устройство для регулирования зазора барабанно-колодочного тормоза

Классы МПК:F16D65/74 автоматически действующие в одном направлении 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Украинский государственный институт краностроения (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1992-03-10
публикация патента:

Использование: в барабанно-колодочных тормозах самоходных транспортных средств. Сущность: устройство для регулирования зазора барабанно-колодочного тормоза содержит расположенную в одном их двух продольно перемещающихся стаканов муфту в виде ступенчатой гайки и втулки, в которой перпендикулярно ее продольной оси выполнено по меньшей мере одно глухое отверстие. В последнем расположены рабочий и запирающий шарики, между которыми установлена пружина. Рабочий шарик контактирует с цилиндрической шейкой ступенчатой гайки, а расстояние между осями центрального отверстия, в котором расположен подпружиненный толкатель, и глухого отверстия втулки выбирают из условия обеспечения заклинивания рабочего шарика между сопрягаемыми поверхностями втулки и шейки гайки. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЗОРА БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА, содержащее корпус с двумя взаимно перпендикулярными отверстиями, одно из которых расположено центрально и в нем установлены подпружиненный толкатель с наклонными пазами и сепаратор, а во втором отверстии с возможностью продольного перемещения размещены стаканы, в одном из которых установлена муфта, отличающееся тем, что, с целью осуществления бесступенчатого регулирования зазора между колодкой и тормозным барабаном, муфта выполнена в виде втулки, ступенчатой гайки и расположенных в выполненном во втулке перпендикулярно ее продольной оси по меньшей мере одном глухом отверстии рабочего и запирающего шариков, а также в виде установленной между ними пружины, при этом рабочий шарик установлен с контактом с цилиндрической шейкой ступенчатой гайки, а расстояние между осями центрально расположенного и глухого отверстий втулки равно величине, обеспечивающей заклинивание рабочего шарика между сопрягаемыми поверхностями втулки и шейки гайки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к барабанно-колодочным тормозам самоходных транспортных средств.

Известно гидравлическое устройство для регулирования зазора барабанно-колодочного тормоза, установленное в тормозной колодке с фрикционной накладкой, содержащее два соосно соединенных между собой гидравлических цилиндра разных диаметров со штоками и систему подпитки гидросистемы (авт.св. N 966359, кл. F16 D 65/74, 1982).

Недостатком указанного устройства является понижение точности регулирования зазора при повышенной теплонагруженности пар трения.

Известен механизм управления колодочным тормозом, конструкция которого обеспечивает как торможение, так и автоматическое поддержание постоянного зазора между накладкой колодки и тормозным барабаном (авт.св. N 389791, кл. F 61 D 54/74, 1973).

Недостатками указанного устройства является то, что применение гидравлики в тормозах транспортных средств снижает надежность тормозной системы вследствие того, что трущиеся пары оснащены уплотнениями, которые изнашиваются в процессе работы, контроль за их износом весьма затруднителен.

Кроме того, к рабочим жидкостям гидравлических тормозных систем предъявляются повышенные требования к их чистоте, что в свою очередь требует применения специальных фильтрующих устройств.

Известна колесная передача самоходного транспортного средства, содержащая тормозной барабан, тормозные колодки с накладками и контактирующее с колодками устройство для регулирования (автоматического) зазора барабанно-колодочного тормоза.

Известно устройство для регулирования зазора барабанно-колодочного тормоза, содержащее корпус, в вертикальном отверстии которого установлен подпружиненный толкатель с наклонными пазами и сепаратор, в горизонтальном отверстии корпуса с возможностью продольного перемещения установлены стаканы с наклонными пазами, в одном из стаканов размещена с возможностью перемещения и поворота сцепная зубчатая муфта, зубья которой по форме аналогичны форме зубьев храпового механизма.

Указанное устройство является наиболее близким к предлагаемому и принимается в качестве прототипа.

Основным недостатком известного устройства механического типа является то, что сцепная зубчатая муфта (торцовая) не обеспечивает плавного бесступенчатого регулирования (компенсации) зазора между рабочей поверхностью тормозного барабана и накладкой тормозной колодки в результате ее износа. Это объясняется тем, что в сцепной муфте применены торцовые зубья, форма которых аналогична форме зубьев храпового механизма, и поворот гайки, а, следовательно, выдвижение винта осуществляется скачкообразно: зуб-впадина.

Это влечет за собой, для осуществления компенсации износа накладок тормозных колодок, необходимость повторных подач сжатого воздуха в пневмокамеры, а следовательно, вызывает дополнительный расход сжатого воздуха и соответственно топлива.

Целью предлагаемого устройства является осуществление бесступенчатого регулирования зазора между колодкой и тормозным барабаном.

Это достигается за счет того, что в устройстве для регулирования зазора барабанно-колодочного тормоза, содержащем корпус с двумя взаимно перпендикулярными отверстиями, в одном из которых установлены подпружиненный толкатель с наклонными пазами и сепаратор, в другом отверстии с возможностью продольного перемещения стаканы, в одном из которых установлена муфта, содержащая втулку и ступенчатую гайку. Во втулке перпендикулярно ее продольной оси выполнено по меньшей мере одно глухое отверстие, в котором расположены рабочий и запирающий шарики, между которыми установлена пружина. При этом рабочий шарик контактирует с цилиндрической шейкой ступенчатой гайки, а расстояние между осями центрального и глухого отверстий втулки выбирают из условия обеспечения заклинивания рабочего шарика между сопрягаемыми поверхностями втулки и шейки гайки.

Выполнение во втулке перпендикулярно ее продольной оси, по меньшей мере одного отверстия позволяет разместить в нем рабочий и запирающий шарики, между которыми установлена пружина.

Выполнение гайки ступенчатой формы позволяет осуществлять контакт цилиндрической шейки гайки с рабочим шариком.

Выбор расстояния между осями центрального и глухого отверстий втулки, обеспечивающего заклинивание рабочего шарика между сопрягаемыми поверхностями втулки и шейки гайки, позволяет передавать вращение от втулки на гайку.

Запирающий шарик предотвращает контакт пружины с зеркалом стакана муфты.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг.2 механизм регулирования зазора; на фиг.3 втулка муфты; на фиг.4 сечение А-А на фиг.2; на фиг.5 сечение Б-Б на фиг.3.

Устройство содержит корпус 1, в горизонтальном отверстии которого установлены с возможностью продольного перемещения стаканы 2 и 3. На торцовой поверхности стаканов 2 и 3 под углом выполнены пазы 4. В отверстии стакана 2 размещена муфта 5, состоящая из втулки 6 и ступенчатой гайки 7.

Во втулке 6 выполнено по меньшей мере одно глухое отверстие 8 (фиг.5) в плоскости, перпендикулярной ее продольной оси, в котором расположены рабочий шарик 9 (фиг.5), пружина 10 и запирающий шарик 11.

Расстояние L между осями центрального и глухого отверстий втулки 6 выбирают из условия обеспечения заклинивания шарика 9 между сопрягаемыми поверхностями втулки 6 и ступенчатой гайки 7 для осуществления поворота муфты 5. Запирающий шарик 11 предотвращает трение пружины 10 по зеркалу стакана 2. Благодаря большому углу трения между шариком 11 и внутренним диаметром стакана 2 он имеет возможность свободно перекатываться по зеркалу стакана.

На наружной поверхности втулки 6 выполнена винтовая канавка 12. Гайка 7 установлена в отверстии стакана 2 с возможностью вращения. В резьбовом отверстии гайки 7 ввернут винт 13. В торцовых отверстиях винта 13 и стакана 3 со свободой поворота установлены сухари 14 и 15 с прорезями, поверхности которых контактируют с телом тормозных колодок 16.

В вертикальном отверстии 17 корпуса 1 установлен толкатель 18 с наклонными пазами и пружинами 19 и 20. Пружина 19 одним торцом упирается в разрезные шайбы 21, а другим в дно чашки 22. Пружина 20 одним торцом упирается в бурт 23 чашки 22, а другим в торец сепаратора 24, в котором диаметрально установлены два шарика 25, контактирующих с наклонными пазами толкателя 18 и пазами 4 стаканов 2 и 3.

В корпус 1 ввернут установочный винт 26, шейка 27 которого находится в постоянном контакте с винтовой канавкой 12 втулки 6.

Устройство работает следующим образом.

При нажатии водителем транспортного средства на тормозную педаль осуществляется поступление сжатого воздуха из пневмосети в пневмокамеры (не показаны), которые передают усилие на толкатель 18, пружины 19 и 20 сжимаются. При дальнейшем движении толкателя 18 шарики 25, находящиеся в наклонных пазах толкателя 18 и стаканов 2 и 3, перемещают вдоль оси стаканы 2 и 3 во взаимно противоположные стороны.

Одновременно перемещают сухари 14 и 15, с помощью которых колодки 16 прижимаются рабочими поверхностями к тормозному барабану 28. Пружины 29, закрепленные на колодках 16, растягиваются.

При этом осуществляется торможение колес транспортного средства. При отпускании тормозной педали подача сжатого воздуха в пневмокамеры прекращается. Под воздействием пружин 19 и 20 толкатель 18 возвращается в исходное положение. Пружины 29 перемещают колодки 16 к центру тормозного барабана 28, и происходит процесс растормаживания.

В процессе эксплуатации транспортного средства происходит износ накладок 30 колодок 16. Компенсация зазора в результате износа накладок осуществляется автоматически. При продольном перемещении втулки 6 к периферии барабана 28, благодаря взаимодействию шейки 27 винта 26 с винтовой канавкой 12 втулки 6, происходит поворот последней вокруг своей оси.

Направление винтовой канавки 12 втулки 6 выбрано таким образом, что когда происходит выдвижение стакана 2, рабочий шарик 9 свободно скользит по шейке ступенчатой гайки 7, а при возвращении стакана 2 в исходное положение рабочий шарик 9 заклинивается между втулкой 6 и ступенчатой гайкой 7, вызывая поворот последней вокруг своей оси в обратном направлении. Резьбовые элементы ступенчатой гайки 7 и винта 13 выполнены так, что при возврате стакана 2 в исходное положение происходит вывинчивание винта 13, что обеспечивает компенсацию выработки накладок 30. Требуемый зазор между накладкой 30 колодки 16 и тормозным барабаном 28 обеспечивается холостым ходом втулки 6 благодаря продольным зазорам между рабочими поверхностями винтовой канавки 12 втулки 6 и шейкой 27 установочного винта 26.

Шарик 11 не вызывает заклинивания при вращении втулки 6 по, либо против часовой стрелки, так как угол трения шарика 11 с отверстием стакана 2 больше угла самоторможения. Это обеспечивает свободное вращение гайки 7 относительно стакана 2 в обоих направлениях.

Таким образом, предложенная конструкция устройства позволяет осуществить бесступенчатое регулирование зазора между колодкой и рабочей поверхностью тормозного барабана.

Наверх