пневмогидродвигатель
Классы МПК: | F15B15/06 для механического преобразования прямолинейного движения в непрямолинейное |
Автор(ы): | Фирман М.Н., Шамшаев Н.С. |
Патентообладатель(и): | Центральное специализированное конструкторское бюро |
Приоритеты: |
подача заявки:
1988-05-24 публикация патента:
20.12.1996 |
Использование: для поворотов исполнительных механизмов. Сущность изобретения: в корпусе размещены поршни, связанные зубчатой рейкой, взаимодействующей с зубчатым колесом. Поршни и рейки выполнены совместно. Боковые поверхности зубьев рейки расположены в плоскостях, перпендикулярных оси рейки-поршня. Профиль зуба шестерни образован радиусным сопряжением прямой, параллельной оси симметрии ближайшей впадины и дуг окружности. Центр окружности лежит на пересечении делительного диаметра и оси симметрии соседнего зуба. Радиус определяют заданным соотношением. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Пневмогидродвигатель, содержащий корпус с размещенными в нем поршнями, связанными зубчатой рейкой, взаимодействующей с зубчатым колесом, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения массы и габаритов, поршни и рейка выполнены совместно, боковые поверхности зубьев рейки расположены в плоскостях, перпендикулярных оси рейки-поршня, а профиль зуба шестерни образован радиусным сопряжением прямой, параллельной оси симметрии ближайшей впадины и дуг и окружности, имеющей центр, лежащий на пересечении делительного диаметра и оси симметрии соседнего зуба, причем радиус R определяется соотношениемгде dд диаметр делительной окружности шестерни,
Z число зубьев шестерни.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к пневмо(гидро)приводам и может быть использовано в пневмо(гидро)двигателях для поворотов исполнительных механизмов, преимущественно устанавливаемых на космических аппаратах. Известен пневмогидродвигатель, содержащий гильзы с размещенными в них поршнями, связанными зубчатой рейкой, взаимодействующей с зубчатым колесом, и устройство для поджатия зубчатой рейки к колесу, причем устройство снабжено телами качения, размещенными по обе стороны от радиальной оси пневмо(гидро)двигателя, а рейка установлена с возможностью радиального перемещения относительно поршней (1). Недостатками такого пневмогидродвигателя являются наличие устройства поджатия к колесу зубчатой рейки, служащее для поглощения радиального усилия, возникающего от зубчатого зацепления, раздельное выполнение рейки и поршней с обеспечением возможности их радиального взаимного перемещения. Использование такой конструкции пневмо(гидро)привода на космическом аппарате нецелесообразно, т.е. она сложна и имеет пониженную надежность. Использование устройства поджатия для регулировки зазоров при эксплуатации космического аппарата невозможно, поэтому установка его в пневмо(гидро)двигатель нецелесообразна. Целью настоящего изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно упрощение конструкции, уменьшение веса и повышение надежности пневмо(гидро)двигателя. Поставленная цель достигается тем, что поршни и рейка выполнены совместно, боковые поверхности зубьев рейки расположены в плоскостях, перпендикулярных оси рейки-поршня, профиль зуба шестерни образован радиусным сопряжением прямой, параллельной оси симметрии ближайшей впадины, и дуги окружности, имеющей центр, лежащий на пересечении делительного диаметра и оси симметрии соседнего зуба, а радиус R, выражающийся следующей зависимостью:где d,д диаметр делительной окружности шестерни;
Z полное число зубьев шестерни. На фиг.1 представлен пневмо(гидро)двигатель, продольный разрез;
на фиг.2 зацепление шестерни и рейки-поршня. Пневмо(гидро)двигатель содержит корпус 1, в котором размещен поршень-рейка 2, взаимодействующий с зубчатым колесом 3. Поршень герметизируется в корпусе крышками 4 и 5. В корпусе выполнены каналы 6 и 7 для подвода (отвода) рабочей среды и канал 8 для дренажа среды, просочившейся через уплотнение 9. Боковые поверхности зубьев рейки расположены в плоскостях, перпендикулярных оси 00 рейки-поршня 2. Профиль зуба шестерни образован радиусным сопряжением r, прямой BN, параллельной оси симметрии ближайшей впадины AO1 и дуги окружности радиусом R с центром в точке К, который расположен на пересечении делительного диаметра шестерни и оси симметрии O1T соседнего зуба. Обычно для силовых пневмо(гидро)двигателей рейка и шестерни изготавливаются из высококачественных материалов, прочностные характеристики которых практически одинаковы. Зависимость для определения величины R, выведенная с учетом этого положения, такова:
При таком выполнении зацепления усилие, возникающее при взаимодействии зубьев рейки и шестерни, не имеет вертикальной составляющей, которая приводила бы к отжатию рейки, и позволяет с большим КПД преобразовывать усилие от рабочего тела, действующего на рейку-поршень 2, в крутящий момент шестерни 3. Пневмо(гидро)двигатель работает следующим образом:
Рабочая среда при подаче, например, в канал 7 перемещает поршень 2, а так как на нем выполнена рейка, то она при перемещении, находясь в зацеплении с зубчатым колесом 3, вращает его. Таким образом, возвратно-поступательное движение рейки 2 преобразуется во вращательное движение зубчатого колеса 3. Применение зубчатого зацепления, рассчитанного из условия отсутствия вертикальной составляющей силы, действующей на рейку, позволило исключить из состава пневмо(гидро)двигателя устройство для поджатия рейки к шестерне и выполнить рейку заодно с поршнями. Такое выполнение пневмо(гидро)двигателя позволяет упростить его конструкцию, уменьшить габариты и массу на 20-25%
Класс F15B15/06 для механического преобразования прямолинейного движения в непрямолинейное