В том месте котла, в котором температура продуктов сгорания уменьшается до 150-850оС, располагается первый блок катализатора 4, в котором идет очистка газовой смеси продуктов сгорания от окиси азота NO. Катализатор в данном случае представляет собой твердое вещество, в присутствии которого сильно смещается равновесие химических реакций: 2CO+ 2NO -> 2CO2 + N2 и 2H2 + 2NO -> ->> 2H2O + N2 (без катализатора в указанном диапазоне температур эти реакции не идут). В качестве катализаторов для указанных реакций применяются оксидные соединения на основе хрома, кобальта, никеля, железа и других элементов с использованием промотирующих добавок.

Верхняя граница температуры газовой смеси продуктов сгорания в первом блоке и катализатора 4 850оС, определяется пределом физической прочности катализатора, при более высокой температуре катализатор может разрушаться. Нижняя граница температуры 150оС определяется тем, что первый блок 4 катализатора, устройство 5 ввода воздуха и второй блок 6 катализатора располагаются ниже экономайзеров 7, а температура газовой смеси непосредственно перед экономайзерами 7 поддерживается не ниже 150оС.

Поскольку способ сжигания топлива, патент № 20370991 подобрано так, чтобы перед первым блоком 4 катализатора ([CO]+[H2]) способ сжигания топлива, патент № 2037099 [NO] то после прохождения первого блока 4 катализатора газовая смесь продуктов сгорания уже не содержит окиси азота NO (вся имевшаяся в наличии NO провзаимодействовала с CO и Н2 в реакциях 2CO+2NO->2CO2+N2 и 2H2+2NO->2H2O+N2. Но газовая смесь продуктов сгорания содержит не прогоревшие СO и Н2, а также может содержать сажу, бензпирен и другие токсичные вещества, которые могли образоваться в первой зоне горения из-за того, что сжигалась богатая топливная смесь. Поэтому описываемый способ включает в себя этап дожигания во второй зоне горения.

Дожигание осуществляется следующим образом.

Через устройство ввода воздуха 5 во вторую зону горения котла дополнительно подается воздух, причем общий коэффициент избытка подаваемого в первую и вторую зону воздуха способ сжигания топлива, патент № 2037099об> 1. Кислород воздуха химически взаимодействует с CO, H2, сажей, бензпиреном и другими токсичными веществами, содержащимися в продуктах сгорания, образуя CO2и H2O.

Нижняя граница диапазона для общего коэффициента избытка, подаваемого в первую и вторую зоны горения воздуха способ сжигания топлива, патент № 2037099об>1, определяется условием полного выгорания топлива. Верхняя граница способ сжигания топлива, патент № 2037099об=1,8 определяется тем, что, чем больше способ сжигания топлива, патент № 2037099об, тем ниже КПД котла, поэтому способ сжигания топлива, патент № 2037099об нельзя брать слишком большим.

Так как температура во второй зоне горения, может быть не очень высокой, то для интенсифицирования нужных химических реакций горение во второй зоне может осуществляться в присутствии катализатора полного окисления, во втором блоке катализатора 6. Катализатор в данном случае представляет собой твердое вещество, в присутствии которого сильно смещается равновесие химических реакций: 2CO + O2-> 2CO2 и 2H2 + O2 -> 2H2O и других.

Для лучшего перемешивания во второй зоне горения и для повышения в ней температуры подачу воздуха во вторую зону горения можно осуществлять путем рециркуляции в нее дымовых газов, которые обычно содержат свободный кислород из-за подсосов атмосферного воздуха в дымоходе 8. Дымовые газы отбираются из дымохода 8 и подаются во вторую зону горения через устройство 5.

П р и м е р. В первую зону горения топливо и воздух подаются с коэффициентом избытка воздуха способ сжигания топлива, патент № 20370991= 0,98. После прохождения газовой смесью первой зоны горения перед первым блоком 4 концентрации веществ, содержащихся в продуктах сгорания [NO]3способ сжигания топлива, патент № 203709910-4, [CO]4способ сжигания топлива, патент № 203709910-3, [H2]4способ сжигания топлива, патент № 203709910-3.

В блоке 4 применяют композитный хромокобальтоникелевый катализатор с небольшими добавками молибдена, выполненный на керамической подложке. Температура газовой смеси в первом блоке 4 катализатора 550оС. После прохождения газовой смесью первого блока 4, концентрации веществ [NO]>10-5, [CO]4способ сжигания топлива, патент № 203709910-3, [H2] 4способ сжигания топлива, патент № 203709910-3.

Через устройство 5 во вторую зону горения воздух подается в таком количестве, что общий коэффициент избытка подаваемого в первую и вторую зону воздуха способ сжигания топлива, патент № 2037099об 1,1. Концентрации веществ после второго блока 6 катализатора [NO] <10, [CO]<10, [H2]<10.

Класс F23C6/00 Устройства для сжигания топлива, отличающиеся комбинацией двух или более камер сгорания

промышленная горелка и соответствующий способ сгорания для термической печи -  патент 2526097 (20.08.2014)
способ и установка активирования фракционированных по размеру частиц порошкообразного угля -  патент 2499189 (20.11.2013)
двухкамерная топка для сжигания дробленых древесных отходов (варианты) -  патент 2476768 (27.02.2013)
многоходовая топка теплотехнического устройства -  патент 2460940 (10.09.2012)
низкоэмиссионный циклонный реактор -  патент 2446350 (27.03.2012)
газогенератор "рабика" -  патент 2443759 (27.02.2012)
способ и устройство для сжигания топлива в кипящем слое -  патент 2379587 (20.01.2010)
способ и устройство для сжигания топлива в кипящем слое -  патент 2379586 (20.01.2010)
топка -  патент 2355947 (20.05.2009)
циклонный предтопок -  патент 2354888 (10.05.2009)
Наверх