B61F5/12 с демпферами F16F7/04 прижимаемыми в направлении оси вращения
Автор(ы):
Савчук Орест Макарович[UA], Вислогузов Виктор Тихонович[UA], Демин Юрий Васильевич[UA], Коротенко Михаил Леонидович[UA], Мехов Дмитрий Дмитриевич[UA]
Патентообладатель(и):
Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта (UA)
Приоритеты:
подача заявки: 1991-02-11
публикация патента: 19.06.1995
Использование: в железнодорожном транспорте для уменшения амплитуды колебаний рельсового транспортного средства. Сущность изобретения: гаситель колебаний содержит установленный между верхней (надрессорная балка 1) и нижней (боковая рама 2) опорами стержень, на котором смонтированы подпружиненные и заблокированные от поворота нижний и верхний неподвижные фрикционные диски 5, 6, между которыми установлен с возможностью поворота подвижный фрикционный диск 7. Стержень жестко соединен с подвижным фрикционным диском и выполнен в виде винта 3 и гайки 4 с несамотормозящей резьбой. Гайка установлена в нижней опоре на цапфах 8. Верхняя опора связана с верхним неподвижным фрикционным диском 6 посредством ножевой опоры 10. верхний и нижний неподвижные диски соединены замковым соединением. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. ДИСКОВЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ, содержащий два неподвижных и размещенный между ними подвижный фрикционные диски, поджатые друг к другу пружиной, охватывающей стержень, верхнюю и нижнюю опоры, отличающийся тем, что стержень выполнен из двух связанных между собой резьбовым соединением частей, одна из которых жестко связана с подвижным фрикционным диском, другая выполнена с цапфами, установленными в нижней опоре, а верхняя опора выполнена ножевой и соединена с внешним неподвижным фрикционным диском. 2. Гаситель по п.1, отличающийся тем, что неподвижные диски соединены между собой замковым соединением.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам транспортного машиностроения, а именно: к амортизирующим устройствам, уменьшающим амплитуду колебаний рельсового транспортного средства. Известен клиновой гаситель колебаний, применяемый в тележках для грузовых вагонов. Гаситель содержит клинья, расположенные в соответствующих гнездах в надрессорной балке тележки и упирающиеся своими наклонными плоскостями в наклонные плоскости балки. Клинья прижимаются к стальным фрикционным планкам, укрепленным на боковых рамах тележки. Силы трения в этом гасителе возникают при относительном вертикальном и горизонтальном перемещениях трущихся поверхностей клиньев по фрикционным планкам боковых рам тележки. Следовательно, клиновой гаситель колебаний может гасить вертикальные и горизонтальные колебания. Наиболее близким к заявляемому объекту по технической сущности является дисковый фрикционный гаситель колебания, содержащий установленный между верхней и нижней опорами стержень, на котором смонтированы подпружиненные и заблокированные от поворота нижний и верхний неподвижные фрикционные диски. Между дисками установлен с возможностью поворота подвижный фрикционный диск. Гаситель снабжен наклонно установленными по окружности между корпусом и одним фрикционным диском стержневыми элементами, одними концами шарнирно связанными с наружным диском, а другими с корпусом. Основным недостатком данного гасителя является невозможность регулирования силы трения (силы сопротивления) в зависимости от величины действующих на тележку вагона нагрузок при различных условиях эксплуатации (включая груженый и порожний режимы), что снижает эффективность демпфирования. Целью изобретения является улучшение динамических качеств транспортного средства путем саморегулирования параметров демпфирования в зависимости от эксплуатационного режима загрузки. На фиг.1 изображен дисковый фрикционный гаситель колебаний в продольном разрезе; на фиг.2 вид по стрелке А на фиг.1. Гаситель колебаний устанавливают между верхней опорой (надрессорная балка 1 тележки вагона) и нижней опорой (боковая рама 2 тележки). Между надрессорной балкой 1 и боковой рамой 2 закрепляют стержень, выполненный в виде винта 3 и гайки 3 с несамотормозящей резьбой. Винт 3 также имеет несамотормозящую резьбу, которая ввинчивается в гайку 4. Для предотвращения износа резьбы типа "ступенька" (т.е. для равномерного износа резьбы по всей длине в процессе эксплуатации) резьба выполнена не на всю длину винта 3. Гайка 4 имеет такую же резьбу, выполненную не на всю длину. На стержне смонтированы подпружиненные и заблокированные от поворота нижний неподвижный фрикционный диск 5 и верхний неподвижный фрикционный диск 6, между которыми установлен с возможностью поворота подвижный фрикционный диск 7. При этом гайка 4 установлена на боковой раме 2 тележки на цапфах 8, входящих в пазы опоры 9, неподвижно закрепленной на боковой раме 2. Это позволяет паре винт-гайка беспрепятственно наклоняться при поперечных перемещениях надрессорной балки 1 относительно боковой рамы 2. Надрессорная балка 1 тележки вагона связана с верхним неподвижным фрикционным диском посредством ножевой опоры 10. Нижний 5 и верхний 6 диски связаны замковым соединением. Предлагаемый дисковый фрикционный гаситель колебаний работает следующим образом. В процессе движения транспортного средства происходит колебание надрессорной балки 1 тележки относительно боковой рамы 2. При перемещении балки 1 винт 3 ввинчивается по несамотормозящей резьбе в гайку 4, поворачивая жестко закрепленный на нем диск 7. Последний поворачивается между неподвижными дисками 5 и 6, создавая силу трения. Диски 5, 6, 7 зажаты пружиной 11. При нагружении тележки вагона происходит сжатие пружины и ее сила, а следовательно, и сила сопротивления гасителя возрастают пропорционально прогибу. В результате обеспечивается гашение вертикальных колебаний вагона при любых уровнях воздействий.