парусное вооружение судна

Классы МПК:B63H9/06 конструкция и типы парусов; их размещение на судне 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственный проектно-конструкторский и научно- исследовательский институт авиационной промышленности
Приоритеты:
подача заявки:
1993-06-08
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для оснащения парусным вооружением судов, преимущественно яхт. Сущность: парус выполнен с гибкими элементами в карманах, которые выполнены из одного и того же материала, что и парус, размещены по всей ширине полотнища паруса параллельно его нижней шкаторине, попарно и симметрично с обеих сторон полотнища паруса, начинаясь от мест соединения задней шкаторины полотнища паруса с тросами, а площади поперечных сечений гибких элементов, попарно размещенных в соответствующих им карманах, одинаковы. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СУДНА, содержащее мачту с треугольным парусом, соединенным со шкотом посредством трособлочной системы, тросы которой соединены с задней шкаториной полотнища паруса, отличающееся тем, что парус выполнен с гибкими элементами в карманах, которые выполнены из одного и того же материала, что и парус, размещены по всей ширине полотнища паруса параллельно его нижней шкаторине попарно и симметрично с обеих сторон полотнища паруса, начинаясь от мест соединения задней шкаторины полотнища паруса с тросами, а площади поперечных сечений гибких элементов, попарно размещенных в соответствующих им карманах, одинаковы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для оснащения парусным вооружением судов, преимущественно яхт.

Известно парусное вооружение судна, содержащее мачту с треугольным парусом, соединенным со штоком посредством трособлочной системы, тросы которой соединены с задней шкаториной полотнища паруса (патент США 2151368, кл. В 63 Н 9/06, 1939).

Недостатком этого парусного вооружения является то, что, хотя ветровая нагрузка автоматически перераспределяется по задней шкаторине в заранее заданных пропорциях, в зависимости от реальной силы ветра, но носит локальный характер и сосредоточена в точках подсоединения тросов к задней шкаторине, а не распространяется по всей поверхности паруса, что приводит к деформациям паруса, особенно при попутном ветре, снижая его эффективность из-за отсутствия оптимальной аэродинамической формы у паруса.

Технический результат изобретения состоит в устранении указанных недостатков и решении задачи создания парусного вооружения с парусом, автоматически принимающим оптимальную аэродинамическую форму при любом направлении и силе ветра.

Это достигается тем, что парус выполнен с гибкими элементами в карманах, которые выполнены из одного и того же материала, что и парус, размещены по всей ширине полотнища паруса параллельно его нижней шкаторине, попарно и симметрично с обеих сторон полотнища паруса, начинаясь от мест соединения задней шкаторины полотнища паруса с тросами, а площади поперечных сечений гибких элементов, попарно размещенных в соответствующих им карманах, одинаковы.

На фиг. 1 показана принципиальная конструктивная схема парусного вооружения судна, в аксонометрической проекции; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1.

Парусное вооружение судна, преимущественно яхты, содержит мачту 1, треугольный парус 2 с карманами 3 и гибкими элементами 4, соединенный со шкотом 5 тросами 6 и блоками 7. Парусное вооружение эксплуатируется следующим образом. Гибкие элементы 4 размещены в карманах 3, которые выполнены из одного и того же материала, что и парус 2. Карманы 3 размещены по всей ширине полотнища паруса 2 параллельно его нижней шкаторине попарно и симметрично с обеих сторон полотнища паруса, начинаясь от мест соединения задней шкаторины полотнища паруса с тросами 6. Площади поперечных сечений элементов 4 одинаковы при их попарном размещении в карманах 3.

Под воздействием ветровой нагрузки Р происходит нагружение задней шкаторины паруса 2 в точках подсоединения к ней тросов 6 сосредоточенными нагрузками Р1, Р2n. При этом Р парусное вооружение судна, патент № 2059526 Pn Рn, а величина каждой силы возникающей в месте подсоединения тросов к задней шкаторине паруса 2 определена выбранной кинематической схемой соединения шкота 5 посредством блоков 7 и тросов 6 к задней шкаторине паруса 2. Под воздействием этих сил происходит деформация гибких элементов 4, размещенных в карманах 3 паруса 2. Гибкие элементы 4 выбраны из условия получения равных деформаций, что определяет равномерную кривизну паруса 2 по всей его поверхности, приближая его работу к работе жесткого крыла, исключая скручивание и локальные затенения, вследствие чего ветер воздействует на всю поверхность паруса. Так как гибкие элементы 4 размещены симметрично относительно полотнища паруса 2, то оно проходит по средней линии деформации всех пар гибких элементов, вследствие чего при смене галса характер работы паруса остается неизменным.

Класс B63H9/06 конструкция и типы парусов; их размещение на судне 

Наверх