глушитель шума двигателя внутреннего сгорания
Классы МПК: | F01N5/02 с использованием тепла |
Автор(ы): | Груданов Владимир Яковлевич[BY], Акуленко Сергей Владимирович[BY] |
Патентообладатель(и): | Могилевский технологический институт (BY) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-10-20 публикация патента:
20.03.1996 |
Изобретение может быть использовано для снижения шума выпуска отработавших газов (ОГ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и частичной утилизации при этом их энергии. Глушитель шума содержит цилиндрический корпус, соосные впускной и выпускной патрубки, центральную трубу, соосные продольные цилиндрические перфорированные перегородки, трубы-газоходы, входной и выходной коллекторы, тепловую изоляцию. Площади проходных сечений в перфорированных цилиндрических перегородках и в перфорированной центральной трубе равны между собой и в два раза больше площади поперечного сечения входного коллектора. Количество и диаметры отверстий перфорации центральной трубы и продольных цилиндрических перегородок, а также диаметры и длины продольных цилиндрических перфорированных перегородок и центральной перфорированной трубы связаны между собой определенными соотношениями на основе принципа "золотой" пропорции, так что коэффициент перфорации во всех продольных перегородках и центральной трубе остается постоянным. Это позволяет получить по всему аэродинамическому тракту охлаждающего рабочего тела одинаковую пропускную способность, стабилизировать движение потока охлаждающего рабочего тела и повысить эффективность шумоглушения и унификацию внутренних элементов конструкции. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий цилиндрический корпус, соосные впускной и выпускной патрубки, соединенные с корпусом при помощи вставок в виде усеченных конусов, центральную трубу и соосные продольные цилиндрические перегородки, выполненные перфорированными, установленные коаксиально относительно центральной трубы с образованием кольцевых зазоров и выполненные длиной, уменьшающейся от оси корпуса, и совмещением последней из них с корпусом, конические дефлекторы, сопряженные основанием с входным и выходным торцами центральной трубы, кольцевые поперечные перфорированные перегородки, установленные на торцевых продольных перегородках с перекрытием кольцевых зазоров, трубы, установленные в противолежащих отверстиях перфорации поперечных перегородок, входной и выходной коллекторы, установленные на боковой поверхности корпуса соосно между собой и соединяющие межтрубное пространство кольцевых зазоров, заполненное охлаждающим рабочим телом, отличающийся тем, что перфорированная цилиндрическая перегородка и перфорированная цилиндрическая труба выполнены с площадями проходных сечений, равными между собой и по меньшей мере в два раза превышающими площадь поперечного сечения входного коллектора, причем количество Zт отверстий перфорации в центральной трубе определено зависимостьюZт = [2(dв.к. / dт)2],
где квадратные скобки обозначают целую часть числа;
dв.к. - диаметр входного коллектора;
dт - диаметр отверстий перфорации в центральной трубе,
количества отверстий перфорации в цилиндрических перегородках уменьшаются в направлении от центра к периферии и связаны между собой соотношением
Zn = [Zт / (1,618)n],
где квадратные скобки обозаначают целую часть числа;
Zn - количество отверстий перфорации n-й перегородки;
n - порядковый номер цилиндрической перегородки, считая от трубы,
диаметры отверстий перфорации в перегородках увеличиваются в направлении от центра к периферии и связаны между собой соотношением
dn = (1,272)ndт,
где dn - диаметр отверстий перфорации n-й перегородки,
длины перфорированных цилиндрических перегородок связаны между собой соотношением
Ln = LT / (1,272)n,
где Ln - длина цилиндрической n-й перфорированной перегородки;
LT - длина центральной перфорированной трубы,
диаметры продольных цилиндрических перегородок связаны между собой соотношением
Dn = (1,272)n

где Dn - диаметр n-й цилиндрической перегородки;
Dв.п. - диаметр впускного патрубка. 2. Глушитель по п.1, отличающийся тем, что диаметр отверстий перфорации в центральной трубе равен одному из чисел математического ряда Фибоначчи, начиная с числа 5 или последующих чисел ряда.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к глушителям шума для двигателей внутреннего сгорания. Известен глушитель шума для двигателя внутреннего сгорания, содержащий цилиндрический корпус, соосные впускной и выпускной патрубки, соединенные с корпусом при помощи вставок в виде усеченных конусов, центральную трубу, соосные продольные цилиндрические перегородки, установленные коаксиально относительно центральной трубы с образованием кольцевых зазоров и выполненные с длиной, уменьшающейся от оси корпуса, и совмещением последней из них с корпусом, кольцевые поперечные перфорированные перегородки, установленные на торцах продольных перегородок с перекрытием кольцевых зазоров, трубы, установленные в противолежащих отверстиях перфорации поперечных перегородок, конический дефлектор, сопряженный основанием с входным торцом центральной трубы, входной и выходной коллекторы, соединяющие межтрубное пространство кольцевых зазоров, заполненное охлаждающим рабочим телом [1]Однако в этом известном устройстве при движении охлаждающего рабочего тела справа вверх налево между входным и выходным коллекторами в узких кольцевых каналах наблюдаются застойные зоны, при этом входная часть центральной трубы не является поверхностью нагрева, что и обусловливает неинтенсивное охлаждение отработавших газов и, как следствие, неэффективное глушение шума выпуска. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату к изобретению является устройство, содержащее цилиндрический корпус, соосные впускной и выпускной патрубки, соединенные с корпусом при помощи вставок в виде усеченных конусов, центральную трубу и соосные продольные цилиндрические перегородки, выполненные перфорированными, установленные коаксиально относительно центральной трубы с образованием кольцевых зазоров и выполненные с длиной, уменьшающейся от оси корпуса, и совмещением последней из них с корпусом, конические дефлекторы, сопряженные основанием с входным и выходным торцом центральной трубы, кольцевые поперечные перфорированные перегородки, установленные на торцах продольных перегородок с перекрытием кольцевых зазоров, трубы, расположенные в противолежащих отверстиях перфорации поперечных перегородок, входной и выходной коллекторы, установленные на боковой поверхности корпуса соосно между собой и соединяющие межтрубное пространство кольцевых зазоров, заполненное охлаждающим рабочим телом [2]
Однако в данном устройстве кольцевые продольные перфорированные перегородки имеют разную и произвольную пропускную способность, приводящую к дестабилизации течения охлаждающего рабочего тела. При этом геометрические параметры продольных перфорированных перегородок не связаны определенными соотношениями с основными размерами глушителя: диаметром впускного патрубка, диаметром корпуса и его длиной, что в целом и обеспечивает невысокую эффективность шумоглушения. Кроме того, из-за отсутствия конкретных соотношений не поддаются унификации глушители разных марок автомобилей. Цель изобретения повышение эффективности шумоглушения и унификация. Это достигается тем, что в предлагаемом глушителе шума для двигателя внутреннего сгорания, согласно изобретению площади проходных сечений в перфорированных цилиндрических перегородках и в перфорированной центральной трубе равны между собой и в два раза больше площади поперечного сечения входного коллектора, при этом количество отверстий перфорации в центральной трубе определяется по формуле
Zт=


Zт количество отверстий перфорации в центральной трубе;
dв.к. диаметр входного коллектора;
dт диаметр отверстий перфорации в центральной трубе. Количество отверстий перфорации в цилиндрических перегородках уменьшается в направлении от центра к периферии и связаны между собой соотношением
Zn=

Zn количество отверстий перфорации n-ой перегородки;
n порядковый номер цилиндрической перегородки, считая от трубы;
Диаметры отверстий перфорации в перегородках увеличиваются в направлении от центра к периферии и связаны между собой соотношением
dn= (1,272)n

Ln=

Lт длина центральной перфорированной трубы. Диаметры продольных цилиндрических перегородок связаны между собой соотношением
Dn= (1,272)n

Dв.п. диаметр впускного патрубка. Кроме того, диаметр отверстий перфорации в центральной трубе принимается равным одному из чисел ряда Фибонеччи, начиная с пятого: 5 или 8, или 13 и т. д. Определение количества отверстий перфорации в центральной трубе по формуле
Zт=


Zn=

dn= (1,272)n

Ln=

Dn= (1,272)n











глушитель шума имеет развитую конвективную и лучистую поверхность нагрева, практически все внутренние элементы конструкции участвуют в теплообмене;
при движении охлаждающего рабочего тела (воздуха) снизу вверх между входным 13 и выходным 14 коллекторами имеет место поперечное обтекание (омывание) элементов поверхности нагрева глушителя, в частности, труб 12, что интенсифицирует теплоотдачу. В данной конструкции глушителя практически отсутствуют застойные зоны, все его внутренние элементы хорошо продуваются воздухом, при этом сначала воздушный поток от входного коллектора 13 равномерно расширяется, заполняет внутренний объем центральной трубы 6, а затем равномерно сужается и через выходной коллектор 14 подается к потребителю утилизированной энергии. А это, в свою очередь, также способствует интенсификации теплообмена между двумя средами. Наличие у центральной трубы 6 конических дефлекторов 8 и 9 способствует снижению аэродинамического сопротивления при движении отработавших газов по глушителю. При этом дефлекторы 8 и 9 интенсивно охлаждаются изнутри, что также способствует эффективному снижению шума. В центральной трубе 6 поток воздуха расширяется и статическое давление в этом месте возрастает. Здесь создается запас давления, который необходим для преодоления последующих аэродинамических сопротивлений при прохождении воздуха через перфорацию. Это стабилизирует движение воздуха в выводном коллекторе 14 и повышает, тем самым, качество утилизированной теплоты. Причем, при движении воздуха снизу вверх через многочисленную перфорацию внутренних элементов глушителя шума поток разделяется на все более мелкие струи и их аэродинамический шум при этом несколько снижается, что также положительно сказывается на общем эффекте заглушения шума выпуска. В данной конструкции все параметры продольных перфорированных перегородок 7 связаны между собой строго определенными математическими соотношениями на основе закономерностей чисел Фибоначчи, что приводит к стабилизации движения охлаждающего рабочего тела (воздуха) через многослойную перфорацию внутренних элементов глушителя шума и повышению эффективности шумоглушения и унификации. Количество и диаметры отверстий перфорации продольных цилиндрических перегородок 7 и центральной трубы 6 связаны математическим соотношением с диаметром входного 13 (равно как выходного 14) коллектора, что также способствует стабилизации движения охлаждающего рабочего тела и повышению эффективности шумоглушения. Для подтверждения вышеизложенного приведем конкретные примеры, при этом будет исходить из того, что для серийных глушителей характерны следующие геометрические соотношения:
2,0



500


50


П р и м е р 1. Начальные условия: тип автомобиля ЗиЛ-131;
длина стандартного глушителя 870 мм. Глушитель снабжен двумя впускными патрубками равного диаметра. Диаметр впускного патрубка dв.п.=65 мм. Принимаем: диаметр впускного патрубка Dв.п.=Dв.п.экв.=





Z1=


Z2=


Определяем диаметр отверстий перфорации в продольных перегородках
dт=8 мм
d1=(1,272)1

d2=(1,272)2

Определяем длины продольных цилиндрических перегородок
Lт=500 мм
L1=


L2=


Lк= L3=


Определяем диаметры продольных перегородок
Dт=Dв.п.=90 мм
D1=(1,272)1

D2=(1,272)2

Dк=D3=(1,272)3

Определяем пропускную способность каждой перфорированной продольной перегородки
Kт=


K1=


K2=


Из расчетов следует, что Kт=K1=K2, т. е. пропускная способность всех продольных перфорированных перегородок и центральной трубы одинаковая. В этом случае имеет место стабилизация потока охлаждающего рабочего тела при движении через кольцевые каналы, что, безусловно, способствует повышению эффективности шумоглушения. Изменяя исходные данные и исходя из габаритных размеров серийных глушителей шума, можно рассчитать новые глушители для всех марок отечественных автомобилей: ГАЗ, ЗиЛ. КамАЗ, КрАЗ и т. д. Однако нетрудно видеть, что если мы нарушим хотя бы одно из указанных соотношений, то пропускная способность перфорированных продольных перегородок будет разная, что приведет к снижению эффективности работы устройства. П р и м е р 2. Принимаем Zn=

Zт=


Z1=

Z2=

Kт=

K1=

K2=

Из расчетов следует, что Kт



dт=8 мм
d1=1,45

d2=1,452хdт=16,8 мм
Kт=

K1=

K2=

B этом случае также Kт



L1=

L2=

L3=

Kт=

K1=

K2=

И в этом случае Kт


D1=1,4 х Dв.п.=126 мм
D2=1,42 х Dв.п.=176,4 мм
Kт=

K1=

K2=

И в этом случае Kт





Класс F01N5/02 с использованием тепла