способ ремонта зубчатого колеса

Классы МПК:B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Всероссийский проектно-конструкторский технологический институт лесного машиностроения
Приоритеты:
подача заявки:
1993-01-29
публикация патента:

Использование: в технологических процессах ремонта деталей машин, в частности в способах ремонта зубчатых колес. Сущность изобретения: в зоне обода зубчатого колеса, имеющей изношенные или сломанные зубья, выполняют сквозной аксиальный паз. Изготовляют сегмент, имеющий основание, соответствующее по форме пазу. Соединяют сегмент с ободом, запрессовывая основание сегмента в паз. Затем приваривают сегменты к ободу прерывистыми сварными швами. Для образования последнего выполняют разделочные выемки, параметры которых определяются по расчетной формуле. Технический результат: уменьшается расход сварочного материала, повышается эффективность способа. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Способ ремонта зубчатого колеса, заключающийся в том, что в его ободе со стороны изношенной части венца выполняют сквозные пазы в виде ласточкина хвоста со округленными углами, устанавливают в них ответной частью зубчатые сегменты на прессовой посадке, которые соединяют с ободом сварными швами с двух сторон, отличающийся тем, что выполняют вдоль линии сопряжения обода и зубчатых сегментов расположенные на расстоянии одна от другой разделочные выемки, параметры которых связаны соотношением

Eу= 2способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137уB2способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137b ,

где Eу усадочная энергия, Нм;

способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137у- напряжение усадки, Н/м2;

B -ширина шва, м;

b/2 длина шва, м,

сваривают зубчатые сегменты с ободом, заполняя сварочным металлом полученные выемки для образования прерывистого сварного шва.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технологическим процессам ремонта деталей машин, в частности к способам ремонта зубчатых колес.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату к изобретению является способ ремонта зубчатого колеса, заключающийся в том, что в его ободе со стороны изношенной части венца выполняют сквозные пазы в виде ласточкина хвоста со скругленными углами, устанавливают в них ответной частью зубчатые сегменты на прессовой посадке, которые соединяют с ободом сварными швами с двух сторон.

Однако известный способ не обладает достаточной эффективностью, поскольку характеризуется высокой трудоемкостью, связанной с постановкой штифтов для соединения зубчатых сегментов с ободом, необходимостью разделки обода и сегментов под сварной шов по всей зоне их сопряжения и значительным расходом сварочного материала при сварке сплошным швом сегментов с ободом.

Техническим результатом, на достижение которого направлен заявленный способ, является повышение его эффективности благодаря тому, что он не требует использования штифтов, разделка обода и сегментов под сварной шов, который выполнен прерывистым, производится только в зоне расположения участков прерывистого шва и, соответственно, уменьшает расход сварочного материала.

Для достижения указанного технического результата в известном способе ремонта зубчатого колеса, заключающемся в том, что в его ободе со стороны изношенной части венца выполняют сквозные пазы в виде ласточника хвоста со скругленными углами, устанавливают в них ответной частью зубчатые сегменты на прессовой посадке, которые соединяют с ободом сварными швами с двух сторон, выполняют вдоль линии сопряжения обода и зубчатых сегментов расположенные на расстоянии друг от друга разделочные выемки, параметры которых связаны между собой соотношением Ey 2 способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137yB2b, где Еу усадочная энергия, Нм; способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137у напряжение усадки, Н/м2; В ширина шва, м; b/2 длина шва, м, сваривают зубчатые сегменты с ободом, заполняя сварочным металлом полученные выемки для образования прерывистого сварочного шва.

На фиг. 1 изображена пространственная схема, иллюстрирующая способ ремонта зубчатого колеса; на фиг. 2 отремонтированное зубчатое колесо с использованием заявленного способа, план; на фиг. 3 сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 обод ремонта зубчатого колеса со сквозным аксиальным пазом, план.

Для осуществления способа ремонта в зоне 1 обода зубчатого колеса, имеющий изношенные или сломанные зубья, выполняют сквозной аксиальный паз и изготовляют сегмент, имеющий основание 2, соответствующее по форме пазу, и примыкающий к основанию зубчатый участок 3. После этого осуществляют силовое замыкание сегмента с ободом. Для этого на первом этаже замыкания запрессовывают основание сегмента в паз, на втором этапе замыкания приваривают сегменты к ободу прерывистыми сварочными швами 4, расположенными с торцовых сторон обода и лежащими в плоскости сопряжения сегмента с пазом. Последний ограничен основанием 5, боковыми прямолинейными наклонными участками 6, выходящими в середины впадин между зубьями 7 обода, и промежуточными скругленными участками 8, связывающими участки 6 и основание 5. В ободе 1 и сегментах 2 по основанию 5 выполняют по две разделочные выемки (сверху и снизу) 9, заполняемые присадочным сварочным материалом при образовании сварных швов.

Отношение высоты h1 паза между основанием и началом боковых участков к расстоянию h2 от основания до наружного края обода составляет 1,35-1,45, а оптимальным значением является 1,42. Это подтверждается эмпирическими зависимостями основных геометрических параметров паза, определяемых по эмпирическому соотношению, характеризующему, что зубчатый венец, смонтированный из зафиксированных в пазах обода сегментов, находится в статическом равновесии, описываемом уравнением прочности соединения сегмента с ободом:

способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137 способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137-2Kспособ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137 + способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137

где способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137- характеристика прочности, т.е. соединения сегмента с ободом;

а величина заглубления сегмента в паз обода;

b половина длины сегмента по хорде окружности между серединами впадин зубьев (принимая для упрощения расчета длину дуги, равной половине стягиваемой ей хорды);

К коэффициент пропорциональности характеристики прочности соединения, т. е. при способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137= 0 получаем квадратное уравнение.

Корни уравнения:

способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137= Kспособ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137 способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137

При равных значениях корней, что соответствует минимуму значений сил реакций в местах сопряжения сегмента с поверхностями паза венца, получаем

способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137=K и K способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137

Поэтому способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137 способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137 K способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137

Проверка сегментов и обода и охлаждение сварных швов приводят к возникновению в местах сварки усадочных напряжений, появляющихся в результате уменьшений объема металла шва при охлаждении.

Усадочная энергия стягивает кромки сегментов и обода, благодаря чему обеспечивается необходимый натяг обода на сегмент без применения стягивающих штифтов.

Кроме усадочных напряжений возникают тангенциальные растягивающие напряжения по линии стыка обода с сегментами в зоне основания 5.

Отношение энергии растяжения Ер к энергии усадки 4-х прерывистых швов Еу выражается соотношением:

способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137 способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137 n1способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137n2 способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137 способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137,

где n1 2 число торцов колеса;

n2=2 число швов на торце;

R-D/2 радиус обода зубчатого венца;

h2 расстояние от основания до наружного края обода;

способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137- угол между двумя радиусами, проведенными из центра колеса к концам разделочных выемок.

57,3о одному радиану;

2b суммарная длина 4-х прерывистых швов.

Еу способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137у(2b)ВН усадочная энергия 4-х швов шириной В, высотой Н и длиной b/2 каждый. В условиях Н=В выражение принимает вид Еу (2b)В2способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137у.

Пример расчета усадочной (после сварки) энергии.

Первоначально способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137у= 500 способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137 В 1 см;

2b 40 см, отсюда Еу 40х12х500 20.000 Н см 200 Нм.

В условиях поперечной усадки швов возникает также тангенциальное растягивающее напряжение, приводящее к еще большему силовому эффекту замыкания зубчатого сегмента в ободе. Для расчета указанной энергии Ер, связанной с тангенциальными напряжениями, принимаем в указанном вначале выражении знак равенства. Полученное равенство записываем в виде

Eр= n1способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137n2 способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137 способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137

Рассчитываем Eр= 2способ ремонта зубчатого колеса, патент № 20601372 способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137 способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137 200 2,54способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137200 508 Нм,

где n1 2;

n2 2;

R 0,8 м;

h2 0,07 м;

2b= 0,4 м;

способ ремонта зубчатого колеса, патент № 2060137= 20о;

Еу 200 Нм.

Таким образом, сумма усадочной энергии и энергии растяжения равна

Еу + Ер 200+508 708 Нм.

С учетом исходного неравенства суммарная энергия замыкания зубчатого сегмента в обод венца получается большей, чем 708 Нм. Возможная нагрузка, действующая в сопряжении зубчатого сегмента с ободом, как показала практика эксплуатации, будет значительно меньше указанной величины, что гарантирует надежность соединения, полученного описанным способом.

Класс B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий

способ упрочнения рабочего органа почвообрабатывающей машины -  патент 2529610 (27.09.2014)
способ ремонта полых валков центробежной машины для получения минеральной ваты -  патент 2529147 (27.09.2014)
способ упрочняющего восстановления стрельчатых лап культиваторов различного назначения -  патент 2527558 (10.09.2014)
способ восстановления лопатки турбины, снабженной по меньшей мере одной платформой -  патент 2527509 (10.09.2014)
способ восстановления изношенных поверхностей металлических деталей -  патент 2524470 (27.07.2014)
способ и устройство для обработки уплотнительной поверхности запорной арматуры -  патент 2521569 (27.06.2014)
способ восстановления лемехов плугов -  патент 2520875 (27.06.2014)
способ ремонта диска вентиляторного ротора турбореактивного двигателя, вентиляторный ротор турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель -  патент 2519707 (20.06.2014)
способ задержки развития дефектов в конструкциях и устройство "токмач" для его осуществления -  патент 2519386 (10.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)
Наверх