способ определения угла наклона
Классы МПК: | G01C9/12 с помощью маятника |
Автор(ы): | Феофанов Л.Н., Геталов А.А., Голидаев С.В. |
Патентообладатель(и): | Войсковая часть 51105, Феофанов Лев Николаевич, Геталов Андрей Александрович, Голидаев Сергей Владимирович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-07-15 публикация патента:
10.11.1995 |
Использование: для измерения углов наклона объектов в условиях действия вибраций и импульсных перегрузок, например, ударного происхождения. Сущность изобретения: в способе определения угла наклона маятниковый чувствительный элемент с периодом колибаний Tк отклоняют в полости измерения от положения равновесия, измеряют абсолютное значение текущей угловой скорости его движения для одной спектральной гармоники с периодом, равным периоду колебаний Tк величину которого выбирают из условия Tк больше или примерно равно 10 Tв где Tв -период сигнала вибрации, а угол наклона находят по формуле. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА НАКЛОНА, при котором маятниковый чувствительный элемент с периодом колебаний Tк отклоняют в плоскости измерения от положения равновесия, измеряют абсолютное значение текущей угловой скорости его движения и формируют из него интегральное значение, пропорциональное углу наклона, отличающийся тем, что измеряют абсолютное значение текущей угловой скорости только одной спектральной гармоники с периодом, равным периоду колебаний Tк маятникового чувствительного элемента, величину которого выбирают из условия Tк


где tизм. время измерений;

Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения углов наклона объектов в условиях действия вибраций и импульсных перегрузок, например ударного происхождения. Наиболее широкое применение для измерения углов наклона объектов получили способы, основанные на регистрации угла между вертикальным маятником и осью объекта. Конструктивное исполнение маятника и преобразователей его положения может быть самым разнообразным. Однако при действии импульсных (ударных) перегрузок до момента занятия маятником установившегося положения полезна информация практически теряется. Кроме того, затруднительным является измерение угла наклона объекта при действии вибрации с фиксированной, либо плавающей частотой. Действие указанных факторов приводит к росту погрешностей измерений угла наклона и ограничивает область применения данного способа. Известны также динамические способы измерения угла наклона, к которым можно отнести способ точек реверсий маятника. Способ точек реверсий маятника заключается в измерении амплитуды колебаний маятника, первоначально отклоненного от положения равновесия вместе с объектом на измеряемый угол. Нетрудно убедиться, что амплитуда колебаний в этом случае будет равна удвоенному значению угла наклона, следовательно, методическая погрешность измерений может быть снижена в два раза. Впоследствии были предложены динамические способы измерения угла наклона, которые принципиально позволяют более, чем в два раза повысить точность проводимых измерений. Наиболее близким аналогом изобретения является способ определения угла наклона, который заключается в измерении мгновенной угловой скорости свободных колебаний маятника, выделении на полученном сигнале временных интервалов вида


Тв период вибрационных колебаний;
Тк период колебаний маятника. Далее на интервалах










При этом подразумевается, что затухание амплитуды колебаний маятникового ЧЭ под действием диссипативных сил за время tизм. достаточно мало. Сопоставительный анализ заявляемого решения с наиболее близким аналогом показывает, что формируемое значение, пропорциональное измеряемому углу наклона, осуществляется в течение всего времени регистрации по абсолютному значению угловой скорости гармоники колебаний с периодом Тк, определяемом из выражения Тк > 10 Тв, где Тв максимальный период вибрационных колебаний (верхняя граничная частота импульсных "выбросов"). В основу данного способа измерений заложено частотное разделение гармоник, обусловленных собственным периодом колебаний маятника и вибрациями и импульсными (ударными) воздействиями, которому на практике легко удовлетворить. Действительно, нижняя граничная частота для вибраций и импульсных перегрузок составляет


В принятых выше обозначениях выражение 4/tизм./Тк) не что иное, как коэффициент воспроизведения, показывающий, во сколько раз значение интеграла от абсолютной величины угловой скорости больше значения угла наклона







Класс G01C9/12 с помощью маятника