способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин
Классы МПК: | H02K15/12 пропитка, нагрев или сушка обмоток, статоров, роторов или электрических машин в целом H02G1/12 для удаления изоляции или брони с кабелей, например с их концов |
Автор(ы): | Власов В.Г., Иванов В.Л., Мохова Т.О. |
Патентообладатель(и): | Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащищенных электрических машин |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-05-03 публикация патента:
10.04.1997 |
Использование: изобретение относится к технологии разрушения термореактивного связующего изоляции и может быть использовано при ремонте электрических машин. Сущность изобретения: способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин основан на обработке изоляции в щелочных растворах. Отличие состоит в том, что щелочной раствор содержит окислитель, например перманганат калия, при следующем соотношении, вес.ч.: натр едкий 120, калия перманганат 30, вода 200. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин путем обработки ее в щелочных растворах, отличающийся тем, что в щелочной раствор вводят окислитель, например перманганат калия, при следующем соотношении, мас.ч. Натр едкий технический 120Калия перманганат 30
Вода техническая 200
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии разрушения термореактивного связующего изоляции и может быть использовано при ремонте обмоток электрических машин. Известен способ удаления изоляции с узлов электрических машин при ремонте путем погружения их в расплав едкого натра при температуре 380 400oC [1]Недостатки способа высокая трудоемкость, большие затраты на нагрев, длительность процесса, громоздкость оборудования, загрязнение окружающей среды, ухудшение электромагнитных свойств электротехнической стали при воздействии на нее расплава солей при высоких температурах. Задачей изобретения является упрощение и ускорение технологического процесса, повышение уровня ремонтируемых электрических машин, что в конечном счете ведет к снижению затрат на ремонт машин, улучшению экологических условий производства, простоте утилизации отходов. Технический результат достигается за счет того, что в раствор едкого натра вводят окислитель, например, перманганат калия, при следующем соотношении компонентов, вес.ч. Натр едкий технический 40-140
Калия перманганат 20-60
Вода техническая 200
Cкорость разрушения термореактивного связующего возрастает с повышением концентрации щелочи. Наилучшие результаты получены при температуре рабочего раствора 70 10oC и следующем соотношении компонентов, вес.ч. Натр едкий технический 120
Калия перманганат 30
Техническая вода 200
На чертеже представлена схема реализации способа деполимеризации. Технологическая линия включает емкость для изготовления рабочего раствора 1, поддон 2 и промежуточную емкость 3 для разбавления рабочего раствора перед сливом в канализацию. Для снижения расхода рабочего раствора поддон 2 оснащен цилиндром 4. Процесс деполимеризации изоляции с узлов электрических машин осуществляется следующим образом. Статор электрической машины 5 с герметично заглушенными боковыми отверстиями и нижним щитом машины устанавливается вертикально на поддон 2. Из емкости 1 рабочий раствор насосом 6 подается в статор электрической машины 5. Обмотка машины должна быть полностью покрыта рабочим раствором. После окончания процесса деполимеризации в статор подают горячую воду техническую, и разбавленный раствор поступает в промежуточную емкость 3 для разбавления и замера рН перед утилизацией и сливом в канализацию. Двигатель вынимают из емкости и извлекают обмотку. Данный способ разрушения термореактивного связующего позволяет ускорить и упростить технологический процесс ремонта электрических машин, исключает распушение пакета и значительно снижает усилие при извлечении обмоток из паза, не требует сложного технологического оборудования. Технологический процесс отличается малой энергоемкостью, ведется при умеренных температурах с использованием горячей технической воды для приготовления рабочего раствора и промывки узлов машины. Процесс экологически чистый, нет трудностей с утилизацией отходов. Предложенный состав не вызывает коррозии меди, стали, чугуна, способствует отслаиванию изоляционного материала от поверхности обмоточного провода, не разрушая его, проникает в глубокие зазоры паза. На стадии реализации изготовлено технологическое оборудование, проведено опробование предложенного состава при ремонте обмотки электрической машины с изоляцией типа "Монолит". Результаты положительные. По предлагаемому техническому решению выполнена НИР (договор 322-94), проведена опытно-промышленная проверка способа с помощью указанной установки, которая подтвердила приемлемость и осуществимость данного способа разрушения изоляции обмоток электрических машин.
Класс H02K15/12 пропитка, нагрев или сушка обмоток, статоров, роторов или электрических машин в целом
Класс H02G1/12 для удаления изоляции или брони с кабелей, например с их концов