резьбовое соединение
Классы МПК: | F16B39/04 элементом, проникающим в поверхность с винтовой нарезкой по крайней мере одной детали, например штифтом, клином, шпонкой, винтом |
Автор(ы): | Шумихин Г.А., Куденко М.Н., Коротких В.Н. |
Патентообладатель(и): | Ульяновское высшее военно-техническое училище им.Богдана Хмельницкого |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-04-09 публикация патента:
20.03.1997 |
Использование: в стопорящихся резьбовых соединениях. Сущность изобретения: между охватываемой и охватывающей деталями размещен стопорный элемент в виде шарика. В охватывающей детали под углом один к другому выполнены сообщающиеся между собой цилиндрические каналы. В одном канале на входе герметично установлена пробка. В охватываемой детали в зоне выхода каналов выполнена выемка. Шарик размещен в полости, образованной выемкой с каналом без пробки. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Резьбовое соединение, содержащее охватываемую и охватывающую детали и размещенный между ними стопорный элемент, при этом в охватывающей детали под углом один к другому выполнены сообщающиеся между собой цилиндрические каналы, в одном из которых на входе герметично установлена пробка, отличающееся тем, что в охватываемой детали в зоне выхода каналов выполнена выемка, а стопорный элемент размещен в полости, образованной выемкой и каналом без пробки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к резьбовому соединению. Известно резьбовое соединение, содержащее охватывающую и охватываемую детали и проставку, расположенную в отверстии охватывающей детали, поджатую стопорным винтом к резьбе охватываемой детали [1]Известное резьбовое соединение ненадежно при резьбе с большим шагом, т. к. как допускает скольжение резьбы охватываемой детали относительно стопорного элемента. Известно резьбовое соединение, содержащее охватываемую и охватывающую детали и стопорный элемент в виде шарика, в охватывающей детали под углом один к другому выполнены два сообщающихся между собой цилиндрических канала, шарик размещен в полости, ограниченной поверхностью охватываемой детали и стенками одного из каналов, при этом в одном из каналов герметично установлена пробка [2]
Недостатком известного резьбового соединения является ненадежность стопорения, т. к. допускается возможность скольжения шарика по резьбе охватываемой детали. Поставленная задача решается так, что в охватываемой детали выполнена выемка, а стопорный элемент размещен в полости, образованной выемкой в охватываемой детали и одним из цилиндрических каналов, выполненных в охватывающей детали. На фиг. 1 изображено резьбовое соединение в сборе; на фиг. 2 фрагмент охватывающей детали в разрезе (увеличенно). Резьбовое соединение содержит соединяемые детали 1,2, пружинную шайбу 3, охватывающую деталь 4, например гайку, и охватываемую деталь 5, например болт. Болт 5 имеет, по меньшей мере, одну выемку 6. Гайка 4 имеет первый цилиндрический канал 7 и второй цилиндрический канал 8, оси которых размещены по отношению друг к другу под некоторым углом . Выемка 6 и второй цилиндрический канал 8 образуют полость для размещения стопорного элемента, который выполнен в виде шарика 9. Первый цилиндрический канал 7 герметизирован съемной пластмассовой фигурной пробкой 10, которая может иметь уплотнительные пояса 11 и может быть выполнена в другом виде. Резьбовое соединение работает следующим образом. Гайку 4 навинчивают на болт 5, после чего в первый цилиндрический канал 7 опускают шарик 9 и дозатягивают гайку 4. При этом выемка 6 и второй цилиндрический канал 8 совпадают и образуют полость, в которую перекатывается шарик 9. Узел резьбового соединения заперт. Для предотвращения попадания пыли и грязи в первый цилиндрический канал 7 его герметизируют пластмассовой фигурной пробкой 10, которую вводят в канал 7 с натягом. Пробка 10 также предотвращает выпадение шарика из каналов 7, 8 в том случае, когда резьбовое соединение повернуто на 90o, 180o по отношению к положению, показанному на фиг. 1. При демонтаже резьбового соединения фигурную пробку 10 удаляют из первого цилиндрического канала 7, а затем достают шарик 9, например при помощи специального инструмента, имеющего на торце клейкий элемент, после чего отвинчивают гайку 4.
Класс F16B39/04 элементом, проникающим в поверхность с винтовой нарезкой по крайней мере одной детали, например штифтом, клином, шпонкой, винтом