велосипед
Классы МПК: | B62M3/02 с рычагами регулируемой длины |
Патентообладатель(и): | Максимов Николай Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-08 публикация патента:
20.03.1997 |
Использование: изобретение относится к области велостроения. Сущность изобретения: велосипед состоит из рамы с отрицательным провисом каретного узла, рулем, колесами, седлом в подседельной трубе. Цель соединяет ведомую звездочку колеса с приводом ведущей звездочки и шатунами. Каретный узел с конусами на концах вала снабжен жестко укрепленной на нем ведущей опорой, один шатун соединен с концом вала, а другой - с ведущей опорой. Ведущая звездочка вращается на опорах и снабжена секторами в радиальных пазах диска и храповыми элементами в ступице, при этом на опорах шаг зубьев по секторам кратен шагу роликов цепи. Велосипед может передавать повышенный крутящий момент с одновременным увеличением передаточного отношения, облегчением педалирования и упрощением конструкции. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Велосипед, содержащий раму, установленные в раме ведущее и управляемое колеса, руль, седло, педальный механизм в виде качающихся шатунов, поочередно входящих в сцепление с элементами ступицы, установленного на оси качания шатунов ведущего элемента, связанного цепной передачей с ведомой звездочкой, установленной на оси ведущего колеса, механизм регулирования передаточного отношения, отличающийся тем, что ось качания шатунов расположена над прямой, соединяющей оси колес, элементы сцепления ступицы выполнены в виде встроенной в ступицу с возможностью осевого перемещения и фиксации от проворота относительно нее втулки с двусторонними торцевыми пилообразными зубьями, поочередно взаимодействующими с ответными зубьями на обращенных к ним торцах опор шатунов, расстояние между которыми (торцами) превышает длину втулки на высоту зуба, а механизм регулирования передаточного отношения выполнен в виде средства изменения диаметра ведущего элемента, зубья которого для этого выполнены на секторах, установленных с возможностью радиального перемещения и фиксации в предусмотренных радиальных пазах ступицы, и имеют шаг, кратный шагу цепи, при этом фиксация секторов возможна в трех радиальных положениях, соответствующих условному числу зубьев ведущего элемента 70, 84 или 98 и обозначенных рисками на ступице, а ведомая звездочка имеет число зубьев не более 13.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к велостроению, преимущественно к конструкции велосипедов с возвратно-угловым перемещением шатунов, а именно велосипедов с кареточным узлом межосевого нижнего расположения. Известны велосипеды с двумя обгонными муфтами на оси ведущего колеса и барабанами /1/ или велосипеды с двумя обгонными муфтами на оси каретного узла /2/. Наличие в известных велосипедах дополнительных узлов и деталей /механизма синхронизации и барабанов на оси колеса у одного, дополнительный рычаг с тягами у другого/ увеличивает вес велосипеда, чем снижает эксплуатационные свойства, как и расположение оси каретки при круговом вращении шатунов ниже прямой, проходящей через оси колес. Наиболее близким по технической сути к предлагаемому решению является велосипед, состоящий из установленных на раме переднего управляемого колеса с рулем в стойке вилки его, заднего ведущего колеса, одна по крайней мере звездочка которого вращается цепью, кинематически связывающей ее с ведущей звездочкой на оси каретки /3/. Ведущая звездочка вращается Г-образными подпружиненными шатунами возвратно-углового перемещения с педалями на передних концах шатунов. Нижне-межосевое расположение оси каретки ограничивает угол перемещения шатунов и создаваемый при этом крутящий кареточный момент, наличие направляющих кронштейнов для пружин сжатия увеличивает вес, ухудшая эксплуатационные свойства этого велосипеда. Предлагаемый велосипед "Макси-3" решает задачу улучшения эксплуатационных свойств посредством увеличения карточного и вследствие этого приводного момента на ведущем колесе, позволяющих увеличить передаточное отношение привода без увеличения веса его и с облегчением педалинга. Суть изобретения состоит в том, что велосипед "Макси-3", содержащий раму и установленные в ней ведущее и управляемое колеса, руль, седло, педально-шатунный механизм с качающимися передними концами шатунов, поочередно входящих в сцепление с элементами ступицы на оси качения шатунов ведущего средства, связанного цепной передачей с ведомой звездочкой, установленной на оси ведущего колеса, механизм переключения передач, снабжен осью кареточного узла, расположенной над прямой, проходящей через оси колеса, ступица имеет встроенную с возможностью осевого перемещения и фиксации от проворота относительно нее втулки с пилообразными торцами, зубья которых поочередно взаимодействуют с впадинами ответных обращенных к ним торцев опор шатунов, а расстояние между торцами при этом превышает длину втулки на высоту зуба, механизм регулирования передаточного отношения снабжен средством изменения диаметра расположения зубьев ведущего элемента, для чего зубья выполнены на торцах секторов, установленных с возможностью радиального перемещения и фиксации в предусмотренных для этого радиальных пазах ступицы и имеют шаг, кратный шагу цепи, фиксация секторов возможна в трех радиальных положениях, соответствующих условному числу зубьев ведущей звездочки 70, 84 или 98 и обозначенных рисками на ступице, а ведомая звездочка имеет число зубьев не более 13. "Высокое" расположение оси шатунов обеспечивает их максимальную длину и угол перемещения, обгонное средство привода с "полуторной" обгонной муфтой обеспечивает функции трех ведущих звездочек при отсутствии в конструкции звездочки в традиционном ее понимании, позволяет достичь поставленную цель, т.к. обеспечивает данная совокупность возможность получения максимальных кареточного и приводного моментов и, следовательно, облегченное педалирование даже при значительно большем передаточном отношении и сохранении веса велосипеда известных моделей, как минимум. На фиг. 1 изображен велосипед "Макси-3", вид сбоку. На фиг. 2 - продольный разрез кареточного узла с соединительной втулкой сцепления. На фиг. 3 развертка втулки сцепления с условным изображением положения ее в зацеплении с торцем опоры 11 шатуна 9 /верхняя половина фигуры/ и с торцем опоры 15 шатуна 8 /нижняя половина фигуры/. На фиг. 4 вид сбоку на ведущий элемент привода с положением одного сектора 23 на каждой концентричной оси окружности рисок. Велосипед "Макси-3" состоит из рамы 1 /фиг. 1/, руля 2, колеса 3 и седла 4, заднего колеса 5, ведомая звездочка которого /не показана/ с числом зубьев Z2 13 или менее соединена цепью 6 с ведущим элементом 7 привода шатунов 8, 9. Ось кареточного узла и шатунов может быть расположена на расстоянии 40 50 мм от прямой, соединяющей ось колес, что обеспечивает качательное вращение шатунов на угол

1. А. с. СССР N 1703542, B 62 M 1/04, 01.01.92. 2. А. с. СССР N 1722935, B 62 M 1/12, 30.03.92. 3. А. с. СССР N 1207884, B 62 M 1/04, 1986 /прототип/.