способ сварки взрывом труб
Классы МПК: | B23K20/08 сварка взрывом |
Автор(ы): | Гульбин В.Н., Николаев В.Б. |
Патентообладатель(и): | Научно-производственное объединение "Научно- исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-28 публикация патента:
27.04.1996 |
Использование: в химической, атомной и нефтегазовой отраслях промышленности. Сущность изобретения: перед сваркой взрывом во внутренней трубе создают дополнительное давление Pвн с помощью, например, предварительно запрессованного в нее стержня. Это позволяет снизить рабочее давление на 15 - 30%. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
СПОСОБ СВАРКИ ВЗРЫВОМ ТРУБ, при котором в наружную трубу соосно с ней устанавливают внутреннюю трубу и создают рабочее давление со стороны наружной трубы, а во внутренней трубе противодавление, отличающийся тем, что, с целью повышения качества соединения, противодавление создают величиной, соответствующей напряжению, равному (0,2-0,6) т, где т- предел текучести материала внутренней трубы, причем рабочее давление составляет 0,7 0,85 давления без использования противодавления.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии производства качественных биметаллических труб и может найти широкое применение в химической, атомной и нефтегазовой отраслях промышленности. Наиболее близким к предлагаемому является способ сварки взрывом, при котором в наружную трубу соосно устанавливают внутреннюю трубу и создают рабочее давление со стороны наружной трубы. Недостатком данного способа является завышенное рабочее давление, которое при сварке металлов с ограниченной взаимной растворительностью и склонных к образованию интерметаллидов способствует снижению качества соединений за чет излишней пластической деформации. Целью изобретения является повышение качества соединения. Для этого в способе сварки взрывом труб, при котором в наружную трубу соосно устанавливают внутреннюю трубу и создают рабочее давление со стороны наружной трубы, перед сваркой во внутренней трубе создают дополнительное давление, обеспечивающее напряжение величиной вн=(0,2-0,6) т, где т предел текучести материала внутренней трубы, а сварку ведут с давлением Рсв=(0,7-0,85) от рабочего без использования противодавления. При проведении патентного поиска по данной заявке были обнаружены технические решения, в которых для обеспечения качества соединения в качестве опорных элементов используют воду и опорные оправки. При воздействии рабочего давления сварки на соединяемые трубные заготовки внутри заготовок появляется противодействующее давление, являющееся только реакцией на рабочее давление и использующее образование сварочного напряженно-деформированного состояния металла на свариваемых поверхностях. Однако противодействующее давление отсутствует как до процесса сварки, так и после воздействия сварочного давления, поэтому снижать рабочее давление не представляется возможным и, следовательно, повышения качества соединения не происходит. В предложенном способе благодаря созданию дополнительного давления, действующего совместно с наружным, образуется благоприятное для условий соединения труб напряженно-деформированное состояние свариваемого металла, что позволяет снизить рабочее давление на 15-30% а это исключает образование дефектов (оплавления, интерметаллиды и т.д.) на границе соединения. Сущность способа сварки взрывом труб иллюстрируется схемой устройства для осуществления процесса, представленной на чертеже. Способ сварки взрывом труб осуществляют следующим образом. Наружную 1 и внутреннюю 2 трубы устанавливают коаксиально с эквидистантным зазором при помощи центрирующей шайбы 3 и центрирующей крышки 4. Снаружи располагают заряд 5 ВВ, который взрывают детонатором 6, установленным на вершине направляющего конуса 7. Дополнительное давление Рвн создают во внутренней трубе 2, например, с помощью запрессованного в нее стержня 8. Величину дополнительного давления Рвн с внутренним напряжением вн выбирают исходя из пластических свойств материала внутренней трубы 2 из следующего соотношения: вн=(0,2-0,6) т, где т предел текучести материала внутренней трубы 2. Создание дополнительного давления с напряжением величиной более 0,6 т технически затруднено и не приводит к снижению величины рабочего сварочного давления. Применение дополнительного давления с напряжением величиной менее 0,2 т не дает желаемого эффекта и не дает возможности снижать рабочее сварочное давление. В связи с созданием дополнительного давления Рвн, увеличивающего противодействующее давление во время процесса сварки, рабочее давление Рсв сварки снижают и выбирают в пределах (0,7-0,85) Рсв, где Рсв величина рабочего давления сварки. Созданное дополнительное давление Рвн во внутренней трубе 2 совместно с наружным рабочим давлением Рсв в процессе образования соединения образует требуемое для сварки взрывом напряженно-деформированное состояние свариваемого металла, результатом которого является высокоскоростная совместная пластическая деформация в субтонком слое соединяемых материалов поверхностей труб. За счет этого снижают рабочее давление сварки на (15-30%), при этом снижаются скорость деформирования и нагрев метаемой трубы 2. Это неизбежно ведет к исключению процесса образования локальных оплавлений, интерметаллидов и различных дефектов на границе соединения, в результате чего повышается качество взрывосварного трубчатого соединения. Следует отметить, что внутреннее напряжение может быть переменным по длине внутренней трубы, но изменение этого напряжения должно быть в указанных пределах вн=(0,2-0,6) т и изменяться от начала процесса сварки (верхняя кромка труб) с увеличением к концу процесса сварки взрывом. Пример конкретного выполнения. Для сварки выбрали титаностальное соединение, металлы которого обладают ограниченной растворимостью и склоны к образованию интерметаллидов. Для этой цели использовали трубные заготовки из титана ОТ4 диаметром 104 х 4 мм длиной 300 мм, из стали 12Х118Н10Т диаметром 92 х 4 мм длиной 300 мм. Создание дополнительного давления осуществляли путем напрессовки на стальной стержень внутренней трубной заготовки из стали 12Х18Н10Т. Затем производили сборку сварочного комплекта в соответствии со схемой, приведенной на чертеже. Сварочный комплект устанавливали на основание во взрывной камере и снаружи формовали заряд ВВ. Причем толщину слоя заряда ВВ использовали на 20% меньше, т.е. величина рабочего сварочного давления стала на 20% меньше требуемого сварочного давления. После сварки взрывом запрессованный стержень выдавливали на прессе. Достижение требуемой величины дополнительного давления осуществляли путем подбора диаметра стержня и расчета температуры нагрева внутренней трубной заготовки из стали 12Х18Н10Т. При этом запрессованный в трубу стержень выполнял двоякую роль: во-первых, создавал дополнительное давление; во-вторых, выполнял роль опорного элемента, сдерживающего излишнюю пластическую деформацию при сварке взрывом. В результате использования дополнительного давления исключается образование на границе титаностального соединения оплавлений, интерметаллидов и других дефектов, а это, в свою очередь, повышает качество биметалла.Класс B23K20/08 сварка взрывом