двухтактный двигатель внутреннего сгорания
Классы МПК: | F02B33/04 с простыми кривошипно-камерными нагнетателями, в которых воздух из кривошипной камеры вытесняется неступенчатым рабочим поршнем двигателя |
Патентообладатель(и): | Цикра Сергей Анатольевич[UA] |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-12-24 публикация патента:
10.06.1996 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двухтактным двигателям внутреннего сгорания с бесшатунным механизмом преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение вала. Сущность изобретения: двухтактный двигатель внутреннего сгораниям, содержащий цилиндр 1, установленный в нем с образованием подпоршневой и надпоршневой полостей поршень 2 со штоком 3, кинематически связанным с валом бесшатунного механизма 5, перегородку 6 с бобышкой 7, направляющей штока 8 и уплотнением 9, отделяющую подпоршневую полость 10 от полости картера 11, надпоршневую полость 12, головку цилиндра 13 с камерой 14, выполненные в цилиндре впускное 15 и выпускное 16 окна и продувочные каналы 17 с входными 18 и выходными 19 окнами, выполненное в юбке поршня боковое окно 20, дополнительно снабжен ползуном 4, передаточным валом 27 и промежуточными шестернями 28, передающими вращение от вала штоку, и топливоподающим устройством 26, связанным с выполненным в стенке цилиндра смесеподающим каналом 23 с входным 24 и выходным 25 окном, в днище поршня выполнено углубление 22, а в юбке - вырезы 21. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9
Формула изобретения
1. Двухтактный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус, цилиндр, установленный в нем с образованием надпоршневой и подпоршневой полостей, поршень со штоком, кинематически связанным с выходным валом бесшатунного механизма, перегородку с бобышкой, направляющей штока и уплотнением, головку цилиндра с камерой сгорания, выполненные в цилиндре впускные и выпускные окна и продувочные каналы с входными и выходными окнами, боковые окна в юбке поршня, выполненные с возможностью совпадения с входными окнами продувочных каналов при положении поршня под верхней кромкой выходных окон продувочных каналов, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, двигатель дополнительно снабжен ползуном, передаточным валом, промежуточными шестернями, топливоподающим устройством, а в стенке цилиндра выполнен смесеподающий канал, причем в ползуне размещен передаточный вал с шестерней, образующий с шейкой выходного вала червячную передачу, а шестерня кинематически связана с шестерней, установленной на штоке поршня, при этом шток закреплен в ползуне с возможностью осевого вращения, топливоподающее устройство сообщено со смесеподающим каналом, в днище поршня выполнено углубление с возможностью совмещения с выпускным окном в момент открывания последнего, а в юбке поршня выполнены вырезы с возможностью совмещения с входными окнами продувочных каналов при положении поршня в нижней мертвой точке. 2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что впускное окно выполнено с возможностью совмещения с одним из вырезов в юбке поршня в момент его открывания. 3. Двигатель по пп.1 и 2, отличающийся тем, что камера сгорания смещена относительно оси цилиндра в сторону выпускного окна. 4. Двигатель по пп.1 3, отличающийся тем, что на внутренней поверхности цилиндра выполнены масляные каналы и маслосборные канавки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двухтактным двигателям внутреннего сгорания с бесшатунным механизмом преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение вала. Известен двухтактный двигатель внутреннего сгорания / а.с. N 787696, М. кл. F02B 77/00/, содержащий два ступенчатых цилиндра, два ступенчатых поршня, разделяющих каждый цилиндр на рабочую полость с камерой сгорания, камеру сжатия и кривошипную камеру, шатуны, соединяющие поршни с коленчатым валом, выполненные в цилиндре продувочные каналы, соединяющие рабочую полость с кривошипной камерой, впускные каналы бедной и богатой топливной смеси, выпускные каналы, перепускные каналы, золотник, кинематически связанный посредством конических шестерен с коленчатым валом. Бедная топливная смесь по перепускным каналам из кривошипной камеры поступает в нижнюю часть рабочей полости. Богатая топливная смесь из камеры сжатия первого цилиндра по перепускным каналам через золотник поступает в камеру сгорания второго цилиндра, при этом обеспечивается расслоение топливной смеси в рабочей полости цилиндра. Аналогично, богатая топливная смесь из камеры сжатия второго цилиндра поступает в камеру сгорания первого цилиндра, так как поршни движутся в противофазе, а золотник обеспечивает изменение направления потоков. Недостатком такого двигателя является сложность изготовления ступенчатых цилиндров и поршней, сложность уплотнения золотника от прорыва расширяющихся газов, прямой выброс топливной смеси вместе с выхлопными газами, с чем связала его недостаточная экономичность. Известен двухтактный двигатель внутреннего сгорания /а.с. N 1300166, М. кл. F02B 33/04/, содержащий цилиндр, поршень, соединенный посредством штока с валом бесшатунного механизма, перегородку с бобышкой, направляющей штока и уплотнениями, отделяющую подпоршневую полость от полости картера, головку цилиндра с камерой сгорания и свечой, выполненные в цилиндре выпускное и впускное окна, смесеподающие каналы с входными и выходными окнами, выполненные в юбке поршня боковые окна, причем отношение высоты выпускного окна к расстоянию от верхней его кромки до днища поршня, изморенном при совмещении нижней кромки бокового окна с верхней кромкой входного окна, составляет 2 5. В таком двигателе, как и в описанном выше, процесс продувки осуществляется топливной смесью, и хотя фаза продувки смещена относительно фазы выпуска, это не устраняет выброса топливной смеси вместе с выхлопными газами, поэтому экономичность такого двигателя невысокая. Указанный двигатель имеет симметричную фазу впуска, при которой происходит обратный выброс топливной смеси из одпоршневой полости в конце фазы впуска, что снижает его экономичность и удельную мощность. Кроме того, в таком двигателе не предусмотрена смазка трущихся поверхностей цилиндра и поршня иначе как посредством присутствующих в топливной смеси частичек масла, что приводит к повышенному расходу масла и токсичности выхлопных газов. Задачей данного изобретения является повышение эффективности двухтактного двигателя внутреннего сгорания, а именно: повышение его экономичности и удельной мощности, снижение токсичности. Для достижения поставленной задачи, двухтактный двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр, установленный в нем с образованием подпоршневой и надпоршневой полостей поршень со штоком, кинематически связанный с валом бесшатунного механизма, перегородку с бобышкой, направляющей штока и уплотнением, отделяющую подпоршневую полость от полости картера, головку цилиндра с камерой сгорания, выполненные в цилиндре впускные и выпускные окна и продувочные каналы с входными и выходными окнами, выполненное в юбке поршня боковое окно, дополнительно снабжено ползуном, передаточным валом, промежуточными шестернями, топливоподающим устройством, а в стенке цилиндра выполнен смесеподающий канал с входным и выходным окнами. Передаточный вал с шестерней размещен в ползуне и образует с шейкой вала бесшатунного механизма червячную передачу, а шестерня кинематически связана с шестерней, установленной на штоке поршня, при этом шток закреплен в ползуне с возможность осевого вращения. Топливоподающее устройство сообщено со смесеподающим каналом, а в днище поршня выполнено углубление с возможностью совмещения с выпускным окном в момент открывания последнего. Боковое окно в юбке поршня выполнено с возможностью совмещения с входным окном смесеподающего канала при положении поршня под верхней кромкой выходных окон продувочных каналов, а в юбке поршня выполнены вырезы с возможностью совмещения с входными окнами продувочных каналов при положении поршня в нижней мертвой точке. Выполнение углубления и вырезов в юбке поршня приводит к тому, что процесс выпуска начинается и заканчивается раньше начала и окончания процесса продувки соответственно, в результате чего уменьшается прямой выброс воздуха и топливной смеси, улучшается наполняемость цилиндра, что служит повышению экономичности и удельной мощности двигателя. Выполнение бокового окна указанным способом приводит к тому, что процесс продувки вначале осуществляется воздухом, и лишь затем топливной смесью, образующейся в смесеподающих каналах под воздействием топливоподающего устройства. В результате уменьшается прямой выброс топливной смеси, повышается экономичность. Впускное окно может быть выполнено с возможностью совмещения в момент открывания с одним из вырезов в юбке поршня. В этом случае обеспечивается несимметричная фаза впуска, что приводит к большему наполнению цилиндра воздухом и, следовательно, увеличению удельной мощности. Камера сгорания может быть выполнена смещенной относительно оси цилиндра в сторону выпускного окна, а смесеподающий канал направленным в сторону камеры сгорания. В этом случае обеспечивается разделение богатой и бедной топливной смеси в момент воспламенения, в результате чего повышается эффективность сгорания, увеличивается экономичность двигателя. В предлагаемом двигателе может быть осуществлена раздельная система смазки трущихся поверхностей цилиндра и поршня по выполненным в цилиндре масляным каналам и маслосборным канавкам. Это приводит к уменьшению расхода масла и токсичности двигателя. Отличительные от прототипа признаки обеспечивают достижение положительного эффекта: повышение экономичности двигателя, увеличение удельной мощности, снижение токсичности. На фиг. 1 представлена схема двигателя; на фиг. 2 представлен узел ползуна; на фиг. 3 развертка зеркала цилиндра; на фиг. 4 диаграмма фаз газораспределения двигателя; на фиг. 5 схема распределения газовых потоков в цилиндре; на фиг. 6 начало и окончание фазы впуска; на фиг. 7 начало и окончание фазы выпуска; на фиг. 8 начало и окончание фазы впуска топливной смеси; на фиг. 9 схема перемещения механизма. На фиг. 1 представлен двухтактный двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр 1, поршень 2, соединенный посредством штока 3 и ползуна 4 с валом бесшатунного механизма 5, перегородку 6 с бобышкой 7, направляющей штока 8 и уплотнениями 9, отделяющую подпоршневую полость 10 от полости картера 11, надпоршневую полость 12, головку цилиндра 13 с камерой сгорания 14, выполненные в цилиндре впускное 15 и выпускное 16 окна, продувочные каналы 17 с входными 18 и выходными 19 окнами, выполненные в юбке поршня боковое окно 20 и вырезы 21, а в головке поршня углубление 22. В цилиндре выполнен смесеподающий канал 23 с входным 24 и выходным 25 окнами. Топливоподающее устройство 26 соединено со смесеподающим каналом. Боковое окно 20 в юбке поршня выполнено таким образом, что его передняя по ходу вращения поршня кромка совмещается с первой по ходу вращения кромкой входного окна 25 смесеподающего канала в момент, когда днище поршня находится под верхней кромкой выходных окон продувочных каналов. Вырезы 21 выполнены совмещенными с входными окнами 18 продувочных каналов при положении поршня под верхней кромкой выходных окон 19 продувочных каналов. Углубление 22 в днище поршня выполнено совмещенным с выпускным о ном 16 в момент открывания последнего. Расстояние А от днища поршня до верхней кромки выпускного окна 16 меньше расстояния В от днища поршня до верхней кромки выходящих окон 19 продувочных каналов при положении поршня в нижней мертвой точке, а глубина углубления определяется выражением Н > В А. Впускное окно 15 выполнено с возможностью совмещения в момент открывания с одним из вырезов 27 в юбке поршня. В ползуне 4 расположен передаточный вал 27. На передаточном вале и на штоке закреплены промежуточные шестерни 28. На фиг. 2 показан ползун 4, который выполнен разъемным по плоскости, проходящей через ось штока 3 и ось шейки вала 5. Передаточный вал 27 расположен в ползуне параллельно оси штока и перпендикулярно оси шейки вала, образуя с последней червячную передачу с передаточным отношением 1 1. Шток закреплен в ползуне с возможностью осевого вращения посредством выполненной на нем юбки 29, помещающейся внутри выполненных в ползуне проточках 30, и кинематически связан с передаточным валом посредством промежуточных шестерен 28 с передаточным отношением 1 1. На фиг. 3 показана развернутая внутренней поверхности цилиндра, на которой между уровнем нижней кромки выходных окон и уровнем верхней кромки впускного окна выполнены маслосборные канавки 31, сходящиеся по ходу вращения поршня. В цилиндре выполнены масляные каналы 32 и 33. При возвратно-поступательном движении поршня со штоком и ползуном вдоль оси цилиндра вал 5 бесшатунного механизма совершает сложное движение, которое можно разделить на поступательное движение вместе с ползуном и вращательное движение вала с шейкой округ ее оси. При этом шейка вала посредством червячной передачи приводит во вращение передаточный вал 27, а тот в свою очередь посредством промежуточных шестерен 28 приводит во вращение шток 3 с поршнем 2. Юбка штока 29, помещенная в проточках 3 ползуна, ограничивает продольное смещение штока относительно ползуна. Таким образом, поршень совершает сложное движение, а так как передаточные отношения в кинематических связях равны 1 1, то за полный цикл совершаемого им возвратно-поступательного движения он поворачивается вокруг своей оси на 360o. Это дает возможность использовать его в качестве золотника для регулирования фаз газораспределения. При движении поршня 2 вверх топливная смесь, содержащаяся в надпоршневой полости цилиндра 12, сжимается, а в подпоршневой полости 10 создается разрежение. При положении поршня, соответствующем углу


Для получения теоретических выкладок, подтверждающих достижение описываемого эффекта, рассмотрим схему на фиг. 10. Вертикальное перемещение X любой точки поршня относительно точки, соответствующей положению днища поршня в мертвой точке /верхней или нижней/, связано с углом поворота v коленчатого вала бесшатунного механизма относительно его положения в соответствующей мертвой точке выражением
X Хо + 0,5S /1- Со v/, /1/
где Хо расстояние от днища поршня до указанной точки на поршне, S ход поршня. Для углов a и


С /Н-Д/ + 0,5S/ 1 СО

0,5S Соs a Н-Д + 0,5 S С,
C H + 0,5 S /1-Соs a

0,5S Cos


где H высота поршня,
Д высота выреза 21 в юбке поршня,
С расстояние от ВМТ до нижней кромки впускного окна. Отсюда имеем, что






А +0,5 S /1-Соs

0,5 S Cos b -h+0,5S-A,
А 0,5 S /1-Соs b



а для углов У и У" имеем
В 0,5 S /l-Cos У/ 0,5S /l-Cos У"/,
cледовательно,






X=0,5S/l-CosW/; 0,5 S CosW 0,5 S X,
X0,5S/l-СоsW"/; 0,5 CosW"=0,5 S X",
где X расстояние от НМТ до днища поршня в начале фазы впуска топливной смеси;
X расстояние от днища поршня до НМТ в конце фазы, а так как X<X" то W<W"<BR> Описанный двигатель обладает рядом преимуществ. Во-первых, осуществление продувки воздухом и обеспечение несимметричных фаз выпуска и впуска топливной смеси повышает экономичность двигателя и его удельную мощность. Во-вторых, осуществление несимметричной фазы впуска улучшает наполнение цилиндра воздухом и продувку, что повышает удельную мощность двигателя. В-третьих, обеспечено разделение богатой и бедной топливной смеси, что повышает экономичность двигателя. В-четвертых, применение раздельной смазки деталей поршневой группы снижает расход масла и уменьшает токсичность выхлопных газов. 2 4
Класс F02B33/04 с простыми кривошипно-камерными нагнетателями, в которых воздух из кривошипной камеры вытесняется неступенчатым рабочим поршнем двигателя